СКИНХЕДЫ
Как уже поминалось, в уличной среде 60-х началась
нездоровая конкуренция вокруг термина «мод» и вовлечение подростков в околополитику со стороны студенчествующих хиппи. Окончательно утратив свой облик мода,
хард-моды пребывают в поисках оригинальности, отказавшись от белых рубашек Ben Sherman в пользу клетчатых от Brutas и стиля «рабочего класса». Считается что термин «скинхед» вошло в широкий оборот после того как Во время Марша Солидарности с Северным Вьетнамом в октябре 1968 года 200 молодых людей в цветах клуба Millwall бежали рядом с демонстрацией выкрикивая «Enogh».
C этого момента феномен, вместе с уличным и околофутбольным насилием попадает под прицел прессы,которая начинает демонизировать ситуацию, приписывая субкультуре расисткий характер, пропуская мимо глаз мультикультурность образования и то что агрессия против нового потока мигрантов направлена в большей степени против «паки»(выходцев из Вест Индии) и иных азиатов, в массе прибывавших в Британию на волне деколонизации. То есть , по большому счету городская война, была традиционной войной за территории. Ситуацию усугубляет стилистический разброд в среде коротко стриженных подростков, балансирующих от приличной костюмной моды , которую из-за кризиса становится труднее поддерживать, как и гонки на мотоциклах и скутерах, до устоявшейся стиля хард-модов «Boot boys», оказавшейся наиболее устойчивой к времени и в большей степени закрепившейся за околофутболом конца 60-х. Помимо американских «парка» и Donkey jacket появляются джинсы «Sta prest» и укороченные
слаксы, дополненные классической моделью «Dc Martens».
И новые брендовые вещи: поло и блейзеры, которые стали популярны среди околофутбольных мобов, подвергшихся серьезным гонениям со стороны полиции. Позже этот диапазон обычных вещей, удобных для того что бы не выделяться из толпы будет расширен, а пока в этом вполне вызывающем и заметном виде скинхеды становяться наиболее известны общественности. История повторяется, как и в случае с теддами выходит масса новел посвященных молодежи и насилию, что незамедлительно повлекло омоложение и увеличение рядов нового веяния. Как и всплеск выяснений отношений.
«Lemonhead» , «Trickles» (лопоухие), «Noheads» (безголовые), «Spy Kids» (видимо имелся в виду подростковый костюм с очками от «руди бойз») -все это названия которые унаследовали
группы, вплоть до того момента когда летом 1969 года лейбористский
премьер Гарольд Вильсон в Палате Общин не упомянул каких то хулиганов «скинхедами из Сарбишена».
Нашествие новой волны хиппи и мигрантов из
Пакистана и Индии, как и нарастающий социальный кризис, приводят к экскалации подросткового насилия, по мотивам которых
Энтони Бреджесс написал свой «Clockwork Orange»,
а
культовый уже режиссер Стенли Кубрик снял в 1971 году «Механический
апельсин», номинировавшийся и получивший свой «Оскар». Но уже в 1972 фильм был изъят из британского показа, что только увеличило
его славу и оказал влияние на внешний вид некоторых скинов. Романы же Ричарда Аллена, начиная с первого нашумевшего «Skinhead» изданного в 1970-м, попали даже в список литературы для
школьных сочинений на вольную тему. Вскоре издательство «Пингвин» издает фото книгу посвященной одной из группировок бритоголовых, снабженной текстом социального характера. Что , возможно в последний раз популяризировало костюмную моду 50-х в уличной бритоголовой среде, от которой в 70-е оставался разве что раскрашенный под Британский флаг модовский пиджак, который так и назывался «Юнион Джек». Паралелльно созданной популяризации происходила и демонизация явления достигшего своего пика развития, через ту же прессу и в это же время. Подобные провокации только усиливали столкновения между азиатами и местной молодежью, часть из которой выбрала социально-стилистический вектор на поддержку «working class» .Термин , на тот период массовой безработицы , забастовок и сепаратисткого движения в Ирландии, обозначал достаточно широкое понятие, болшее чем просто разнорабочий. Ситуацию ассоциальности и экстримизма усилил ввод войск в Ирландию в том же 72-м и активизация как национальных, так и марксистских партий, ищущих поддержку среди неудоволетворенной молодежи. Успеха и в молодежной поддержке на короткий срок добилась стремительно увеличивающая ряды БНФ, к ужасу лейбористов занявшей немало мест в новом правительстве 1974 года. И , не смотря на то что сами беспорядки этого кризисного для Британии времени носили общий
характер, с
участием появившихся к середине 70-х еще идеологически незрелых панков( в свою очередь попавших под окучивание марксистов и социалистов), либеральная пресса не приминула огульно записать скинхедов в расисты, а позднее и в неонацисты. Столкновения же в целом происходили с хиппи, панками и не носили ожесточенного характера как в столкновенях с мигрантами, для которых ярлык расистов сработал как красная тряпка на быка. Так, например, в 1979-м году азиатскими мигрантами было сожжено здание Хэмрбо Таверн, где проходил концерт Last Resort, а силы S.P.G., прибывшие после свершившегося разогнали толпу осаждавших посетителей концерта.
В целом, эпоха скинхедов в рамках 70-х сама собой разбилась на два этапа- до 1974 года , времени футбольных потасовок, «паки-роллинга» и смещения костюмной моды. И после 1974 года, в рамках формирования панк-сцены , околофутбольных баталий и активного вмешательства политиков и прессы. Приведших в итоге к тому , что часть бритоголовых вернулась к «обычной одежде» отпустила волосы, за что были прозвана«Smoothie» ( смузы).Часть панков стала подчеркивать свою анархическую аполитичную позицию и стала сближаться с аполитичными же скинхедами. Ситуация к концу 70-х породила еще одно понятие - «Herberts»( по названию улицы Лондона), которое определяло молодых людей не считавших нужным входить в какую то лигу, но при этом активно участвовавших в концертных событиях. Музыкальные предпочтения всех молодежных групп тоже сильно разнились уже к середине 70-х; Регги, соул, хард-рок и панк-рок.При этом
большинство девушек, относящих себя к обозначенному стилю, сохраняют модовскую стрижку Feather Cuts . К концу 70-х на панковском флёре появляется мода частично сбритых
волос со средней длины прядями спереди. Таких представителей называют «Chelsea girl», «skinbird» или «Renee». Мужские прически становяться предельно короткими. Популяризация татуировки в молодежной среде, в панк и скинхед среде приобретает достаточно брутальный характер вплоть до лицевого татуирования, широко представленного в криминальной среде.
Конфликт с появившимися панками, которых также переполняет «хиппи хейт» и постоянное
желание
простебать тему извращенцев высших сословий , в середине 70-х выливается в
околоконцертный и уличный союз, где на одной сцене выступают Cock Sparrer и Sham 69 вместе со Screwdriver , Damned, Clash или U.K. Subbs.Появляется
взаимовлияния и в дресс коде. Плодами же этого союза ,в первую
очередь, становится сметание с улиц остатков теддов,
а к
концу 70-х формируется стиль «street punk» и «Oi!» сцена. Название выводится
от песни Cockney Rejects «Oi!Oi! Oi!», а внедрил его в массы ведущий
новостного раздела журнала «Саундс», Гарри Бушел, заинтересовавшегося
музыкой улиц. Он же помог выходу «Oi! The Album» в 1980-м году и попробовал беспристрастно описать движение бритоголовых относяших себя к этому направлению.
ПАНК
Так же как и хэдбенгерз в Америке, английская
молодежь, оставшаяся на обочине мейнстрима и успешной жизни, постепенно
докипела до того момента, когда фальшь мейнстрима и спекуляции на субкультурные
темы стали попросту невыносимы. Социальный кризис, назревавший в Британии,
только усилил провал между поколениями и классами в обществе. Вместо «власти
цветов» культ городских свалок, вместо любви и мира – агрессивный эпатаж,
отрицание устоев общества и намеренная грубость в выражениях. Вместо длинных
волос - всклокоченные прически, кожаные куртки и рваные пиджаки. По словам
Джонни Лайдона, никакая политика и идеология тут была ни при чем, просто по
лондонским квартирам бегали крысы размером с кошек, пока самодовольные ряженые
снобы пели песни про цветы и дружбу. Подобное понимание вместо идеологии легли
в концепцию нового явления, которое позже назовут «панк-революция» и «тотал
дистракшн». И это были далеко не 15-летние подростки. «В течение этого года
всем упомянутым здесь лицам исполнится тридцать», - так начиналась статья
«Нью-Мьюзикл Экспресс» в январе 1976 года. - «За последние десять лет
«молодежная революция» привела к появлению с одной стороны рок-аристократии и
процветающего шоу-бизнеса, не способных лояльно воспринимать какие-либо
новшества, а с другой – огромного поколения «скучных» эстетов, мелких
лавочников, людей деградировавших и отупевших. И, наконец, тех, кто нашел себя
в криминальном сообществе».
Можно долго и безнадежно рассуждать о каких-то
протопанках, как это любят делать «антропологи жизни», но здравый смысл, увы,
не позволяет нам этого. Потому что задолго до описываемых событий «культурная
оппозиция» сложилась именно в Америке, балансируя между фриками и хэдбенгерами,
но каких-либо связей не имела вплоть до того момента, пока американские группы,
играющие «грязный рок», не стали появляться в Британии в начале 70-х. В самой
же Америке клубы подобной стилистики к этому моменту собирали любителей
экзотической эстетики «интеллектуального терроризма», невменяемых фриков, и все
это носило в достаточной степени богемно-артистический характер. В одной из
дешевых забегаловок организуется легендарный клуб C.B.G.B., где выступают
группы Television, The Voidoids и певица Патти Смит -
«альтернативная» культура среднего класса, очень скоро ставшая богемной и
элитарной. Примером для подражания стал литературный мир Парижа второй половины
19-го века. Для посетителей клуба рок-н-ролл был «форумом поэзии, трибуной ночной
жизни, обостренного, взвинченного восприятия темных сторон действительности». За ширмой которого происходила особая жизнь которую попытались описать Легс Макнил и Джиллиан Маккейн, сложив каледоскопично высказывания участников в экзестенциальную книгу Прошу, убей меня.
В Британии все было несколько иначе. Но даже в
начале 1976 года не было такого специального термина для обозначения новой
субкультуры, не говоря уже о музыке. Слово punk на англоязычном
криминальном слэнге обозначало «шваль», «подонок», было приклеено, так же как и
ярлык «хиппи», на молодежные группы, считавшие себя, как минимум, «честными
рокерами». И единственное, что объединяло американских и британских подростков,
был пресловутый «хиппи хейт». С появлением «гаражного рока», делавшего ставку
на грязный звук и атональные рифы, движение, которое объединяло не только
деклассированные элементы, но и представителей многих слоев британского
общества, начало скоропалительно обретать форму. При этом музыкальный стиль не
является чем-то определяющим, тот же «Clash» играет музыку,
близкую к регги, «гаражники» Ramones держатся своего, но
общая тенденция становится ощутимой.
|