Дома
Мод существовали
во всех республиках
и крупных
городах Союза,
и исчислялись
десятками уже
в послевоенное
время. Но в 1969 году
Дома Мод, ателье
и фабрики индпошива
перешли в ведомство
Министерства
бытового обслуживания
населения и
началось постепенное
увядание этой
темы. При каждом
Доме Мод существовал
отдел пропаганды
моды, которые
руководили
Театрами мод,
внушавших
определенный
вкус населению
через показы.
Несмотря на
незавидную
роль этих институциях
в них служили
замечательные
мастера, способные
не только впечатлить
заказчика, но
и поддержать
престиж страны,
как это было
на Всемирной
Монреальской
выставке 1967 года,
когда киевлянка
Татьяна Козеева
была избрана
«Мисс Монреаль»,
и ее фото
украшало обложки
канадских
журналов, а по
миру прокатилась
краткосрочная
мода на «русское».
Основными
флагманами
«пропаганды
моды» считались
Общесоюзный,
Таллиннский,
Киевский и
Рижский Дом
Моды, остальные
существенно
различались
по уровням.
Лениградский
Дом Моды , в силу
специфики
города и производства,
в большей степени
ориентировался
на театр и это
наложило определенный
отпечаток на
стиль, который
разрабатывался
в этих условиях.
В Москве же,
помимо Московского
и Общесоюзного
дома моделей
существовала
еще спортивный
дом моделей
одежды , трикотажный,
молодежный
дом моды в
Сокольниках,
и Бюро промышленной
одежды, на которое
и возлагалась
обязанность
технических
инноваций по
крою, тканям,
и оборудованию
для фабрик. В
целом получалось
так, что вся
работа шла на
уровне идеи
и подтверждении
некоей иллюзии
существования
отечественной
моды. Ее можно
было посмотреть,
номенклатура
могла ее заказать,
но купить ее
не могли не
только отечественные
граждане, но
и иностранные,
которые сталкивались
с замечательными
образцами во
время краткосрочных
визитов и попадали
в неразрешимую
ситуацию, когда
за валюту им
не мог ничего
продать. При
этом на фабриках
и в Домах Мод
творил коллектив,
кто за идею,
кто в силу
притягательности
самой ауры
сопричастности
к миру моды.
Работа
«манекенщиц»
и «демонстраторов
верхней одежды»,
достаточно
скудно оплачивалась,
но девушки
держались как
актрисы на
гастролях и
показах, к тому
же в конце 1970-х
манекенщиц
стали выпускать
не только в
страны соцлагеря,
но и в Мексику
и в Японию. Работа
же художников-модельеров
определялась
словом «норматив»,
каждый должен
был выработать
некоторую
норму. Из выбора
худсовета
формировалась
перспективная,
как ее называли,
коллекция,
которую далее
адаптировали
на фабриках.
О чем с содроганием
вспоминают
сами авторы
костюмов и
главный искусствовед
Ирина Александровна
Андреева, работала
в те времена
в ОДМО, недавно
издавшая сборник
своих воспоминаний
«Записки советского
обывателя»
о перипетиях
с советской
модой.
В
1982 году на базе
Московского
Дома Моды, в
конце 80-х появляется
Театр моды
Вячеслава
Зайцева, сократившего
свое имя до
краткого Слава.
Это был первый
прецедент,
когда дом моды
стал носить
имя кутюрье,
а вещи обрели
имя мастера.
В этом Доме
Мод, как и в иных
других , разрабатывались
и производились
модели, которым
не грозило
выйти в массовый
тираж.
Хотя
модели, которые
разрабатывались
замечательными
дизайнерами,
охватывали
многие направления,
как и положено
индустрии моды.
И модели в Доме
на Кузнецком
14 разделялись
под разные
категории
населения –
была мода для
молодых, для
пожилых, и для
полных. К середине
80-х, помимо мужских
и женского
направления
появилось и
молодежная
мода откровенно
слизанная с
иностранных
журналов. Советские
дизайнеры
годами затачивающие
свои таланты
под адаптацию
национальных
сегментов,
попросту не
имели достаточных
знаний в этом
направлении.
Что-то добиралось
через информацию
из соцлагеря,
из польских
черно-белых
молодежных
журналов
«Кобетта и
жиче» или цветного
югославского
«Bravo». Производственная
часть одежды
все так же
возлагалась
на умение частных
кудесниц и
умелиц, которые
могли бы все
это воспроизвести
из подручных
средств и по
многотысячно
растиражированным
выкройкам. Дома
мод производили
небольшое
количество
изделий для
показов и для
фотосъемок
готовой продукции,
которую практически
невозможно
было купить
не только обычным
гражданам, но
и самим работникам
этих Домов. При
этом модели
Зайцева, еще
в первой половине
80-х активно
участвовали
в продвижении
продукции
основного
партнера СССР
по бижутерии,
чешского концерна
«Яблонекс».
Но звездный
час для маэстро
наступил только
с началом
Перестройки,
когда он смог
продемонстрировать
120 моделей в рамках
соглашения
с Интерторгом,
а в 1989 году быть
провозглашенным
Мезон де Кутюр
(человеком года
в мире моды) в
Париже. В 1988 году
появляется
и "Vali Moda" молодого
Валентина
Юдашкина,
единовременно
с тем как Московский
Дом Мод становится
Домом Моды
Славы Зайцева.
Все
эти изменения
в немалой степени
связаны с фигурой
Раисы Горбачевой,
которая еще
на заре Перестройки
взяла на себя
ношу изменить
ситуацию, что
ей частично
удалось. Раиса
Максимовна
внимательно
следившая за
мировой модой
и ставшая первой
советской леди,
заказывала
вещи в ОДМО,
изменив существующей
до этого традиции
размещения
подобных заказов
в КДМО (Киевском
Общесоюзном
доме моделей).
Горбачева
познакомилась
с Карденом и
Лораном, последнему
устроила показ
в тогдашнем
Ленинграде
в 1986 году, а Зайцеву
в Ванкувере,
а потом в ФРГ
в рамках продвижения
фирмы Salamander, которая
в 1987 году открыла
совместное
предприятие
на базе ленинградской
фабрики «Пролетарская
победа». С фигурой
Раисы Максимовны
связано не
только появление
в СССР журнала
«Бурда», но и
менее известные
факты. Такие
как закрытые
показы «принчипессы
моды» княжны
Галициной,
которая специально
подготовила
коллекцию в
1988 году и сделала
два показа - в
Старом цирке
и Дворце съездов.
Показы моделей
с Кузнецкого
14 вовсе стали
приглашать
прямо на партийные
конференции.
Имидж первой
леди страны
создавался
усилиями модельера
Тамары Мокеевой.
Раиса Горбачева,
заказав у Ирины
Крутиковой
приталенную
черную шубку
из каракульчи,
мгновенно
сделала ее
трендом сезона,
и ввела моду
на папаху-кубанку.
Это, безусловно,
влияло на интерес
к советской
теме, а помноженный
на шок от альтернативной
инсайдерской
истории,
тот интерес
вырос настолько,
что Тьерри
Муглер стал
снимать модели
на фоне советской
архитектуры,
Жан-Поль Готье
сделал коллекцию
в духе конструктивизма
с использованием
шрифтов кириллицы,
а Ив Сен Лоран
в этот период
одел своих
моделей в каракулевые
шапки на манер
генсековских.
Вслед за чередой
конкурсов
красавиц открылись
магазины готовых
изделий в
компьютеризированном
Центре моды
Люкс, где (цитируя
журнал Штерн
1988 года) посетители
пытались
разговаривать
с манекенами,
а продавщицы
не всегда справлялись
с новой техникой
на кассе.
Отрылся магазин
готовых изделий
при ОДМО , вышли
в свет новые
журналы «Кузнецкий
мост» и «Модели
сезона», ранее
безымянные
вещи обрели
свои имена :
Тамары Мокеевой,
Татьяны Парфеновой,
Наталии Орской,
Лидии Соселии,
Александра
Ингманда.
Самодеятельность
на базе моды
и авторского
костюма процветала
не только в
столицах, но
и в отдаленных
от центра городах.
Так например
в городе Шахты,
проводился
ежегодный
фестиваль
мод. Открывались
модельные
агентства,
известнейшим
из которых было
агентство
«Жар-птица»,
впервые в
Москве 1989 года
была проведена
«Неделя британской
моды», а американские
бренды уже
готовили
маркетинговые
схемы для открытия
собственных
производств,
отрывались
первые бутики
Пьера Кардена
и Нины Риччи
,но…
Население
переориентировавшееся
на запад, сначала
захлестнула
волна кооперативного
ширпотреба,
а вскоре и это
проявление
затопила еще
более мощная
волна китайско-польского
фейка тоннами
ввозившегося
«челноками».
Новые трендсеттеры
в малиновых
пиджаках а ля
Версаче и
тренировочных
костюмах добили
окончательные
надежды закрепиться
на рынке
открывавшимся
частным домам
и ателье, вплоть
до середины
90-х. Но стоит
отметить, что
даже тогда за
границей были
нарасхват
русских модели:
Наталья Семанова,
Людмила Исаева,
Татьяна Сорокко
- это неполный
список имен,
с которыми
заграница
связывала с
темой русской
красоты в 1990-е.
А тему высокой
русской моды
за рубежом все
еще ассоциировалась
с «Красным
Диором» Зайцевым
и русскими
мехами. Направление
накрепко связанное
с именем Ирины
Крутиковой,
разрабатывавшую
технологию
«золотого меха»
еще с середины
80-х, модели которой
были показаны
за рубежом
только в начале
1990-х в виде коллекции
«Птицы».
вернуться в раздел " Мода"
|