М.Б.А ювелирку не смогли тогда запустить?
Л.Л.Это было никому неинтересно.
Вслед за кооператорским бумом на всякую дешевую дребедень, массовая мода все еще оставалась на уровене «красных
пиджаков» и болтов-печаток на пальцах рэкетиров и бизнесменов. А культовая
прослойка удовлетворилась хендмейдом или винтажными аксессуарами. Да, сейчас
очень много высоких брендов делают ювелирку подобного вида, как делали
мы тогда. А делали мы конструкции не менее интересные и оригинальные чем нынешние.
К тому же, в 1996 году
началось резкое сворачивание клубной и
сквоттерской жизни в Москве. У меня уже
был маленький ребенок, ресурсы так же
резко закончились, и я была вынуждена пойти работать в журнал. Менялась сама «фабрика глюков», новые
устроители которой искали во всем практический смысл и финансовое
обоснование. Кому было интересно, те стали заниматься выступлениями как
бизнесом. Нам же больше хотелось повеселить себя и знакомых,
сгенерировав необычные образы. Такая бесплатная и веселая «фабрика
глюков», которая может существовать разве что на деньги меценатов или
личными усилиями. Делать то же самое, но за деньги, чтобы
продвинуть какой-либо товар на рынок, нам с Региной показалось
достаточно скучным и неприятным занятием. Тем более что параллельно,
вставал на ноги отечественный глянец и фото дизайн, где требовались
необычные образы, и лично для меня это стало естественной заменой
перформансам 90‑х.
Но что-то все-таки продолжало происходить.
Петлюра начал ездить в Германию. Для одного проекта в Германию был
вывезен весь Петровский, каждый показал что мог. Целую неделю мы устраивали
свои перформансы, спектакли и балеты— немцы впечатлились широтой
и неординарностью русского андерграунда.
Потом были организованы серии
крупных показов на каких-то заводских площадях и на территории
только что открывшегося Савеловского рынка. Потом был Тбилисский фестиваль,
который кто-то непонятным образом пытался организовать. Было забавно и, слава
богу, окончилось это благополучно. Начался период различных авантюр
с подтянувшейся попсой и какими-то немалыми деньгами. Участвовать
в этом всем не было никакого желания. Зато на подиумах стали
появляться люди, которых ранее можно было встретить как зрителей того же
Петровского. Что тоже неплохо. Удивительно, что люди сколько-нибудь интересные
и необычные, бывавшие в Москве или даже в Питере, не могли миновать
этого культового места. Забавно, наблюдая теперь какого-нибудь серьезного
чиновника, например от ТВ или культуры, вспоминать его на обшарпанных
ступеньках сквота, взирающих с открытым ртом на балеты пани Брони.
М.Б.Ну и потрясение в виде дефолта и кризиса
протянувшегося весь остаток 90-х сказалось на многом. Клубная культура
свернулась, пространство для сквотов тоже, а в плане моды и трендов - многие вернулись к брендам среднего уровня
или костюмам Армани и прочим статусным вещам. Что ты думаешь про перспективы
моды в этой стране и почему художники которые пробовались в этой нише не пошли
дальше?
Л.Л. Ну Маша Цигаль,Оля
Солдатова, кто- то из дизайнеров которые
сумели вписаться в тусовку второй половины 90-х, когда в городе и в стране очередной раз произошли
изменения.
М.Б.И все таки про основную
проблематику, про людей и тренд сеттеров…
Л.Л.Мне кажется это что-то из
обобщенной русской ментальности, чтобы все попытаться правильно организовать не по экономически правильным законам, а как получится.
В результате ,если что-то начинается в коммерческом русле, то на поверхности
остается только поток какой то малохудожественной фигни. У русских дизайнеров в целом достаточно странная история. Все кто
следит за модой уверенно считают, что русской моды нет как таковой. Нет
определенных тенденций, а те проявления которые существуют, они вне моды, в
широком смысле. Либо это пересказ каких-то известных иностранных историй, либо сделано все из не особо
качественных материалов, но при этом стоит это все запредельно дорого и
позиционируется существование местных домов мод как некое достояние и
подвижничество.
Мне кажется что проблема
заключается во многом не столько в отсутствии вкуса и доверия к СМИ, а в общем кризисе перепроизводства. Поэтому для достижения экономических интересов дельцы чрезмерно раздувают потребности
человека и заставляют покупать бесконечное количество вещей. Это тоже
уничтожает моду как движение и возвращает человека, что он начинает носить
простые и практически одноразовые вещи.
Пропадает индивидуальность, рукодельность, хотя никто не мешает заниматься хендмедйдом. Просто
объяснить ситуацию для себя и для других
мало кто берется.
Ведь занятие модой и тем более производство качественных штучных вещей, сродни медитации на
горе. Конечно, останется какое-то количество людей которые будут носить
рукодельные вещи и производить, собственно на них это движение и держится. Другой
вопрос будут ли они в центре внимания или в андеграунде. Но, так или иначе, они
всегда будут в оппозиции основной тенденции конца 20-го века – массовое потребление и плюс массовое
сознание. И этот «социальный аутизм» небольших групп и отдельных персон, позволяющий быть вне социума, он и сейчас будет
так же авангарден как и раньше, только проявляться будет несколько иначе. В
духе своего времени.
|