«МЕТАЛЛ» И МЕТАЛЛИСТЫ Из книги «Лектору о современном мире»: «Теперь о «металлистах».
Почитатели этой музыки — ребята в возрасте 15—20 лет, причем границы
эти имеют тенденцию к расширению («металлом» интересуются и 12-летние,
и довольно взрослые люди)». Из письма в ленинградскую газету «Смена»: «Добиваться признания у старших того, что металл' рок нужен молодым?
Зачем, спрашивается, нам нужно их признание? Пускай себе скрипят зубами
от злости... Л мы будем ее впитывать и рядиться в браслеты и це¬пи.
Хватит доказывать свое право на существование! Мы должны быть
независимыми! И еще. Металлисты — это не только металлический рок, но и
протест. Группа металлистов Московского района». Из письма в киевскую газету «Комсомольское знамя»: «Хеви-металл» пользуется сейчас популярностью сре¬ди определенной части
молодежи. Приходят «металли¬сты» и к нам на дискотеку. Иногда ведут
себя вызыва¬юще. Как с ними быть? Не раз задумывался над этим. Считаю,
ни в коем случае нельзя запрещать, преследо¬вать. Надо разъяснять,
пытаться переубедить. Ю. Прокопенко. Ведущий дискотеки». Из сообщения корр. ТАСС в Сан-Франциско Ю. Алгунова: «Комиссия по делам подростков штата Калифорния в своем докладе о
воздействии «тяжелого металличе¬ского» рока на молодежь утверждает, что
«хеви-ме¬талл», «сатанинский рок» и «рок панков» служат толч¬ком к
созданию новых хулиганствующих групп, разгулу малолетней и подростковой
преступности. Большинство слушателей и поклонников «хеви-металл» — это
члены банд и хулиганствующих групп. В крупнейшем амери¬канском штате их
число превышает сейчас 75 тысяч че¬ловек. Под влиянием такой «музыки»,
сопровождаемой дикими выходками и искусной имитацией драк а убийств,
насилие и наркотики становятся «законом» их жизни». Из статьи корр. АПН Андрея Назарова: «Рок вообще — это здорово. «Металл» конкретно – нечто прямо
противоположное. Мнение, что каждое му¬зыкальное направление имеет
право на существование, не утешает. Надо решать. Надо выбирать. Или
рок. Или «металл». Из выступления композитора Олега Гусева: «Для музыкантов группы
«Август» имена Гайдна, Баха столь же близки, как и названия
«металлических» групп «Акцепт», «Металлика», «Алькатраз». Вся наша
программа, сделанная в стиле «тяжелый рок» — попыт¬ка навести мосты
между классическими канонами и сов¬ременной музыкой. И параллели
находятся! Не в сти¬лизации, а в самой сути той и этой музыки — в
стремле¬нии к глобальности, в проникновении в душу слушате¬ля, в
предельной искренности. И поэтому я люблю «ме¬талл», который дает
возможность, выступая на эстраде, уходить от эстрадности, то есть от
развлекательности, бездумности, дает возможность говорить с публикой
че¬стно и открыто». Металлисты — одна из самых многочисленных кате¬горий неформалов. Во
всяком случае их намного боль¬ше, чем панков и хиппи, вместе взятых.
Если хиппи и панков можно условно назвать «группами образа жизни» (в
них объединяются именно для жизни определенным образом), то металлистов
специалисты относят обычно к числу неформальных «групп-сателлитов»
(групп, соз-даваемых на почве интереса к тому или иному феноме¬ну
общественной жизни, творческой личности, спортивной команде и т. д.).
По существу, металлисты — нефор¬мальная общность «по интересам», более
конкретно — общность, создаваемая любителями определенного на¬правления
в рок-музыке. Металлистами становятся представители самых раз¬ных категорий населения
— школьники, студенты, рабо¬чие и др. Однако в основной массе это все
же молодые и не очень образованные люди. Как справедливо отме¬чала В.
Левичева в журнале «Смена», «поклонники ме¬таллического рока — это в
основном выпускники ПТУ, учащиеся техникумов, молодые ребята. Время
пребыва¬ния в фан-клубе1 обычно год-два, после этого увлечение
вытесняется либо житейскими заботами, либо другими интересами. Надо
иметь в виду, что сама музыка «хеви-металл»— это наиболее
экспрессивная, с жестким метал¬лическим рисунком, эмоционально
напряженная, неус¬ложненная часть рок-музыки. Поэтому неудивительно,
что ее поклонники «рекрутируются», как правило, из тех, кто вырастает в
эмоционально обедненной среде, включен в достаточно однообразные виды
труда и обще¬ния, нередко испытывает дефицит социальной поддерж¬ки». В среде металлистов немало девушек. Правда, сколь-нибудь разбирающихся
в музыке любительниц «метал¬ла» нам встречать не приходилось. Это
наводит на мысль о том, что предмет увлечения металлисток — не столько
рок, сколько металлисты. Металлисты делятся на несколько категорий. Среди них существует своего
рода элита —■ по-настоящему ув¬леченные, серьезно интересующиеся
музыкой молодые люди. Они обычно проводят свободное время в
прослу¬шивании музыкальных произведений, обсуждают раз¬личные аспекты
предметов своего увлечения. Эта кате¬гория мало интересуется
атрибутикой. Истинные знато¬ки «металла» обычно не агрессивны, вполне
терпимо относятся к другим неформальным группам и охотно идут на
контакты с официальными учреждениями. — Что бы ты предложил? — спрашивает металлиста по прозвищу Чарли корреспондент ТАСС Владимир Ку¬ликов. — Дать нам дорогу. Только не пугайтесь, много не попросим. Почему бы в
тех же молодежных газетах и журналах не рассказывать о роке, и особенно
о «хеви-металл». Ведь вон, например, в соцстранах же знакомы с этим: у
меня дома есть журнал из ЧССР «Мелодие», так там про всех рассказано —
от Пахмутовой до чугун-но-металлического «Мэноуора». А почему не
показывать поначалу хотя бы по телеку передачи о «хеви-металл»? Вот как описывает свою встречу со знатоками «ме¬талла» нештатный корреспондент рижской газеты «Со¬ветская молодежь» С. Тимофеев: «— Мама, к нам в гости сейчас придут металлисты, — на всякий случай
предупредил я. Мама побледнела и ушла на кухню. Тут как раз и
позвонили... Открываю дверь — и... Где же они, страшные, обвешанные ме¬таллическими
цепями и браслетами поклонники «металлического ро¬ка»? Ребята как
ребята. Ну прически, может быть, чуть-чуть... ну наклейка с черепом у
одного на куртке, ну майка с надписью «АС/ДС». Может, разыграли? И вот — знакомимся. Им по 15—17 лет. Мои ровесники. Их увлечения могли
бы стать и моими. Так чего же я избежал или, наоборот, ,лишился? Пусть
объяснят мне это Игорь Б., Миша К., Сережа X., Игорь В. Отвечали они
все сразу. — Пойми, панки предпочитают одеваться в отбросы, чтобы как-то
выделяться. И это потому, что ничем хорошим они выделиться не могут.
Этим они отличаются от нас, во-первых. Во-вторых, у нас не «только
музыка», а музыка, которая нравится, подходит для тебя своим ритмом,
своим стилем. Конечно, так считают настоящие металлисты. А есть еще «фанаты». Их привлекает только внешняя сторона: то, что
металлист для иных звучит устрашающе, что можно иметь вид этаких
«королей» улицы. Такие совершенно не разбираются в музыке, выбирают для
поклонения какую-нибудь одну музыкальную группу, стараясь подстроиться
и замаскироваться под любителей «металла». Они-то, кстати, и совершают,
как правило, те хулиган¬ства, которые списывают на металлистов». Категория псевдометаллистов, которую рижские ре¬бята именуют
«фанатами», действительно существует. В ряде регионов страны их именуют
так же, как и псевдо¬панков, — «лохи». На долю псевдометаллистов и в
са¬мом деле приходится большая часть хулиганских выхо¬док,
приписываемых металлистам. Для «лохов» харак¬терна поверхностная
информированность, в основном на уровне названий ансамблей
«металлического рока» и имей их лидеров. Интересно, что эта же категория обычно и выступает от имени «истинных
металлистов» в подростковой среде, берет на себя роль «хранителей
чистоты рядов сторон¬ников металла». Играется эта роль самым
хулиганским образом. Например, в Ленинграде в 1986—1988 годах
практиковалось следующее: к начинающему металлисту, позволившему
«нацепить металл», подходила группа «лохов» и просила его назвать 15—20
«металлических» ансамблей. Если несчастному это не удавалось — его тут
же избивали. Дескать, он не «настоящий металлист» и не имеет права на
ношение «знаков отличия». В Мос¬кве в аналогичных ситуациях задавались
контрольные вопросы типа: «Как зовут бабушку Оззи Озборна?» (Озборн —
лидер американской группы «Блэк Саббэт»). Не знавшие бабушку немедленно
получали по шее. Одежда и атрибутика металлистов однотипны, но весьма разнообразны.
Объекты подражания — солисты различных групп. Индивидуальная «форма»
(«прикид») металлиста обычно является комбинацией следующих элементов:
кожаный ошейник, проклепанный заклепками или усеянный металлическими
шипами, аналогичные накладки на плечах и напульсники, клепаная куртка,
брюки. Нередко экипировка включает два ремня: один на поясе
(функциональный), другой—на бедрах (декоративный). Конечно, оба щедро
«украшены» заклепками и тупыми шипами. Многочисленные дополнительные
детали выполнены из металла (чаще всего — массивные цепи), кожи или
кожзаменителя. Доминирующий цвет одежды — черный, из-за чего металлисты
ызывают у старших поколений ассоциации с фашистами. «Прикид» металлиста в разных регионах страны неодинаков. Например, в
Прибалтике длительный период в среде металлистов было модно
раскрашивать лица «для выражения жестокости», носить на себе несколько
цепей| и острые шипы. В Ленинграде одевали браслеты с плоскими
заклепками, куртки из натуральной кожи с прямой молнией и обходились
одной цепью. В Москве в о же время чаще можно было встретить куртки из
кожзаменителя с косыми широкими молниями, много цепей | браслеты с
острыми шипами — так называемые «моргенштерн» («утренняя звезда» —
воскрешенное заново название средневекового холодного оружия). К 1987
го¬ду благодаря интенсивным контактам металлистов из различных областей
страны произошло некоторое сме¬шение стилей. Особенности «формы» («металльного прикида») суще¬ственно зависят от
направленности творчества любимых групп. Скажем, если в произведениях
кумиров достаточно представлена военная тематика — поклонники могут
военизировать «прикид» с помощью защитного цвета, элементов формы
воздушно-десантных войск и т. д. По¬читатели творчества групп более
мягкого, лирического плана («Европа- «Бон Джови» и др.) и одеваются
ме¬нее вызывающе. Любителей разновидности «металла», именуемой «спид металл» (быстрый
металл), можно узнать издале¬ка по крайне воинственному «прикиду»: с
головы до пит — в черном, увешаны металлическими предметами, Щетинятся
остро заточенными шипами. Не редкость — выполненное на футболках или
майках фосфоресцирую¬щей краской слово «сатана» на английском языке. В
Комплекте с надписью — перевернутый крест на груди. Последние символы
связаны с тем, что многие любите¬ли «спид металла» увлекаются культом
«церкви сатаны», называют себя «сатанистами». Это движение воз-никло в
США в конце шестидесятых годов. Часть металлистов отказывается контактировать с официальными
организациями. В данной среде нередки увлечения ансамблями,
призывающими к насилию, вос¬певающими войну. Встречаются и поклонники
западных групп антисоветского толка. Эту категорию металлистов называют
«черными». Черные металлисты — довольно-таки агрессивная публика. Они
часто совершают право¬нарушения, злостно хулиганят, провоцируют
столкнове¬ния с другими неформальными группами. В среде чер¬ных
металлистов ощущается сочувственное отношение к профашистским группам,
замечена и некоторая «мигра¬ция» кадров от черных металлистов к правым
экстреми¬стам и обратно. В деятельности всех категорий металлистов проявля¬ется следующая
закономерность: чем лучше молодой че¬ловек разбирается в музыкальных
тонкостях, тем мень¬ше его интересует атрибутика, тем меньше он
стремится поразить окружающих своим внешним видом. Вычурно одетые подростки, красующиеся в общест¬венных местах в
«металльном прикиде», у старшего по¬коления, разумеется, восторга не
вызывают, как, впро¬чем, и у их более развитых в культурном отношении
сверстников. И все же мы не торопились бы е безого¬ворочным осуждением
металлистов за внешний вид. Здесь далеко не все однозначно. Подчеркивая, что демократизация нашей
жизни должна затронуть не только людей, но и мир окружающих их вещей,
В. Левичева пишет: «Кстати, о манерах и одежде. Многие не¬доумевают: к
чему им все эти заклепки, цепочки, брас¬леты? Бывает, что и с ответом
торопятся: «Оттуда это, из-за кордона». Что ж, многое мы пока носим
оттуда, некоторые даже «от Кардена» и «Сен-Лорана». Между прочим, наши
«металлисты» в основном дети из. мало¬обеспеченных и среднеобеспеченных
семей. «Вы носите золото, а мы — простой металл», — встречался мне и
та¬кой мотив. И все-таки нужно за этими «заклепочными чудесами» увидеть
реальную и острую социальную проб¬лему: за последние двадцать лет
как-то незаметно одеж¬да стала довольно точным показателем
имущественных, корпоративных («блатных») и нередко должностных
возможностей ее обладателей. Причем в наибольшей степени эти процессы
затронули именно динамичную мо¬лодежную моду». Сленг металлистов
функционален — в основном со¬стоит из обозначений предметов туалета и
различных предметов, используемых в групповой деятельности. Ска¬жем,
широкая молния на кожаной куртке именуется «трактором», проклепанные
браслеты — «наворотами», пластинки с записями «металла» — «колесами» и
т. п. Лидерами часто являются подростки, обладающие не столько
организаторскими способностями, сколько пред¬метами увлечений —
пластинками, музыкальными жур¬налами и плакатами. Лидирующие позиции в
компании металлистов может помочь завоевать и комната, тем более —
квартира, оборудованная под «металлический бункер», увешанная плакатами
с изображениями музы¬кантов и оснащенная качественной аппаратурой. Как
правило, лидеры информированы и разбираются в «ме-талле» несколько
лучше своего ближайшего окружения. Таких знатоков иногда называют
«дедами». «Деды» не¬редко злоупотребляют своим авторитетом, жестко
вно¬ся коррективы во внутригрупповые отношения. Сущест¬вует тенденция к
образованию замкнутых «дедовских» Групп, куда нет доступа «рядовым
металлистам». Следует отметить, что «предметный интерес» метал¬листов— «металлический
рок»—-как у нас в стране, так и других странах (например, в Болгарии)
еще вызыва¬ет ожесточенные нападки. При этом ценителям «метал¬ла»
приходится вести войну на два фронта. Первый из них — обычен и
пролегает между поколениями, прием¬лющими и отвергающими рок в
принципе, как таковой. Второй фронт пролегает внутри массы любителей
рок-музыки. Многие меломаны считают (и не без оснований, М наш взгляд)
«металл» деградировавшим в художественном отношении продуктом развития
очень интересно¬го в конце 60-х — начале 70-х годов «тяжелого рока».
Отсюда — точка зрения, одним из многочисленных выразителем которой
является руководитель киевской диско¬теки «Элион» Ф. Терпиловский: «В
«хэви металл» есть либо культ насилия, либо средневековая мистика. А
вот музыкой как раз и не пахнет. Громкость — «визитная карточка» стиля,
один из козырей «рок-металлистов». Но не только громкостью они давят на
психику. В ход Идут любые эффекты, главное — создать атмосферу осо¬бого
рок-возбуждения». В целом общественное мнение в нашей стране очень сильно обработано
против «металла» в ходе выполнения прессой определенного «социального
заказа» в духе самых мрачных застойных времен. В восьмидесятые годы
газеты и журналы опубликовали сотни высказываний типа: «Этот стиль
рассчитан на людей без социального опыта. Без критического отношения к
действительности. На тех, кто видит в моде панацею от всех жизненных
проблем. Словом, «хэви металл» держит на мушке тех, кому еще далеко до
совершеннолетия. Или — по возра¬сту, или по развитию» (А. Назаров,
корр. АПН). С удо-вольствием перепечатывались и соответствующие мне¬ния
западных специалистов, скажем Тима Холмса: «Хэ¬ви металл-рок—музыка для
мальчиков, еще не пере¬росших своих коротких штанишек. Видимо созна¬вая
свою ущербность, хэви металл-рок упорно претен¬дует на причисление к
лику Искусства. На какие только ухищрения ни пускаются исполнители...
Любая из этих пластинок вводит слушателя в воспаленное сознание
прыщеватого подростка...» (статья в журнале «Роллинг Стоун»
воспроизводится на страницах «Ровесни¬ка»). На наш взгляд, эти и аналогичные высказывания со¬держат правду, полуправду и бессмыслицу одновремен¬но. Правду — потому, что «металлический рок» — музы¬кальное направление,
переживающее кризис и во мно¬гих своих не лучших проявлениях
апеллирующее к низ¬менным вкусам и инстинктам. Полуправду — потому, что этот кризис не глубже то¬го, что переживает
сегодня, к примеру, оперетта или «классическая» эстрада типа юрмальских
представлений. Между тем, несмотря на явные симптомы упадка, в
«металле» в настоящее время работают многие виртуо¬зы рока—это
направление привлекает ярчайших инст¬рументалистов (в особенности
гитаристов), блестящих вокалистов, талантливых постановщиков. В
качестве примеров напомним читателю хотя бы гастроли в СССР группы из
ФРГ «Скорпиона» или коллектива, приезжав¬шего со шведским гитаристом
Ингви Мальмстином. Отличную репутацию «металлу» составляют и
выступле¬ния отечественных групп «Мастер», «Черный кофе», «Ария»,
«Круиз», «Август». Интерес к их творчеству вполне закономерен. Заметим, что интерес к «металлу» имеет и одну чрез¬вычайно важную
немузыкальную причину — в этой му¬зыке воплощается совершенно
естественная для подрост¬ка тяга к проявлениям мужественности, силы. В
самом этом факте нет решительно ничего дурного. Иное дело, что сила
может быть направлена на служение идеалам добра или зла. Но здесь уже
встает вопрос о том, куда зовут молодежь те или иные кумиры. Между тем
в дан¬ном плане мы имеем очень разные ответы, далеко не все из них
против «металла». И, наконец, о бессмыслице: вряд ли целесообразно попрекать прыщавого
подростка прыщами, бескультурного — бескультурьем. В последнее время
все чаще в кругах специалистов начинает высказываться мнение, что
представление о металлистах как о безнадежных де¬билах, дуреющих от
музыкального грохота, провоцирует одних —на проявление нетерпимости к
чужим вкусам и увлечениям, других — на «остекленение» в подростковом
нигилизме. Очевидно, что подобные результаты нагнета¬ния эмоций по
поводу «нездоровых музыкальных увле¬кший юношества» не нужны никому.
Видимо, пора за шокирующим поведением металлистов, необычностью их
нарядов, пагубностью «мистических» уклонов увидеть живых людей с не
очень удачными судьбами, не очень веселыми проблемами, людей,
нуждающихся в человече¬ском отношении, уважительном диалоге...
|