Вот несколько выдержек из писем, поступивших в молодежные газеты и журналы:
«Металл-роком
мы увлекаемся уже два с половиной года. Хотя наше увлечение увлечением
на назовешь. Мы стали просто фанатами. Почему о всех металлистах
сложилось дурное мнение? Ведь людей никто не меряет одной меркой.
Почему тогда думают: «Если металлисты — значит, отбросы общества?» Но
ведь это не так.
Рок — это наша «жизнь», мнение и взгляды на подчас чуждую нам жизнь.
Мир нам тесен, нет интереса жить,
Убеждают терять свое мнение.
Подчинение? Кем дорожить?
И живешь, как в цепях, в подчинении...
А
рассказы о том, что металлисты просто бездельники и хулиганы — вымысел
взрослых. И их сказочки нам до лампочки. У нас ведь тоже есть
собственное «Я». И мы не дадим взрослым растоптать его.
Наташа Е., Наташа П., Наташа К»
«Уважаемая
редакция. Вы совсем не упоминаете о ребятах, которые одеваются по моде
шестидесятых годов и поклоняются рок-н-роллу. Называются они стиляги.
Это вполне безобидное движение молодежи, у них нет никаких
антисоветских уклонов, нет наркоманов, вполне аккуратные и приличные
ребята. Без толку не болтаются по улице, не сидят в парадных. Проводят
время в кафе, на различных концертах. Иногда идешь по улице, а тебя
обзывают панком. Но мы убедительно просим, как-нибудь в своей газете
напишите про нас, что мы ничего общего с панками не имеем, В одежде у
нас нет ничего предосудительного и вызывающего, прически скромные. Мы
не расхваливаем себя. Как есть на самом деле, так и пишем. Очень
хотелось бы, чтобы вы написали про нас и люди узнали, кто мы такие на
самом деле. И еще, сколько можно писать о металлистах! Нет чтобы
написать про нас.
Гриша, Дима, Андрей».
«...Не
слишком ли много времени и места вы уделяете металлистам? То, что они
говорят вам красивые слова, как то: «прекрасная музыка», «мы ее
ценители», — это чепуха. Три четверти из них подлецы и негодяи. Хотят добиться всеобщего внимания путем навешивания
на себя железных обломков... Хотелось бы открыть кампанию на страницах
газет в защиту ленинградских панков. Мы согласны встретиться с
корреспондентом.
Крейзи и другие».
«...Что
все теперь накинулись на панков, металлистов и других? В нашем
микрорайоне имеется общество «Ульянка»... Подростки от 12 до 16 лет,
собираясь в большие группы, после девяти часов вечера никому не дают
проходу, отнимают деньги, избивают. Меня хотели туда втянуть, но я
сказала, что я панка. От меня отстали и даже начали бояться. Но все же
обидно за них. Сколько ребят уже поставили на учет в детскую комнату
милиции, судили, им все мало. Чем вести борьбу с панками да
металлистами, занялись бы этими подростками. До каких пор они будут
вести такую жизнь?
Олеся Л.»
«...
Неужели вы всерьез хотите что-то изменить? Наивные патриотки... Сейчас
мне 18 лет. В 15 лет я впервые поехал в Ленинградский Дворец молодежи.
С этого начали формироваться мои и взгляды на жизнь. Ненавижу вас за
то, что пытаетесь подогнать всех под одну линейку. Не удастся... Мы вам
мешаем, потому что мыслим иначе, чем нужно вам. Вам мешает
раскованность нашего поведения, яркие краски нашего вида, наши
увлечения. А кроме всего этого есть еще убеждения, которых вам уже не
переделать...
Мне
наплевать на какую-то там борьбу за мир (все и без меня, сделают) и на
ускорение. Хорошо, что у меня есть голова и я могу делать деньги, а то
не знаю, как бы и жил... Письмо не подписываю, но я уверен, что вы его
и не опубликуете».
«Мы — хиппи. Слушаем «Пинк Флойд» и «Аквариум», путешествуем автостопом, ратуем за всеобщую любовь к ближнему. Ненавидим насилие...
Странник».
Таких писем тысячи, они написаны словно с другой планеты и оставляют тысячи вопросов. Понятное дело— можно любить музыку, путешествовать автостопом,
стремиться заработать деньги. Но как людям приходит в голову делать из
того, другого или третьего образ жизни? С какой стати у нас появляются
орды металлистов или рокеров? Почему нужно свою любимую девушку в повседневном общении называть «жабой»? Как может блестяще успевающий студент-философ добровольно менять учебу в университете на работу в кочегарке? Зачем русскому человеку вера в Кришну? Насколько
это все неизбежно для советского общества, как к этому относиться, что
делать и делать ли что-нибудь? Ответы на эти вопросы волнуют многих:
философов, педагогов, организаторов досуга, родителей, самих юношей и
девушек, стоящих на пороге самостоятельной жизни. В конечном счете —
волнуют все общество.
«Откуда в нашей стране появились и что собой представляют модные молодежные течения (хиппи, панки, металлисты) ? Насколько они приемлемы для нас?» — пишет в «Комсомольскую
правду» двадцатидвухлетний Константин Носов. Интересная ситуация:
непонятная молодежь непонятна своим же сверстникам, выросшим в «традиционной среде обитания». Но если такова реакция людей молодых, чего же ждать от старших поколений, в особенности той их части, которая, выражаясь словами известного режиссера Марка Захарова, «находится целиком во власти нашей древней традиции — воспринимать все непривычные и неожиданные явления как прелюдию к Апокалипсису»? А вот чего:
«Мне
42 года, рабочий стаж 24 года. Имею жену, сын служит в армии. Живем
хорошо. Меня до глубины души возмущают все эти дебаты о всяких папках,
хиппи, металлистах в кожаных куртках со всякими цепями. И чего это все с ними возятся и выдумывают проблемы? Надо
дать всем этим бездельникам орудия труда, инвентарь, и пусть работают.
У нас в стране есть места, где очень нужны рабочие руки, например в
Сибири. Или пусть едут в села, дать им трактор, пусть работают, пусть
идут в доярки, которым приходится сейчас трудиться с утра до ночи. И
тогда, я уверен, им скучать и вешать цепи, тем более брить виски, будет
некогда. А то они, наверное, и не знают, откуда и как все попадает на
прилавок магазинов».
«Почему он трудный? А потому, что не смогли объяснить...» — так рассуждают журналисты.
«Возмутительно! Хватит с ними нянчиться. Пора применить
суровые наказания, и нечего прислушиваться, ЧТО скажет о нас Запад. Это
наш дом, и нам наводить В нем порядок. Я считаю их паразитами на теле
общества. Интересно только вот: а где же родители этих панков? Как
относится их мать к их бритым вискам и цепи на шее?» — пишет шофер из
Куйбышевской области М. Грунин.
Ему
вторит инженер Э. Силинский из Лоухского района Карельской АССР:
«Почему-то сейчас твердят, что нужно решать вопрос отдыха молодежи.
Отдыха — от чего? Неужели перетрудились? Почему-то мы, родители, да и пресса, решили, что надо что-то создавать для молодежи, чем-то их заинтересовывать, чтобы не мерзли в подворотнях, не пьянствовали, не «наркоманили». Не пора ли очистить средства массовой информации от всякого
рода ансамблей с их сомнительными песенками?! А место уступить
молодежи труда. Рассказывать побольше о студенческих отрядах и сделать
работу в них не добровольной, а обязательной для всех».
Такие
вот рецепты: послать в Сибирь, сделать работу обязательной, пусть
вкалывают с утра до ночи. Как пишут читатели «Комсомольской правды»,
«пусть право на собственные мысли сначала заработают». Правда, когда
этот момент настанет, — не уточняют. Но интересно все же, когда
именно: в 20, 30, 50 лет, к пенсии? Конечно, столкновение с чуждым,
непонятным многих раздражает. А от раздражения, как известно, всего
один шаг до более горячих эмоций.
«...По
роду своей работы (плаваю на судах БМП) я бывал в различных западных
странах. Своими глазами мне приходилось видеть тех, кому подражают
«наши» панки, металлисты... Небольшой детали, правда, я еще у «наших» панков не видел — черепа на лацканах, свастику и кастеты, но при данной им свободе эти детали могут появиться в любое время... И когда я вижу этих юнцов, преклоняющихся перед Западом, лично у
меня вскипает ненависть... Демократия, расширяющаяся в нашей стране, не
есть вседозволенность», — делится не только мыслями, но и чувствами Н.
Тихомиров.
Ненависть — сильное чувство. Когда же она оказывается помножена на непоколебимую уверенность в собственной
правоте, наступает желание действовать. Ведь «ненормалы» не слушаются,
дерзят, не сдают своих позиций: «Сделали из нас пугало какое-то, а вы
лучше в себя, в свою совесть загляните... —• пишет в ленинградскую
газету «Смена» некто К. И далее продолжает: — Мой вам совет: смотрите
не на длину волос, а на людей. Людей ведь вы не замечаете».
И правда, не все замечают. В седьмом номере журнала «Студенческий меридиан» за 1987 год был опубликован материал А. Невского «Я их ненавижу...», вызвавший широкий читательский резонанс: редакция получила более двух тысяч писем. В статье шла речь о происшествии,
в котором участвовали дружинники Сергей Лопатин и его товарищи. В
злополучный вечер в зоне их дежурства хулиганили панки. Вместо того чтобы доставить их в милицию, трое уверенных в себе, физически сильных молодых людей решили «проучить» разбушевавшихся
юнцов. От одного из ударов Лопатина скончался подросток Михаил
Дружинин. Другой подросток — пятнадцатилетний Васильев — «отделался»
переломом челюсти. Остальные панки пострадали меньше.
Как отметила редакция, сотни читателей в своих письмах проявили неспособность адекватно оценить случившееся. Более того, многие люди выразили готовность поступить, как Лопатин, искрение полагая, что таким образом можно способствовать утверждению высоких нравственных принципов. Типично в данном плане коллективное письмо, подписанное группой исполкомовских работников города Уральска: «Почему трое высоконравственных,
глубоко порядочных молодых парией поплатились за свой заряд
нравственного максимализма?.. Как можно защищать Дружининых, если в
данной ситуации они выступают как символ «накипи»?.. Неудивительно,
что у парня, глубоко чувствующего несправедливость, прошедшего сквозь
огонь афганских боев, в конце концов сдали нервы... Не следует сейчас к
Дружинину относиться только как к несовершеннолетнему, не совершившему особенных преступлений. А может, мы просто
не знаем об этих проступках. Или они были бы впереди у него. В любом
случае ломать судьбу хорошему человеку из-за мрази, оскверняющей нашу
жизнь, нельзя... Можно ли считать данный инцидент именно убийством?
Может быть, следует это расценить как первый шаг борьбы с уродливыми
явлениями нашей жизни... Ведь у этих панков нет никаких интересов, они
в будущем или настоящем алкоголики, наркоманы, токсикоманы...».
Интересна
позиция Н. К Рыбалко из города Ижевска: «Ведь Сергей Лопатин увидел в
этих подонках врага, не своего врага, а врага нашего строя, нашей
Родины. И действовал он правильно, как подсказала ему совесть». Эту
мысль продолжает коллективное письмо курсантов Уфимского авиационного
училища: «Лопатин свой гражданский долг выполнил... Мы поступили бы
точно так же».
Отвечая
этим авторам на страницах журнала по поручению редакции, Игорь Павлов
констатирует: «Все граждане СССР в равной мере охранены законом — это
одно из завоеваний советского законодательства. Перед законом все
равны». Но на этой же странице между делом замечает: «Как автор
настоящих заметок, считаю нужным определиться: сам я не питаю к
«панкам» ни малейшей симпатии. Как, впрочем, и к «рокерам», «металлистам»
и всяким иным «фанатам». Думаю, принадлежность к любой из этих групп —
проявление спящей души и малоразвитого ума, элементарно низких
культуры и воспитания».
Вот
так: авторитетный журналист популярного молодежного журнала не может
отличить рокеров и панков от фанатов. Но всех их скопом заведомо
причисляет к людям второго сорта. Заранее, заведомо несимпатичны ему
совершенно незнакомые, непонятные люди, заочно обвиняемые в глупости и
лености души. Каковы же должны быть в нашем обществе барьеры
непонимания, силы предубеждения, чтобы такие слова родились у
человека, не без оснований, наверное, считающего себя умным и
душевным, к тому же пишущего о молодежи и для молодежи в одном из
лучших журналов страны!
Мы — за другой подход к «непонятной» молодежи. Как сказала как-то известный московский философ Валентина Левичева, мы все должны научиться жить в неформальном обществе. Эта мысль представляется нам весьма важной и своевременной. Время, когда одни
люди могли подгонять жизнь других под свои стереотипы мышления, кануло
в Лету. Как и методы силового давления старших на подрастающие
поколения. Понять молодежь, протянуть ей руку помощи в решении сложнейших жизненных вопросов, проявить упорство и не терять терпения в товарищеских дискуссиях, признать за молодежью право самостоятельных в конечном счете решений — вот долг зрелой части общества по отношению к юной смене.
Но прежде всего — понять,..
«Моя дочь, Петрова Таня, 1967 г. р., попала в начале 1986 г. под влияние компании, которая как омут затянула ее. В 1985 г. Таня закончила среднюю школу. Учась в школе, занималась в киностудии
и танцевальном кружке. Была доброй, отзывчивой, контактной девочкой,
имела много подруг. С 10 класса дружила с хорошим парнем, Витей
Егоровым, любила его, собирались пожениться. Весной 1985 г. Витю взяли
в армию. Таня же поступила на вечерний факультет в Ленинградский
институт точной механики и оптики, устроилась работать в КБ чертежницей.
В
начале 1986 г. се одноклассница ввела Таню в компанию, где она
познакомилась с Добрыниным Федором (24 года), который нигде не
работает. Как его одноклассницы говорят, «он человек с тройным дном». После начала этой «дружбы» изменилось ее мировоззрение,
моральный, идеологический облик. Резко изменился весь образ жизни. Она
стала ежедневно приходить домой в 2—3 часа ночи, а иногда и вообще не
приходит ночевать. Были случаи, когда она приходила в странном виде на
работу, вызывая подозрение в употреблении наркотиков. Стала грубая,
жестокая, высокомерная, нахальная. Дома ничего не делает. Под впечатлением взглядов это,! компании
ока стала высокомерно смотреть на людей обычных трудовых профессий н
стала считать, что имеет смысл заниматься только особой творческой
работой со свободным режимом дня. Теперь ее интересуют только
гуманитарные профессии, о которых она раньше и не думала (филфак
университета, психология и т. д.). Бросила институт как недостаточно
интересный. Говорит, что там серо преподают. Она находит интересной
только свою компанию. Про Федора говорит, что он личность, хотя
школьные его подруги говорят, что он подонок.
Аналогичным образом были втянуты в эту компанию девочки
а) из школьного класса Тани: Кантор Марина — бросила работать; Сидорова Марина — бросила учиться; Сагал Лена — бросила учиться;
б) из класса Федора: Синицкая Анна — учится; Беленькая Оля — работает.
Характерные особенности этой компании можно сформулировать следующим образом:
1. Тунеядство. Неуважение к людям обычных трудовых профессий. Считают такие профессии для себя неприемлемыми, чем и обосновывают тунеядство.
2. Беспорядочный богемный образ жизни,
3. Проповедь свободной любви.
4. Компания не брезгует сутенерством.
Весной 1987
г. вернулся из армии Витя Егоров, так его тоже затянули в хиппи. А ведь
он отслужил 2 года в армии! Как же могло случиться, что там его
политически не подковали?
Много,
очень много сил и здоровья было затрачено, чтобы Таня вернулась к
нормальному образу жизни. Но когда я почувствовала, что одна не могу
справиться, я решила обратиться к общественности, Я была уверена, что
в Ленинграде найдутся люди, которые смогут помочь мне в моей беде. Тем
более что к этому моменту уже прошел XXVII съезд
КПСС, съезд ВЛКСМ, был принят ряд постановлений о работе с молодежью,
где говорилось о необходимости бороться за каждого советского человека.
Куда я только ни обращалась за последние 1,5 года:
1. К врачам.
2. К психологам.
3. В милицию (к участковым).
4. В КГБ, МВД.
5. К редакторам газеты «Смена».
6. В райком, обком комсомола, райком и обком партии.
Все
мне сочувствовали, утешали, но говорили, что помочь дочери никто не
сможет, кроме семьи. Но чем я могу ей помочь? Я для нее не авторитет.
В
настоящее время Таня ведет беспорядочный образ жизни. С мая 1987 г. она
не работает и работать не собирается. Разъезжает по разным городам со
своими «друзьями» — хиппи, а когда (бывает в Ленинграде, то часто
ночует не дома, а у своих хиппи.
В
чем же сила этой компании, что она смогла за 2 года перемолоть
психологию, убеждения моей дочери, а мы, советские, люди, глядим
разинув рот и ничего не можем сделать? Как достучаться до дочери, чтобы
она поняла, что живет жизнью чуждой и ненормальной? Как вылечить ее? Я
не могу нормально жить и работать. Все мои мысли только о том, как
спасти дочь, вернуть ее к нормальному образу жизни.
Помогите, очень прошу, помогите.
Петрова Анна Ивановна».
|