НЕФОРМАЛЫ И МЕЛОМАНЫ
Неформальные коммуникации, отображавшие ортодоксальный смысл этого термина,
представляли из себя надрайонную внеклассовую среду, объединенную накоплением
меломанской, модной и иной околокультурной информации. Сам термин появился в
перестроечный период, когда молодежные уличные субкультуры превратились в
самоорганизованные стилистические группы, обросли фарцовочными и концертными
коммуникациями и стали доминировать на публичных местах городского центра. И,
соответственно, попали в зону внимания властей, пытавшихся поставить под
контроль и учет это явление, но натолкнувшихся на полное отрицание каких-либо
видов сотрудничества между улицей и властями. Речь идет не о студенческих
массах, пытавшихся реализовать свои околомузыкальные и артистические таланты, а
об уличных коммуникациях, замкнутых в систему собственных взаимоотношений. В
которые то же студенчество помимо самодеятельных рок-групп поставляло немалую
часть нью-вейверов и брейкеров, объединенных общим субкультурным термином
«волновики», а также стиляг, битников и хиппи 80-х. Которые предпочли
самовыражение, мутные к тому времени перспективы карьерного роста и праздность
мажорской среды. К этому феномену социального «опускания», сопровождавшему
первую половину 80-х, в этот же период добавился не менее мощный феномен
«поднятия» районных низов, из которых самоотторгались хипстеры, рокеры и панки,
не желая смешиваться с урелами и гопотой. Это в итоге привело к крушению
социальных рамок и сближению через улицы, а позднее концерты, филофонию и фарцовку
абсолютно разнородной массы, где мерилом успешности стали личные качества и
жажда самовыражения. Таким образом, неформальными связями через достаточно
малое количество участников этих образований к середине 80-х были опутаны все
городские слои. И именно многотысячная среда урелов работала «длинным ухом»
субкультур. Новости, несмотря на отсутствие мобильной связи и Интернета и
табуирование со стороны прессы, умудрялись облетать за день весь город,
передаваемые от двора к двору или от класса к классу, обрастая при этом комком
фантастических слухов. Но в целом основа неформальных коммуникаций поддерживала
замкнутый асоциальный подпольный вид коммуникации, уверенно прошагав весь почти
столетний путь развития западных субкультур практически за десятилетие. Оставаясь
наиболее заметными и значимыми группами, привлекательными для всех слоев
общества еще до того, как власти в очередной раз решили поэксплуатировать
неформальный бренд, поместив его в фарватер перестройки.
ХИППИ , БИТНИКИ И СИСТЕМА 70-Х
Для начала имеет смысл отметить существовавшую «доперестроечную»
коммуникацию хиппи, насчитывающую не меньше 2000 человек на весь Союз. Наиболее
скучкованные на Западной Украине, Дальнем Востоке и в Прибалтике. Питер, будучи
транзитной точкой между «сельским» югом и «заграничной» Прибалтикой, стал
транзитной точкой для хиппи и прибежищем многих битников, да и сейчас остается
таким же. При этом далеко не все отрастившие волосы ниже «воротникового»
стандарта или отпустившие бороды (за что подвергались гонениям в институтах)
принадлежали к какой-либо коммуникации. Скорее даже наоборот, являлись
индивидуалами-одиночками, как и прочие иные, сбивавшиеся в дворовые компании.
Система же подразумевала коммуникацию. И в основе ее лежали перемещения по
территории Советского Союза, отягощенные существовавшими правилами прописки и
обязательного 5-дневного труда. Не работающим и не учащимся предлагалось на
выбор либо лишиться паспортов и переместиться за 101-й километр, либо пополнить
собственным присутствием отбывающих различные сроки в ЛТП (как бы на
перевоспитание) с дальнейшим трудоустройством на поруках коллектива трудящихся.
Сам же системный люд 70-х, перемещавшийся в первую очередь по маршруту
советского общества, обрастал связями, знакомствами на базе эзотерических и
меломанских увлечений и создавал коммуны, лесные и пляжные лагеря,
квартиры/флета и сквоты на захваченных и пустующих пространствах. В подобных
ячейках кучковались по 5-10 человек, занимавшихся околотворческим бездельем, но
основную массу времени проводивших на улицах, занимаясь мелким мошенничеством
(стритовым аском), утюжкой и наркодилерством. Но, конечно же, не в том виде и
масштабах, как это происходит сейчас. Социальная стабильность и иллюзия, что
деньги по большому счету не нужны (парадоксально, но факт: имея на руках «угол»
или «четвертной», можно было достаточно безбедно существовать вскладчину, не
сильно себе отказывая в рамках достаточно скудных продуктовых реалий начала
80-х), цементировали антиснобистские взаимоотношения, и система достаточно
динамично развивалась, пока не обросла наркотически зависимым составом, унылыми
студентами, кичащимися своей принадлежностью к чему-то особенному, и отчаянно
бредящими девицами, распространяющими как философскую, так и диссидентскую
литературу, таким образом внося свой вклад в общечеловеческую дисгармонию. Но
еще на олимпийский период задорных возмутителей спокойствия и самодостаточных
хипстеров было на порядок больше, чем унылых хиппи-«пионеров», и на
дальнобойных трассах Советского Союза частенько наблюдались голосующие одиночки
и группы нечетных автостопщиков. В целом же системного люда, курсировавшего по
стране, можно было насчитать не более 30 человек на крупный город. Но, включая
перемещенцев и открытие прибалтийских лесных коммун под Ригой и Подмосковье,
получалась достаточно крупная цифра от 100 (какой-нибудь лагерь в Раздорах) до
500 (средняя цифра для фестиваля в Казюкасе 84 года). К этому стоит прибавить
летние черноморские лагеря, где кучковалось тоже достаточно заметное количество
системного люда, перемешавшегося к началу 80-х с отдыхающей студентней.
Коктебель, Гурзуф, Новый Свет и Одесса – любимые места летнего
времяпровождения. Украинские коммуны художественного толка тоже проходили фазу
становления и к концу 80-х насчитывали до сотни участников и порядка 30
музыкальных околостуденческих ВИА, состоявших из волосатого люда и
битников-разночинцев.
Дальневосточные коммуны тоже присутствовали в реалиях, но после прессинга
конца 70-х сошли на нет. Единственно оставшейся на плаву можно считать
бурятскую буддистскую общину, в массе своей состоявшую из ленинградских
студентов. При этом стоит отметить, что хиппи, еще в дофестивальный период
поднявшие на флаг эскапизм и самоустранение, в отличие от своих наглых и
радикальных волосатых предшественников, встали на уверенный путь деградации или
подключения к иным стилевым группам, пережив свой системный «золотой век» еще в
конце 70-х.
Будучи не режимным городом, неформальные коммуникации в Ленинграде
складывались быстрее, но и про текучку транзитных кадров не стоит забывать.
Основой для фланирования, естественно, был Невский, «от коней» до «Площади
Восстания», с крупными тусовками в 20-40 человек неформального толка напротив
кинотеатра «Аврора» и на «Гостинке». Из заведений можно выделить «Сайгон»,
«Гастрит» и «Треугольник». И если в Москве с ее проблемным общепитом
неформалами были облюбованы пельменные и пивные, то в Ленинграде на эту роль
претендовали в большей степени кофейни и пирожковые.
СИСТЕМА НОВОЙ ФОРМАЦИИ
ВОЛНОВИКИ
В наименьшем количестве в стране были представлены «волновики», в большей
степени походившие на «лондонских» психоделиков своими вычурными костюмами и
эпизодическим появлением в кафе «Метелица» и «Лира», после закрытия которой,
аккурат на следующий день после смерти Владимира Ильича, тусующиеся «нью-вейверы»
переместились на Пушку и Плешку (площадь Ногина). Нью-вейверские проявления
охватывали и Прибалтику, и Урал, где в недрах Снежинска вызревал проект «Братья
по разуму», но общее количество как-то стилистически выраженных «волновиков»
было более чем невелико. И визуально это выражалось в каком-то смешанном
дресс-коде из элементов стиляжничания, «американистского» дресс-кода утюгов и
гамщиков и уже выделившегося из общего «итальянского» стиля «рабочей одежды»
фарцовщиков. Разброд в меломанских предпочтениях был не меньшим, и этому
имелись свои причины. После очередного витка «холодной войны» и возобновления
глушения западных радиостанций информация просачивалась через фарцовщиков,
которые не сильно разбирались в том, что втюхивают, и обобщенных представлениях
о клубно-танцевальных культурах по ту сторону «занавеса».
Да и по ту сторону вместе с очередным ревайвелом субкультур на эстрадном
эфире запестрели мутационные формы смешения фанка, диско, неорокабилли и
электроники. Все это докатилось огромным пестрым клубком под названием «новая
волна». И только очень узкие группы меломанов могли разобраться в этой
филофонической каше, активно вытеснявшей из эфира мейнстрим 70-х, прогрессивный
рок и бит, на базе которого воспитывалось поколение 70-х, в том числе и отечественных
деятелей. Большим разделительным маркером служило самовыражение в «волновой
среде», носившее характер разделения на музыкально-меломанскую и
танцевально-брейкерскую среду, представители которой стали собираться в
Олимпийской деревне и «Молоке», а отдельные танцевальные коллективы из
студенческой среды образовывали школы.
Количество уличных брейкеров тоже не превышало 20-30 человек, несмотря на
вышедшие фильмы «Танцы на Крыше» и более поздний «Курьер». И только после 86
года движение получило смену составов и увеличилось за счет молодежи. После
этого притока брейк достаточно активно засветился в рамках проводимых в Москве
дискотек, концертов и телевидения, а чуть позже брейкера переместились в ЦПКО и
на Арбат, где сложилась новая коммуникация гамщиков и утюгов. Из которой ведут
происхождение первые отечественные хип-хоперские потуги и фоттерская кажуальная
волна 90-х. Остальной массив «нью-вейва» окончательно дифференцировался в
фестивальный период на более четкие стилистические ответвления, а группы лиц,
не укладывающиеся в какие-либо жесткие тусовочные рамки, сформировали то, что
сейчас принято называть «панком советского периода». Опять же двух видов –
более «нью-вейверский» и более «хардкоровый», в рамках личных способностей и
компаний, к которым эти персоналии примыкали.
В Ленинграде нью-вейверская стилистика в большей степени выражалась в
каком-то полупанковском стиле или извращениях на базе стиляжничания или
милитаризма.
РОКЕРЫ И МЕТАЛЛИСТЫ
Как и все остальные генеалогические истории – эти группы имели свою
дофестивальную предысторию, корнями уходившую в филофонию и околофутбольные
хулиганства. С появления в 1982 году термина «хеви-метал» взамен «тяжелого
рока» отдельные представители, хаотично подмагничиваясь друг к дружке на базе
нового увлечения и куража, сформировали достаточно плотную внесоциальную
прослойку, которая уже к 1983 году превратилась в металлорокерский костяк ЦПКО,
сознательно инфильтрировавший собственные ряды и состоявший наполовину из
бывших фоттеров, движение которых дало трещину (на«левых» и «правых» фанов) к
этому времени, и хипстеров-фарцовщиков, предпочитавших новые простоватые
утяжеленные ритмы и все, что связано с темой «настоящести и правильности».
Сложению радикального крыла способствовали разваливающаяся институция ПТУ и
желание противопоставить себя как прошлому поколению тусовщиков, так и уже
имевшимся группам сверстников. Поэтому ничего удивительного и фантастического
нет в том, что именно эта коммуникация в 1984 году на коллективном собрании в
ЦПКО, насчитывающая более двух сотен человек в изначальных рядах, стала
центральной в дальнейших событиях, стремительно обрастая как концертной, так и
производственно-фарцовочной индустрией. Стоит отметить, что бытующий в сознании
обывателя миф о полупьяных неопрятных неформалах, достаточно долго
создававшийся прессой, был наиболее показательно рассеян именно в этот период.
Стройными рядами забавно униформированных самцов призывного возраста, еще не
севших на мотоциклы, но уже представлявших собой угрозу спокойствию добропорядочных
граждан, всячески баламутя вокруг себя ситуацию в рабочих и спальных районах, и
имеющих наглость публично собираться и маршировать по центральным московским
улицам. Все это закономерно привело к тому, что летом 85 года в Москве впервые
прозвучали выстрелы из табельного оружия в воздух, когда толпа ржущих и
джинсово-проклепанных подростков пыталась пробиться забавы ради на Красную
площадь и была остановлена милицией.
В середине 80-х в рамках этой коммуникации на волне организации мотогангов
произошла дифференциация на металлистов и рокеров, активно сопротивлявшихся
социальному прессингу и ставших элитой рок-движения 80-х, вокруг которых
цементировалась металлистические тусовки, оккупировавшие к 85 году «Ладью» (она
же легендарная «Яма» на Столешникове). Центром ночных выездов, слухи о которых
сотрясали столицу в течение четырех лет, стали «Лужники» и тусовка на задворках
МХАТа. Помимо центральных мест, к концу 86 года Москва была опутана сетью
металлорокерских тусовок, таких как «Парапет» (лестница у гостиницы «Космос»),
где в зимний период неформалы перемещались в вестибюль метрополитена, «Кузня»
(сквер возле станции метро «Новокузнецкая» неподалеку от пивняка «Кабан»), куда
после закрытия Химкинской филофонии и первой тусовки металлистов 84 года в пивной,
названной в простонародье «Квайт райт», или «Квадрат», переместился генералитет
металлорокеров и филофонистов. И более мелкими образованиями дальних районов. В
Бибирево и Орехово, «Бермуды» (Перово) и «Колокола» на Измайловском бульваре
(по колоколообразным раскачивающимся барочным урнам).
Волна тяжелого рока захлестнула и Ленинград, где, помимо сложившейся тусовки
нового образца на «Треугольнике», в 1985 году металлисты оккупировали
соседствующее кафе, обозначенное в истории как «Поганка». Хардкор-волна и смена
поколения неформалов в этот период отобразилась на формировании неорокабилльной
и панк-хардкоровской волны, с переменным успехом объединявшихся или
враждовавших друг с другом.
СТИЛЯГИ, ПАНКИ, РОКАБИЛЛЫ
Предвестниками этих ленинградских событий выступали более возрастные группы.
В конце 70-х появляются достаточно плотные компании битнического характера, по
тем или иным причинам не хотевшие отпускать длинные волосы, а наоборот, из
вредности и хулиганских побуждений выстригавшие на голове «черти что» или
брившиеся наголо. При этом пребывая в таком же, как и остальные сверстники,
поиске для автономной самореализации или выхода подросткового адреналина. В
Ленинграде возле Исаакиевского собора сформировалась группа битников,
тяготеющих к панковской стилистике, представители которой в определенный период
попали под влияние некрореалистов. Также в городе присутствовала группа
молодежи, тяготеющая к стиляжьей эстетике, но уже на рокабилльной основе.
Основными местами дислокации были избраны мажорный «Климат» и фланирование по
центральным улицам Ленинграда. В 84-м на этой базе сложился краткосрочный
«Тедди бойз клуб», просуществовавший чуть более года. Вслед за чем произошло
смещение в сторону панка и рокабилли, немалую роль в котором сыграла
«конкуренция» центра и представителей удаленного Купчино, поставлявшего
разночинцев как в музыкальную, так и в тусовочную среду.
В Москве движение в сторону панка происходило из полухипстерской и
нью-вейверской среды первой половины 80-х, тусовавшихся в «Лире» и «Метелице»,
откуда после драки с «Афганцами» они переместились на Пушку и пребывали вплоть
до 85 года. Другая часть нью-вейверов закономерно качнулась в сторону «стиля»
после легализации рафинированного советского рокабилли, породившего феномен
«пролетарских стиляг». Эту немногочисленную группу обозначали «широкие стиляги»
из-за их предпочтений к винтажной стилистике 20-х годов. Ревайвел
стиляжничества вскоре произошел в студенческой среде, в силу чего образовалась
новая коммуникация, состоявшая из учащихся старших классов, основу которых
составляли девушки, и порядка 50 человек, держащих дресс-код. Эти группы
собирались на дальнем выходе «Площади Революции» и на Арбате, в «Галерее»
(разрушенное тогда здание «Греческого зала») и на дискотеках во «Временах
года», «Резонансе» и «Конюшне» (кафе-дискотека в БИТЦе).
Со второй половины 80-х Москву и Питер накрыла волна панк-хардкора.
Радикализация происходила за счет активного сближения местной неформальной
среды с перемещающимися между городами бунтарями-одиночками, сближения и
взаимных контактов между обеими столицами и пресловутой транзитности Ленинграда
на пути в Прибалтику, где подобное явление развивалось массово и в более
санаторных условиях, неся в себе некий оттенок декоративности. Эта волна с
брутальным дресс-кодированием стала ответом на социальный прессинг,
развернувшийся в Москве, благодаря которому власти пытались загнать хоть в
какие-то рамки разгулявшуюся молодежь и одновременно решить проблему занятости
и безработицы, поместив рок-эстраду в фарватер перестройки. Тем более что
романтически настроенные подростки все еще допускали в недовыдавленном совковом
сознании, что под лозунгами «Гласность», «Ускорение», «Плюрализм мнений»
кроется нечто позитивное, что должно обязательно случиться везде. Как это уже
наглядно состоялось в среде андеграунда, представлявшего из себя на этот момент
модернизированную, вполне жизнеспособную модель взаимоотношений, несущую в
основе творческую самореализацию через субкультурные стили и музыку.
Естественная подростковая система ценностей и внесословные прозрачные
взаимоотношения стали привлекательными для мажоров и урелов.
Давление и фильтрация в собственных рядах по окончанию прессинга привели к
мутации в рокерской и металлистической среде, из которой выделились байкеры, а
уличные панк-хардкор-тусовки, дислоцировавшиеся ранее в кафе «Тверь»,
переместились на Пушку и Патриаршие пруды, сформировав отряды стритфайтеров.
Часть панков поддержала винтажную тему, активно развивавшуюся на Тишинском
рынке, часть сформировала отряды стритфайтеров. Сближение и смешение
неформальных групп произошло на Арбате, где отдельная часть длинноволосых
хипстеров сформировала отряд самообороны вместе c маргинализировавшимися
афганцами, новое поколение брейкеров качнулось в сторону хип-хопа, а еще одна
часть рокеров поддержала рокабилльный стайлинг, к которому примкнули бывшие
стиляги. Остатки коммуникации хиппи, поначалу открывшие новое тусовочное место
возле Гоголей в кафе «Пентагон», с началом прессинга утратили Яшку, кофейню на
Петровке и Арбат, переместившись в сторону Чистых прудов, и осели в «Туристе»
(кафе на Мясницкой) и кафешке при ресторане «Джелторанг» на Чистых прудах.
Вскоре остатки этой коммуникации вовсе оказались затертыми перестроечными
жерновами и исчезли с городских улиц.
При этом сами неформальные группы были абсолютно аполитичны и занимались
либо творческим самовыражением, либо улучшением собственного статуса и праздным
времяпровождением. Никто из этих единственно социально активных групп, несмотря
на недовольство деградирующей властью, в целом ничего ни хотел менять. Как раз
у них все было в порядке по сравнению с остальным населением страны. Их не
устраивали взаимоотношения, но люди менялись сами, выдавливая из себя
пропагандистский бред и лоховство. И находили возможности создавать общности в
существующих условиях, параллельно криминальным и официальным. И даже когда в
85 году Горбачев для фасадного проведения фестиваля дал зеленый свет сотне
диссидентов и говорильне под названием «плюрализм мнений», ситуация в центре
города оставалась под контролем вплоть до 89 года. Когда на улицы выползли
выдавленные в маргиналии работники КБ, студенты и урела, окончательно
разуверившиеся в государстве. А многоумные тем временем читали самиздатные
брошюры вельмиречивых, и на кухнях ругались, за исключением немногочисленных
представителей «Мемориала» и «Памяти», которых, впрочем, также сдуло с
московских улиц, когда начался прессинг 86 года. А всем болтунам и поэтам
выдали под «деятельность» залы домов культуры. Где они и пребывали, пока им не
разрешили собираться в ЦПКО в 1989-м, перенеся термин «неформалы» уже на эти
группы и с теми же целями, когда страна и социальные отношения, включая
созданные неформальные, уже трещали по швам. И если политикой уличных
неформалов было неучастие в каких бы то ни было официальных представлениях, то
религией неформалов стало саморазвитие и самовыражение. Немалую часть которого
занимала меломания, как основа стиля и моды.В то время как урелов и гопников более заботило дискотечное и территориальное выяснение отношений.
В заключение хотелось бы отметить, что новые неформальные коммуникации
дресс-кодированной молодежи, скрепленные внутренним кодексом взаимоотношений и
предпочтений, насчитывали не более 500 человек на всю страну, в пику нескольким
тысячам мажоров, утюгов и фанатских групп. И сотням тысяч урелов и гопников,
позднее подтянувшихся на огонек рок-н-ролльного раскачивания. И несмотря на
развернувшееся в 1986 году полномасштабное преследование за внешний вид, эти группы
сумели отстоять собственные позиции, переломив чашу общественного мнения на
свою сторону. До того как рок-эстраде дали «зеленый свет» на высшем уровне. Но
об этом имеет смысл рассказать отдельно.
Фотогалерея
|