О.Ф.Родился я на
улице Люсиновской, недалекоот Добрынинской площади на которой некогда
была культовая «пельмешка».
М.Б.Да, только «шашлычка».
Та в которую под закрытие приходил мужичок с баяном и суровые, не ухоженные ,
мужчиныкак по команде доливали в пиво
крепкого и ,смазав горло, негромко затягивалирепертуар системы «Ты не вейся черный ворон».
О.Ф.Ну может и
шашлычка, все равно теперь на этом месте какую то хрень построили, которая
тряпками торгует, как впрочем много где. Хотя мне больше помнитсяшашлычка возле Даниловского рынка, хоть там
такого хора и не было. Но, так или иначетакие уличные стекляшки и забегаловки вспоминаютсяи отдают теплом в сердце. Жизнь там была
параллельная, особая.
Хулиганствующий
элементна улице присутствовал, но не
сказать что много. Хотя , если сейчас так прикинуть, народу проживавшего в
районе от Добрынинской до Павелецкой вышло в люди немало. То есть районы что-то
тогда еще значили, и это был достаточно нормальный социально адаптированный, но
живой край. Папа мне часто рассказывал
про уличные тусовки Замоскворечья, куда входили тогда еще будущиепародисты юмористы Хазанов и Иванов. Эти
районы соприкасались и почему то все вместе считалось центром города. Жил, значит,
я в этом центре вплоть до того времени как пошел в школу. Отец с матерью
развелись ия переехал в Чертаново, которое
в 70-е активно строилось и было краем города. Одноименная станция метро
открылась на праздник поэтому и запомнилось, 7 ноября 1983 года. До этого
добирались до «цивилизации»автобусами
по Варшавке и Каховке. Причем рядом с метронаходился большой яблоневый сад который спускался к реке Чертановка. На
этих районах кипела своя жизнь, но возможноплотность или что то другое, я просто не припомню что бы кто то махался
район на район, как я застал в тогдашнем Ленинграде. Дрались конечно, и были
свои местные звезды хулиганства, но как то локально.
М.Б.Возможно и контингент
инекоторая удаленность от более старых
застроек сказалось. У вас там не так уж далеко был Нахим и Черемушки ,
застроенные сталинками и хрущевками , которые достаточно часто мелькали в
милицейской хронике. На дерущихсятолпах
даже впервые был опробовангаз «Черемуха»
еще в предолимпийский период.
О.Ф.Ну может быть в
старых районах, а здесь преобладали расселенные интеллегенцию из центров, и
кажется это тогда называлось разуплотнение. Прямо в моем доме жило достаточное
количество достаточно известных представителей вида, которые конечно же свалили
из района при первой же постсоветской возможности, но тогда многие переселились
в Чертаново и это считалось не таким уж плохим вариантом. Хотя политика была
таковой, что бы мат был в каждом дворе и заселяли как в компост, слой интелей, слой лимиты и так
далее. Видимо чтоб особо не расслаблялись и о много не думали(смеется)
И потом в нашем
доме было много людей с телевидения и даже такие кинопсихологи. Была и есть
такая секретная профессия, и в нашем подъезде бывали Кайдановский с Симоновой,
папа которой тоже имел отношение к этой теме. Психологи конечно отличные от
иных профессий., от тех же армейских или каких ни будь строительных. Это когда
человек с отбойным молотков работал, работал, а потом молоток выключили , а он
все не может остановиться и продолжает работатьбез молотка. Много работал и долго лечился(смеются)
Хорошие актеры с
головой дружат сложно, поэтому им психологи более чем необходимы.А корни моей
киномании тоже связаны напрямую с семейной традицией. Дед был известным
кинооператором, участвовавший в создании первого звукового кино вСССР. Папа был режиссером и оператором документального
кино. Мне не то что бы деваться некуда, но выхода было два- все тетки
заслуженные учителя, мужики- в кино. Соответственно еслипедагогика, то это спорт .
Занимали меня
плотно и на улицу времени не оставалось, да и не скажу, что я сам был таким
дворовым пареньком.
Дружить дружили,
в телогрейках не ходили. Саша Сазонов ,который позже создал «Катю и Крокодил»
жил напротив и конечнодети
интеллигентных родителей тоже гуляли на улице.
М.Б.По
стеночке(смеются)
О.Ф.Ну не совсем,
культура культурой но звездюлей дать могли, потому чтокак-то так сложилось культура шла параллельно
спорту. Спорт не обошел стороной и меня, что сказалось на учебе, и не знаю
получился бы из меня супер спортсмен в 90-е, но в 80-хполучился не плохой гандболист.Собственноиз психотипов, которые рисовались в том детстве набор состоял из
космонавта, спортсмена, академика, или полководца. Музыка присутствовала с
детства, и выражалась в джазе Глена Миллера иразных импровизаций, которые в нормальном количестве присутствовали у папы.
Современной музыкой он тоже интересовался, но советскую продукцию отметал
напрочь , объясняя тем что не хочет портить вкус. Саша Сазонов,у которого дядя был МАРХИстом и очень
приятным человеком снабжал музыкой поинтересней ион в меломанском плане считался в нашем дворе
заводилой. А ретранслировалось это на улице через подаренный мне мамойкассетный магнитофон BASF. Он был был похож на «Электронику 302»,
но звучание было иное и аромат иностранности навевал крутизну в мозгах(смеются)
Причем мне кажется,
что после этого магнитофоны Basfпрекратили свое
существование. Типо Флянц купил,харе(смеется)
Стандартный
набор того времениДип
Парпл,Назарети Слейд разбавлялся прог
роком типа Гарфанкла и Саймона, в целом это то что называется полимеломанией. Панк
пришел в жизнь когда я был уже достаточно взрослым. И поскольку я не особо
любил скопления народу, то и дискотеки как-то мимо прошли. Хотя конечно они
были и мы ездили в ДК Коммуны на Тульскую,на Варшавке была еще какая то оттопырка. Нокакой то попугайской броскости во внешнем
виде не было, в чем ходиличуть ли не
работать, в том и шли, разве что брюки погладив. Яркость во внешнем виде стала
проявляться уже в 80-е.
Так в году
наверное 83-м дворовые мальчики Вова и Денис, которые ранее ходили причесанными
и опрятными, потом резко поменяли имидж( смеется) .Это какой то Лос Анжелес
получился хотя они наверное предполагали что группа Квин это жесточайший
тяжеляк и были фанатами Меркюри. Начесы , курточки, какой то глэм роккак у Мотли Крю или Синдереллы.
М.Б.Кисомане(смеются)
О.Ф.Точнее курток не
было,были Джинса с обрезанными
рукавами, клепанные ремешки и перчатки с обрезанными пальцами. Все как
полагается, только Квин. И это производило впечатление и на нас. Мы как раз
незадолго до этогосваляли музыкальное
ВИА и интересовались Музычкой серьезно.
Просто спорта и
кино , которое показывалось в местном кинотеатре Прага было недостаточно для
организации себя и своего досуга. Музыка и гуляние по центру, с заходами в
конструктивистского видаДК Красный Текстильщик,
где уже в то время проводились подпольные рок- концерты «процентов» в которых
участвовал покойный ныне Чумичкин. Тогда же это ДК было чуть ли не филиалом
Иллюзиона и там постоянно шли ретроспективы киноклассики. Я там ознакомился
поближе с Филлини и Антониони, но понятно что это был не полный набор. И в 82
году у нас уже появилась группа в которой я сначала был гитаристом, а потом еще
и барабанщиком. Барабаны мне нравились больше и вот по комиссионным и
музыкальным магазинам я собрал себе барабанную установку. Основная тусовкабыла на 905 года, но я еще чего то постоянно
добирал из Питера, куда уже тогда начались поездки и экскурсии. Папа взял меня
на съемки, а Сазонов с товарищем Мишей будучи выездными спартаковскими фанатами
уже ездили по этой теме. И там я узнал, что в глубине Катькиного сада есть
музыкальный комок, который тоже снабдил меня какими то нужными запчастями для
барабанного творчества. Был я молод, денег у меня не былои интереса для спекулянтов не представлял. о
набрал таки себе Тролло, тарелок разных, стойки и этим можно было заниматься. И
вскоре , в школьной радиорубке, более старшие товарищи уже делали мне замечания
по поводу того что удары по хету должны быть закрытыми(смеются)
Причем делал
замечаниячеловек, который соучаствовал
в организации каких то концертов, которые в этот период достаточно повсеместно
начались. И мы наработав какой то свойрепертуар стали играть и люди под это все даже танцевали(смеется)
Причем свой
репертуар это было нечто краеугольное, что понималось всеми кто пытался где
либо играть. Это было круто , к этому стремились и об это обламывались. Пели мы
конечно не про «траву у дома», это как раз началось в армии куда вскоре меня и загребли.
Я не особо сопротивлялся, потому что будучи здоровым проблемы со зрением и
плоскостопием все таки имелись. Бегать былолень и вот буквально, сдавэкзамены и получив на руки диплом, на следующий день взял и ушел в
армию. Даже наверное убежал, по принципу быстрей сходишь, быстрей вернешься.
Войскане строевые, инженерные,
которыеназывали «стройбат с автоматом».
Стройбатовцам стрелковое оружие не выдавали, а нам , да.(смеется) Там ротный
посмотрев на меня сказал – Какой то странный. Ты хоть рисовать умеешь? Сразу
подумалось чтов ответ дадут лопату и
метлу сказав «Иди рисуй», но их не дали.
Ну и стал я
уметь рисовать. Причем коллектив как и в школе оказался неплохим, состоявший из
регбистов которые на улице молотили всех подряд, а в тесном кругу общения были
вполне себе милыми и дружелюбными. В учебку в Эстонии я попал в сборный полк ,
где несколько взводов состояло из отчисленных студентовсибирских, а один из каких то диких армян. А
нашаказарма почему то состояла из
спортсменов где то и как то поднадорвавшихся на дистанции.КМС-ов и мастеров было много, и все они оказывались
в нестроевых. Эстонию я видел и ранее, вместе с отцом,а служили мы под Таллинном и видели ее в виде
чипка, при полном пониманиивсей
иностранности территории, на котороймы
очутились. Мне тамиз более раннего
экскурса нравилось то, что там были кабаре, чего не было нигде. Рокенролл там ,
кстати, тоже присутствовал и помню я как-то это увязывал с фигурой Анне Вески.
А в армии, Эстония нам может быть показалась один раз, когдамы будучи в малюсеньком городке, попали на местный
праздник, когда население нарядилось в национальные костюмы. Девушки
блондинистые были замечательные, но я тогда обратил внимание на икры, какие то
они у всех были через чур мощняцкие, как ляжки. И ,конечно же, дистанция. Которая
соблюдаласьместными жителями. Наверное
даже не дистанция, а бетонная стена. Которую никто не штурмовал, но она
присутствовала по умолчанию. Вежливо, хотя демонические армейские истории в
части присутствовали. Про то что на Юрьев день, ночью косами похищали и убивали
молодых солдат(смеются)
Но это конечно
же был Советский Союз и ни в Латвии , ни в Эстонии какой то агрессии не присутствовало.
Другое дело Литва, гденапряженность
именно на этой почве была достаточно острой. Того же Сазонова со знакомыми
попросту забили лыжными палками в Каунасе в году 87-м. Никакие аргументы что
ребята приехали в гости к коренным литовцам с которыми дружат семьями
аргументами не являлись. Причем после армии я приехал к друзьям эстонцам, в
составе Орлис, Сазонов и я. Ну так, попить пивка которого там было вдоволь и разного. Хотя нет, это в Москве
конца 80-х пиво надо было брать с усилием, а в том же Питере можно было попить
зимой подогретого. Было , но в Эстонии три вида, с двух часов вполне себе
свободно, причем темное и Светлое Сакуское оставило светлые воспоминания. Но
конечно ехали в гости и набравшись пивка конечно начал бузить и какие то
эстонцы выскочили началиговорить мол,
чего это русские тут устраивают, но им вкратце было объяснено чтоэто гости и все претензиирастворились в воздухе общежития. Гостевые нормы работали, и несмотря на наш крайне
неформальный вид, нам, да и вообще всем
перемещающимся по СССР, спускалось многое.
Но не в Литве ,
и возможно, в Западной Украине, где уже тогдадостаточно мелко и агрессивно национальная тема и претензии присутствовали.
И присутствуют до сих пор, хотя сколько воды утекло. И вот в этотже период, не смотря на то что были девушки и
не имея никаких иных оснований крометой
что это были русские, группе наших знакомых туристов досталось достаточно
серьезно.
Но возвращаясь в
начало 80-х, отрисовав сколько надо, меня перебросили в войска. Мама опять же
вписалась и меня перевели в Москву. И кстати, да, в армии те же литовцы были
нормальными, я как раз познакомился с Геминосом,тоже какой то спортсмен, чуть ли не из Жальгириса,
который с товарищами забил своего тренера, и их сослалислужить. Причем его обещали сначала оставить
в Прибалтике, а в итогеустроили писец ,
послав в Афган. Баскетболиста, почти двухметрового роста в понятный период.
Шансов отслужить без потерь было, скажем, немного.
Была ли под этим
интрига или это просто идиотизм, я не знаю, но слава богу нашелся вменяемый
человек, который снял его и подобной комплекции прямо там на сборном пункте и
отправили в Белоруссию. То есть фишка ложилась по разному и кадры и связи, как обычно решали все.
Дослужил я до 86-ого
года на Рублевке, недалеко от Ильинского, а уходил практически на моментекакого тоомертвения, когда окутанная мифами тусовка небожителей СССР стала
попросту вымирать. И генсеки и все эти разборки наверху, а вернулсяя в ситуацию когда все начало резко меняться.
Мрачняк меня не особо коснулся, хотя легкий момент по приходу все таки словил.
Было это как раз когда я полгода отходив в караулах попал в НИИ инженерных
войск, где была своя ВИА, игравшая для каких то местных генералов.
В нее то я и
попал барабанщиком, и хотя не особо ритм держал, но брейки делать умел(смеется)
Басистом там был Миша, которыйв 17 лет
попал клавишником к Кате Суржиковой, а гитаристом был Юрок который был и
киномехаником илабал в кабаках. И вот
нас посадили на место дембельнувшегося состава ипопросили подготовить новогоднюю программу.
Ну мы и сделали, модно-молодежную, в стиле Police. Миша Гялилов знал все основные
репертуары рок групп, которую мы разбавилипеснями системы «я московский озорной гуляка» ,для большего понимания. И вот когда заиграли
под лозунги «да здравствует перестройка», замполит полка подошелспросил, мол сколько вы хотите сидеть на гауптвахте
за ваш репертуар?Интеллигентно. Ирепертуарсменился в сторону эстрады и кабака. Намузыке я как то не зарубался, особенно на наших, все как то сложилось
еще в конце 70-х, но это участие в ВИА меня окончательно отвратило. Но именно в
армии я услышал Кино и Аквариум и …это мне тоже не понравилось(смеется)
Это только в
конце 80-х,когда начались концерты и фестивали, а из армии я пришел при своих
консервативных взглядах на русскоязычную музыку, не смотря на то что первые
ростки в виде нового рока и Урфина Джуса уже попали в поле зрения. ТолькоКруиз и Динамик(смеются)
Армия как то
зацементировала взгляды и предпочтения, и хотя фестиваль я не застал, иразгула студенчества в столице тоже,буквально на третий день по приходу в ДК Меридиан
яуслышал Черный кофе иПокорение Марса. Чушь конечно редкая, но меня
заботило совсем иное. Поступление во Вгик иуменьшение количества бухла, при условии что только тогда я егораспробовал.(смеется)
Тогда же я
пытался заниматься фотографией и как- то вписаться вгражданскую жизнь, после того как ушел отец.
И вот армейский товарищ, Сергей Липский, обладающий каким то жизненным опытом,
уже тогда женатый на чехословачке и собравшийся уезжать из страны, дал мне
необходимый толчок для этого. Жизнь столичная , и ее резкие, изменения поначалу
меня поразили и все это нравилось. Появились нью-вейверы, панки и прочиетворческие маргиналы, которые занимались
активной деятельностью параллельно, а иногда и поперек официальной. Богема при
этом как- то слишком была далеко от народа, а в 86-м году начались концерты.
Которые мы радостно, конечно же, посещали и перезнакомились с кучей интересных
молодых людей, которые искали общения с себе подобными. Поздней осеньюпроводился рок-фестиваль в Центральном Доме
Туриста, Играли там«Алиса», Кузьмин и
«Джунгли» из того что помню. На котором к нам подошел Хирург и пригласил на следующеечерез недельное мероприятие. Я не сильно
выделялся на фоне публики, а Саша Сазонов как раз наоборот. Длинная крашенная в
малиновый челка, чуть ли ни до пупа и серьга в ухе до колена(смеется)
Неформал и
рок-музыкант, чистой воды, а Саша Хирург, тогда уже занимался какой то
коммуникативной деятельностью. Тогда как разв моднейшем клубе «Резонанс», играл не менее странный по стилистике
набор, состоявший из «Тяжелого дня»и
«Крематория». Туда мы и были приглашены. Я если честно не знаю за что молодые
люди слушающие металл любили Крематорий, но это была явно не тяжелая
музыка(смеются).
Это был возможно
первый и последний раз присутствие такого рока в этом месте, потому что как раз
там и случилась эпохальная битва в метро и более рок концертов, кроме стиляжьих
, там не проводилось. После этого все и перезнакомились. Причем меня несколько
подвела «униформа» рок-фотографа, поскольку загоняя какого то паренька в вагон
метро, на меня налетелЛешаКот,с
развевающимся хаером и горящими глазами, а у меня хоть и не было длинных волос,
но успел спросить, «ты что дурак и я на любера то похож?» и так, кстати,
познакомились многие. Причем какого то внятного образа «любера» вроде как и не
было, но все о них слышали и знали , что это должны быть спортсмены. Но спорт к
тому времени было понятие растяжимое, как и внешний вид тех кто докапывался к
не менее расплывчатому образу, но явно не советскому , «неформалов»(смеются)
Так знакомились
многие, в экстремальных и живописных ситуациях, формируя небольшие и пестрые
компании. С Орлисом и Гариком сошлисьсразу же. То естьтяготение было
к людям не столько с неформальной внешностью, а именно носителями культуры,
современнойи нестандартной, у
которыхимелось особое видение ситуации.
Из института я ушел достаточно быстро, потому что послеучебных
перспективникаких не было. Тем более,
что так получилось , что камеру в руках як этому моменту успел подержать больше чем мой куратор, который больше
рассказывал не про технику, а где и у кого он учился. Я очень уважаю, например,
Товстоногова у которого он занимался, но мне это все нахрен не нужно было. Хотелось
образования, чтоб самому образоваться. Мой папа был достаточно деликатным
человеком по части вмешательства в личную жизнь, но камеру повключать и сходить
пофотографировать вместе со мной он очень любил. Но не заставлял, а предлагал и
создавал условия. Причем я помню и пользуюсь всеминакопленными тогда мульками.
А в городе
помимо концертов проходили всякие закрытые и полузакрытые показы нового веяния-
параллельного кино. Я тогда подсел на творчество Евгения Юфита, оно вообще
увлекало многих. Братья Алейниковыделалиинтересные произведения,
ноочень долго и концептуально, а
питерская тусовка близкая к некрореализму, уже состоявшаяся в этот период,
делала все быстро и каждый фильм был достаточно приятным интеллектуальным
открытием. Так же как и мульты того же Котельникова и Инала Савченкова. Евгений
Дебил, делал великолепные сюжеты. Все эти вкрапления , с их разрешения, вошли и
в мое творчество. Самих людей я еще не знал, но для меня это показалось
настолько крутым,что познакомится
захотелось тут же. Причем с Иналом это произошло совсем поздно, через Бориса
Казакова, который тоже делал оригинальные мульты. Но для себя я был готов
влиться в эту движуху и понеслись съемки фильмов на 16-ти миллиметровую пленку
и камеру «Красногорск». Другое было неинтересно. В 89-м году набравшись
впечатлений от всего происходящего и окружающего,я начал снимать уже кино. А в 87-м году я все еще учился в институте, где на театральный
факультет вернули парней хиппарюг, которых до этого отчислили из вуза как раз
по за несоветский образ жизни. Как это тогда называлось. Восстановившиеся
держались отдельной тусовкой и каждый выезд на картошку, сопровождалсячистым спиртом и акомпонимент рок музыки.
Творческая атмосфера(смеется)
Театр наполнился
постановками Камю и Ионеску, бородатыми и длинноволосыми людьми, но они жебыли первыми, кто добровольно оттуда слились.
И когда они ушли, институт как-то совсем обессмыслился и для меня. Свобода уже
витала, азаучивание истории КПСС
продолжалось до 91 года. Это все вносило диссонанс и недопонимание. Причем ушел
я со скандалом, этому способствовало руководство института. Так я ушел во Вгик, в учебную студию. Где мне открылся совсем иной мир и этаж этого
города. И я попал в тусовку, Валера Родин, Саша Баширов и Рашидом Нугмановым,
который как раз в этот период заканчивал снимать свою «Йах-ху». И тамв общаге Вгика и Мхата, где больше тусовались
декораторы и художники, происходило коммуникативное бурление.
М.Б.А Театр у
Васильева и этот кусок московского закулисья, как попал в общую схему? Я просто
помню, что у него там то ли мастерская, то ли жилище вовсе было.
О.Ф. А здесь все
просто. Васильевкак раз взял к себе
Баширова и Родина. История развивалась так, как обычно глупо и
героически(смеются)
Баширов и Родин
устроили БГ и Цою квартирник, которыми была славна Москва середины 80-х. Прямо
во Вгиковской аудиторной при большом скоплении зрителей. После этого последовал
разгон, а Сашу и Валеру репрессировали и решили отчислить. Их мастер Таланкин,
выгонял их и не брал обратно, мол, хрен вам. Рашид был у Соловьева, а ребята
пришли к Васильеву с этой историей ион
согласился стать их мастером. Причем он вел курс в Гиттисе, к тому же за них
вступился Сергей Александрович Соловьев, снявшийсерию фильмов и имевший вес.
Баширов до
института какое то время работал на стройке в Питере, но успел посниматься в
кино, поэтому не тяготел к каким то тусовкам, хотя конечно знал и Курехина
иКатю Филлипову, а Валера , царствие
ему небесное, как-то больше тяготел к общению, которое его во многом отрывало
от дел. Саша после института женился на американке и сразу же свалил из страны
, что бы вскорости вернуться и уехать в Питер, все приживались где могли. Так Костя
Кинчев будучи Горьковским, переехал некогда на ВДНХ и бывал на парковых. Все тогда начало
бродить, перемещаться, слипаться и рассыпаться- Перестройка.
С Рашидом, меня
,кстати , познакомил Цой. И приезжая в 87-м году в Москву Витя останавливался и
жил неделямиу меня. Причем практически
не выходя на улицу, потому что в этот период он был уже узнаваемойи состоявшейся звездой. Я даже не представляю
что бы было если бы он разъезжал по московскому метро,ха-ха. Конечно , это был
еще не пик популярности, но уже тогда доснималась Асса, всколыхнувшая всю
страну. В общем, после первой пластинки, съемок Ассы и развода с Марьяной, он
пришел к своей теще Басе и сказал; Бась,
я уже офигеваю от всего этого. Я уже не могу, у меня уже медные трубы ревут.
Она точно должна помнить этот момент, потому что всегда переживала за этого
молодого человека на которого свалилась популярность в такой огромной и по
своему дикой закипающей стране. У меня, впрочем, знаю и у тебя тоже, есть фобии
на счет светиться, я даже перед камерой сидеть до сих пор не научился. Я был
молод, рисовал, чего то копал-снимал и как-то был сампо себе. В 88-м году снял свой первый
короткометражный фильм сучастием
Спорыхина. А Рашид, будучинапорядок старше, ужеснимал по взрослому и во многом это было
еговремя.И у него получалось делать не только
современный , но и достаточно модный продукт, в котором участвовала тусовка.
Это как тосамо собой подразумевалось,
настоящие рок-герои, фактурные и естественные, в остро социальных темах.Снимали тогда многие ,но не у многих
получалось, потому что подход был какой то простой. О, это модно давайте об
этом снимем.
М.Б.Это по типу
, как снимал Учитель «Сколько лиц у дискотеки» и «Рок»?
О.Ф.Ну как-то так.
Темы то былиболее глубокие ,и для изучения ихне было никакого времени, тем более все
менялось. У Соловьева и Нугманова были консультанты и гиды по этой среде,
поэтому всеполучалось гораздо сильнее. Хотя,
как мы знаем , многие их участников событий хотели бы еще глубже, брутальней и
правдоподобней (смеются).
Ну так и было
все на порядок брутальней и непрезентабельней, чем все эти романтизированные
кружева , тем более 20-ть лет спустя. Все тогда хотели и искали какой то правды
и от этого возможно, страдал в художественном и профессиональном плане сам
продукт. Что нисколько е расстраивало. Я имею ввиду не кино, а в целом, и
поскольку не обладая должной степеньютехники и ресурсов все на этой откровенности и простых , а иногда и
диких формах выражения и шло.
М.Б.Вроде бы
мода пошла вперед , а откровенность отстала(смеются)
О.Ф.Ну да. Те кто
чувствовали время, были в центре событий, те кто чувствовал современностьфиксировали ее откровенности. И все это
продлилось не такой уж долгий срок и делась куда то именно откровенность. А в
неформальной среде она законсервировалась исживаться с новыми, а по факту такими же старыми реалиями 90-х удавалось
немногим и через силу. Кого то именно это и покосило. А кому то, наоборот легло
в коньюктуру и расчеты. Но наивных, конечно же было больше. Но они были связаны
по товарищески и это товарищество шлифовало какие то приемы и стили. Тот же Юра
Шевчук почему то любил когда я снимал его своей трясущейся камерой. Так и
говорил- мол, Флянц, клипешничек у нас с тобой на троечку получился, но я так
люблю как ты снимаешь(смеется)
То же самое
говорили и достаточно снобистки настроенные ленинградцы, типо Шевчук нам не
нравится, но снято интересно. Иларчик
просто открывается, все эти музыканты –мои дружки. Я снимаю это все с удовольствием,
ту же Алису. Что то подсказывает мне, что и многие остальные субкультурныедеятели периодаделали все в удовольствие, а когда
удовольствия не было, то в работах пропадало самое главное и на перестройку
себя уходили годы. У профессионалов советской школы все было несколько
иначе.И всю ее смыло новой волной, а
меня она сподобила к тому что бы в 88-м году сестьписать сценарий уже для полного метра.
Рабочие название было Безразличие, в который попалФедя Бондарчук, который до армии попал на один
курс с Валерой иСашей. И когда он
вернулся и восстановился на первый курс ВГИКа, дружба никуда не далась. Тем
более у Федора ,не смотря на то что он сааавсем из другой тусовки, было и
надеюсь есть замечательное чувство юмора, а в то время мы достаточный период
находились в одном доме. Когда написал сценарий, Федя мне просто подошел, как
шар в лузу. Нашлась и камера Конвас и какие то деньги, иначали снимать.
Знакомства с тусовкой , пусть даже с разных концов, привело к знакомству с
Джонником, который не менееФедора встал
в роль как и должно было быть. Он был артистичен и неудержим на улице и сцене,
а перед камерой несколько робел. Так часто бывает, особенно у музыкантов.
Тусовка выручила и с костюмами, тот же Саша Петлюра которого я уже знал хорошо,
появлялся у Алана на Преображенке. У нас съемочная база была , была на Маяковской, где на месте сквотов
80-х, стоит теперь здание банка. И наши знакомые актрисы нашли помещение, а
Саша разместился на Гашека , почти через улицу. Сквоттерская тема была на подъеме,
студенты заканчивающие вузы часто уходили в сквоты и это тоже было мощным
толчком дляпараллельного творчества,
которое вместе с каким то абсурдистким сюром стало мелькать и на больших
экранах. Поснимали мы это кино до 90-ого года, а потом… потом мне его надоело
снимать. Что-то такое ушло из воздуха и все затянулось. Причем была какая то
внутренняя установка, что если я не успею снять до 35 лет, то он мне и не
сниму. Тогда же ,кстати, вышел фильм «Переход товарища Чкалова через Северный
полюс» Макса Пежемского. В такой устоявшейся веселой эстетики, и как-то это
одновременно пересекалось и не вязалось с тем, чтоя продвигал.И к этому фильму я вернулся не так давно, когда и ритмы совпали и звезды
встали как надо, вместе с концептуальностью происходящего. Причем если тогда
молодежный цинизм как-то прощался, то сейчас пришлось многоепереработать и убрать. Например у меня
тамфигурировал Папанин, а спустя годы
мне кажется , что это настолько заслуженная фигура и человек, что использование
его образа здесь не к месту. Оставил Жужу Папанину в титрах, как есть, но саму
историю никто не переписывал, наоборот было определенное удовольствие вернуться
к этой теме, вместе с теми же людьми, но через 20 лет. Но это сейчас, а тогда в
сентябре 90-го года.
Я познакомился с
пареньком который делал футболкидля
концертов Цоя, причем футболки тогда были не эластичные как сейчас, аиз какой то грубой отечественной фигни, на
которой была одна надпись «Цой». Было это на концерте в Олимпийском, и все это
шло на ура, как и фестивали. Через нео я попал к Косте Николаеву, который
устраивал тогда фестивали «Рок чистой воды». Прозвучало предложение о съемке
фильмао фестивале, но как раз тогда в
Прибалтике разбился Виктор. Мы съездили на похороны ив достаточно расстроенном виде
я поехал в тур этого фестиваля, где перезнакомился со всеми музыкантами
участвовавшими в этом предприятии. С ребятами из «Альянса», «Чай Ф»а. Все были
на пике своей формы, и что мне тогда запомнилось, что Игорь Журавлев в этот
период часто выступал на разогреве «Кино». При всех технически превосходящих
данных, свойственной московским романтикам 80-х.Там же был игорьковский «Хроноп» и ленинградский «Нэп», и барнаульская группа «Амальгама». Группы присоединялись и
отсоединялись, и все это было достаточно увлекательным и успешным событием. Там
все перезнакомились, и как то меня это все утянуло к Нэпу, которые
гастролировали не только по нашей стране . До этого момента у меня не было
такой крепкой дружбы, а с 91-ого я зачастил в Питер гдепоявилась возможность останавливаться
надолго. Ездил я ,конечно , и раньше, но
тусовочные вписки меня не вдохновляли. Как-то старался останавливаться в
гостиницах, хотя в Москве работал в сквоте. Можно было запросто остановиться на
ночь другую в закрытом морском вокзале.Стоило это копейки и на портвейн
оставалось, даже если остановиться в Октябрьской. Так же былои на майский выезд в Питер когда случилась
вокзальная драка с люберами. Сазонов был с девушкой,Хирург был с Юлей, я тоже, аж с двумя. Инаши дамы как-то категорично отказались от
тусовочных вписок, пришлось с трудом и скрипом вписываться хоть куда. Удалось в
какое то секретное место в порту, где стоял корабль на котором можно было
отчалить хоть куда. Вписались на морской вокзал, а потом познакомились с девушками
из архитектурного вуза, и этот вопрос сам собой отпализ-заналичия общежития. Ленинград я безумно любил, особенно ночью, когда на
улицах города практически не было прохожих и мы оставались наедине. Город и
какая то теплая компания. Местная или приезжая неважно. На начало 90-х озабоченности
какой то не было, сдружился со многими музыкантами. Марьяна тогда как то
сошлась с Рикошетом,с которым
завязалась крепкая дружба и у меня. Риккибыл своеобразным человеком, эрудированным настойчивым, спортивного склада.
Понты конечно были, а у кого их не было по юности? И он тогда еще не горел,
аумудрялся совмещать отрыв и рок-угар с
занятиями восточными единоборствами,
участь у культовогов городе мастер
(неразборчиво, надо бы пояснить, ты там начал чего то смешное и прервались). И
вотснимал клипы, в то время как в
отечественном кинематографе царила разруха, и отечественное кино вообще не шло
никуда. Зато шла восточная тема со всякими кунфу и карате. Рашид как раз тогда
снял фильм «Красный Восток», эдакое переложение «Семи самураев» , где
сняласьпитерская неформальная тусовка.
А с середины 90-х ситуация начала стремительно деградировать. Многие оставались
не у дел, людей выкашивало. И к недавнему времени , от той коммуникации
остались осколки, а у меня на руках какие то обрывкии лоскуты , той отфиксированной реальности.
Которые я в нулевых начал склеивать воедино, используя материалы которые
предоставляли товарищи по тем временам. Так появился фильм про Виктора ,
которыйне появился бы без участия Марьяны
и помощи Рашида. И который все таки успел посмотреть на презентации в Москве
Рикошет. И нынешний, не хотелось бы думать что эпилоговый, но как раз неким
образом завершающийэтот двадцатилетний
цикл, когда я влился в это движение и прошагал с ним нога в ногу.