Самый сложный период 80-х был когда прижали наши мастерские на Осипенко, и
все метания и большинство проколов в этот период были именно из за отсутствия помещения, где
можно было бы репетировать и хранить реквизит. По этому мы как табор носились
по Москве в течении 87-89 года, умудряясь ставить, спектакли, участвовать где
только можно и сниматься в фильмах. Параллельно шли выступления Ирэн и Кати
Филлиповой. Потом начались показы дуэта Ла-ре где наши девушки тоже участвовали.Метания прекратились, когда у нас появилось помещение на Бурденко,
и за короткий срок пребывания на одном месте, мы успели отстрляться и по фильму
с Юханановым, который на полном серьезе
подошел к съемкам «Октавии», и устроили серию воскресных хепенингов у себя ,
параллельно выступая на сценах города. В этот период мы каким то чудом попали в
первый в Союзе кооператив каких то магов, шарлатанов и псевдоцелителей,
которые заводнили потом все крупные города. Эта афера носила название «Школа новых
возможностей». А я была этнографом по образованию и примитивиткая психоделика
мне всегда была интересна, и как то нас туда занесло. Там то началось мощное
движение связано с изучением психоделических шаманских возможностей. И вот в
какой то момент мы решили, что «группа
художников» изжила себя как концепт, и надо как то модернизироваться и назвать
проект «Север». Мы уже тогда взяли курс на неопримитивистические мотивы,
строили хижины в городской среде, и там жарили мясо. В костюмах продолжилась линия костюмов-оберегов и костюмов-знаков.Участников было все еще много; Джоник, Маша Персик, «Вежливый отказ», «Оберманикены», которые уже собирались в Нью-Йорк. В этом житие
племен участвовали и неформалы, там же уже активно участвовал и Саша Петлюра. При
этом все желающие и прохожие могли участвовать в процессе, рисовать картины и
раскрашивать друг друга. Одновременно шла работа над спектаклем с Камилем
и Юханановым, и здесь тоже часть актеров была профессиональных, а часть
неформальных. Этакий микс, отражающий действительность того периода,когда все брались за все и дикость и делитантизм не только не смущал,а наоборот брался за основу новаторства. Никита Михайловский, царствие ему небесное, поучаствовал,
Саша Петлюра, Дуня Смирнова со своей заумью и феноменальной способностью гнать.(смеется)
Это была практически вся тусовка с «Беговой». Ира и Илья Пигановы,Татьяна Друбич, Дуня Смирнова. Просто вот жили рядом, в соседнем
доме что и Камиль, поэтому активно участвовали в жизни авангардистов. Камиль все же доехал до Страсбургской
комиссии от «Свободной академии» и налаживал контакты на уровне Европы(Страсбургская коференция
АД89 прим. ред.). Этот процесс интерконтактов увенчался первым международным съездом авангардистов, который обозначили «Весенним конгрессом еврофутуристов».Был еще один странный выезд в Грузию.
С нами ездил Макс Василенко, Блинов, и все это называлось «Техника и практика бытового шпионажа». Мы создавали такой перформанс с эффектом интерактивности, как
теперь в телешоу «Дом». Люди смотрели через экраны , то что у нас происходило
в отдельном пространстве. Конечно же, все закончилось скандалом, после первых акции, все это безумство
пытались прикрыть,имущество и помещение арестовали, хотя фестиваль был
заявлен на десять дней.
Начались девяностые, люди
стали эмигрировать из страны. Нас этот процесс тоже затронул, и в течении
буквально двух месяцев, мы потеряли почти половину труппы. Пропали «Оберманекены»,
Иренчик, Гоша Острецов. И собственно по этому после широкого резонанса
«Октавии», этот процесс не двинулся дальше. Начались переезды, на Осипенко мы
встретились с Жегло, а уже оттуда переехали на Гашека. Там Саша Петлюра развернулся
со своим фекальными и некро романтическими проектами .Аня Новикова там сняла
фильм с участием Владика Монро, нас, Вадима Фишкина, Игоря Зайделя. Там вообще много чего
снималось нашими киностудиями и непонятно куда все это потом девалось. Тогда многие снимали фильмы и о неформалах. Вот и режиссер
Виктор Гинзбург в 1993м году доснял и показал свой скандальный фильм «Нескучный сад», мы там снималась большой
компанией друзей. Фильм монтировали в Америке и я довольно неожиданно попала в Лос-Анджелес.
Там началась шикарная жизнь – потрясающий океан рядом, кругом все светится
богатством, рядом фабрика мечты Голливуд – и я среди всей этой роскоши. Причем
экстравагантно одетые люди вызывали всеобщее восхищение в отличие от серой
Москвы. Я произвела фурор в своих русских рубашках, вышитой одежде. Там же я впервые
увидела сколько стоит эксклюзивная одежда, насколько высоко ценится ручной
труд. Помимо впечатлений я привезла из Америки и флюорисцентные краски для
ткани, которые как раз поспели в началу рейв-культуры в Москве.
В период захвата пространства на улице Гашека, на волне открытия первых галерей, началась серия выставок эротического
искусства, в которые мы вписались со своим
спектаклем-показом. Длился этот процесс практически год, а потом с улицы Гашека все
переместились
на новое место в сквоте Петровском бульваре.А мы через Юхананова,который жил то в Питере , то в Москве познакомились со Стасом Наминым и
у нас тоже произошло
раздвоение. Мы были и на Петровском бульваре и в Нескучном саду. И активно в жизни сквота участия не принимали. К Стасу в начале 90-х приехал Френк Заппа, как раз когда мы уже сделали спектакль «Октавия» который его
сильно
впечатлил, и я даже вовлекала его в совместное участие. А Стас видел
наши
перформансы еще давно, на презентации фильма «Рок». Но в Нескучном саду в процесс влились
новые
персонажи, те же Костя из «Лолиты», Чичерюкин. Заппу я наряжала в шапку утыканную свечами из льда, которая постепенно наполнялась водой. Опасная конструкция (смеется) Был он, конечно,
немного
шокирован, но участвовал во всем. Потом приезжали швейцарцы снимали
на этой базе фильм, и во
время съемки, я опрокидывая на себя блюдо с краской, умудрилась глотнуть
нитрокраски.(смеется).Случайно это все получилось, но чуть серьезно не
отравилась. Но на
Петровском мы появлялись и участвовали во всем в чем могли. Там появлялись многие участники изначального движения, плюс появились новые модельеры, художники и
неформалы.Все
слились в едином порыве изменить ситуацию с культурной жизнью в столице, которую надо было менять, но скорее получился такой остров.
В
период активного развития сквота, в Москве как раз начали открываться первые
клубы,
начиналась рейв культура, в которую мы, со своей этнической подоплекой,
активно
и с легкостью влились. «Север» выступал со своими перформансами и на
Петровском и на
клубных площадках. Как мне кажется, сквот закрыли тоже потому что полностью
отсутствовал профессиональный менеджмент, как он отсутствовал в 80-е.
Такой менеджмент , который мог бы общаться с бюрократами
на их языке и решать все проблемы. С другой стороны все что делалось в
радикальной художественной
среде Петровского бульвара было совсем не нужно в России, но было на ура
воспринято за
границей. Мы ездили вместе с Петлюрой на фестиваль в немецкий «Потсдам-фабрик»
и видели реакцию местной публики, которая пребывала в позитивном шоке. К
середине 90-х, когда открылись клубы Птюч, Секстон, Эрмитаж, Манхеттен
Экспресс, Акватория, начались тематические вечеринки и рейвы.И результатевторое дыханиеполучила именно
альтернативная мода, которой стали заниматься не только художники, но и
дизайнеры. Началисьфестивали
«Альбо-моды», где ничего не горело, у Федора Павлова–Андриевича получилось свое
мероприятие под названием«Фейс фешн»,
одноименное с модельным агентством. Термин альтернативная мода вместе с
приходом в Россию глянцаи открытием
дизайнерских бутиковсменился нанекоммерческая мода, спустя десятилетие став частью модной индустрии и
промоушена. Индустрия так и не заработала, но не смотря на этовсе были счастливы, пока не начались проблемы
на Петровском бульваре.
С Питером, рабочие контакты
как- то прекратились еще во времена «ассочек» конца 80-х. Оставались какие то личные дружеские связи, но мы не
ездили никуда. Потом началась клоунада с Дугиным. Сначала к академии имел отношение Гейдар Джемаль, который тогда издал свое «направление Север», совпавшее с названием и направлением нашей группы, всем этим зачитывалась богемная молодежь.А Александр тусовался с Орловым в
театре «Уран» где у Юры была студия, там был
такой бриллиантовый зал. Там тоже устраивались акции. Но речь не о них.
Александр видимо обчитавшись какой то секретной литературы, тоже зачем то пошел во
власть. Привлекая к этому процессу Курехина и появившегося в Москве Лимонова. Мне как-то особо не
хочется говорить, но это выглядело не очень умно для Сергея, все эти баллотирования в
депутаты Питера, нелепые фашистские вечера, где кроме самопиара Эдуарда, и
провокаций ничего не происходило. Потом после смерти Сергея, все арт процессы в Петербурге пошли
в каком-то малопонятном ракурсе, и даже все фестивали «Скиф» происходили без участия людей, которые этот процесс зачинали. Собственно поэтому и сразу и затух, перессорив и
обидев многих. После нажима со стороны
Насти Курехиной нас все таки пригласили, и как ты думаешь что
дальше…На половине выступления отрубили звук. Присутствующие люди офигели, и
все как в старые добрые времена, закончилось скандалом.
В общем во второй половине 90-х начался спад. После закрытия Петровского, нас какое то время
окучивал Стас Намин, но ничего путного из этого не вышло, потому он сам не знал
что он сам хотел, и что более важно, мог. Сама территория была идеальна для
проведения фестивалей и акций. Но почему- то, их удавалось проводить исключительно
во время отсутствия Намина(смеется). но наш затяжной перформанс длинной уже превышающий десятилетие продолжился.Начался период соджружества с клубами, с «Птючем» , «Акваторией», который был
немного на отшибе, но все же в центре, и сделан он был вменяемыми людьми. Там,
на какой то срок оставался последний островок некой вольницы и после его
закрытия площадок, кроме мелких клубов не осталось. Потом в начале 00-х пути разошлись и с Сашей Лугиным, который продолжал выступать с музыкантами на площадке возможно последнего клуба этой плеяды , «Край».
Рейв культура, которая
стартанула в начале 90-х, обросла какими то изданиями с назиданиями по покупкам вещей и была снивелирована до простого прожигания времени молодежи. Все резко было
поставлено на тупую коммерческую основу, на корню. Возможно когда ни будь,
наступит просветление и молодежь поймет, что изначально у этого движения были
другие цели, концентрация энергетики в отдельном месте и позитивное чистое
влияние на массы, тем более что рейвы всегда старались проводить не в клубах, а на
природе. Тот самый шаманизм, который пытался продвинуть «Север». А в последнее врямя я пытаюсь воплотить в текущем проекте «НордТантры».
Маша Рыжикова тем временем работала в открывшемся журнале «ELLE», первые номеракоторого были наиболее интересными. Она
помогаланашим альтернативщикам со
съемками.У Светы Тегин начался серьезный
роман с модой, вылившийся в итоге в дом мод Тегин. Еще был забавный случай на
рубеже уже «нулевых» когда я с Машей попала в программу Диброва «Антропология».
Маша в роли представителя глянца и лоска, а я как некая верность авангарду. Там
обсуждались и подходы, и сама мода.
М.Б. В XXI веке тебя на подиумном поле не заметно. Что изменилось?
К.Р. Все изменилось. Мода и новая модная тусовка с тем, что
я делаю сейчас не пересекаемы. Предложение приходят, но я чаще отказываюсь. Нынешнийпроект «Норд-Тантра», влившийся в рейв
культуру 00-х несколько удалился от городской суеты.Сейчас
я работаю на сцене театра Стаса Намина, в перформансах на рейвах , где приходитсязаниматьсяи оформлением пространства. А про моду я чаще узнаю от подросших детей,
которым сейчас куда легче, чем было нам когда-то.Нельзя не отметить, что на развитие уличной моды решающее
влияние оказала молодежная субкультура, укоторой есть своя система кодов и знаков, вокруг которых выстраиваются
уличныестили ираскрепощение. И мне кажется, что
альтернативные находки гораздо быстрее становятся элементами нынешнегогламура, чем тот же окаменевший кутюр ХХ века.