Л.Л. Детство прошло возле
станции метро Октябрьская, практически в 5‑й химической спецшколе, все
достаточно прилично по советским меркам. Школа стояла в окружении
домов дипломатов и академиков, и состав в классах был
соответственный. Напополам детей академиков и дипломатов, и, естественно,
с жестким набором советских детей. За одними партами сидели венгры,
японцы, кого только не было…
Поскольку родители мои
трудились в УПДК, с детским мерчендайзом и посещением магазинов
«Березка» проблем особых не испытывалось. Возможно, поэтому сознание тянулось
к иному.
Училась я неплохо,
особенно по русскому и литературе, к тому же наш классный
руководитель был по совместительству преподавателем этих предметов.
И когда по системе естественного отбора после перевода во взрослые
классы из школы повыкидывали всех троечников, со мной подобного не
произошло. Тогда было принято расформировывать несколько младших классов
и собирать из них один. Когда произошло это совмещение, я, будучи
в статусе «хорошей девушки», познакомилась с двумя «плохими»
из совмещенного класса. Причем в это понятие не входило какое-то
откровенное хулиганство, а подразумевалась своя обособленная внутренняя
жизнь. Девушки очень хорошо лепили и рисовали, любимым занятием у них
было моделирование каких-то каркасов на которые налеплялись фигурки
фантастических животных, причем внутренности заполнялись красным советским
пластилином, тело утыкалось шипами, к лапам прикреплялись шарниры для
дальнобойности. Смысл игры заключался в том, что поставленные
на колесики эти чудища жестко врезались друг в друга, истекая
пластилиновой кровью к великой радости подростков. Проигравший должен был
быть более изобретателен в конструировании и укреплении своего
боевого монстра. Учились они, конечно же, плохо и вели себя,
по представлениям учителей, несомненно отрицательно.
И вот, после восьмого
класса началась новая эпопея со школьными лагерями.
Просто детей вывозили
проветриться или чтоб родители отдохнули. Нас тогда тоже вывезли, развели
по палатам и я окунулась в настоящую жизнь полную
человеческих эмоций и веселья. И мы стали «выпускать» журналы. Мы
сами придумывали концепт и рекламные модули со смешнейшими креативами
по поводу, что нужно делать или покупать. Естественно, пародийные,
с текстами, стихами. Поскольку у меня проблем с доступом
ко всяким «зарубежностям» не было, журналы наши пестрели вырезками
из «Ньюсвиков» и иных изданий, контент был прогрессивным
и познавательным. (смеются)
Дорезвились мы до того,
что поведение наше быстро скатилось до нижней планки, а вскоре
я стала местным чемпионом по количеству двоек за поведение.
Причем ничего особенного мы не делали, но получалось так, что наш эпатаж
дико раздражал директорат. Например, у нас вместо школьных кошельков были
пачки из-под иностранных сигарет. Из которых, бравируя каким-нибудь
«Мальборо», насыпалась мелочь в школьных буфетах. Одежда, естественно,
была нетрадиционной. И поведение превратилось в нескончаемый вызов.
М.Б. Сейчас уже, наверное,
будет непросто это понять, ибо ходи в чем хочешь. И нарушение
запретов на ношение в школу вычурных сережек, косметики
и прочего грозили большими неприятностями для выпендривающихся девиц. Не
говоря уже о школьной униформе, которая под конец учебного года смотрелась
несколько забавно на быстро развивающихся подростковых организмах.
Л.Л. Да без коричневой формы
и черных фартуков ходить было нельзя. Мне пришлось шить платье
на заказ. Оно было коричневое, на пуговицах от начала
до конца, и я носила его на трех пуговицах посередине.
Вместо принятых белых пришивных воротничков под платье надевалась белая
рубашка, воротник выпускался сверху. (смеется)
Все эти псевдоиностранные
журналы в пику девичьим тетрадкам… И потом мы дико прикололись ходить
в диковинное для советского периода 70‑х заведение— боулинг. Мы не
ели, не пили, чтобы раз в неделю посетить боулинг в парке имени
Горького. Тусовка парковская была известна достаточно жестким хулиганствующим
контингентом, и как-то мы там с детства примелькались. В нашем
классе учились такие же тусовщики, и в случаях тревожных мы
всегда могли найтись ответом «А мы знаем, там, какого-нибудь Кису»,
поскольку вопрос «А кого вы знаете?» и правильный ответ всегда
служили защитой от неприятностей в подобной среде. Хотя можно было
получить в ответ: «Да кто такой Киса? Киса— это шестерка», но пик
тревожности после этого считался пройденным. (смеются)
Парк был рассадником жестких
взаимоотношений, эдаким прилюдным андеграундом. Парни ходили, естественно,
с длинными волосами, в клешах от бедра
по 60 и 40 сантиметров книзу, расшивать узорами особо никто
не расшивал. И к хиппи это все не имело никакого отношения.
Нормальный активный столичный жесткач. Особой фишкой была закупка детских
советских шуб, которые выворачивались наизнанку и расшивались под
дубленки. Феньки были, и вот тогда уже началась тема с «Березкой»,
ассортимент которой был представлен наполовину советским китчем и вполне
добротными советскими вещами, а наполовину— изделиями зарубежными.
Естественно, что основной
проблемой была обувь, все остальное можно было как-то смастерить или раскопать
в родительском гардеробе. Мне в этом плане было полегче— либо
привозили, либо брали в «Березке», и все это явно контрастировало
с серо-коричневой гаммой окружающей среды. Причем к черным вещам пока
еще не было прикола, все модники стремились к попугайским расцветкам,
которые были представлены старинными китайскими рубашками, а кто имел
возможность, тот шил себе чего-то в ателье. Мне, например,
в соседствующем с домом ателье пошили брюки. Миша Королев тоже
смешные истории по этому поводу рассказывал. Когда нужны были клеша,
то он шил их сам не только себе, но и всем друзьям.
По женской выкройке, другой не нашлось, но основная проблема
с ширинкой этим способом решиться не могла, и молния постоянно
рвалась. Джинсы, конечно же, были в почете, не важно
индийский ли «милтонс» или болгарские. Американские считались чем-то вроде
посылки с небес, о них слышали, но мало кто видел.
И степень почетности иногда измерялась количеством джинсов
в гардеробе. Джинсы в некоторых случаях могли служить валютной у. е., их можно было на что-то обменять или продать
при любой степени изношенности. Были специальные барыги, меняющие,
к примеру, тертый «райфл» плюс тертый «лии» на почти новый
«вранглер». Джинсы, хоть одни, но должны были быть, и за ними
давились в предолимпийских очередях. Однажды, не помню за какими
джинсами, стояли мы пять или шесть часов в «Добрынинский»
на Люсиновской улице. Почему вписались в эту очередь— не помню тоже.
(смеются)
М.Б. Ну, это был один
из способов коммуникации. Постоять на свежем воздухе и обсудить
политическую ситуацию в мире и в стране. (смеются)
Л.Л. Да. Но когда мы
с подружкой «не разлей вода» дождались своей очереди, я беру джинсы
в руки, и они оказываются последними. Моя подруга выхватывает их
у меня из рук и убегает. (смеется) А потом звонит по телефону
и со слезами в голосе просит прощения, апеллируя к тому,
что мне родители еще купят, а для нее это последний шанс. Конечно, это все
ерунда, но насколько забавно все эти переживания теперь вспоминаются.
Дружба и мода во все времена были несовместимы, но на советской
почве это было вдвойне заметно. Причем с мамой поход в «Березку»
положительно закончится не мог по определению, потому как все время
выбиралось что-либо противоположное моему вкусу, а на запрос «Хочу
джинсы» следовал ответ: «А что это такое?» Пришлось прямо-таки подвести
к заветному «райфлу» и уговорить на покупку, несмотря
на то, что стоили эти брюки столько же, сколько и сапоги,
и потратить нужно было условно 20 чеков неизвестно на что.
Боролись мы долго, но победу одержала молодость. Причем материалы, которые
обычно можно было купить в комиссионке, мне тоже иногда доставались
в виде зарубежных посылок. Помню, кусок ткани на платье
я получила в коробке с мандаринами, и какое-то время платье
имело изумительный мандариновый запах. Но помимо проблем
с материалами модников поджидала следующая проблема— те портные, которых
я встречала, почему-то не умели делать современные выкройки, советская
школа использовала только присущий ей необоснованно сложный и совершенно
нефункциональный крой. Поэтому мы как-то сами старались разглядывать вещи, и,
конечно же, немалое количество этих вещей пало под напором нашего
энтузиазма. Оставались простые выкройки из «Бурды», и те, которые
продавались в Доме моды на Кузнецком мосту. Там тогда какая-то тема
была, не менее безумная, чем магазинная— огромные карманы, огромные накладные
плечи… Но все же пару-тройку подходящих, после некоторого апгрейда,
вещей выбрать было можно. Опять же, журнал «Силуэт», зачем-то усложнял
до невозможности все, что через него проходило. Все это соревнование
в вычурности отталкивало в сторону фарцовщиков, которые, естественно,
спешили на встречу потребителю с большей расторопностью, чем
госструктуры. Многие известные сейчас фигуры начинали фарцовщиками
в центральных туалетах!
Решив не поступать,
я оказалась в тупике, из него меня вывела подруга, которая тогда
поступала в «Плешку» и предложила попробовать. Время было такое, что
большинство поступающих москвичей в массе своей не планировали каких-то
своих будущих специальностей.
Началась веселая студенческая
жизнь, потому как институты представляли собой особую коммуникацию, где было
все. Модная продвинутая молодежь, любые шмотки, беспробудные похождения,
дискотеки. В принципе, как и во многих других московских ВУЗах,
шла параллельная учебе почти самостоятельная жизнь. Помимо института мы
кружились по подобным дискотекам и общежитиям в других ВУЗах.
Забивали на учебу, и институт использовался разве как место встречи
для дальнейших путешествий. Но к моменту смерти Брежнева пришло
состояние пресыщения, а жажды знаний по профилю как-то не
прибавилось. Да еще был стройотряд, который к термину «стройка» не
имел никакого отношения. Парни наши работали в ресторанах и приносили
оттуда всяческие вкусности, вина и прочее. Как раз началась Олимпиада,
и наступило временное всеобщее изобилие. В полупустых магазинах
Москвы стояли портвейны «Абу Симбелл» и «Порто». Причем к этому
моменту куда-то стали пропадать отечественные алкогольные напитки,
и на этом фоне столичные витрины выглядели сказочно.
Отряд наш участвовал
в олимпиадной программе, но никому эта тема не была интересна. Сухие
пайки, портвейн и дачи перевешивали. При этом круг знакомств
и коммуникация расширялись, обрастая новыми знакомыми.
М.Б. Но постепенно
наступала фестивальная пора. Вы как ее встречали, во всеоружии меломанских
пристрастий?
Л.Л. Музычка сначала
присутствовала в виде Queen, Creedence, Smokie, Slade, в меньшей
степени The Beatles, но, естественно, у спекулянтов выбор был гораздо
мощнее, и я часто ездила пополнять запасы к маминому знакомому,
специализировавшемуся именно на этом. А в студенчестве, когда
вспыхнуло диско, конечно же, присутствовало все от Boney M
и Baccarat до совсем уже неприличных итальянцев и Crazy music
for crazy people. Внешний вид тогда уже оформился в какие-то неприлично
короткие юбки с безумными воланами, позже к этому делу добавились
пресловутые лосины. К фестивалю появились сахарные начесы, которые никак
не удержать было обычным лаком, безумные химии. В итоге получалось то, что
советские граждане обозначали «я у мамы дурочка» или «взрыв
на макаронной фабрике» (смеются)
Косметика у нас была
в порядке, и пользоваться мы ей умели в отличие
от большинства соратниц по полу. Но время требовало
ньювейверского радикализма, и глаза вместе со скулами терпели наш
свирепый, почти индейский макияж. Появился лак с какими-то цветочками
и лютиками, который потом резко сменился на радикально зеленый
и черный макияж. Помню, косметика югославская закупалась у «Ядрана»
с рук, хотя и польская косметика «Ванда» присутствовала, и позже
это все вылилось в челночное движение. С этого периода люди, которых
я застала, начали наряжаться уже в осмысленные костюмы
и полностью выдерживали стилистические образы. Естественно, что обилие
такой молодежи в центре сделало абсурдным запреты на рок-музыку,
и все стремительно начало легализовываться. При этом даже когда появились
некоторые стандарты в виде трехъярусных юбок, каждый распрягался как мог.
Накручивались клепанные
ремни, широкие и узкие, совмещалось несовместимое, и это придавало
уникальность как образам, так и внутренним ощущениям. Вдобавок появились,
каплевидные и узкие очки, серьги и клипсы ядовитых цветов. Солнечные
очки стали практически обязательны для каждого продвинутого носителя.
А сам фестиваль как-то потонул в событиях, и мы не особо им
интересовались, потому что уже встали на рок-н-ролльные лыжи
и тусовались с правильными парнями. Я тогда беременная ездила
на питерский рок-фестиваль, где выступал Костя Кинчев, который
до этого круто пел еще чужие песни и тренировал свои легкие
в церковном хоре. Саша Башлачев стал крестным моему сыну Даниле. Он жил
в Ленинграде и как и все тогда сновал между Москвой
и Питером по квартирам друзей, давая там же квартирные концерты.
В то время квартиры были лучшими площадками для концертов,
перформансов и просто тусовок. Люди постоянно перемещались из дома
в дом с различными целями. Постоянно кто-то у кого-то жил или
тусовался, все были связаны друг с другом совместным времяпровождением.
В это время Москва
и Ленинград сильно сблизились. Все без конца двигались по железной
дороге между двумя столицами, проводницы основных составов были как родные,
огромное количество романтических историй и даже браков происходило между
Ленинградским и Московским вокзалом. Оба города жили в на одном
дыхании. В Ленинграде тогда был Рок-клуб и свои авторитеты, в Москве
появилась Рок-Лаборатория ,со своими.
Студенчество мое как раз
закончилось, и поскольку в СССР не работать было нельзя,
я устроилась в международное турагенство «Спутник»
на Малоивановском. Там как раз мы познакомились с Региной, Юрой
Козыревым, который сейчас один из лучших стрингеров, с Ирой Мешкорез
и с фотографом Мишей Королевым, которые имели отношение
к системному люду. Так постепенно складывалась иная разнородная коммуникация.
Поскольку Костя Кинчев был женат на моей подружке из Питера,
а вторая была за Забулдовским, то народу в круг общения
попадало много. Тот же Сашбаш постоянно к нам приезжал, тем более что
у нас случались какие-то туристические выезды. В городе мы уже
познакомились с Ником Рок-н-роллом, Гариком и с целым необъятным
людским потоком. Постоянно наезжая в Питер, где художественная жизнь была
на подьеме, мы познакомились с Миллером, «Новыми академиками»
и попали уже в художественный андеграунд, где уже все кипело.
Юхананов уже вовсю работал с «Оберманекенами», и событий происходило
довольно много. Из мастерской в мастерскую перебегали группы
творческих деятелей, разбрасывая по дороге россыпи идей, которые позже
воплощались в совместных проектах. Конечно, хотелось во всем этом
участвовать и с этого момента можно начать отсчет нашего
с Региной проекта. Тем более что я постоянно что-то мастерила
и необходимость куда-то вливаться назрела.
Сначала это выражалось в том,
что мы с Региной участвовали в качестве
моделей у Ирэн Бурмистровой, у которой моделили многие представители будущего
московского бомонда. И в какой-то момент мы тоже решили, что сами можем сделать
что-то прекрасное. Будучи в Петербурге и гуляя в абсолютно черных одеждах, решили что
надо сделать какую-нибудь коллекцию. Первая коллекцию была сделана на моей
кухне из совершенно странных предметов. Просто хотелось сделать что-то
красивое. К кускам железяк, пришивали какие-то кружева, а на вопросы удивленных
знакомых, мы отвечали- готовим костюмы, все, не приставайте- это вот такой авангард.
Но не такой как был уже
заявлен Ирен. Ее модели были резко эклектичны, и даже урбанистичны. А мне они
казались немного неэстетичными,
М.Б.Если вспомнить 20-е, то
авангард часто оперировал грубыми и резкими формами.
Вы ориентировались на
конструктивизм 20-х?
Л.Л.Это присутствовало, но в
ином виде. Мне всегда нравится как костюм-конструкция работает. Но нам хотелось
сделать что-то из нетрадиционных
материалов, но максимально эстетично, показать отношение к вещам с другой
стороны. И впоследствии это стало концепцией дуэта Ла-ре . Выставки и коллекции
наши были объединены такой идеей, что уникальность, гламурность вещи зависят не от того из чего это сделано, а оттого как
ты к этому предмету относишься. Украшения могли быть сделаны из каких-то листочков,
цветочков с камешками. Они все были уникальны, потому что их невозможно было
повторить, как это неповторимо существует в природе. А если ты берешь какой-то
предмет и выдергиваешь его из природного контекста, преображаешь его,
наполняешь другим смыслом, то ты придаешь ему новую уникальную ювелирность. Я
считаю, что это в каком то смысле был гламурный
панк.
|