Александр Александрович Слюсарев (в другом написании Сан Саныч Слюсарев), (9 октября 1944, Москва — 23 апреля 2010, Москва)
Александр Слюсарев начал фотографировать в 1958 году, когда отец
подарил ему дальномерный фотоаппарат «Юность». Его первым знакомством с
фотографией был журнал «Советское фото», а также фотовыставка «Род
человеческий» в рамках американской выставки 1959 года. Слюсарев на нее
тогда не попал, избежав, по его словам, слишком сильного впечатления от
выставки эффектной, но плохой, — но она оказала на него большое
влияние: в 1962 и 1964 годах он участвовал выставках «Наша молодость»,
организованных по ее примеру Комитетом молодежных организаций. В КМО молодой Слюсарев, еще ходивший в школьной форме, познакомился с фотографами, уже работавшими в редакциях, такими как Ахломов,
Алёшкин, Резников и Жибин. Там же он вступил во «фракцию формалистов»,
которые определяли «формализм» как главенство формы, а не литературного
содержания. В 1979 году А. А. Слюсарев участвовал в прибалтийском
фотофестивале в Дзинтерздеме («Янтарный край»), после которого его имя
стало символом «московской» школы художественной фотографии. Слюсарев
рассказывает, что на выставке в Шауляе он представился как один из
основателей московской школы фотографии, а в следующем городе его уже
встречали как «Отца русской фотографии». В фотографических кругах, а
теперь и среди поклонников, его называют Сан Саныч, а подписывается он
часто анаграммой ССС.
Александра Слюсарева называют фотографом теней, бликов и отражений.
Для фотографа они играют более важную роль, чем собственно поверхность
предметов. Слюсарев говорит, что это вполне естественно, потому что на
самом деле предмет многообразен: в нем столько аспектов, сколько ты сам
захочешь в нем увидеть. В частности, тень и блик обладают тем же самым
изначальным визуальным значением, которым обладает и сам предмет.
Слюсарев считает, что самый важный сюжет, возникающий в его работах, —
городское пространство. Он придумал понятие «плоский пейзаж».
Сформулировал он его, давая название конкретному снимку, но этот тип
изображения был и в более ранних работах: пейзаж без линейной,
диагональной перспективы. В снимках Слюсарева можно видеть расширение
жанра натюрморта.
Вещь в них, как и в натюрморте, оказывается символическим предметом. С
той, однако, разницей, что смысл этого символа остается неясен. И это
не «забытый» смысл старинных натюрмортов, и не коммерческий смысл
натюрмортов рекламных, а еще не открывшийся нам смысл реального
жизненного окружения. По словам Слюсарева, он ищет характерные вещи,
предметы, ситуации — то, что видит каждый — и пытается подать их.
Александр Раппапорт пишет, что тайна привлекательности этих снимков не
только в техническом совершенстве — нюансы и контрасты черного и
белого, прорисовка нежнейших фактур, контраст линейной остроты и
фактурной мягкости — но и в особенностях фотографической передачи
времени, которое у Слюсарева дано в очень сложной и редкой форме
единства монументального и моментального. Предметные ситуации, ракурсы
здесь часто столь же моментальны, сколь и само время экспозиции — это
всего лишь миг в потоке времени. Но композиции, построенные на
уравновешенном сочетании горизонталей и вертикалей — монументальны как
нечто вечное и неизменное. Контраст этих временных форм придает самым
заурядным фрагментам нашего предметного мира значительность, к которой
мы не привыкли. Сам автор определяет фотографию, которой занимается,
как аналитическую, то есть для него информация о конкретном моменте не
важна, а важна информация о состоянии этого момента.
Блог Фото Мастера в жж
|