Н.О.И
в начале года Бакштейн, Пригов и Свен договорились с директором зала на
Автозаводской, что мы там будем делать выставки и нужно было оформить бумаги. В
это время вышло постановление Горбачева о работе с неформальными объединениями.
Переговоры были сложными, все буксовало, пока Свен не сообщил тете-директору, —
мол, видите, есть там всякие панки, металлисты, а мы — авангардисты. Вам
понятно? Частично поэтому это объединение было названо таким тупым названием
«Клуб Авангардистов». Ничего тупее и придумать нельзя было. Это было
официальное название, которое зарегистрировали во всех официальных документах.
Райисполком давал даже бюджеты на печать типично советских дешевых афиш,
одноцветных, а потом название сократилось до Клавы, что было естественно.
С.В.
И в новом сокращении вошло в лексику. На Автозаводской была маленькая сценка, в
отдельной комнатке, завешанная работами Чемпионов мира и Жоры. Мы там тоже играли. После 17-ой
молодежной выставки стало ясно, что всем
художникам нужно идти своим путем, отдельно от официальной сцены. С 18-ой
художники попросту позабирали свои работы. К тому же зал на Кузнецком делили
между собой художники и общество «Память». Васильев и его помощники ходили в черных шароварах и
офицерских сапогах. Мы там хотели такой
партизанский концерт сделать, внедрившись в ряды черносотенцев с песней
«Риму-Рим», практически оборотной стороной советского лозунга «Миру-мир». Тема
Рима развивалась активно Андреем Филлиповым и была созвучна с тем, что
произошло в марте 1987 года в Сандунах.
Н.О. Ближе к весне, зима была затяжная, тяжелая, где-то может в начале марта 1987
года, появилась возможность сделать выставку в Сандуновских банях. Кто-то из
«Чемпионов мира» был в родственных отношениях, то ли кто-то знал директора
бань, таким образом, все это сложилось. В банях был один санитарный день, когда
они закрывались от публики на чистку, уборку и так далее. И договоренность была
следующей, что в течение этого санитарного дня делается вернисаж, выставка
висит в течение недели и в следующий санитарный день выставка закрывается.
Первая проблема, с которой мы столкнулись, была, что речь шла о прекрасном,
удивительной красоты бассейне мужского отделения бань. Значит, априори,
ситуация была такая, что в выставке могли участвовать, в виде публики и в виде
участников, только мужчины, что сразу создало некое непонятное напряжение. Понятное дело, что без женщин никак не могло
обойтись, и для женщин мероприятие открыли тоже. Поскольку баня была вся наша.
Мизансцена в итоге получилась очень красивой — все участники были в белых
простынях до полу, а публика — голой и в бассейне. Что там висело — было абсолютно неважно. В этом
контексте, в создании этой мизансцены, сама выставка была неким формальным
поводом. Сейчас я вспомнил очень смешную историю, что в следующее воскресенье
каким-то образом Ерофеев привел на эту выставку Жан-Убер Мартена Он был тогда
директором музея современного искусства Бобур. Куратор, и вообще замечательный
человек, с которым я с тех пор и знаком. Я присутствовал в какой-то момент в качестве переводчика, и
это было очень смешно. Поскольку Жан-Убер пришел в воскресенье, нужно было его как-то туда провести показать
площадку и получить разрешение от директора бани. Двери открылись вместе с
клубами пара, что было безумно красиво. Неясно кто и что директору бани про нас наговорил, но он страшно
обрадовался, пришел, сам открыл эту
дверь и стал что-то цветастое говорить Жану-Уберу. А я в этот момент оказался
переводчиком. И понимаю, что он стал ему рассказывать что-то не очень понятное.
Мол, у нас так, а здесь мы подкрасим, а здесь мы подвинтим, а здесь это, а
здесь то... Потом выясняется, что ему сказали, что из Парижа приезжает
директор. Директор чего? Ну ваш коллега, тоже директор. Он понял, что директор
бани. Поэтому, как коллега коллеге с ним делился: зато у нас тут это...
Жан-Убер ничего не понимал и когда я ему
объяснил ситуацию — дико порадовался.
С.В. Событие было на самом деле великое, и потому что попало в фильм и потому что
Эндрю Соломон, потом книгу написал про московское искусство 80-х годов, Iron Tower.
Туда это все попало. Кураж был гениальный. Ольга Свиблоова с Евгением Головней тогда свой фильм про арт среду снимали, "Черный квадрат". А если про концерты «Среднерусской возвышенности» — их было
больше десятка и даже одна гастроль в Волгоград. В какой-то момент Таня Диденко
устраивала фестиваль авангардной музыки, и нас позвали. Место показалось
мрачным. После концерта мы вышли, встали на какую-то трамвайную остановку. Нам
дико захотелось выпить, но нам объяснили, чтобы найти какой-то алкогольный
напиток, надо пройти куда-то за балкой. Мы решили этого не делать, поскольку по
улицам бродили толпы и, казалось, что войдя в контакт с ними, в Волгограде
мы и окончим свое существование.. Ну это была единственная такая гастроль. А из
запомнившихся и ярких, — это, конечно, же концерт на Кузнецком. Не в Доме
Художника, а в Доме Моделей.
Н.О. Я уже говорил, у нас тогда проходила
молодежная выставка, стояла очередь на весь Кузнецкий мост, и участие в ней
было связанно с программой вечерних мероприятий, которые проходили или в
большом зале, или в запаснике. Там не
было концерта «СВ», но состоялся концерт Леши Тегина, замечательный тем, что
Тегин привез всю свою мастерскую с улицы Нежданова сюда. У него было полностью
автономное от действительности пространство
с Заклееными бумагой окнами, через которые открывался вид на Кремль.
Привез, поставил на сцену и впервые за лет 10-ть затворничества свой пульт с наушниками включил здесь.
Раздался какой-то совершенно нечеловеческий психоделический звук, который
продолжался минут 20, после чего Алексей все выключил.... Тряслись после этого
все, был какой-то шок от прослушивания,
и возможно это стало последней каплей, почему и пришли дядечки из КГБ.
С.В.Мы
все эти истории знаем еще по Ивантеевке, когда мы ездили на концерт Зубова с
Саульским. Толпа, очереди, бабушки крестятся, потому что из электричек выходит
молодежь модная и идет к местному клубу. Страшная, модная молодежь и страшная
молодежная мода. Ее боялись не меньше чем концертов. И вот напротив Дома
Художника состоялось нечто подобное. Все как обычно строилось на совпадениях и
стихийно. Света Куницына там занималась
вопросами экспериментальной моды, которой и был показ. Она как раз
познакомилась с Троицким, и Артем всех друзей туда позвал. Кати, Филиппова и
Микульская показывали свои штуки. К тому же тогда у Васи Шумова ребенок
родился, и он привез с собой две сумки портвейна на Кузнецкий мост. Там
произошло дополнительное слияние художников, модной молодежи и музыкантов. Петя
Мамонов с Рошалем там и познакомились, и
подрались. Главное, что никто ничего не понимал, что будет, и чем
кончится. Ни приглашенные, ни приглашающие и в этом был весь кайф диких 80-х.
Жора Литичевский с Гошей Острецовым перетащили из Дома Художника картины и
развесили их в этом пафосном зале с
колоннами. Началось с официальной моды, там то ли Зайцев был, то ли еще кто-то.
Скучно. Пока их ждали, все успели нагреться и начался
неофициальный бардак. Петр с Васей Шумовым и барабанщиком «Центра» сыграли «Досуги-буги» и потом еще
«Серый голубь». Потом выступил дуэт «Прощай молодость», а потом
уже «СВ», и все окончательно
смешалось на сцене. Катя Филиппова
показывала свою панк-кутюрную коллекцию, а сама она тогда пришла вместе с Леной
Лобачевской и французским бульдогом
Пузиковой. Сережа Ануфриев героически и трагически ходил по подиуму,
а Маша Великанова засветила Свену тортом в лицо. Это как раз была песня
«Девушка-кондитер», и Ануфриев слизывал языком кусочки торта у Гундлаха с лица. Это произвело шокирующее впечатление на всех. Мы даже и не думали, что
так получится. Я знал, что что-то готовится, но до последнего момента никто не
знал что.
М.Б. С 1988 года, когда
случился Сотбис, художники и музыканты стали часто выезжать за границу.
Распадались художественные группы и музыкальные коллективы. На вас это все
как-то сказалось?
Н.О. Некоторые ездили и до 1988-года, но в этот период действительно стали там
задерживаться. На «СВ» вряд ли это обстоятельство
сказалось сразу, и когда уехал Никита, все еще продолжалось. Но уезжали многие,
и для многих персонажей этой среды был
понятен термин «чемоданное состояние». Помню, я в 88 году посетил впервые
мастерскую Булатова, было такое красивое зрелище. Совсем пустая мастерская,
зато везде приклеены бумажки, окно – «window», дверь – «door». То есть он сидел
в абсолютно пустой мастерской и старательно учил английский язык.
С.В. Почему закончилось? Потому что все стали разъезжаться уже сами собою. Ну и Свен
уже не хотел ничего делать. Как-то это все резко кануло и пропало. Осталось
только то, что делал Рома Суслов в лаборатории записи. Cчитается последний
концерт «Среднерусской возвышенности» прошел в издательстве «Молодая гвардия». Но еще одно заметное выступление СВ было во время выставки ИСKUNSTВО Москва
- Берлин 89 год. Была прогулка по Москва-реке на двух корабликах, на
которых были гости и участники выставки. Аболютно интернациональный
рейс, так как куча иностранцев, даже американская девушка по имени
Соколов.Потом уже и я поехал в Берлин. На этом была поставлена точка, все. В Берлине
было первое «Исkunstво». У меня была подруга Лиза Шмитц, которая меня туда и
увезла. Я начал постепенно входить в местную реальность и вообще хотел пожить
немного заграницей. Это было интересно — потусоваться, сравнить картинки
журналов «Роллинг Стоунз» и «Кунстфорум» со своими ощущениями. Потом у меня
появилась стипендия годовая. После этого мне предложили проект от Сената, грант
годовой. И я втянулся в этот процесс под названием «кюнстфёрдерунг». То есть
такой проект с художником – ты работаешь год, и тебе дают деньги на проект, в
конце года представляешь вещь. Потом ее продаешь, тебя опять финансируют. А
вещь непонятно куда уходит. Потом в какой-то момент мы с Ирой Дубровской
сделали проект «Unterwasser», появился ребенок, и это уже стало важной
причиной, что бы остаться. А сейчас появилась Юля, человек близкий по
профессии, музыкальная и, к тому же, сценарист. Такой получился тандем. Театр
без актеров. То есть мы придумываем с ней какую-то интересную историю, а я уже
руками ее исполняю.. То, что мы сделали с «Колдунчиками» в Москве, то же мы делаем сейчас и в Берлине,
в нынешнем виде это группа «Animal cops». Но на самом деле кормлюсь я,
если так можно сказать, все равно текстами прошлого и тем драйвом, той идеей,
которая была. Когда все еще были живы и деятельны.
М.Б. Что подвигло
сделать то, что сделано сейчас? Я имею ввиду попытку собрать старый состав и
перезаписать песни «СВ».
С.В. Во-первых, добрая память осталась о том, что было сделано. И было совершенно
понятно, что все равно было что-то
недоделано. Хотелось все выстроить в какой-то определенный ряд, который можно
показать. Потому что песни все были очень хорошие. Свен совершенно гениальный
человек. У него был драйв. Я имею в виду тот момент, когда мы писали. Сейчас он
вообще об этом слышать ничего не хочет, но нам захотелось это дело продолжить.
Сначала мы даже сказали, что это «Среднерусская возвышенность». А потом
показалось, что это глупо, и нет уже этого бенда. Не восстановить. И честней
назвать группу «Песни Среднерусской возвышенности».
Н.О. Даже сам географический термин – топоним , ушел — его уже нет. Вдруг мы ощутили
себя с годами потомками исчезнувшего народа, исчезнувшей Атлантиды. И оказалось, что практически нет никаких документов,
свидетельств и, в общем, для меня эта реконструкция – это попытка передачи
некоего свидетельства — вот такая цивилизация существовала. Это как в той песне
о хоральной цивилизации. Хоральным способом спеть, чтобы был услышан этот
голос, текст, и это осталось.