ИНДИ
Главная стилевая установка «панков» – безграничные возможности самовыражения
- работала не хуже эстетской битнической идеи, затрагивая более широкие слои
населения, чем в предыдущий период. По сути этот небрежно скроенный лоскутный стиль
с анархической начинкой расширил все существующие рамки возможностей для
молодежи различного происхождения. Творческая среда андеграунда, в которой
явный отзвук имеют идеи затаившихся в лондонском, парижском и нью-йоркском
подполье психоделиков, формирует вокруг клубной системы, претендующей на
элитарность, собственную коммуникацию и, объединив усилия с панк-рокерами,
двигающимися в том же направлении, организует первые независимые лейблы.
Эти слабоуловимые извне связи радикалов и творческой богемы становятся
основой для музыкальных и художественных новаций различной направленности. От
неземных проектов «Residents» и Лори Андерсен до брутальных проектов
«Ministry», студенческого «нойза» Sonic Youth и брутального индастриала Swans.
На базе этих же независимых коммуникаций начинают базироваться новые
экспериментальные проекты с приставкой «хаус» (по названию квартирных
вечеринок), и одним из флагманов этого движения становятся Psychic TV,
переросшие свои шумовые психоделические эксперименты на фазе Throbbing Gristle
и объявившие в конце восьмидесятых о приходе эры новой философии. Для обычной молодежи пытающейся быть современной британская эстрада выдает очередного мутанта в виде Инди Попа.
ЭЙСИД ХАУС И ТЕХНО
Система домашних вечеринок середины восьмидесятых разрастается до проведения
более массовых полулегальных мероприятий, сочетавших в себе психоделические
опыты, все ту же битническую философию и идеи позитивизма и наслаждения. Так
постепенно складывается новая танцевальная рейв-культура. Этому способствует
рождение музыкального стиля «Чикаго эйсид», положившего начало явлению под
названием рейв. Метод создания «кислотного звука» с помощью Roland 303 открыл
диджей Пьер (DJ Pierre), поделившийся затем своей находкой с Роном Харди из
клуба «WareHouse». А через несколько недель о «кислотных» треках Рона Харди уже
слышало пол-Америки, и в 1986 году вышел первый образец эйсид-хауса - Acid Trax
от Phuture. В Европу эйсид-хаус пришел в 1987 году с композициями DJ Пьера и
«окисленным» британскими диджеями детройтским техно. Очень скоро в Англии
появились первые собственные эйсид-лейблы, вроде A Guy Called Gerald и Baby
Ford. Далее последовало неисчислимое количество клубных и сквоттерских
вечеринок, переросших в массовые рейв-фестивали на рубеже 90-х. Широкую мировую
аудиторию эйсид-хаус получил после скандально известных рейвов на летней Ибице
в 1987 году.
Эйсид-хаус оказал значительное влияние на танцевальную культуру в целом:
мода на просторную одежду, капюшоны и флуоресцирующие эмблемы, «кислотная»
эстетика, сочетающая психоделические аллюзии и адаптированные к европейскому
восприятию традиции черной американской музыки с ее аполитичностью и
нигилизмом. Развитие эйсид-хауса было отмечено частыми конфликтами со
средствами массовой информации. Так, одна из первых композиций эйсид-хауса «We
Call It Acid» была запрещена по трансляции на BBC. Более того, после первого же
появления автора этого трека в эфире на телекомпанию обрушился шквал протестов
от обывателей, на что продюсеры отреагировали полным запретом на трансляцию
чего бы то ни было, что носило бы приставку «эйсид». Истерию подхватили
остальные массмедиа, обвинив музыкантов и диджеев в пропаганде наркотиков
(имеется в виду LSD, экстази и другие препараты). Порой дело доходило даже до
отмены вечеринок и закрытия клубов. Будучи относительно элитарным и закрытым
движением, с приходом 90-х рейв-культура становится массовым явлением.
ФАНК И РЕГГИ
Сформировавшиеся в середине 70-х, эти два направления в силу множества
причин находились в разных состояниях. Фанк, основу которого составлял соул,
или, как его еще называли Northen Soul, стал в этот период
достоянием белой эстрады и благополучно скончался как направление, превратившись в памятные танцевальные вечеринки Британии под флагом Spirit 69 и Ска.Джорд Клинтон, основатель «пи-фанка» пытается возродить стиль в начале 90-х, введя в употребление понятие «фанкатир» (funkateer,
по аналогии с muscateer-«мушкетер»), обозначающее
приверженца фанка, но направление окончательно сливается с хип-хопом в виде «новой школы»
С регги все обстояло
несколько иначе. Возвращаясь к истории возникновения стиля, нельзя не отметить
его близость к субкультурам и мощную растафарианскую философскую составляющую,
присущую именно чернокожему населению планеты. Вслед за распадом модовской и
хиппи-культуры, поклонники регги в немалой степени пополнили собственные ряды.
А благодаря талантам исполнителей-растафарианцев, таких как Боб Марли, этот
стиль стал популярным. Сформировалась внешняя атрибутика из вязаных вещей,
дредов и расцветок в стиле ямайского флага. Но британские волнения
способствовали не любящим суету растафари перенести свою основную деятельность
на континент и в Америку, где это движение обогатило нарождающийся
хип-хоп-стиль, который, в свою очередь, ответит в следующем десятилетии
регги-стилю взаимностью. Стоит также отметить что к середине 80-х прекращает свою деятельность знаменитый музыкальный лейбл «To Tones» занимавшийся импортом ямайской музыки.
ХИП-ХОПЕРЫ
Ямайский DJ Kool Herc переезжает в Нью-Йорк в конце 1960-х годов и приносит
с собой ямайскую традицию «соул-зажигания», которая содержала в себе рассказ из
сочиняемых на ходу рифм, исполняемых под минусовку реггей. Он использовал
тёрнтейблы (виниловые установки) для сведения двух треков, чтобы создать новый
звук. Обычно он говорил со сцены такие вещи как «Throw your hands in the air.
And wave'em like ya just don't care!», эта манера выступления впоследствии
стала известна под названием «rapping». В этот период такого названия еще не
было, и подобная манера носила название «MCing». Позже Herc направляет свое
внимание к диджеингу и передает эстафету MCing'a двум своим друзьям, Коку ла
Року и Кларку Кенту. Вместе они составили первую MC-команду и стали известными
под именем Kool Herc & The Herculoids.
В 1982 году выходит фильм «Wild style» ,более известный как «Hip Hop»
в котором участвуют Fab Five Freddy, the Rock Steady Crew, The Cold
Crush
Brothers and Grandmaster Flash, популяризировавшего новое течение
окончательно.
Вскорости, благодаря находке Гранд Уизард Теодора (Grand Master Flash) в виде
скретчинга и разнообразного сведения с винила, а также синглу «White Lines
(Don't Do It)» записанному Grandmaster Flash и Mele Mel в 1983 году и
ставшему классическим гимном, хип-хоп в сложившемся виде выходит из недр
негритянского гетто, и начинается формирование нового мейнстрима. Вслед за этим
культовая фигура в мире бит-боев Afrika Bambaata из нью-йоркской банды «черные пики»,
на творчество которого повлияла немецкая группа Kraftwerk, соединяет рэп и
элекрозвучание немецкой группы и Soul Sonic, после чего и рождается
синтезированный звук электро-рэпа. Популярность вышедшего «Planet Rock» и то,
что танцевальная музыка сместилась в другую колею, сопутствовали рождению новой
субкультуры, оснащенной урбанистическим фольком, танцем и граффити.
Где-то с начала восьмидесятых представителей появившейся субкультуры
начинают называть B-boys (Буква «B» означает «Beat» — такт или ритм, или
«Break-Bit» — Брэйк-бит). Женским эквивалентом Би-Бойз стали Флай Герлз
(Flygirls), где сленговое «флай» обозначает «круто и стильно». Оба термина
использовались и до сих пор используются по отношению к фанатам хип-хопа и рэпа
вне зависимости от смены уличных стилей. Коммерческий успех рэпа приводит к
тому, что черные энтузиасты создают собственную коммуникацию в виде
специализированных лейблов, студий и клубов, куда белым вход попросту закрыт.
Таким образом они пытаются защитить свою субкультурную идентификацию, и этому
способствовали постоянные попытки белой молодежи и эстрады проэксплуатировать
тему хип-хопа в собственных целях.
В то время как на советских просторах появляются первые брейкера , по ту сторону океана Run D.M.C. взрывают рэп-сцену в 1984 году своим новым стилем, золотыми
цепями и спортивной одеждой, определяя основные элементы униформы стиля
Би-Бойз. Который начал формироваться еще в конце семидесятых в Нью-Йорке и
представлял собой: золотые цепи, уличные стереосистемы, вокруг которых
происходили уличные тусовки, спортивные бренды, бейсболки, банданы, и объемная
одежда типа курток «коламбия» или «аляска». Также эксплуатировался сутенерский
стиль с кожаными плащами и шубами в зимний период вместе с небольшого размера
шляпами. При этом Run D.M.C. впервые становится проводником молодежного бренда
и записывает песню, посвященную кроссовкам, под названием «My Adidas». Тиражи
группы расходились миллионами вплоть до 1986 года, когда хип-хоп-эстрада была
удивлена несвойственным ей явлением. Трек «Fight For Your Right To Party»,
записанный группой Beastie Boys, стал очередным гимном для непослушной молодежи
во всем мире. Группа, использовавшая кулоны, сделанные из символа Volkswagen,
популяризировала уличные акты вандализма, когда фанаты группы повсеместно
начинают отламывать и воровать железные кругляши «торпед» Volkswagen с автомобилей.
Трое белых парней, которые начали свою карьеру на разогреве у Мадонны, стали
самыми продаваемыми хип-хоп-исполнителями этого периода. Их дебютный альбом
«License To Ill» был продан в количестве более чем 4-х миллионов копий и
возглавлял американские чарты в течение 7 недель.
С этого же момента многообразие стилей исполнения становится визитной
карточкой «городского телеграфа». Процесс начался с LL Cool J, псевдоним
которого расшифровывается как Ladies Love Cool James, начавшего сольную карьеру
в 15 лет с бит-бокса и собствнного стиля рэпования. Eric B. & Rakim были
ответственны за более расслабляющий стиль. Жесткой позицией и социополитической
лирикой, Public Enemy вызывают сенсацию своим революционно заряженным стилем,
основанном на идеологии афро-американской организации «Черные Пантеры», тем
самым изменив восприятие хип-хопа со стороны белой общественности. Записанные
на пленку факты реалий и трудности жизни темнокожего сообщества Америки, темы
«черного гнева и отчуждения» вызывали волну критики в средствах массовой
информации. «Don't Believe The Hype» был ответом Public Enemy средствам
массовой информации.
|