Термин, ведущий свое мутное происхождение из
стиляжей среды, к 70-м, через утюговскую среду получил широкое распространение
в урбанистических субкультурах как маркер «свой-чужой» и
«подходящее-неподходящее» если речь заходила о вещах. Такой же пренебрежительный
и ироничный как и термин «урла», которым обозначали общенародное население
и гопников, которые так же попадали под эту терминологию уже в
80-е, когда они сформировали подобие собственной эстетики. В это же время, термин
«совок», через фарцовщиков, попал в богемно диссидентствующую и артистическую
среду. Снобистки настроенные представители этих кругов вложили в него особое
значение определявшее среду работяг( урелов), и не принадлежащих их
эстетствующему кругу. Наиболее близкое к пониманию этого значения является
термин "быдло", которое субкультур шики никогда бы
не рискнули применить к менее продвинутому собрату
по«коммуналке».Далее с началом перестроечных процессов,
этот термин получил вовсе расплывчатое значение синонимичное «лоху», и
употребляется беспорядочно по сей день. Взятое на вооружение в конце 80-х,
модное уже словечко, в устах экскомсомольцев приобрело гротескный абсурдистский
смысл, когда те самые люди которых изначально заклеймили«совками»
субкультуры, начали применять этот термин в отношении себе подобных.
Но что же определял этот загадочный термин, в
общих чертах?
Наверное такое понятие как
соцдействительность и уровень деградировавших официальных отношений, погрязшей
в карьерных интригахи воровстве , бюрократии, вседозволенность морально
разложившейся комсомольской обслуги партаппарата, социальный снобизм- все это
будет наиболее кратким определением того, что вкладывалось в общий смысл
термина "Совок". Вся эта дряхлеющая и осыпающаяся эстетика имперской
атрибутики, безысходность уездных засекреченных урбанистических центров, пьяные
в дрындандо "космонавты" шагаюшие вдоль асфальта перпендикулярно
трудящимся в период сухого закона. Бессмысленные плакаты, лозунги и прочие
недуги общества, против которых взбунтовалось и построило свое альтернативное
"общество" поколение 80-х. Все это будет еще долго и долго
перетираться и обсасываться всяческими политиканами, родом из этого самого
совка, на ходу подменяя понятия незатейливого, но вполне счастливого советского
детства (вне зависимости от условий, по умолчанию жизнерадостным). И той
самой безнадежной и безысходной реальности, которая до последнего держалась на
пропаганде социалистических моральных ценностей. Ту самую, которую в наши
времена пытаются навязать под патриотическими лозунгами политиканы всех мастей.
Так же лицемерно задействуя в своих незатейливых схемах молодые неокрепшие умы.
Стыдливо умалчивая при этом, о собственном номенклатурном и комсомольском
прошлом, но упирая на то что кругом одни лохи,а в моде быть умными…как
они.%)
С другой стороны, термин «совок» определяется
более простыми словами- «непущать» и «неположено» звучавшие повседневно на всех
уровнях социума, и вкратце определявших диалог между населением и властью. При
этом как водилось, никто так до сих пор и не объяснил кем конкретно и что
именно.Конечно, же молодежь 80-х, и особенно продвинутая
хулиганствующая ее часть пребывала в поисках ответа на эти вопросы, ставя в
достаточно неловкое положение тех, кто эти тезисы озвучивал. В итоге, поиски привели
к незамысловатому пониманию, что «неположено» далеко не всем, а некоторым и
вовсе «переложено». И все это выражает суть отношения «вам нельзя» (то есть
«идите лесом») к определенной части населения, которая искренне верила, что так
оно и надо, и на ночь зубрила партийные тезисы, над которыми посмеивались те,
кто их из себя не так давно выдавил. Собственно эта простодушная, а порой
агрессивная категория лиц и определялась термином «совки», который чуть позже
стал модным синонимом "лоховства" и разменной монетой в
аргументации для основного населения СССР. И никакой патриотизм и антисоветизм
тут не причем. Раздражала атмосфера и отношение, а не родина, и даже не
положение в расползающемся по швам советском государстве. Потому как за
20-летие застоя, население каким то образом удалось приспособиться и
существовать в рамках этой уродливой системы взаимоотношений, своячничества и
блата.
«Неположенность» для масс, в итоге вылилась в
то, что сначала андеграунд, а затем и общество, прозрев на седьмом десятке лет
по поводу отношения к самое себе… В определенный момент взяло да и положило это
НЕЧТО на воротник и плечи номенклатуры, на самом деле оказавшимися тщедушными и
трясущимися во времена столичных переполохов. Когда ополоумевшая от безделья и
«непущательства» толпа безработных инженеров и шахтеров, перепоясанных
транспорантами (чтоб не потеряться в малоузнаваемом уже городе) и осиновым
колом бродила по центральным улицам Москвы, не зная, куда бы этот кол воткнуть.
Но следуя указаниям подслеповатых кухонных философов, место, то на площади
Свердлова, то на площади Дзержинского, в итоге «методом тыка» все ж таки было
обнаружено. И, словами Солженицина, «Метились в СССР, а попали в Россию».
И в настоящее время, отсидевшись в кабинетах
и выстроив новые схемы паразитирования, пресловутый «совок» опять замаячил на
горизонте. Как прямое следствие тотальной папуасизации и надругательства над
населением номенклатурой новой модификации. Ну что ж поделаешь, видимо нам
остается с улыбкой, как и прежде, наблюдать рядящихся во всевозможные тоги экс
совков, и вспоминать как приходилось выкручиватся обычным жителям этого периода
СССР, чтоб сохранить человеческое лицо себе и своим детям. Попутно
приспосабливая резинки от трусов к детским варежкам (чтобы не спадали), готовя
праздничные столы при явном недостатке продуктов. Вспоминать превратности и
особенности использования граненых стаканов из аппаратов газированной воды,
риск фарцовочных операций, социальный прессинг за несоответствие облику
советского человека, «неположенности» и прочие веселые приключения из уже
канувших в лету реалий. Благо есть чего вспомнить.
|