Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Ассы в массы.Олег Котельников, 2006.

Художники же 80-х искали то же самое, что  и до них делал Филонов, изучая иконы, и иные представители авангардных кружков начала 20-ого века. Произошла не столько смена вех, а скорее подспудно возрождалась тяга к чему-то сокровенному. При этом были чрезмерные загибы в область православия и самодержавия, то есть всего того что страна недобирала в советский кровавый период. И вот в преддверии перестройки, еще за порогом, концентрировалось и признавалось то самое искусство, представители которого могли рассказать что- то новое, и становились героями дня. При этом нельзя не отметить наиболее агрессивную культурку- музыкальную. Которая оказалась на переднем крае этих событий. В советский период страна находилась в димедрольном состоянии от этих ВИА, и все попытки  музыкантов расшатать и вывести за рамки этого состояния безжалостно пресекались. Все джазовые и твистовые коллективы были под запретом, а на площадях играли тексты типа « что ты милая смотришь искоса, низко голову наклоня».Трактовать сей речитатив можно было однозначно как «раком». «Раком» была поставлена молодежь в славном советском обществе.(смеются)

Это делает честь сочинителям данных куплетов, но не делает чести обществу, где подобное может происходить. И конечно же музыкальная часть движения 80-х шумела за всех остальных. Неадекватные поклонники такой музыки, от которых шарахались добропорядочные граждане, собирались сначала тайно, а затем и явно на улице Рубинштейна и по всяческим институтам. Конечно же поклонники в чем то копировали  поведение зарубежных рок идолов или что они себе по этому поводу напридумывали, но внутренние позывы были самобытными. Становление на «крыло рокенрола» происходило постепенно, и сначала происходили бурные дискуссии, как вообще такая музычка могла быть реализована. Поначалу даже считалось, что исполнять рокенроллы можно исключительно на английском «пидже инглише», а на русском можно петь только частушки, что впоследствии было забыто. Хотя  даже сегодня можно, нет- нет, да и услышать исполнение на английском языке. Такое болезненное желание быть ближе к международной арене, к духу времени.

Поэтому большинство моих знакомых разрывались между занятиями живописью, литературой и музыкальной деятельностью, а кто- то умудрялся заниматься всем сразу. Конечно, не надо забывать и о моде, которая захлестнула молодежные круги. Мода всегда шла рядом тайно, в виде фенечек и заграничных штанов, волос. Татуировка возникла  гораздо позже, и все эксперименты шли с прическами и одеждой. Ко времени возникновения Новых художников, все эти явления уже были в соединении, и участники движения стали проявлять себя во всех направлениях. Снимались фильмы, делались театральные постановки, модные показы. Конечно, все являлось в неком роде калькой движения начала 20-ого века, но информации было мало и все искалось на ощупь. Какая то информация просачивалась из наглухо зашифрованной группы Стерлиговых, которых в советское время напугали так, что группа была настолько зашифрована, что если бы спецслужбы даже захотели бы их раскрыть, то ничего бы у них не вышло. Настолько жестко соблюдалась конспирация. Ну а тем кому нечего было терять, растопырив все что можно растопырить, шли навстречу  будущему, в чем я усматриваю преимущество молодости и неопытности. Молодые люди могут все, поскольку они могут стартовать в любую сторону бурно и продуктивно. Поэтому то, что я пытаюсь здесь набубнить о молодых годах, которые и являются  катализатором всего, это то что молодежь восьмидесятых умудрилась сделать то, что только мечталось в кудреватых и бородатых головенках семидесятников. В этом  и состоит разница между поколениями. Шестидесятники тоже пытались что- то делать, но 68 год их окончательно примирил, на мой взгляд. В 64- произошел крах режима, а в 68 все социалистические иллюзии были раздавлены гусеницами советских танков. Вот поэтому бабочка из кокона родилась железной(смеется). Поэтому  до сих пор любимой мною скульптурой в Русском музее, является фигура Сары Лебедевой «Девочка с железной бабочкой на ладони».Тупее произведения, трудно себе даже представить.(смеется).

М.Б. Сара Лебедева была очень непростая штучка.

О.К. Надо бы припомнить, что еще в конце 70-х,  мы с Тимуром экспериментировали со звуком, была создана группа «Монстрз»,которая всячески пыталась найти что то свое оригинальное, несмотря на поток просачивающейся информации из «магнитокультуры» и звучащей из окружавших нас магнитофонов, типа «нота».К счастью все записанные альбомы были утеряны(смеется).А записи делались приблизительно так.Утром мы узнавали из радиоисточников новости о смерти Мао Дзе Дуна, а к вечеру альбом был уже готов. По скорости и яркости примеров можно сделать выводы о силе и тяге к творчеству того периода. Все эти тенденции дали свои проявления позже когда был создан «Ноль объект».Это уже позже мы выяснили что подобное движение было в Дюссельдорфе в шестидесятые, но мы тогда были за железным занавесом и ничего об этом не знали.

М.Б. А в чем концепт?

О.К. Ну ноль это некий абсолют, через который как через квадрат Малевича, можно стартануть в иное измерение. Соответственно,  ноль, «начать с нуля» и подобный линвистический абсурдисткий бред, который подогревался  и муссировался в небольшом обществе. Были также небольшие летучие отряды «пижама пипл спешл», по одноименному произведению Френка Заппы, которые собирались на своих «летучках» на чердаках и тайных  квартирах для произведения различных практик. конечно же в последствии были развиты «ноль фестивали», один из которых конечно же состоялся на 7-ое ноября, уж не помню в котором году. Но в начале восьмидесятых. На фестивале который шел несколько дней, выступали Малин, Тимур, я и другие приглашенные  артисты, причем все это записывалось на пленку и мне самому любопытно было бы заново с этими материалами ознакомиться. Это был замечательный ход когда записывался определенный музыкальный кусок, некий грохот от которого все время убегал и спасался в соседней комнате  Миша Малин, но когда он послушал действие в записи, то сам расхохотался и тут же начал принимать в этом действии участие.

 Любые  идеи в тот период доказывались делом, а не убеждениями. Как говорил Борис Николаевич Кошелохов, что все люди- художники, правда не каждый об этом знает. Это выражение было взято за девиз у «нолевиков» и на этом тезисе строилась вся концепция «ноль музыки». Звук может извлечь любой, но надо – вовремя. Для этого нужно сосредоточится, войти в определенное состояние, что бы понимать, что происходит вокруг, и какие звуки  в этот же момент извлекают твои товарищи и друзья. То есть войти в состояние понимания общности и, не выставляя себя как солиста непонятно чего создавать общее произведение. При этом  если кого ни будь припирало солировать, то все ему подыгрывали, понимая, что и он тебе подыграет, приключись с тобой такая же беда. Инструменты выбирались абсолютно хаотично и постоянно менялись. Таким образом и создавался приемлемый симфонический джазец.

Тенденция компилирования всяческого  и коллажирования мусора, а так же симулирование документов, не  была изобретением этого периода. Все это было и у футуристов и дадаистов, потом проявилось у Мухоморов. Мне так думается, что корни этого феномена изначально уходили в недостаток средств, попросту тетрадей лишних не было.А раньше еще в средневековье  бытовала традиция переиначивания, будь то нанесение новых надписей на каменные плиты или соскребание старых тексов с пергамента .Все это можно увязывать в единую традицию …или не увязывать. Ну и отсутствие прикладывать лишние усилия и забавы, все несомненно отразилось на школьных росписи тетрадей и учебников  уже в описываемый период.(смеются)

На самом деле это традиционное для человечества- переписывание истории. Это часто  происходит при определенных изменениях в жизни людей. Этим много кто занимался в Москве например, Юля Кисина. У нас Дима Карасик. И даже выставка была подобной рукописной книги. Можно это все назвать хулиганством. Шла такая коллективная симуляция бюрократических процессов, потому во первых  сами документы порой были настолько абсурдные, что как нельзя лучше соответствовали художественному контексту. Ну  и опять же традиция изготовления липовых документов и печатей начиналась со школьной скамьи.

М.Б.  О да, выписывание липовых справок из поликлиник, переводы печатей посредством яйца?(смеются)

О.К. Естественно, и если Мухоморы занимались симуляцией каких то внешнеполитических тенденций, то у нас это развивалось в несколько ином ключе. В таком внутриполитическом. Вадим  Овчинников и Влад Гуцевич   довели процесс  симуляции до апогея, сначала выписывая бредовые документы, а потом и вовсе организовали «мейл арт», рассылая их по почте снабдив всяческими марками собственного изготовления. Вплоть до того, что лепились пробки вместо марок.Или просто, что придет в голову. И основа концепта была в том , что выяснить что не пройдет на почте. Реакцию по поводу вложенного в конверт никто даже не прогнозировал. Апогеем это процесса стал  прошедший инстанции кусок сыра с надписанным адресом и приклеенной маркой(смеется)

И самое парадоксальное,  мало того что  проходило, так еще и заинтересовало Музей Связи для которого  это явление было новым и интересным. Что  потом и увековечилось выставкой мейл арта  именно в этом месте.

Хулиганство в искусстве,  которое я бы назвал новаторством, проявляется  обычно когда старые формы откровенно поднадоели. Не более чем следующее деление в колесе истории. Футуристическй флер при этом присутствовал, потому как  сквозил через группы предшественников и через советских искусствоведов. Как перелетные  птички на лапках переносили иную почву, так и тут присутствовал поцитатный перенос. Вот к примеру, Вадим Овчинников или Черкасов.Они были всегда рядом, как более старшие товарищи, которые не входили в какие то группы, но являлись единым элементом в этом брожении. Никакого особого сектанства в группе не присутствовало и автоматически мог выставляться все кто захотел или смог. А контекст у производства  книжек и документов шел конечно же в рамках культуры городского сумасшествия, некий показательный срез времени. Компостный слой загнивающий на социалистическом благоденствии, который естественным образом смело ветрами перестройки, но именно благодаря ему сформировалось то, что мы сегодня называем современное русское искусство со всеми плюсами и минусами. Благодаря этому археологическому мусору, деятельные низы пробились наверх, а художник попросту вернул этот мусор в музей, где ему самое место и есть. Не задумываясь о том, что он не пролежал положенные ему  2000 лет.

Музеи в этом плане отличаются только тем, что выставляют какой-то породистый мусор или беспородный, но очень редкий и древний. Благодаря которому возможно восстановить примерную картинку прошлого ( смеются)

И сам процесс прорастания  этого компоста  дал человечеству 20-го века не только оружие массового поражения, но и возможность взглянуть на окружающую действительность через эти крайние формы проявления в искусстве. Да и не только в нем.

Поэтому маргинальные формы, которые присутствовали всегда, этого поствоенного поколения  городских сумасшедших делало ставки на вскармливании грядущего поколения приемников через накопление этого культурного пласта. К этим формам стремились все неординарные личности, вплоть до Рязанова и Гайдая.

А субкультуры, создавали из этого компоста свой новый язык и сленг, который согласно тому же Кузьмину, есть путь с нуля и в параллельном  направлении. Поэтому возникло движение «нолевиков», обрастающего такими артефактами, до того как сформировалось «Новые». Все то, о чем сейчас пишут трактаты ученые, про всякие черные дыры и антивещества, все это было тогда опробовано на творческом уровне. Тем более что интуитивно  ощущалось, что страна как раз пребывает на этой нулевой отметке.  И вскоре старое должно уступить новому безвозвратно. Черкасовщина тоже возникла на отрицании быта не соответствующего развитию мозга. Примерно так же когда устаревшее начинает  мешать новому, так и здесь. Быт как  условие существования художника, была возведена в гиперстепень. Как явление , собирательство вовсе общечеловеческая черта, и начиная с малого, с кухни, шло заполнение пространства в результате чего в  квартире потом мог находится всего два человека. Один из которых, распластавшись в коридоре. И второй, чуть ли ни  на одной ноге как цапля, возле письменного стола. Все остальное пространство вверх до потолка было заставлено отборнейшим мусором, концептуальным и не очень. При этом если художники –концептуалисты что то из мусора  мастерили, то здесь был другой подход. А именно коллекционирование. Ничего не зная о концептуальных движениях в Москве, единолично ринувшись в бой с сознанием, набрал в итоге материала столько, что стал ,по сути, первым владельцем частного музея имени Плюшкина. Кстати, как мне кажется, такое название может быть гораздо уместнее чем музей имени  Пушкина.(смеется) Тем более, что изначально  это был музей слепков построенный отцом Цветаевой для московского общества любителей изящного, для того что бы те могли ходить туда и срисовывать ту самую гипсовую классику. Потом на этой базе развивался   музей  европейского искусства, но при большевиках все это было упразднено и объединено в музей имени Пушкина. А так само помещение предполагало свои уровни связанные с ученичеством и этажами. Черкасов же , связанный с рисованием и музыкой, собирал весь культурный слой самостоятельно, не платя за это ничего кроме квартплаты. Активно при этом музыцировал и это собственно он под гитару спел или конституцию или уголовный кодекс, но назвать это каким то рок-энд- роллом язык не повернется. Рок-энд-рол уже был вполне представлен питерским рок-клубом.

В последствии подобное  пытался делать Сумароков-старший , будучи  пастором церкви рокенрольных приходов, пытался положить псалмы на рифы.

М.Б. Да. Но речь была  о  мусоре и Владимире Черкасове, который, как я  помню, практиковал и суицидальные опыты.

О.К. Исследования в суицидальной области в художественной среде известны, а мне так кажется что эта программа была  заложена еще американской комикс культурке с  некроанимацией, когда путем привития инородных форм  ,по идее,  достигался более устойчивый, к формам  и видам смерти, взгляд на реалии. Эдакая форма евгеники.

М.Б. Точно. Евгеники, юфитовки. Подходит  как пример(смеются)

О.К. Да, но об этом отдельно. Черкасов при этом являлся крупнейшим художником минималистом. Рисовал он килограммами на блокнотных листочках фломастерами и красками. И, приходя к своему товарищу Борису Михайловичу Кошелохову  интересовался по поводу ,  сколько тот работ уже сделал. На полученный ответ, мол,  работ пятьсот, отвечал что у меня тут в коробочке портсигарного типа примерно пара тысяч, садились играть в шахматы(смеется)

Тогда это все рассматривалось как некое хобби, а теперь неотъемлемая часть культурного слоя периода. При этом конечно же Валерий был человеком незамкнутым и слыл меломаном, да и познакомился я с ним в первые на «толчке». А потом уже с ним с меломанских тем мы стали общаться на предмет живописи, и мне как человеку младше его лет на десять, это общение шло на пользу. У музыкантов, которых  многие заслуженно считают туповатыми, общение вне рамок профсреды действительно затруднено , вплоть до того что и поговорить то не о чем. А здесь наблюдалась поразительная легкость переключения с одного предмета занятий на другое.  Притом, что он не особо-то общался с художниками, и умер владельцем музея. И при этом экспериментировал с суицидальными состояниями, с веревочкой, газовой плитой, а  потом  и вовсе радикально, закрепив скальпели на кончики глаз, на них обрушился. По его же словам- очнулся, кругом все в крови, делали лоботомию, но кончик одного обломавшегося скальпеля так и остался в голове. А помер, вполне обычно скромно, но тело обнаружили не сразу. Понятное дело, что коллекционирование под конец  достигло маниакальных форм, но в здравых рамках этот процесс дает человеку самое главное- удовлетворение.

Все то, к чему сознательно или бессознательно тянется человечество.

Неудовлетворенный человек в большей степени разрушитель и это то, что отказываются до сих пор понимать те, кому понимать это незамысловатое положено по долгу службы.

По другому и не бывает, но мир бытовухи и чистогана использует эту неудовлетворенность в своих целях.  А подытожить «нулевую тему» периода можно тем , что теоретическая платформа зародившаяся в головах знакомых, привела к художественному воплощению .Тема «нолевиков» во многом связанная  со звуком, обросла кругом соратников, готовых и желающих заниматься звукоизвлечением из любых, даже несуществующих инструментов. Все это потом срослось с джазом и поплыло в новое время  в виде Популярной Механики с ее капитаном Курехиным. И теми же Новыми композиторами, экспериментировавшими со звуком.

М.Б. Все же  хотелось услышать подробнее  и постановках приведших к синтезу «Новых Художников», «Популярной  Механики» и остальных участников брожения.

О.К. Как- то с Драгомощенко мы пришли к Эдику Горошевскому, выпить вина и познакомиться. Эдуард тогда делал театр, в котором перемежевывлись постановки и выступления различных поэтов, типа Никонова. Другими словами это была площадка на которой можно было проявиться и весело пообщаться. Так вот за бутылочкой вина , Эдик предложил мне попробовать побыть театральным художником и я согласился. Я тогда понял что театральный художник, это человек который делает свои выставки в театре, и в фойе тут же было устроена выставочка. Потом мне это надоело и художником стал Тимур, который с присущей ему деятельностью, сразу же предложил свою постановку по мотивам произведения своего знакомого, Заверняева. Он тогда истощал себя всяческими диетами истощая заодно и литературные памятники, до состояния  сухого остатка.Так произведение «Анна Каренина», после диеты Заверняева составляла половину писчего листа, что собственно  устраивало всех. «Идиот» и того меньше. «Новые художники» конечно же постулировали что новым должно быть все, в том числе и театр, и привязав тму к своей идеологии, двигали ее в массы. Юфа тогда маньячил грузинской тематикой и термин «Асса» появился на картинах и плакатах и позже был озвучен мной  как адекватный лозунг-«ассы в массы». Так же как лозунг «асса е-е», частично заимствованный от  художника Козлова Е.Е. который можно было трактовать по разному. Помнится я тогда сделал картину про антивещество которая висела в театре Горошевского,  на которой естественным образом возникла эта надпись. И когда мой знакомый физик, всерьез занимавшийся проблемой выделения антивещества, спрашивал о значении термина и привязке к физике, то я отвечал что это попытка соединения современного искусства и современной науки, как физики и лирики. Е- собственно трактовался как энергия, а минус Е, это пресловутый ноль, что вполне укладывался в теорию о состоянии покоя , как наиболее близкого. Физик был удовлетворен трактовкой и даже отписал эту теорию, эпиграфом к своей статье, что несомненно мне дико понравилось.(смеется) Хотя некоторые товарищи воспринимали лозунг как продолжение рокенрольного «Хали-Гали». Вот такой вот  синтез не соединимого, отчасти отражающим ситуацию в стране. Как впрочем, и другие «клинические» серии, которые фиксировали состояние в обществе демонстрируя ее болезненное состояние. Эта фиксация словом Асса, требующая размышлений  и объяснений легла в основу творчества  «Новых» .При этом размышления обо всем и сразу порождали зверские аппетиты и требовались действия. Потому как поколению подопытных надоели опыты власть придержавших и они решили сами ставить опыты, но уже над врачами(смеются). «Психиатры» конечно же засуетились и старались не пропускать эти действия выставляя свои оценки происходящему. Так была поставлена «Анна-Асса», где в главной роли выступил молодой тогда еще Сергей Африка, подключившийся к деятельности  группы в 84 году. Князя Вронского должен был исполнять Густав Гурьянов, но как-то вовремя не пришел и его роль начал исполнять Антон Тедди, известный по городу тусовщик и основатель тедди клуба. Потом как то Густав все таки дошел, и Вронских, соответственно стало два, а девушка Фрида, ростом с Африку, исполняла роль сына Анны Каренины-Бугаевой. (смеются) Как я уже сказал, эта деятельность протекала под бдительным руководством Тимура Новикова в театре Горошевского. Народу всевозможного эти постановки собирали много, поскольку это была не сухая скучная читка стихов, а целые короткие, но яркие постановки. Африканец тогда выдвинул лозунг, что устарело все, даже термины и мы нуждаемся не только в новом искусстве, но и новых терминах. О старых вещах, конечно, помнить нужно, но говорить важнее о новых вещах которые только появились на горизонте. Таким образом на многих полотнах «Новых» возникли  символы эпохи, в том числе и новые для советского общества, такие как Эйдз, Челленджер, кока кола и прочие. Гарик появился где- то в промежутках между театральными постановками, но как мне кажется, встречали мы его еще в Москве, куда частенько наведывались, начиная с 79-ого  года  по художественным  и тусовочным полумасонским каналам к «Мухоморам», Сергею Шутову, Володе Наумцу и иным столичным деятелям. Связи так же поддерживались через Шутова и Африканца который общался с Липницким и Гребенщиковым, с которым  я познакомился еще в Абрау-Дюрсо. Гаврила тогда  был на сходном революционном  трипе и искал куда бы приложить свой накопленный багаж и энергию. При этом исча себе соратников, он как- то не обнаружил их в столице, но нашел с легкостью в тогдашнем Ленинграде, поскольку город как мы упоминали, был открытым. Гарик,( вместе с Пакитой и Паскалем, которые работая во французском посольстве  тоже помогали многим полуголодным художникам) тут же был воспринят и закреплен как продвигатель питерских новаций на московской сцене, поскольку Сережа Шутов, парень конечно же хороший, но постоянно  занятой своими художественными муками. При этом я Гарика помню больше по Москве чем по Питеру, и его идеологическая коммуникационная работа с молодежью, формировавшая новый отличный от комсомольского стиля, была конечно же незаменима. В результате формирования  нового неформального уличного стиля сами комсомольцы примкнули к неформалам и перестали вставлять палки в колеса проектов и даже в чем- то помогать. Пробить себе площадки и зацементировать ядро творческой группы.По крайней мере, утратили контроль над умами деятельной молодежи, которая к тому времени уже наряжалась на вполне приличном уровне.

Но  стоить отметить, что в СССР перемены происходили на редкость мягко, потому как не вывешивали списки сексотов, не  забивали до смерти комсомольских агентов. Как- то с пониманием относились к мусорам и бюрократам, которые еще недавно прессинговали, а в перестроечный период  делали вид что раскаивались. Но, тем не менее, «овечки в волчьих шкурах» из большого дома, которые постепенно понимали, что их могут так же как КПРФ зачеркнуть на страницах истории, все- таки пытались оправдать свое существование, но особо не рыпались и создавали новые структуры. Поэтому иллюзия, что перестраивалась страна,  должна быть раз и навсегда забыта, так как перестраивался исключительно аппарат подавления и сдерживания в новых изменившихся условиях. Проиграв  по множеству пунктов внешнюю политику, эти структуры умело прибрали все ресурсы под себя, и продолжают делать свой политический капиталец попутно стравливая и запугивая население, дабы не мешалось под ногами. Надписи «Росгосстрах» развешанные по всей Московии как нельзя лучше характеризуют нынешнюю ситуацию. Не менее чем забавный образ  пресловутой модели народного автомобиля «Газ 21» где за рулем старого автомобиля сидят пожилые, видавшие виды водители.(смеются) Все это неслучайные случайности, так же как могилы на главнй площади страны, и если присмотреться , то  цепочки таких случайностей выстраиваются в  вполне закономерные связки, спланированные не без иронии. При этом ирония аппаратчиков, в рядах которых случались настоящие интеллектуалы (что не делает им особой чести), все же ирония жлобов любящих погоготать над чьим  то жалостным положением или позлорадствовать.

Все это находило ответную иронию в неформальных и  художественных кругах. В том числе и в гариковском стиле выдерживающую смесь иронии, карикатурности и высокого  дендисткого аристократизма. И вот с появлением Гарика и подключения Курехина с «Поп Механикой», события приняли боле масштабный вид, а постановки привлекли внимание иностранцев, которые зачастили вслед за фестивальными событиями 85 года. Внимание было привлечено, и даже в клубе Водоканал, при всем его комсомольском кагале, был организован клуб любителей Маяковского. При нем же был организован клуб любителей народного творчества куда входил  Овчинников и Гуцевич. И конечно же Юфит с его фильмами и группа  здорового досуга(смеются). Обязанности были распределены и не обращая внимание на события в стране, участники проекта развивались и в итоге развили  и параллельное кино, и достаточно много художественных новаций и привлек достаточно много известных ныне людей. Так, например Константин Эрнст, начинал насколько я помню в группе Чапаев. Вили Феоктистов, Максим Пежемский и братья Алейниковы. Потому как уже шло  отторжение пафоса советской пропаганды, которая явно проигрывала  иностранной причем на всех фронтах. Никто не хотел носить одежду фабрики «большевичкА», и позиция была простой. Если вы не хотите что либо делать- мы сделаем это сами, пускай из подручных средств или через спекуляцию. Эти термины и вошли в основу творчества обновленного «Кино». Задним числом конечно же можно обнаружить множество  недочетов и просчетов, но  так было всегда. И по своему прав Тимур Новиков обозначив некогда, что все что мы делали, будет восприниматься последующими поколениями как мутная накипь на теле социалисической иллюзии.(смеются)При этом как повернуть, если новое поколение не сделает исторических самостоятельных оценок, а будут верить тому что им вдалбливают через телевизор-так оно и будет. Тем не менее, вычистив загоны- это еще не значит построить новую жизнь.

Так в этом же (1985) году объединенной группой мы поехали в Москву к Володе Наумцу, которого я уже познакомил с Тимуром Новиковым и тот выставлял его в домашней галерее Асса.А потом Гарик нас всех привел в «Детский сад» где мы обнаружили Германа Виноградова и других художников, находившихся в самом начале своего пути и придерживающихся достаточно устаревшей художественных традиций. Хотим мы этого или нет, но аналогии с футуризмом напрашиваются сами. Терпеть было уже незачем и ждать было нечего, поэтому среда оказалась восприимчивая к новациям. Помнится, когда мы поехали в Вятку с нашими фильмами, исполком просто таки встал на уши. Возмущение вызвал момент акции отрезания головы, и подобным эпатажем, что буквально  тут же через несколько лет засочилось отовсюду со всевозможных экранов. Номенклатурщики которых жизнь научила читать все между строк усмотрела в этих кадрах какие-то далеко идущие знаки и случился скандал. Тогда же случилась 17 молодежная выставка, которая почему-то считалась краеугольной, но почему то искусства как такового на ней не присутствовало. Мы тогда привезли на поезде все свое барахло и попросту завесили все пространство, наплевав на все эти внутренние градации. При этом наивная московская молодежь влилась в движение и д стих пор продолжает свою  наивисткую деятельность. Особенно те, кто не попал на Сотбис-88 и не успел попятить от денег. Эта тенденция использования творческого потенциала , прикрываясь патриотическими лозунгами  типа для поддержания  отечественного пристижа на международном уровне, для общей пользы…

 М.Б.  Наверное было несколько досадно, по поводу неучастия нового ленинградского искусства на московской ярморке?

О.К. Ну конечно было досадно, потому как на том же Сотбисе не присутствовало большинство питерской художественной среды, но не настолько что бы долго об этом переживать. Может даже к лучшему. Зато сохранили свою адекватность и продолжили поиски без особых моральных потрясений. Есть такие люди, которые лучше других учиться искать и находить, и в конечном итоге становятся проводниками между бытием и реальностью. В данном случае речь идет о высшем разуме, который не терпит серьезных  вмешательств бытовухи и бюрократии. Ну а кто подвержен, знать планидка у них такая, войти под таким углом в мировую историю. Сгореть без остатка в стратосфере, или выпасть в осадок.

Так или иначе, все кто попадал в орбиту нового проекта, тут же становились либо художниками, либо какими то композиторами и самореализовывались как могли на отвоеванных у государства площадках. Но делали это искренне и вживались в новые роли  выдавливая из своего сознания все наносное. По идее то, что должна была делать семья и школа, происходило в подобных кругах и самостоятельно. И ставили опыты над товарищами, которые поскольку анализы в больницу не  носили, давались в эти эксперименты достаточно охотно. Появились коллективы и новые люди из Москвы. При этом подобных людей в стране было немного, и все друг друга знали, иногда заочно. Таким, например, был Леша Тегин который участвовал вместе с Сергеем Летовым в «Популярной механике» под лозунгами «Асса». Появление шумовых оркестров после «ноль музыки» было неизбежно, и московские представители составили индустриальную секцию в ансамбле мега всего имени Курехина. Тут же подключились и неформалы, поскольку цель ставилась не только самим научится думать иначе, но и передать эту возможность  людям присутствующим в зале, которые кроме «полюшко-поле» и Макаревича ничего не слышали. Естественно лейблы никто особо не лепил, и занималась тем, что группы товарищей стаскивали с ближайших помоек все, что там находилось, и устраивали реди-мейд, то есть то, с чего началось искусство 20-го века. Речь здесь идет о подходе к идеалу, а поскольку никто не знает какой он, происходят эти колебания между стилистиками, и искусству здесь отведена роль комбинации стилей, что бы сделать все еще проще и яснее. То есть к мгновенной материализации задумки, то к чему по сути стремится наука, увлекая за собой человечество. Мы ж занимались  некоей сказкой которую незамедлительно хотелось сделать былью, причем без остатка(смеются)

Часть этой сказки воплотилось в живописи, часть в музыке,  какие то намеки просочились в одноименное кино про Ассу.  И у всего назревшего в этой истории были свои предыстории.

На одной из Попмеханик Курехин выступал в костюме Ихтиандра. Этому тоже была предыстория. Юрий Циркуль, неугомонный участник некровечеринок и кинолент,  его тоже однажды пытался сыграть,  в то время когда Борис Юхананов  с группой устраивал посиделки напротив ЛДМ. Ему тогда вроде бы надо было сдать свой студенческий режиссерский проект и все как нельзя лучше совпало. Тогда была сделана выставка портретов Мольера, которую вывесить можно было не в фойе, а только  по стенам просмотрового зала. Была приглашена Длинная, Юрий взял на себя главную роль, Женя Дебил был с камерой, а я ,как обычно, за компанию. Ну  так, сценарий может где-то подрихтовать. Собрались, а что снимать непонятно, потому что сценария нет. И так родилась сцена умирающего Ихтиандра, вылезающего на берег умирать, аки кит. Были сняты эти кадры, которые наверное где-то лежат и чем они знаменательны. Ихтиандр вылезает как надо, вся рожа в иле, и камера понимаясь вверх панорамирует пространство по которому рассекает лыжник (смеются)

Вот такая вот параллельная предыстория образа, но их были сотни и нет смысла все перечислять. Кроме самых важных, разве что.

Потом в 88 году случился пресловутый Сотбис, когда запад попытался повлиять на ситуацию извне, и с этого момента началась адекватная работа с художниками, возникновение галерей и иллюзий по поводу создания музеев современного искусства. Запад соответственно пытается навязывать свои ценности, в силу того что там такой механизм уже запущен.Все это выливалось в международное общение, групповые выезды и личные приглашения. Все тоже самое, что и всегда, когда выезжали первые лица тут же все это действие сопровождала художественная комарилья. Каждый сам решал, участвовать в этом или нет, но все эти контакты были вполне налажены и работают поныне, так же как и функционеры от искусства. Даже если ты о них не знаешь, то все равно рано ил поздно сталкиваешься с предложением типа – все будет так вот, так вот или…никак. И здесь тоже каждый волен выбирать. При этом так уж получилось, что в своей стране вы находитесь на своем месте, а в отрыве вы вынуждены соответствовать иным схемам и местному опыту. Поэтому многие вернулись, так до конца и не осознав, что местная культурные явления интересны именно тем, что при неблагоприятных казалось бы для искусства режимах возможны  появления таких интересных творческих явлений. Поэтому 80-тые интересны именно тем, что не удовлетворенность молодежных масс дала такие проявления во всем мире, но по разным социальным причинам, которые сводятся к неудоволетворению качеством жизни. При этом «Асса» ,конечно же, была не единственным таковым проявлением.


← предыдущая страница  1  2  3  следующая страница →
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru