МАЛЬКОЛЬМ
МАКЛАРЕН: «Разрушать компании звукозаписи кайфовее, чем создавать их».
ДЖОННИ
РОТТЕН: прочел Китса и «Брайтон Рок» для экзаменов 1-й ступени.
СИД
ВИШИУС: «Я умру раньше, чем мне будет 21».
ПОЛ КУК: школьная характеристика предостерегала его от «дурных
влияний».
СТИВ
ДЖОНС: «Передайте маме, что я люблю ее».
ГЛЕН
МЭТЛОК: слишком шикарен для Секс Пистолз.
СОФИЯ,
СЕКРЕТАРША: предоставила свой личный дневник.
ВИВЬЕН
ВЕСТВУД: из школьных учительниц — в панк-моду.
ДЖЕМИ
РИД: из политики — в панк.
КРИТИКИ СКАЗАЛИ:
«Возможно, это
лучшая книга о панке. Единственная, которая показала манию того времени».
— Саймон Фрит, New Statesman
«Читается как
триллер».
— Centre-press, Франция
«... постоянная подвижность и текучесть материала
непосредственно погружает читателя внутрь событий, как любое «хорошее
чтение»... Детективные способности авторов ставят эту книгу в категорию
рок-н-ролльных раритетоВ: это
подводная биография.»
— Ник Кент, NME
«Целая эпоха по
капле собрана в этой книге».
— L'est eclair, Франция
«Абсолютно
потрясающая .. работа настоящих историков... Эта книга показывает, как все мы живем
в непрерывном потоке событий, не успевая за ними угнаться. Настоящее в ней
обретает голос... Секс Пистолз, как показано в книге, освещают последнюю
четверть нашего столетия».
— Морис Ашард, Les Nouvelles Litteraires
«Пистолз в
качестве анти-Битлз, были последней новаторской бомбой в рок-индустрии, и Фред
с Джуди сделали об этом безукоризненную книгу».
— Джейн Соланас,
NME
«Поговорим лучше
о том, до чего они докопались! — они перетряхнули весь чулан и не оставили ни
одного одетого скелета».
— Джулия Барчилл, The Face
«Очень
исчерпывающе и очень читаемо... Это определенно...»
— Питер Оуэне, The Hot Press
«Все вскрыто до
последней черточки, скрупулезно и с аккуратностью».
— Алан Вейс, Le Monde
«Библия Панка».
— Шинко-мъюзик, Япония
О САМОЙ КНИГЕ
Эта книга — близкая к тому, как если бы сами Пистолеты
рассказали свою историю — впервые вышла в свет в разгар панк-взрыва. Авторы
имели уникальный и постоянный доступ к группе, к семьям участников и их
друзьям, к Малькольму Макларену и всем людям его оффиса Глиттербест. Книга
собрала бредовые рецензии, была переведена на несколько языков и стала частью
легенды Секс Пистолз.
• Достоверная
история о всех ключевых людях
• Где они сами
рассказывают как все было
• С выдержками
из личного дневника секретарши Пистолз
• С идейной
предысторией и биографией Малькольма Макларена
• Включает
полную дискографию
• Правдивый
рассказ изнутри об одном из самых экстраординарных рок-н-ролльных мифов.
АВТОРЫ
Фред Верморел
был другом Макларена и его поверенным с ранних лет их учебы в арт-колледже; он
познакомил его с Вивьен Вествуд. Джуди Верморел встретила Фреда и вышла за него
замуж, когда они вместе изучали медиа в Лондонском Политехническом институте.
СЕКС ПИСТОЛЗ: ИСТОРИЯ ИЗНУТРИ — их первая книга. Впослед-ствие они написали
несколько возмутительных анти-био-графий поп-артистов, а также книгу STARDUST (Звездома-ния) с предисловием Пита
Таушенда — документальную книгу о тайных желаниях и комплексах поп-фанов. Фред
и Джуди также авторы песен, которые они записывали на Чеппел Мьюзик.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ
1 ИСТОРИЯ
Ранние годы
EMI
Грюнди
Турне Анархия
EMI увольняет Pistols
А & М
Вёрджин
Боже Храни Королеву
Нападения
Топ Попса
Кто убил Расса?
Секретные Выступления
Падающие Врозь
Не Надо Пороть Хуйню
Развал Группы
Анархия в США... Взрыв
Нью-Йорк
Загорелые
Надувательство
Сид Вишиус — Кинозвезда
Сид Вишиус — Звезда Медиа
Малькольм Макларен — Кинозвезда
ЧАСТЬ
2 ЛЮДИ
Джонни Роттен
Пол Кук
Сид Вишиус
Стив Джонс
Малькольм Макларен
ЧАСТЬ
3 МЫСЛИ ПРО
Панк
Политику
Ленивых Пидоров
Пену на Губах
Музейные Экспонаты
Шило в Задницах
ПОДОПЛЕКА:
Молодые Годы и Преступления Малькольма
Макларена.
От Ситуационизма к Панку.
СВЕДЕНИЯ:
Генеалогическое Древо
Дискография
Персоналии
ЧАСТЬ 1
МОЛОДЫЕ ГОДЫ
АЛАН ЭДВАРДС: Рок-н-ролл очень поскучнел. Я долго уже ничего не слушал и
не ходил на концерты. Мне нравилось ходить в такие места как «Нэшвилл», выпить,
оттянуться — «Нэшвилл» был моим пабом. Также я захаживал в «Марки» и в «Клуб
100». Думаю, что первые изменения я заметил в «Нэшвилле», Секс Пистолз играли
там, Stranglers играли. И они разительно отличались от того, что мне
приходилось видеть до этого.
Правда, когда я увидел Пистолз, я
подумал, что я глубокий старик. А мне было 20, не больше, но почувствовал я
себя на все 50. Я был в шоке. Точно, я сидел в углу, попивал Дабл Даймонд,
гадая что же такое тут происходит — эти люди в ужасающей раскраске, драки и Бог
знает что. И увидев их я полностью все передумал. Каждого они призывали к
тотальному пересмотру его музыкальных взглядов, и внушали чувство, что и в
твоей жизни музыка может сыграть какую-то особую роль. А ведь в последние годы
этого чувства не было и быть не могло.
Вот почему я связался со Stranglers, начал с того лета давать какие-то куски и фрагменты в
прессу. И вот в октябре вдруг произошел взрыв и сцену заполонили люди из
ниоткуда. Эти бэнды, такие как Vibrators, The Clash, The Damned, они
сколачивались за неделю. Вдруг в Лондоне заиграло около 50 панк-команд —
большинство из них родилось за одну ночь. Конечно, не совсем за ночь. Все они
были пацанами, которые слонялись без дела, не зная куда себя деть.
ВОПРОС: Когда ты
впервые поняла что такое панк?
ТРЕЙСИ: Я жила в
Бромли и дружила со Сьюкси, Стивом, Саймоном, Берлином, с другими, и Саймон
пошел на сейшн Секс Пистолз в колледже Бромли. Это было одно из первых их
выступлений, он пришел немного обалдевший и сказал: «О, я видел эту группу, это
очень круто, ни на что не похоже» и все такое, знаешь. Ну мы и начали ходить на
них в такие места как «Нэшвилл», еще они играли в клубе «Эль Парадизо», сначала
он был стриптиз-клубом в Сохо. Потом у моего друга Берлина была вечеринка и он
пригласил туда Пистолз тем маем. Вот, и мы стали их видеть чаще и чаще, они
стали здороваться с нами. И все время они одни приходили. Думаю, это первый раз
был, когда мы узнали их как людей, а не просто со сцены.
В: А ты можешь
вспомнить свою реакцию, когда ты их первый раз увидела?
Т: Не знаю. Я все
время смотрела на Стива Джонса, у него на гитаре были две голые женщины и я
подумала, что это в кайф. И еще я подумала, что Джон слегка безумный,
понимаешь? А так весело было, здорово. А ты наверное хочешь узнать, что мне на
концертах запомнилось? — меня поразило то, как Джон ругается на всех в
аудитории. Аппаратура разбросана, стулья, как всегда, переломаны и все такое, и
он стоит там и ругается в зал, швыряется в людей пивными банками и говорит им,
что они все козлы и тому подобные вещи.
В: Ну и как ты все это
воспринимала?
Т: Да просто думала,
что это здорово. Господи, думала я, кто-то просто делает что-то действительно
веселое, понятно о чем я? Просто очень в кайф. Я думаю, мне и другие нравились,
но такого я еще никогда не видела. Мне нравились такие люди, как Элис Купер,
когда мне было 13 лет, но увидеть их вживую мне не удавалось, у меня никогда не
было денег, а они играли в престижных местах в Лондоне и надо было выкладывать
кучу денег. И поэтому еще Пистолз — это было здорово. Ты всегда знала, что
играть они будут в дешевых местах. Ты могла пойти туда одна, говорить что
хочешь, одеваться как хочешь, и никто не доставал тебя.
Поначалу правда было много
глупых заморочек, с этими старыми хиппи, таскались они с лозунгами «наркотики
губят цветы» или «люди, не живите на планетах» на своих майках, и вечно
твердили, что Пистолеты — это ужасно, отвратительно, это разрушение, на них и
смотреть не надо. В общем пытались обратить тебя в свою веру, мир, любовь,
тра-та-та, и от этого ты только больше любила Пистолз. Они были совершенно ни
на кого не похожи. Они были первой реальной панк-группой. До них ничего такого
не было.
В: Расскажи немного с
чего вы со Стивом начали группу?
ПОЛ КУК: Это не только
наше дело. Был один малый еще, Уалли. Ходил с нами в одну школу, тот же год,
что и мы. Нет, в школе мы еще ничего не играли. Он просто немного интересовался
этим, а мы торчали у него дома, до самого окончания школы околачивались там. В
общем, оттягивались так, ходили к нему домой, торчали в саду. Папа с мамой
неподалеку крутились, но им наплевать было. Летом мы часто туда ходили, тем
более это около школы, солнечные ванны, все такое. Вот мы и собирались вместе,
я, Стив, этот пацан Уалли и еще парочка наших корешей, Джона мы еще тогда не
знали. Я думаю, мы как раз заканчивали школу, когда Уалли, он сам на гитаре
играл, так и сказал: «Давай группу делать».
Мы разобрались с нашими
маленькими проблемами — кому на чем играть. Я-то этим поначалу заниматься не
собирался — все это мне не очень было интересно, вот Стив зато — да, он сначала
взял барабанные палочки, Уалли взял гитару, на басу был кто-то другой, еще
кто-то был.
Потом мы решили, что Стив
петь будет, а я на ударных. Я сказал: идет. Стив показал мне что и как, он
немного умел уже тогда, а я у него учился. Сам он собирался петь и начинал с
гитарой работать. В общем, сначала трое нас было: я, Стив и Уалли. А затем появился
Глен, потому что он работал в магазине Малькольма, а мы как раз узнали Малькольма.
ГЛЕН МЭТЛОК: Около
года я работал в магазине Малькольма, и к нему начали заглядывать Пол и Стив.
Малькольм нас и познакомил. У Стива с Полом была вся эта аппаратура, они не
знали что с ней делать, потом начали учиться играть как могли. Так они и
начали. Потом уже они стали серьезнее к этому относиться. У них был басист,
женатый, жена и ребенок, сама понимаешь, сложное!и с репетициями, все такое.
Вот тогда-то я их и встретил. Сам я как раз учился играть на басу. Вот так и
было все. 4 года назад мы стали репетировать, в 73-м. И только 2 года мы
более-менее серьезно этим занимаемся.
В: Мне интересно
узнать, зачем вы ходили в этот магазин, что вас там привлекало?
СТИВ ДЖОНС: Что,
магазин? Да просто он был не такой как все остальные на Кингз-Роад. Ты знал,
что придешь туда и никто тебе не будет там надоедать. Потому что другие
магазины, дальше по Тейк-Сикс, туда как входишь, сразу пятеро переграждают тебе
дорогу с этими вопросиками: «Могу ли вам чем-то помочь?», «Не желаете ли
пиджак?» И нигде на Тейк-Сикс не было такой одежды в витрине. Мы захаживали
туда, потому что там была одежда Тедди-боев. В общем мы не в магазин ходили как
покупатели, а так просто, пошататься где-нибудь, время занять, понимаешь?
Пошататься часок-полтора, с людьми потолкаться.
В: Так вы покупали
одежду или пытались стащить?
СД: Нет, почему, я
купил несколько вещей. Первая вещь — розовые брюки. Никогда их не забуду. Я не
знал: то ли покупать их, то ли нет, потому что они здорово сужались книзу, а
все тогда носили клеш — это 5 лет назад. В общем я их купил. Подумал: стану
таким мальчиком в дудочках. С того раза я много чего там покупал. Нет, драповый
жакет я там не покупал, ничего такого, купил только эти ботинки Тедди-боя.
В: А что ты
чувствовал, когда носил эти вещи?
СД: Ну, думал, что я
немного другим стал. Думал, что я (американский акцент) настоящий мужчина.
(Нормальный голос). Не знаю в общем. Только не хотел быть как все остальные. В
молодости у всех одни и те же проблемы, так ведь?
В: А тебя раздражали
люди, одетые так же?
СД: Конечно, тут
ревность.
В: А каких людей
сейчас привлекает этот магазин одежды?
СД: В основном
панк-рокеров. Одно время он назывался СЕКС, туда бизнесмены ходили, извращенцы-бизнесмены,
знаешь, взгляды такие на тебя бросают. Прикольно это было. Мне нравилось ходить
и прикалываться над ними. Они же кончали там у себя в кабинках. Выходит оттуда,
а брюки, если приглядеться, мокрые. Очень прикольно было, эти люди, которые
ходили туда...
И мы сказали Малькольму, что
готовим свою группу и ищем басиста. И он спросил Глена, умеет ли тот играть на
этом инструменте, и Глен сказал: «Да, я играю на басу». Мы взяли его к себе. Ну
и начали репетировать, месяцев 6 так. Была у нас даже студия своя — у папаши
Уалли. Это было классно, знаешь, на Хаммерсмит-Бридж? — там студия была, на
набережной. Она ВВС принадлежала, но они перемонтировали ее, другая проводка,
отделка. Она все равно заперта была все время. И эта фантастическая комната
была у нас, чтобы репетировать. И конечно, мы стащили всю аппаратуру, денег же
у нас не было, мы так себе, шатались, да, большую часть аппаратуры мы украли.
Вообще-то, я один, Уалли ничего не воровал. Это я вечно всё тащу...
Вот, и там мы репетировали 6
месяцев, я думаю. И несколько раз к нам заглянул Малькольм. Мы делали песни в
стиле Small Faces, тот же прикид,
тот же сценический имидж, и Малькольм предложил мне: а почему бы тебе не играть
на гитаре? Я подумал, что это хорошая идея, потому что гитара мне больше нравилась,
певец я не ахти какой.
ПОЛ КУК: Начали мы
репетировать вчетвером. Нам пришлось вышвырнуть этого Уалли, мы, скажу тебе, не
были от него в восторге.
В: Я слышала, что
Уалли жениться собирался...
ПК: На своем папаше он
женится. Он из таких парней. Да, и тогда же мы узнали Малькольма. Крутились
возле него и все такое. В общем мы вышвырнули этого Уалли. Два с половиной года
назад это было. Мы сказали Стиву: возьмись за гитару, вокалиста мы найдём,
отсюда и начнем. Мы подумали, что так будет лучше всего.
В: Когда ты впервые
узнал Малькольма?
ПК: У него магазин
был, и мы ходили туда, это 70, 71 годы. Мне было 14, 15 потом, нет около 15.
Шмотки эти покупали, мы с ума сходили по шмоткам, Стив и я. Он назывался тогда
«Пусть будет рок». Покупали эту одежду Тедди-боя. Мы ходили туда каждую неделю,
года с 71-го. О музыке мы особенно не говорили, так просто, ходили туда и
болтали с ним. И знали всех людей, кто работал в магазине — все они друзья наши
были, потому что мы все время сшивались на Кингз-Роад. И мы слышали, что
Малькольм присматривает группу, чтобы начать с ней заниматься. Мы тогда были
еще с этим Уалли и сказали Малькольму, что у нас есть своя группа. Он ответил,
что придет и послушает нас. Он ходил к нам, сидел и слушал. Давал свои «вредные
советы» что и как делать.
В: Какие?
ПК: Не знаю. Мы тогда
еще наивные немного были. Играли все эти старые штуки, сама знаешь, Битлз там.
Он сказал: хватит играть это говно, напишите что-то свое, сделайте вместе,
тогда и сами поймете, чего вы хотите. Знаешь, мы сами еще не знали чего хотим.
Просто подбирали эти дурацкие песни и играли их. Затем мы решили играть то, что
хотим, из ранних Small Faces, из раннего WHO, старые замесы в
общем, того направления. И когда сами писать начали, мы много взяли оттуда.
Знаешь, это было ученичество, но мы делали уже все по-своему.
Одна из этих групп, которая
на меня и Стива повлияла, по крайней мере, это New York Dolls. Как-то раз увидели их на концерте Faces на Уэмбли, они были разогревающими. К тому времени, думаю,
их первый альбом вышел. И потом еще увидел их по телику и очень приторчал,
охуенно приторчал. Думаю, это и было главным влиянием. Просто по обычному ВВС,
все там навытяжку стоят, а эти, я не мог поверить, катались по сцене, пихали
друг друга, волосы по земле волочатся. И на них эти ботинки с высокой платформой.
Опрокидывались. Очень в кайф было. И знаешь, им просто насрать на все было. И
Боб Харрис под конец выдал: «Та, та, та, та, мок-рок, мок-рок» (рок-пересмешник
п. п.). Все что надо и всего в двух словах. Я думаю, это было здорово.
ГЛЕН МЭТЛОК: Мне
хотелось быть в своей группе, потому что я никогда не слышал команду, которая
была бы для меня правильной, соответствовала бы тому, чего я хотел. Я хотел
делать это в первую очередь для себя, чтобы потом слушать это по радио. Не
потому, что это именно я, а потому что я хотел именно это услышать. И нужен был
другой текстовой замес. Знаешь, в то время все было так плоско, скучно. Все,
что хоть немного заводило, было слишком умышленным, слишком искусственным,
слишком позерским по отношению к реальности. Как если бы кто-то сел и высидел
мысль или идею, о, да я сам собирался делать что-то такое. Как Дэвид Боуи или Roxy Music, а это очень
умышленные штуки. Это давным-давно пора было снести на свалку, потому что никаким
рок-н-роллом там и не пахло.
СТИВ ДЖОНС: Итак,
Уалли получил пинок под зад, и я взял гитару. Играть я умел, знал несколько
аккордов, и нам нужен был только вокалист. Малькольм в магазине во все глаза
смотрел, мы даже пытались взять одного чувака, но он был никуда не годный, еще
хуже, чем я.
Вот Джон и пришел в
магазин... До этого я видел его последний раз 6 месяцев назад. Я подумал, что
он ничего и сказал Малькольму: взгляни на него, у него были зеленые волосы он,
как раз покрасился в зеленый цвет. Вот, пришел он в магазин и Малькольм,
кажется, спросил его: «Ты хочешь быть солистом?». Он сказал: «Да, не против»,
что-то такое. И мы договорились встретиться в пабе на углу.
Мы пошли встречаться с ним, и
он все время прикалывался, мы тоже, правда, прикалывались над ним, мы думали,
что он хроник такой, да и понта в нем много было. Пришел он с дружком, мы часок
поболтали, и он сказал: «Окей, я буду на прослушивании, только когда?» Мы
сказали — завтра вечером. А потом у нас появилась идея взять его с собой в
магазин, чтобы он спел у проигрывателя. Мы сказали ему это и пошли в магазин.
Он открыл проигрыватель, поставил Элиса Купера. Все это время он прикалывался —
над нами и вообще надо всем — он просто делал вид, что он крутой певец. А мы
подумали, что он действительно кайфовый. Истерика такая, я подумал. А о нас он
думал, наверное, что мы сборище идиотов. В общем, тогда все и началось. Мы
начали репетиции.
В: Что вы решили с
Джоном конкретно?
ПОЛ КУК: Мы подумали,
он то, что нам надо. Слегка невменяемый, как раз фронтмэн. Нам это и нужно было
— человек, у которого бы были четкие идеи что и как надо делать. И мы знали в
полный рост это. Даже несмотря на то, что он петь не умел. Он не особенно
переживал из-за этого, а мы сами еще только учились играть и тоже не переживали
— есть там у него голос или нет.
В: Как остальные
ребята воспринимали Джона, когда он к вам присоединился?
ГЛЕН МЭТЛОК: Сначала
Стив и Пол относились к нему не больше, чем к шутке. Знаешь, поначалу они
просто прикалывались над ним, а он прикалывался над ними. Они думали, что он
такая марионеточная фигура. Я подумал: да, в нем есть свое безумие, и вроде бы
можно начинать. И' начинать прямо сейчас. Мы же репетировали около полутора
лет, даже 2 года. Не солидные репетиции, а так, играть учились...
Да, мы застряли на этом и
нам хотелось выйти уже и сыграть как следует. И когда появился Джон, стало понятно,
что он правильный парень для группы. И все было готово, чтобы начинать.
В: А почему, как ты
думаешь, он стал фокусом группы, почему именно о нем все говорят?
ГМ: Не знаю. Я считаю,
что он просто много на себя берет и в нем безумия столько, сколько надо.
В: А что ты понимаешь
под безумием?
ГМ: Ну, он псих
немного, и смотрит он немного как психотик. У него отличный взгляд, знаешь, лучше
и не придумаешь. Как у Роберта Ньютона. Он смотрит в зал так как нужно. Я
думаю, мы и взяли его к себе за этот взгляд, он полностью соответствовал тому,
как мы себе это представляли. Он олицетворял собой целую идею. Он попал во
время. И у него было правильное лицо.
В: Ты помнишь первое
ваше выступление?
ПОЛ КУК: Конечно,
помню, отлично помню. Это было в колледже св. Мартина в комнатке наверху. Глен
ходил туда — договаривался, и там играла группа какая-то и мы спросили их:
«Хотите, чтобы мы были для вас разогревающими?», и они сказали: да, кинули нам
понт такой. Ну мы и пошли туда и большие заморочки вышли, можем мы или нет. По
идее мы им на фиг не нужны были как разогревающие. Это была рок-н-ролльная
команда, возрождение и все такое, под Тедди-боев косили, ну и дружки их там,
вся публика. Мы как дали, громко очень, уши заложило. Мы, правда, были как
сумасшедшие, потому что у нас это было первое выступление и мы очень
нервничали. И вдруг чья-то большая лапа отключила нас от сети. Кто-то вырубил
электричество. Это ОНИ были, точно, другая команда, они сами хотели играть. Мы
явно им надоели. У нас там уже свои фаны были, у них — свои, и большая драка
вышла. Мы смылись оттуда...
В: Выступая по
колледжам, вы часто приходили незванные — какова была реакция публики?
ГЛЕН МЭТЛОК:
Недоверие. Там были очень подлые людишки. Они обрывали нас на полуслове. Чувак
врывался на сцену и говорил: «Это ваша последняя песня» или он мог сказать:
«Большое спасибо Секс Пистолз за ваш сплошной звук», в общем обстебать нас так.
ДЕЙВ ГУДМАН: Всегда
когда играли Секс Пистолз, публика реагировала бурно. Много было драк. На их
выступлениях все зло в людях выходило наружу. Вот вышибала, безо всякой
причины, бил кого-нибудь из публики. Музыка их была такая. Это могло начаться,
к примеру, если кто-то держал банку пива, а его толкали; он или отвечал или
кого-то еще толкал. Пиво летело через чье-то плечо, они разворачивались и —
понеслось.
В колледжах обычно случались
крупные драки. В Ковентри драка была, в Хэндон Поли большая драка, в ней
участвовали Пол и несколько стиляг. Пол стоял в стороне с девкой, а эти «тедди»
рядом прошли и что-то сказали ему, что он не мог так оставить, Пол всегда не
прочь перемахнуться. В общем четверо этих стиляг гонялись за ним по колледжу.
Когда они к дверям подошли, вышибалы им вломили. Пол убежал, стиляги за ним,
потом они пытались снова вернуться в колледж. Приехала полиция. Пол между
дверьми спрятался. Полиция побродила туда-сюда, ища этих «тедди». А люди
снаружи стали швыряться камнями по окнам, непонятно зачем. И все по новой
началось. Вышибала у дверей, который вломил стилягам, опять начал с кем-то
драться. Кровавая баня получилась. Пять или шесть драк в разных местах.
Но, я полагаю, драки везде
были. Я никогда их так прямо с Пистолз не ассоциировал. Однажды в Ковентри
кто-то из студенческого союза услышал слово «фашист» в песне «Боже Храни
Королеву» и из-за этого отказался платить. Вышли долгие разборки между группой,
организаторами, Малькольмом, мной, этим студенческим союзом, всеми, кто был
задействован. Полное сумасшедствие было.
Они получали за концерт 60-200 фунтов в то время.
Зависело от того как Малькольм сможет договориться. Но играть они старались как
можно больше — использовали каждую возможность. Будь это возможно, они семь
дней в неделю разъезжали бы по Англии.
В: Что за люди ездили
за вами? Это были люди, которых вы знали или уже какие-то поклонники?
ПОЛ КУК: Нет, в те дни
это были наши друзья, друзья друзей. Все выросло оттуда.
В: Расскажи о втором
вашем выступлении?
ПК: Во второй раз мы
«разогревали» группу под названием Regulator, они до сих
пор где-то играют, а мы играли в какой-то арт-школе. Здорово было. В Холборне
все происходило. Я ждал очередного облома, но мы играли хорошо и отлично
прокатили. С того раза мы и начали потихоньку приподниматься, играя там и сям,
пресса заинтересовалась. И мало-помалу мы окрепли, играя в «Клубе 100» и в
«Нэшвилле». В общем, стали набирать силу. Здорово было это, эти ранние
выступления.
ДЕЙВ ГУДМЕН: — Я начал
разворачивать компанию ПиЭй (муз. аппаратура — п. п.), поэтому и встретил
Пистолз. Они просто позвонили и спросили, можно ли им снять аппарат, это было
их первое выступление в «Нэшвилле», они разогревали группу 101. Мы брали 25 фунтов за прокат и нас
попросили сбавить до 20. И мы сказали Окей, достаточно, это новая группа, им
нужно дать шанс. Это Агентство Альбион попросило нас сбавить цену, и когда мы
пришли посмотреть что и как, мы поняли, что это был типичный альбионовский
трюк, потому что они сделали это для своей группы 101.
Джо Страммер из 101-х, увидев
Пистолз тем вечером, просто обалдел — сразу после концерта ушел из бэнда и
начал формировать свою панк-группу.
Я был от группы в полном
шоке. Так, мне подумать нужно. Понимаешь, в отличие от других групп, Пистолетам
определенно было что предложить. Но музыкально это ни в какие ворота не лезло.
Я читаю, что их «Substitute» очень заводная песня, но по
музыке это плохо. В раздевалке я подошел к Малькольму и сказал: «Если вам нужна
от нас какая-то помощь или вы хотите снять аппарат на время, мы поможем вам». В
этом смысле мы были первыми людьми, которые им помощь предложили. Они-то
думали, что все против них.
А публики все прибывало. В
«Клубе 100» началось с 50 человек и закончилось 600-стами, даже больше. Им
пришлось лимит установить. «Клуб 100» — это первое место, где на них
реагировали как надо, по-панковки, все приходили одетые по панковской моде. И
там начались эти танцы — пого. Они были очень свирепые, правда? Бэнд на сцене,
аудитория пытается впрыгнуть на сцену, бэнд сталкивает их вниз. Прыгали
туда-сюда.
А где-то на Севере, в
Вулвергемптоне или где-то там, было уже несколько человек, которые торчали на
этом — Два или три уже на булавках. И девчонка одна была, у нее на майке
написано было «I wanna be me»,
заглавие песни — мы и закончить-то ее не успели, как она уже известной стала.
Некоторые ехали в Лондон зацепить наши выступления, проезжая сотни миль. Жили
они, скажем, в Лейкестре, а группа играла в Манчестере, и они ехали в
Манчестер.
В: Мне говорили, что
ты побился об заклад, что Пистолз будут у тебя в «Клубе 100?» Почему ты это
сделал?
РОН УОТТС: Так,
впервые я увидел их раньше, чем многие другие. Запомни этот день — вторая неделя
февраля, день св. Валентина, танцы в высшем колледже Уикомба. Я увидел их
раньше любого другого промоутера. Они просто приехали и сыграли. «Воющий Лорд
Сатч» был там гвоздем программы, он и дал им аппаратуру. Думаю, с небольшой
охотой. У них были свои заморочки с аппаратурой, не знаю какие, я не был с этим
связан. Я заметил их и подумал: да, отлично. Они немного бешеные, в них много
анархии, они ни на кого не похожи. Если дать им поиграть самостоятельно, они
выйдут совсем на другой уровень. То-се, прошло 2 недели, я все пытался их
заполучить, не знал только как — тут и возник Малькольм Макларен и сказал мне:
«Слушай, ты — Рон Уоттc?» — «Да» — «Как на счет тjго, чтобы взять к себе Пистолз?» Я незамедлительно дал
согласие и тогда же мы и назначили, когда им играть.
В: А что тебя особенно
в них привлекло?
РУ: Отношение Роттена
к публике. Представь на секунду он играл перед сборищем хиппи. А хиппи к тому
времени, думаю, стали невыносимо скучными. Действительно скучными. Я пытался
что-то искать, но пока стоял в стороне от того, что я называю прогрессивным
роком. А они сильно завели меня, это было круто. Они крыли аудиторию на чем
свет стоит, но когда надо утихомиривались, отступали; что бы они не делали,
ситуацию они держали на контроле. У них была четкая идея, каким должен быть
концерт.
ГЛЕН МЭТЛОК: Одно я
всегда буду помнить — что с нами как-то случилось в «Клубе 100». Я первый раз
там играл. Было всего 50 человек. И я, Стив, Пол и Малькольм пытались заставить
Джона выйти с нами — время уже подошло. А Джон был со своими корешами, мол,
группа обижает меня, и я буду делать то, что хочу. Вот он и торчал в баре и
бухал с приятелями.
Пора уже на сцену — а он в
жопу пьяный, лыка не вяжет, петь не может как надо, к тому же пришел не
вовремя. Но получалось, что это мы распиздяи, потому что бэнд невовремя пришел,
хотя играли мы неплохо. И все время смотрит на меня свирепо. И вдребезги разбил
стакан об пол. И поет совершенно неправильно, лажа сплошная. Я говорю: «Что за
хуйня?» — мне приходится петь вместо него, а он все пялится свирепо и в
середине песни говорит: «Ты что, драки хочешь?» Я говорю: «Не сейчас, ты
видишь, я на басу играю, большое спасибо». А он: «Ты пизды сейчас получишь,
козел». И кореша его: «Давай, Джон, давай».
А потом, сам не знаю, он
совсем свихнулся и убежал со сцены и вообще из клуба. А мы стоим на сцене и
думаем: что ж, это конец выступлению сегодня, и может быть, конец группе. Потом
Малькольм наорал на него: «Возвращайся на сцену или тебе конец». И Джон
вернулся, хотел чтобы мы все повторили, но мы и знать ничего не хотели. А он
сидит на ступеньке, смирный как овечка, а мы и знать ничего не хотим. После
этого мы не видели его несколько дней.
В: Как ребята в зале
на них реагировали?
РОН УОТТС: О, здорово. Такой был героический культ.
Всего несколько человек не врубались, что здесь происходит, так, торчали и все.
Но в основном это была их компания, с самого начала. Началось все сразу, это
точно, событие произошло. И без вопросов — я это видел, другие люди. Дела шли
изумительно, потому что с каждой неделей они становились круче и круче. Смешно,
но когда я стоял в баре, наблюдая за событиями, они все время подходили и
спрашивали одно и то же: «Как ты думаешь, должно что-то произойти?», «Сколько
еще это продлится?», «О, я ничего не понимаю, думаю, все накроется к концу
лета». Я ответил: «Да все уже есть. Уже есть все, что надо. А через год вы уже
впишетесь в большие дела, если не раньше». Все это потом стало реальностью.
Первое их выступление прошло
3 марта. Людей было не особенно много. Но большинство пришло именно из-за них,
случайных было мало. Это здорово было. Я тут же дал согласие предоставлять им
помещение каждый вторник. И в мае началось, они начали 11 мая. Мы договорились
на трехнедельный срок. И они рубились. Всех на уши поднимали.
Я думаю, именно тогда
начались танцы пого: Сид Вишиус начал прыгать вверх и вниз, разгоряченный,
ударяясь о других, и это первый зафиксированный случай пого в Англии. С Сида
началось пого, так же как с Джона эти булавки. Они были инициаторами этого. И
много всякого невероятного народа стало к нам захаживать: Мик Джаггер, много
журналистов разных терлись у нас, Крис Спеддинг начал захаживать...
Потом был промежуток, но все
шло своим чередом. Они вернулись 29 июля и все тогда покатило по новой. Потом
они вернулись через неделю, 6 июля, и DAMNED играли с
ними, это было их первое выступление. Тогда и случился своеобразный водораздел.
Начали появляться бэнды того же направления. Затем опять промежуток, а потом
они играли с VIBRATORS, 10 августа. А 31-го на поддержке были The CLASH и SUBURBAN STUDS из Бирмингема.
Вот это был сейшен! А потом состоялся Панк-Фестиваль, и они играли 20 сентября
в понедельник, вместе с The CLASH и The SLAUGHTER & The DOGS.
В: И много было
насилия?
РУ: В течение
панк-фестиваля, когда Пистолз играли, было несколько драк, но не из-за мести, а
просто разборки: я буду покруче панк, чем ты. Двое или трое парней приехали из
Манчестера, и я вынужден был выдворять их в разные двери. Каждый раз я
выставлял их за дверь (я объяснил им, что мне здесь не нужны кулачные бои,
потому что они для других как красная тряпка перед быком), но они опять шли в
другую дверь, платили и возвращались. Я отдавал назад их деньги, выставлял их
за дверь, но не проходило и 10 минут, как они опять стучались. Никак не мог от
них избавиться.
В: А почему «Клуб 100»
больше не предоставляет сцены Секс Пистолз?
РУ: Потому что все
пошло не лучшим образом. Я думаю, панк запрещали везде из-за похожих вещей. И
не только здесь, в «Марки», в «Нэшвилле», в «Дингуолле», везде были эти побоища,
кого-то покалечили в «Нэшвилле». Нет, никакого соглашения между клубами не
было, все делалось индивидуально каждым. Еще один такой инцидент (осколок
стекла, попавший в глаз девушке во время панк-фестиваля — прим, авт.) и мы бы
нарвались на крупные неприятности. Мы не могли допустить, чтобы и дальше все
так продолжалось. А так две-три драки были перед этим. Ника Кента Сид ударил,
нет, просто пихнул. Сида я оттащил и вывел на свежий воздух, чтобы он остыл
немного.
|