НА КРУТЫХ ВИРАЖАХ Молодежное движение рождает все новые и новые течения едва ли не каждый
месяц. В данной ситуации, конечно, невозможно претендовать на
какую-либо завер¬шенность общего «портрета» молодежных групп. Тем не
Менее в данном разделе мы считаем необходимым пре¬доставить читателю
информацию еще о некоторых из наиболее распространенных типов общностей. Из газеты «Правда» (29 сентября 1987 г.): «Обеспокоены москвичи армадами мотоциклистов, появляющимися на улицах
вечернего и ночного города. а это и понятно: грохот мешает отдыху
людей, но «рокерам», так они себя называют, это, видимо, безразлично». — На учете в столице находится свыше 64 тысяч мо¬тоциклов,— говорит
начальник управления ГАИ ГУВД Мосгорисполкома В. Панкратов. — Но
сколько среди них полуночников-«рокеров», никто не считал. Однако с
момента, когда первые появились на улицах города, более 0'1'ни из них
уже стали участниками дорожных инцидентов. Причем каждый шестой из этих
молодых людей погиб. ...Для многих «рокеров» прелесть именно в том, что¬бы постоянно бросать
вызов окружающим, милиции. Для таких молодых людей, среди которых есть
и ранее суди¬мые за уголовные преступления, нарушение обществен¬ного
порядка стало основным смыслом гонок по город¬ским улицам. Подавляющее большинство рокеров — подростки. Од¬нако в последнее время
отмечено проникновение в их среду людей 30—35 лет, неоднократно
судимых, и от¬нюдь не за мелкое хулиганство. Многие из рокеров не имеют водительских удостове¬рений. Тем не менее
мотоцикл — одновременно важней¬ший атрибут рокера, своего рода символ
групповой при¬надлежности, с одной стороны, и средство самовыраже¬ния -
с другой. Мчась с максимально возможной скоро¬стью по ночным трассам и
превышая установленные правилами дорожного движения нормы, рокер
обретает особое чувство свободы, кажущуюся независимость. При этом он
как бы бросает вызов «официальному миру», ко-торый его не понял и не
принял, не дал проявить себя. Конечно, протест не всегда осознается и
выражается обычно опосредованно. Использование скоростных, ма¬невренных
и шумовых возможностей мотоцикла в про¬тивоправных акциях нередко
становится путем превра¬щения увлечения мотоспортом в деятельность
протестного характера. Против чего протестуют рокеры? Да против того же, против чего и панки,
хиппи, металлисты и прочие. Против догматизма и авторитарности старших,
социаль¬ных перекосов в жизни нашего общества, трудностей
са¬мореализации. Причин и поводов пока хватает,.. В развитых капиталистических странах молодежные «мотогруппировки» стали
заметным явлением в 70-е го¬ды. Называют их по-разному; «Дикие Ангелы»,
«Свобод¬ные Наездники», «Вне Закона». Чаще всего — рокерами (в
зарубежной печати данное слово пишется «госкег»). В основном это
выходцы из «низов». Большинство из них работает, отдавая увлечению
мотоциклом все сво¬бодное время. Как отмечают зарубежные специалисты,
сотни рокер-клубов стали сегодня неотъемлемым атри¬бутом «молодежной
сцены» Запада. Их члены — в боль¬шинстве своем разочарованные «обычной»
жизнью лю¬ди. «Настоящую семью можно увидеть лишь на телеэкране,
товарищество становится бесполезным, брак — неч¬то безвозвратно
потерянное, свобода — всего лишь ста¬туя в порту Нью-Йорка», —
утверждает один из рокеров со страниц вышедшей в ФРГ в 1981 году книги
Гюнтера Брехта «Рокер в Германии». Находясь в седле и устрем¬ляясь с
бешеной скоростью «в неведомое», рокер «чувст¬вует свободу», «выходит
из ненавистного буржуазного окружения». В своих клубах рокеры обретают
группо¬вую солидарность. «Можно все пережить со своими братьями», «Один
за всех, все — за одного», «Братство навечно» — вот их лозунги. Большинство рокерских группировок на Западе име¬ют четкую
организационную структуру. Есть президент | его заместитель,
осуществляющие общее руководство. 11остоянно проводятся подбор новых
кадров для попол¬нения организации, их подготовка и «воспитание».
При¬ем в члены клана проходит по традиционному ритуалу. Член сообщества
должен иметь мотоцикл, носить эмб¬лему клуба, регулярно платить взносы,
участвовать в гонках и обязательных коллективных застольях. Содержание и направленность деятельности разных групп западных рокеров
весьма отличаются. Существует широкий спектр объединений-—от «мирных»
спортив¬ных обществ до настоящих банд, наводящих ужас на Жителей
городов. Между тем буржуазная пропаганда освещает их деятельность
обобщенно, что дискредити¬рует громадную массу «нормальных» рокеров,
далеких от разбоя, продажи оружия и наркотиков, убийств по найму.
Конечно, и бандитов на колесах там хватает. Скажем, судя по сообщениям
печати, три рокер-клуба контролируют приблизительно 75 процентов объема
тор¬говли наркотиками на западном побережье США. «Они имеют
разветвленную, хитроумно отлаженную организационную сеть,
высокооплачиваемых юристов, складские помещения, арсеналы
противотанковых ракет, мин, ав¬томатов»,— пишет Томас Гроссман в «Юнге
Вельт». Од¬ним из наиболее мощных преступных синдикатов явля¬ется
«Ангелы ада». Этот клуб включа¬ет более 50 хорошо организованных групп
в США, Ка¬наде, Западной Европе и Австралии. Специалисты назы¬вают его
«Коза Ностра на колесах». В ФРГ в последние Годы активизируются так
называемые «наци-рокеры» — фашисты на мотоциклах. И все же
отождествлять по¬добные группировки с рокерским движением в целом, По
всей видимости, неправомерно... В нашей стране рокеры — сравнительно новое явле¬ние. Как пишет в
«Правде» В. Локтев, о любителях ноч¬ных гонок по городу в Москве
заговорили летом 85-го, как, впрочем, и о других молодежных
неформальных объединениях. Тогда в Лужниках на площадке для учеб¬ного
вождения инициативная группа провела свой, так сказать,
«организационный съезд». С тех пор это место стало центром молодых
мотоциклистов, которых имену¬ют очень красивым на слух словом «рокеры».
В Ленин¬граде роль подобного места сбора приняла на себя так называемая
«восьмерка» — площадка у пересечения Ленинского проспекта и железной
дороги юго-западно¬го направления. Аналогичные тусовки стихийно
сложи¬лись и в ряде других городов страны. Рокеры нередко называют себя «ночными всадника¬ми». Действительно, пик
их активности приходится на время от 11 —12 ночи до 5—7 утра, когда
резко сокра¬щаются число патрульных машин ГАИ и общая интен¬сивность
движения. Перемещения происходят нередко группами в 30—40 мотоциклов ;.
более. Часто «всадни¬ки» выезжают на окраины и за пределы городов, где
де¬монстрируют друг перед другом мастерство вождения, жгут костры,
слушают музыку. Многие рокеры имеют спутниц (рокерш), путешествующих на
задних сиденьях мотоциклов. «Одно на двоих» чувство опасности на
кру¬тых виражах и совместное ночное времяпрепровождение способствуют
быстрому физическому сближению членов «экипажей». Токсикомания и наркомания трудносовместимы с по¬стоянной ездой на
мотоцикле и в рокерской среде в об¬щем-то редки. С групповыми выпивками
и гонками в нетрезвом виде дело обстоит похуже, хотя и это не очень
модно. В этой связи показательная история, рассказан¬ная ленинградским
наркоманом В.: «Здоровье ухудша¬лось, я худел. Нападала сильная
слабость, апатия, мне все время казалось, что могу бросить. Но
попробовал жить без наркотиков — и не смог. Их стало трудно до-ставать.
Жена от меня ушла к тому, кто мог доставать их чаще. Однажды ночью
попросил рокера меня под¬везти. Я рассказал ему все. Он предложил летом
пожить в их лагере. Так я попал на берег небольшого озера. Стояли
палатки, в них жили рокеры и их подружки. Они излучали здоровье и
радость, помогали мне. В этих ус¬ловиях я довольно быстро «переломался»
и стал помо¬гать им готовить еду, рубить дрова для костра. В июне один
из рокеров ушел в армию, а мне оставил свои мо¬тоцикл. Я стал ездить
вместе со всеми. В одну из ночей м попал под рейд ГАИ. У меня не было
ни прав, ни тех-осмотра. Мотоцикл забрали. Это был страшный удар.
Позвонил старый приятель, предложил наркотик. Все началось сначала. Я
истратил все деньги на наркотики, а от рокеров прятался. Думаю, они бы
меня простили... Но снова один, снова вниз...» Конечно, всех рокеров нельзя стричь под одну гре¬бенку. Среди них
встречаются очень разные люди. Теле¬видение и печать познакомили свою
аудиторию с девят¬надцатилетним Михаилом Ло, одним из лидеров
москов¬ских «ночных всадников». Он нигде не учится и не ра¬ботает. За
неполных два года 5 раз против него возбуж¬дались уголовные дела.
Неоднократно Михаил привле¬кался к ответственности за мелкое
хулиганство. В нача¬ле августа 1988 года он оказался во главе группы
роке¬ров, остановивших машину иностранного дипломата. Дипломат, к
счастью, отделался испугом, сам Ло полу¬чил 15 суток. Вот его кредо:
«Пусть нас оставят в покое. Мы купили мотоциклы для того, чтобы ездить
как хотим и где хотим...» Михаил —не исключение. У мотовсадников немало «авторитетов» с подобными
морально-нравственными «платформами». Вместе с тем, как правило, лидеры
ро¬керов—не просто лихие ребята, психологически пред¬расположенные к
выполнению руководящей роли в мо¬лодежной группе. Особое уважение в
данном сообщест¬ве вызывают виртуозное владение мотоциклом и
техни-ческие умения. Здесь встречается немалое число по-на¬стоящему
талантливых техников и спортсменов. Для этой публики обычное дело —
умение «козлить» (ехать на одном заднем колесе), прыжки с трамплинов,
«джи¬гитовка» (изменение положения корпуса, рук и ног на скорости).
Бесконечно возясь с мотоциклами, подлинные умельцы из числа рокеров
вводят различные усовершен¬ствования, форсируют двигатели, в
итоге-—существенно изменяют их технические характеристики. Скорость
по-рядка 140—160 км в час для таких мотоциклов — обыч¬ное дело. Сленг рокеров беден и состоит преимущественно из слов «технического»
происхождения. Для образования новых «терминов» нередко употребляется
суффикс «ак»: глушитель мотоциклетного двигателя — «глушак», шлем —
«шлемак» и т. д. В обиходе используется и жар гон тех смежных
молодежных групп, из которых черпа¬ются рокерские кадры, в основном
уличных подростко¬вых «команд»: «обломать» — -испортить настроение,
«ки¬нуть» — обмануть, продать негодную деталь мотоцикла. Общепризнанной идеологии у данной категории не¬формалов не существует.
В «джентльменский набор» рокера входят лишь некие неписаные правила
поведе¬ния. Скажем, при задержании милицией или ГАИ «нель¬зя выдавать
своих» и тому подобное. Большой фактический материал позволяет специали¬стам утверждать, что
наиболее лихо закладывающие ви¬ражи на ночных улицах молодые люди, как
правило, «не вписываются» в рамки уголовного кодекса на ви¬ражах
судьбы. Милицией систематически задерживают¬ся лица, совершающие угоны
мотоциклов, кражи бензи¬на из автомашин. К соответствующим последствиям
при¬водит и сближение лидеров рокерских компаний с уго¬ловными
элементами. Известны случаи «спецзаказов» «ночным всадникам». Например,
группы в несколько де¬сятков мотоциклистов неоднократно за деньги
эскорти¬ровали за пределы Москвы частные автомобили с неиз¬вестным
грузом. Как позднее объясняли участники эс¬кортов, «заказчики» знали об
осторожности сотрудников ГАИ при задержании мотоциклистов (это связано
с вы¬сокой вероятностью получения травм «наездниками»). Окружив свои
машины мотоциклами, деятели преступ¬ного мира получали возможность
миновать посты ГАИ без остановки. Отдельные лидеры рокеров утверждают,
что получали заказы «от неизвестных лиц» на угрозы, шантаж, насилие в
отношении конкретных персон, не угодивших, судя по всему, инициаторам
противоправных действий. И все-таки капитан московской Госавтоинспекции В. Шипов утверждает:
«Пока большая часть «роке¬ров»'— нормальные молодые ребята. Увлечение
мото¬циклом в их возрасте естественно. Другое дело, что мно¬гие из них
до беды не понимают, что нельзя по городу гонять ночью, да и днем тоже,
с бесшабашной удалью, а уж тем более нарушать ПДД, выезжать на трассы
без водительских удостоверений и хороших навыков вождения. Одними
запретительными мерами с «рокера¬ми» не справиться. Да, с «неформалами»
надо работать. И не на словах, главное — на деле». Ну а пока... Пока газеты публикуют строки милицей¬ских телетайпов:
«...Ефимов Аркадий, 15 лет, ученик школы № 338 Люблинского РУНО, без
водительского удостоверения. Врезался в грузовик, госпитализирован». «...Абдурахманов Ринат, 17 лет, не работает и не учится. Столкнулся с
такси, доставлен в 29-ю горбольницу. Пострадал пассажир мотоциклиста
Минаев Алек¬сандр, 17 лет, доставлен в ту же больницу...» «...Филатов Алексей, 17 лет, без водительского удо¬стоверения. Наезд на
ограждения строительных работ. Переломы, сотрясения мозга —доставлен в
71-ю горбольницу». «...Шубин Андрей, 17 лет, без водительского удосто¬верения, студент
2-го курса Московского радиомеханического техникума, не справился с
управлением, достав¬лен в 54-ю горбольницу».
|