Многие Ангелы вышли из других клубов «отверженных»…
некоторые из них — такие как «Пьяные Задиры», — были в свое время столь же
многочисленны и наводили такой же страх, как сегодняшние Ангелы. Именно «Пьяные
Задиры» — а не «Ангелы Ада» — провернули Холлистерский бунт, благодаря которому
на свет появился фильм «Дикарь». Это случилось в 1947 году, когда тому, кто
стал Ангелом Ада в 60‑ых, было меньше десяти лет.
В то время Холлистер был маленьким городком с населением
около четырех тысяч человек — фермерская община в часе быстрой езды к югу от
Окленда, чуть в стороне от предгорий Диаблоз. Единственное, чем Холлистер
славился в 1947‑м, было производство 75 процентов всего чеснока, потребляемого
в Соединенных Штатах. Холлистер был — и в чем‑то до сих пор остается — тем
типом городка, который Голливуд представил миру в киношной версии «К Востоку от
Эдема», тем самым местом, где командир местного отделения Американского Легиона
по определению является гражданским лидером.
И так должно было случиться, что 4 июля того года граждане
Холлистера собрались вместе на ежегодное празднование. Традиционные атрибуты
Дня независимости — флаги, оркестры, девушки с жезлами и т.д. —
планировались в качестве прелюдии к более современной части праздника:
ежегодному штурму на мотоциклах окрестных холмов и скоростным гонкам, которые
за год до того собрали соискателей со всей округе… мальчиков из долины,
фермеров, механиков из небольших городков, ветеранов, и просто толпу
благопристойных парней, которым случалось ездить на мотоциклах.
В 1947 холлистерские штурмы холмов и гонки также привлекли
множество конкурентов … — люди действительно съезжались отовсюду. Когда солнце
взошло из‑за Диаблоз утром четвертого июля, подразделение местной полиции из
семи человек нервно потягивало кофе после бессонной ночи и попытки взять под
контроль приблизительно три тысячи мотоциклистов. (Полиция говорила о четырех
тысячах; ветераны‑мотоциклисты говорили о двух тысячах — так что три тысячи,
наверное, будет правильно).
Один факт был бесспорен: в Холлистере оказалось такое
великое множество байков, что тысячей больше, тысячей меньше — разницы
практически никакой. Толпа росла и становилась все более неуправляемой; к
наступлению сумерек весь центр города был захламлен пустыми, разбитыми пивными
бутылками, и мотоциклисты принялись гонять взад и вперед по центральной улице.
Пьяные кулачные бои перешли в полномасштабные схватки. Легенда гласит, что мотоциклисты
в буквальном смысле захватили город, бросили вызов полиции, лапали местных
женщин, грабили бары и пивняки и наезжали на каждого, кто попадался им на пути.
Газетные заголовки так красочно отразили безумие того уик‑энда, что
заинтересовали малоизвестного продюсера Стенли Крамера и молодого актера по
фамилии Брандо. Незадолго до своей смерти, в 1966‑м голливудская очеркистка из
раздела светской хроники Хедда Хоппер подметила ощущение угрозы, исходящей от
Ангелов Ада, и проследила их историю в обратном направлении, к съемкам
«Дикаря». Это исследование и побудило ее обвинить в порождении самого феномена
«отверженных» Крамера, Брандо и всех остальных, кто так или иначе был связан с
фильмом. На самом деле «Дикарь» — фильм, который, по общему мнению, относится к
категории «fiction», — был вдохновенным образцом киножурналистики. Вместо
обычного потворства вкусам толпы в стиле Time, в фильме рассказывалась история,
которая только‑только начала раскручиваться в жизни, и на развитие которой
фильм оказал влияние. Благодаря этому «отверженные» долгое время воспринимали
себя этакими романтически окрашенными персонажами, яркое отражение которых лишь
немногие из них смогли бы разглядеть в зеркале. Подобное отношение быстро стало
ответом байк‑райдеров на ленту «Солнце тоже восходит». Созданный ими образ не
совсем соответствовал реальности, но в его широком распространении едва ли
стоит винить фильм. «Дикарь» проводил четкую грань между «хорошими» и «плохими»
«отверженными», но люди, которые больше всего им вдохновлялись,
идентифицировали себя с Брандо, а не с Ли Марвином, чья роль негодяя была
гораздо ближе к жизни, чем созданный Брандо портрет оказавшегося в тупике
героя. Они видели себя современными Робин Гудами… Мужественные, неразговорчивые
brutes, чьи положительные инстинкты были некогда безнадежно извращены в борьбе
за самовыражение и которые провели оставшуюся часть своей неистовой жизни во
мщении миру, сделавшему их отрицательными персонажами, когда они были еще
молодыми и беззащитными.
Другой голливудский вклад в «доктрину» Ангелов Ада — это
название. Ангелы заявляют, что они окрестили себя так в честь знаменитой
бомбардировочной эскадрильи времен первой мировой войны, которая базировалась
рядом с Лос‑Анджелесом и чей персонал гонял по округе на мотоциклах в свободное
от полетов время. Есть и другое мнение: дескать, Ангелы получили свое название
из фильма 1930 года Джина Хэрлоу, основанного на идее какого‑то сценариста
относительно Армейских военно‑воздушных сил — которые, может, существовали, а
может и нет — во времена первой мировой войны. Фильм назывался «Ангелы Ада», и,
конечно же, в 1950 году он был все еще на экранах, когда неугомонные ветераны
основали первое отделение Ангелов в Фонтане и все еще раздумывали, чем бы им
заняться. Судя по всему, название появилось задолго до рождения на свет любого
из Ангелов Ада. И оно затерялось в истории одной из малоизвестных, заброшенных
военных баз в Южной Калифорнии. И вот Голливуд вытащил это название из небытия,
сделал его знаменитым и присовокупил к нему образ бешеных мужиков на мотоциклах
— образ, который был позднее охотно воспринят, но претерпел радикальные
изменения среди новой поросли изгоев. Голливуду и в самом страшном сне не могло
привидеться ничего подобного, пока эти создания не появились во плоти на
автострадах Калифорнии.
Явление «мотоциклиста‑outlaw» настолько же уникально
американское по своей природе, как и джаз. Ничего подобного тому и другому
никогда не существовало. В какой‑то момент эпохи «отверженные» появились в
качестве своего рода обескровленного анахронизма — гибрида, как пережиток
Дикого Запада в человеческом обличье. Однако во всем остальном они были такой
же новинкой, как и телевизор. Если говорить о больших бандах хулиганов на
мотоциклах, появившихся сразу после второй мировой войны, то у них вообще не
было никаких предшественников… упивающихся насилием, боготворящих скорость и
ничего не имеющих против поездки на расстояние в пять сотен миль на выходные…
буянящих с другими бандами мотоциклистов в каком‑нибудь заштатном городишке,
который и с десяток мирных туристов не может принять как подобает. Многие
живописные деревушки на задворках американской цивилизации впервые вкусили
плоды туризма не из рук семей, раскатывающих на «фордах» или «шевроле», а из
лап орав пьяных «городских мальчиков» на мотоциклах.
Заглядывая из настоящего в будущее, можно сказать, что
отчеты очевидцев о бунте в Холлистере кажутся просто детскими сказками по
сравнению с фильмом. Более точным комментарием относительно характера «бунта» в
Холлистере является тот факт, что поспешно собранные силы из всего лишь
двадцати девяти копов взяли все шоу под свой контроль к полудню 5 июля. С
наступлением сумерек основная часть мотоциклистов умчалась из города — в лучшем
стиле описаний из Time — в поисках новых развлечений, соответствующих их мерзким
наклонностям. Выполняя требования полиции, в городке осталось несколько Ангелов
— одних из них наказали 25 долларами штрафа за нарушение правил уличного
движения, другие получили по 90 дней тюрьмы за демонстрацию непристойностей. В
скандалы и потасовки были вовлечены приблизительно от шести до восьми тысяч
человек, около пятидесяти получили травмы различной степени тяжести и были
доставлены в местный госпиталь. ( Чтобы лучше понять, чем могут окончиться
«мотоциклетные бунты», следует учитывать, что более четырехсот пятидесяти тысяч
американцев погибает каждый год в результате дорожно‑транспортных
происшествий).
Никто никогда не обвинял — по крайней мере вне стен суда —
Ангелов Ада в немотивированных убийствах… Но стоит только подумать, что могло
бы случиться, если бы на «отверженных» возложили ответственность пусть всего
лишь за 3 или 4 смерти в результате дорожно‑транспортных происшествий, да
просто за несколько смертей в результате какого‑либо недоразумения, —
волосы встают дыбом. В таком случае любого мотоциклиста в Калифорнии разделали
бы под орех прямо на улице, превратили бы его в гамбургер.
По многим причинам, зачастую противоречивым, вид человека на
мотоцикле и звук мотоциклетного двигателя отрицательно действуют на подавляющее
большинство американцев— автолюбителей. В какой‑то момент зарождения всей
шумихи вокруг Ангелов Ада один репортер, писавший для The New York Herald
Tribune <Теперь исчезнувшей.>, напечатал длинную статью о ситуации,
сложившейся вокруг мотоциклов, и в заключение сделал вывод, «что есть нечто в
облике пролетающего мимо мотициклиста, что пробуждает во многих автомобилистах
желание совершить убийство».
Почти все, кто когда‑либо ездил на мотоцикле, с этим
согласны. На хайвеях полно людей, которые ездят так, словно их единственной целью
в жизни является месть за все зло, причиненное им людьми, зверями или судьбой.
Единственное, что, похоже, держит их в рамках, — их собственный страх
смерти, тюрьмы и судебных процессов (хотя в один прекрасный момент этот тормоз
может отказать). Гораздо менее вероятно, что они могут вычислить какого‑нибудь
незнакомого байкера, чтобы бросить вызов ему, а не двухсотфунтовому автомобилю
или реально существующему врагу. Мотоциклист должен ездить так, словно все
остальные, встречающиеся на дороге, собрались его убить. Некоторые
действительно собираются это сделать. А некоторые, кто далек от мысли
«замочить» мотоциклиста, все‑таки представляют собой определенную опасность,
потому что исправить их закоренелую привычку небрежно, как Бог на душу положит,
водить автомобиль может лишь угроза наказания, либо законодательным путем, либо
путем физического воздействия. И здесь дело вовсе не в мотоцикле, якобы
угрожающему каждому человеку за рулем машины. <Притэм Бобо рассказал мне
историю о человеке в «большой новой машине», который заставил его съехать с
дороги на 40‑м Хайвее однажды в воскресенье, в пятидесятые годы. "Грязный
маленький ублюдок продолжал буквально дышать мне в заднюю фару, — сказал
Притэм, — пока наконец я просто не свернул и не остановился. Другие парни
видели это, так что мы решили преподать подонку урок. Старик, мы обрушились на
него, как полчища муравьев… Мы молотили по его капоту цепями, содрали антенну и
разбили все стекла, до которых только смогли дотянуться… и все это на скорости
семьдесят миль в час, старик. Он даже не сбавил ход. Но был напуган до
смерти.> Байк — абсолютно уязвим; его может спасти лишь маневренность; и
любая угроза дорожного происшествия таит в себе возможный летальный исход —
особенно на скоростной трассе, где невозможно упасть с байка, чтобы тебя тут же
не переехали другие. Несмотря на все эти опасности, Калифорния, где фривэй —
это образ жизни, со значительным отрывом лидирует как самый большой
мотоциклетный рынок страны.
6
"Мы начали замечать, что Ангелы Ада превращались в миф. Они
стали народными героями — людьми, поведение которых настолько не вписывается в
общую картину, что большинство молодежи может только мечтать о таком (пока ее
не затянет в омут криминальной деятельности), — и легендарными
защитниками, которые могут придти на помощь всем угнетенным и преследуемым.
Один старый мотоциклист, наблюдая, как полицейские измываются над его приятелем
в городке неподалеку от округа Принца Джорджа, заметил во всеуслышание: « Мы
просто дождемся, когда Ангелы приедут сюда завтра и услышат обо всем сами…Да
они разнесут всю эту шарашку ко всем чертям»
(из статьи в Transaction, август, 1966, написанной двумя
психологами. Они работали с полицией Мэриленда, с целью предотвратить
беспорядки в городе, который готовился к проведению национальных мотоциклетных
гонок).
«Я разбил ему лицо и он сразу поумнел. Он назвал меня подонком.
Наверное, крыша поехала у парня»
(из объяснения Ангела Ада с чужаком).
Из всех их привычек и наклонностей, которые так будоражат
общество, именно неуважение отверженных к освященному веками правилу «око за
око, зуб за зуб» пугает людей больше всего. Ангелы Ада стараются никогда не
останавливаться на полпути. Изгои, существующие в экстремале, просто обязаны
причинять неприятности, даже если можно обойтись и без этого. Вот что, наряду с
верой в тотальное возмездие за любую обиду или оскорбление, превращает Ангелов
в трудноразрешимую проблему для полиции и своей патологичностью завораживает
обычную публику. Заявления Ангелов, что не они первые начинают беспредел, чаще
всего оказываются правдой, а не выдумкой, но сама идея вести себя вызывающе,
провоцируя «цивилов» на резкие действия, принимает опасные масштабы… и одна из
главных трудностей Ангелов состоит в том, что почти никто кроме них этого не
понимает. К тому же у них на вооружении есть очень простой принцип «большого
пальца»: в любом споре твой приятель Ангел оказывается всегда прав. Выразить
свое несогласие с точкой зрения Ангела значит совершить серьезную ошибку,
повести себя неправильно, а отстаивать свою неправоту равносильно открытому
вызову Ангелу.
Что бы там психиатры и фрейдистские кастраты ни говорили об
Ангелах, они круты, норовисты и потенциально опасны, как стая диких кабанов. В
тот момент, когда начинается схватка, любые кожаные фетиши или чувство неполноценности
полностью остаются за кадром. Это могут с печалью во взоре засвидетельствовать
все, кто когда‑либо схлестнулся с Ангелами. Когда вступаешь в спор с любой
компанией мотоциклистов‑outlaws, шансы уйти непокалеченным зависят от числа
союзников‑тяжеловесов, которых ты успеешь позвать на подмогу за те секунды,
пока разбиваешь пивную бутылку. В этой лиге физическая подготовка актуальна
лишь для старых либералов и молодых идиотов.
Большинство «жертв их нападений» — люди, которые смотрели
слишком много вестернов; в свою очередь Ангелы — жертвы комплекса Джона Уэйна,
который побуждает их пускать в ход кулаки, как только им показалось, что их
хотят оскорбить. В каких‑то случаях это обходится без серьезных последствий, но
в салунах, столь любимых мотоциклистами‑outlaws, это самая худшая из всех
совершаемых ими глупостей.
«Они вечно ищут того, кто бросил бы им перчатку, —
говорит полицейский из Сан‑Франциско. — Столкнешься с ними хоть раз, и
сразу понимаешь: либо пан, либо пропал. Посторонний человек, который не хочет
связываться с ними, — если один из этих бродяг скажет что‑то его
женщине, — просто не должен реагировать на оскорбление, иначе ему придется
драться с четырьмя или пятью Ангелами, а не с одним. Людям следует понимать
это».
Один из Ангелов Фриско объяснял такое поведение без всякого
выпендрежа: «Наш девиз, старик, — „Один за всех и все за одного“.
Схлестнешься с одним Ангелом, а в горло тебе вцепятся целых двадцать пять. То
есть, детка, и мокрого места от тебя не останется».
«Отверженные» воспринимают правило «все за одного» настолько
серьезно, что оно записано в клубный устав под номером 10. Правило номер 10
гласит следующее: «Когда Ангел дерется с не‑Ангелом, все остальные Ангелы
обязаны принимать участие в драке».
«Отверженные» никогда точно не знают, когда им придется
сразиться с неприятелем, вознамерившимся унизить их «цвета». Это может
произойти сейчас, немедленно. Или секундой позже. Ниже приведен туманный и
весьма поучительный отчет о схватке с бывшим Ангелом по имени Фил и его XKE
«ягуаром». За несколько часов до инцидента Фил пьянствовал и базарил в
придорожной закусочной с полудюжиной членов Оклендского отделения. В конце
концов они потребовали, чтобы он ушел: в противном случае они наваляют ему по
полной программе. Фил вышел из закусочной, отъехал на своей машине на пятьдесят
ярдов от ряда байков у края тротуара, затем пропахал через них, как бульдозер,
сломав ногу одному Ангелу, который пытался убрать свой мотоцикл с дороги. А вот
как рассказывается об этом в докладе Линча:
«4 ноября 1961 года житель Сан‑Франциско, проезжавший мимо „Родео“,
врезался в мотоцикл, принадлежащий Ангелу Ада и припаркованный снаружи бара.
Возможно, водитель был за рулем в нетрезвом состоянии. Группа Ангелов
отправилась в погоню за автомобилем, вытащила водителя из машины и попыталась
разбить вдребезги весьма дорогой автомобиль. Бармен заявил, что лично он ничего
не видел, но официантка, разносящая в баре коктейли, сообщила полицейским
приметы, по которым можно было бы опознать зачинщиков избиения. На следующий день
полицейским сообщили, что какой‑то член банды Ангелов Ада угрожал жизни и этой
официантки, и другой женщины‑свидетельницы. Еще один свидетель, мужчина,
уверенно опознавший пятерых участников нападения на автомобиль, включая
президента Ангелов Ада и „Дорожных Крыс“ из Вальехо (банды, поглощенной
Ангелами), предупредил офицеров, что, опасаясь мести со стороны членов клуба,
он может отказаться дать свидетельские показания по фактам, о которых сообщил
ранее».
Автомобили сбивают мотоциклистов каждый день по всей стране,
но если инцидент связан с «отверженными» мотоциклистами — обязательно возникают
какие‑нибудь сложности. Вместо того чтобы решить дело полюбовно, обменявшись
информацией о страховке, или же (в самом худшем случае) сопроводить возникшую
словесную перепалку парой‑другой пинков и зуботычин, Ангелы Ада избили водителя
(бывшего члена клуба) и «попытались разбить вдребезги автомобиль». Я
поинтересовался у одного из них, не пыталась ли полиция что‑нибудь преувеличить
или присочинить, но Ангел ответил: «Нет, старик, все было именно так». Они
проделали обычную процедуру: разбили фары, вырвали с мясом дверцы, разбили
стекла и вырвали « с корнем» различные детали двигателя.
Вот еще один довольно поучительный пример: заварушка вскоре
после инцидента в Монтерее, когда «отверженные» все еще чувствовали себя
крутыми. Она началась как каждодневный акт возмездия, но закончилась ничем.
Наверное именно по этой причине тон полицейского доклада был необычайно
сдержанным:
«19 сентября 1964 года большая группа Ангелов Ада и „Рабов
Сатаны“ съехалась к бару у Южных Ворот (округ Лос‑Анджелеса), и так
припарковала свои мотоциклы и машины на улице, что заблокировала проезжую
часть. Они сказали офицерам, что трех членов клуба безо всякой на то причины
недавно попросили держаться от этого бара подальше и что они явились — дабы
разнести его до основания. Увидев их, владелец бара закрыл все двери, выключил
свет. Ворваться в заведение Ангелам не удалось. Но они разворотили ограду из
цементных блоков. Когда приехала полиция, члены клубов лежали на тротуаре и на
проезжей части улицы. Их попросили покинуть город, что они и сделали с большой
неохотой. Когда Ангелы уезжали, кое‑кто из них пригрозил, что они еще вернутся
и все‑таки разнесут этот проклятый бар по кирпичикам».
В целом, особым буйством эта выходка не отличалась, и сводка
о ней отправилась в архив как свидетельство ежедневного торжества законности и
порядка. Правда общую благостную картину несколько подпортил факт уничтожения
цементной ограды. Этот случай служит также хорошим примером этики тотального
возмездия: если тебя просят держаться подальше от бара, ты не просто даешь в
морду владельцу — ты возвращаешься со всей своей армией и разносишь этот бар
вдребезги, крушишь не только все помещение, но и все вокруг. Никаких компромиссов.
Если человек начинает умничать — расплющь ему физиономию. Если женщина унизит
тебя — изнасилуй ее. Это домыслы, но это и реальность, если уж разбирать
подноготную действий Ангелов Ада. И эта этика дает толчок появлению на свет тех
историй, которые попадают к редакторам еженедельников. Сведенные воедино
данные, полученные из 1004 полицейских участков, достаточно ясно показывают,
что «отверженные» неспособны навязать свой дикий кодекс чести каким бы то ни
было другим слоям общества, за исключением их собственного круга. И, кажется,
только мир белых воротничков, клерков, застегнутых на все пуговицы, испуганы
слухами о существовании таких кодексов. Ангелы создали их, и продолжают
придерживаться заложенных в них правил, что и было подмечено в заключительных параграфах
доклада Генерального прокурора Калифорнии:
Ангелы Ада стараются использовать в своих интересах так
называемый «гангстерский кодекс» групповой лояльности и угрожают людям, которые
в суде могут свидетельствовать против них. Ангелы применяют против свидетелей
физическую силу. Если свидетель или потерпевшая — женщина, подруги Ангелов,
похоже, жаждут принять участие в шантаже, чтобы запугать свидетелей. В
различных инцидентах практически трудно разрешить проблему, когда и свидетели
являются представителями той же среды, что и Ангелы Ада. В случае с групповыми
изнасилованиями и принудительными сексуальными контактами в извращенной форме
потерпевшие и свидетели чаще всего не принадлежат к высшим слоям общества, и
поэтому они легко могут стать жертвами отбросов «салунного общества».
Считается, что единственным приемлемым подходом к решению этой проблемы
является серьезное изучение офицерами создавшейся ситуации, чтобы сделать
правильные выводы и заключения и предпринять все меры для защиты свидетелей до
и после судебного разбирательства.
Лишь для немногих членов «салунного общества» такие слова
станут достойным утешением. Ангелы и их сторонники весьма злопамятны и довольно
долго не расстаются с мыслью о мести. Эта идея сидит у них в мозгах
продолжительное время, полиция же теряет всякий интерес к свидетелю обвинения
через пять минут после вынесения присяжными приговора. Любого бармена,
содействовавшего аресту Ангела, всегда будет охватывать дикая паника при
рычащих звуках мотора мотоцикла на улице и тяжелых шагов ног, обутых в кожаные
сапоги, направляющихся к дверям его заведения. Ангелы не преследуют своих
врагов нарочно и тупо, следуя за ними по пятам, но они проводят слишком много
времени в барах, — похоже, почти всегда и везде испытывают дикую жажду — и
как только они столкнутся там с врагом, тусовка немедленно будет об этом знать.
Достаточно лишь двух или трех Ангелов и не больше пяти минут времени, чтобы
вломиться в бар и отправить человека в больницу. Есть, конечно, вероятность,
что их не арестуют… Но если даже шансы арестовать буянов все‑таки существуют,
главное сделано — ущерб уже причинен.
Предполагаемая жертва — вроде владельца бара в Сауз Гейтс, у
которого при первом нападении разнесли лишь ограду, — всю оставшуюся жизнь
будет знать, что его заведение получило черную метку, и, пока существуют Ангелы
Ада или «Рабы Сатаны», существует и вероятность, что кто‑нибудь из
«отверженных» вернется и завершит начатое.
Иерархия outlaws постоянно изменяется, но их сегодняшний дух
мало чем отличается от духа 1950‑го, когда в длинной тени «Пьяных Задир» было
сформировано первое отделение Ангелов Ада. Суть феномена остается все та же:
опасный хулиган на большом, быстром мотоцикле. Они год за годом размножались в
Калифорнии в геометрической прогрессии. Многие из них считаются независимыми,
ничем не отличаются от какого‑либо Ангела Ада, разве что надписи у них на
спинах разные: «Никакого Клуба» или «Одинокий Волк», а иногда просто «Пошел на
Хуй». Возможно, около пятисот человек (уж точно меньше тысячи) принадлежит к
таким клубам, как «Цыганское Жулье», «Ночные Райдеры», «Комманчерос»,
«Президенты» и «Рабы Сатаны». Около ста пятидесяти человек — как это было в
1966‑м — представляют собой элиту outlaws, Ангелов Ада.
Единственное различие между Ангелами Ада и другими клубами
«отверженных» заключается в максимальной экстремальности Ангелов. Большинство
остальных байкеров представляют собой outlaws‑временщиков, Ангелы же играют
свою роль семь дней в неделю: они носят свои «цвета» дома, на улице и иногда
даже на работе; они ездят на своих байках в соседние бакалейные лавки за
квартой молока. Ангел без своих «цветов» чувствует себя голым и уязвимым — как
рыцарь без доспехов.
Как‑то раз один коп из Сакраменто спросил Ангела ростом 5,5
фута и 135 фунтов весом: « Ну что ты так цепляешься за все это?».
«Никто не достает меня, пока я мчусь в своих „цветах“, —
ответил тот. — Если я без „цветов“, то чувствую себя не в своей тарелке».
Разграничительная линия между «отверженными» и цивильным
большинством в любой момент может измениться. Многие респектабельные клубы
испортили свою репутацию за один вечер. Для этого потребовались: шумный скандал
— раз, полицейский отчет — два, немного паблисити — три… и в два счета
джентльмены превращаются в «отверженных». Во многих случаях это приводит к
распаду клуба, а большая часть прежних членов чувствует себя обиженными до
глубины души и шокированными тем, что подобное могло приключиться с ними. Но
для тех нескольких человек, по вине которых случилась такая неприятность,
дорога в респектабельные клубы закрыта. Формально они становятся
«независимыми», но это понятие едва ли применимо в данном случае, потому что
каждый мотоциклист, который так себя называет, так или иначе уже существует вне
закона. Он — «отверженный». Все, что ему нужно, — клуб, к которому он мог
бы присоединиться, и рано или поздно такой клуб найдется. Мотоциклетное
братство очень тесное — и законное, и незаконное. Его полюсами являются
Американская мотоциклетная ассоциация и Ангелы Ада. Золотой середины здесь нет,
и люди, которые достаточно серьезно относятся к мотоциклам, — чтобы
присоединиться к А.М.А., — тяжело переживают отказ зачислить их в клуб.
Как и новообращенные в коммунизм или католицизм, Ангелы Ада, бывшие некогда членами
А.М.А., относятся к своей роли outlaws гораздо серьезнее, чем все остальные.
Ангелы как люди слишком безалаберны и дезорганизованны,
чтобы иметь какие‑либо четкие перспективы в этой жизни, но ум и образованность
приводят их в восхищение, а кое‑какие их лидеры на удивление четко и ясно
излагают свои мысли. У президентов отделений нет никаких офисов, и самые
сильные личности из них, такие, как Баргер, находятся вне всяких подозрений до
тех пор, пока не попадут за решетку, или пока их не убьют, или пока они по каким‑то
своим собственным соображениям не расстанутся с «цветами». «Отверженные» очень
уважительно относятся к своему руководству, даже если им самим приходится
выдумывать имидж своих вождей. Несмотря на поистине неограниченные возможности
их машин, на которых они ездят и которые они боготворят, outlaws настаивают,
что их главная цель в жизни — быть «праведным Ангелом», а это требует
беспрекословного подчинения генеральной линии тусовки. Они прекрасно осознают
свою «принадлежность» и свою взаимозависимость. Поэтому Ангелы с презрением
смотрят на «независимых», которые чувствуют себя весьма ущербными — с того
момента как они согласились с системой отношений, принятой среди «отверженных»
— и делают почти все что угодно, лишь бы попасть в клуб.
«Не знаю почему, — говорил один из бывших
Ангелов, — но почти всегда следует присоединиться к какому‑нибудь клубу.
Если не делаешь этого, то тебя никогда нигде не примут. Если не носишь никаких „цветов“,
ты в своем роде серединка на половинку, ни рыба ни мясо… Ты — ничто».
Это отчаянное чувство единства — определяющий момент в
тайнах и мистике, накрученных вокруг образа outlaws. Если Ангелы Ада отвергнуты
обществом, — факт, который они сами признают с потрясающей
беспечностью, — тогда защита друг друга от нападений со стороны «остальных»,
в лице злобных обывателей, вражеских банд или вооруженных агентов Главного
Копа, действительно необходима. Если кто‑то избивает одинокого Ангела, то
каждый из них чувствует в случившемся угрозу лично для себя. Они настолько
завернуты на собственном имидже, что никак не могут понять, как можно бросить
вызов их «цветам» и не быть готовым сразиться с целой армией Ангелов.
* * *
«Многие были призваны, но немногие избраны»
(Святой Матфей).
* * *
После откровений доклада Линча Ангелы отказали в членстве
огромному количеству страждущих. А желающих щеголять в «цветах» было столько,
что один из Ангелов сравнил их с «нашествием саранчи». Большинство
потенциальных Ангелов относились к категории «независимых», которые внезапно
ощутили потребность в братстве и получении определенного статуса… Но Ангелы
сделали исключение лишь для одного клуба: они полностью поглотили «Знаки
Вопроса» из Хэйуорда, сделав его своим Хэйуордским отделением. Поступали заявки
на создание отделений из таких дальних краев, как Индиана, Пенсильвания, Нью‑Йорк,
Мичиган, и даже из Квебека… Когда же стало очевидным, что дело не двинется с
мертвой точки, несколько мотоциклетных клубов на Востоке просто создали свои
собственные эмблемы и сами стали называть себя Ангелами Ада. <Клуб «Детройтские
Ренегаты» решил упорно держаться своих корней и по всем статьям обставить
Ангелов. В январе 1966 сорок четыре члена «Ренегатов» были арестованы во время
полицейского налета на склад их клуба. В ходе обыска там было обнаружено
восемнадцать стволов. Налет был вызван жалобами соседей — дескать, присутствие
«Ренегатов» создает во всей округе атмосферу страха. «Они появились из
ниоткуда, словно с луны свалились, — заявил владелец соседнего
дома. — И они там только и делают, что пьянствуют. Когда они надираются до
чертиков, местные женщины просто боятся выйти на улицу». Согласно данным
полиции, большинство outlaws были заводскими рабочими или рабочими с
бензоколонок, возраст их колебался от 18 до 33 лет. Несмотря на то, что форма
«Ренегатов» весьма элегантна — черные кожаные куртки и атласные рубашки — сосед
сказал, что выглядели они «как последние паршивцы». Позже, в 1966‑м в Детройте
появилось неофициальное отделение Ангелов Ада. После нескольких нашумевших
массовых арестов их лидеры обратились к Баргеру с просьбой придать их отделению
статус национального.>
В 1966‑м Ангелы Ада в основном по‑прежнему хозяйничали в
пределах Калифорнии. Однако в том случае, если реакция общества на их
известность, созданную средствами массовой информации, хоть что‑нибудь значила,
им необходимо было расширять рамки своего влияния независимо от собственного
желания. На их название не распространялось действие закона об авторских
правах. И даже если бы и распространялось — едва ли опасность попасть на скамью
подсудимых удержала бы какую‑нибудь банду мотоциклистов от присвоения столь
звучного имени! Единственная возможность для Ангелов хоть как‑то следить за
чистотой своего имиджа заключалась в политике тщательного отбора при расширении
сферы своего влияния — делать своими отделениями только самые большие и
агрессивные клубы, от которых поступят заявки, при выполнении ими одного
чрезвычайно важного условия: эти претенденты затерроризируют в округе любого,
кто попытается использовать это название.
У Ангелов не было бы никаких проблем, экспортируй они свое
название на Восток <В августе 1966 Ангелы официально изменили свою нашивку.
Надпись «Ангелы Ада» шла теперь поверх черепа, а надпись «Калифорния» — под
ним. Ожидалось, что новые отделения на Востоке и Среднем Западе начнут функционировать
к 1967‑у. Им разрешили носить традиционную нашивку, но с названием собственного
штата.>, но многие моменты повседневной жизни мотоциклиста‑outlaw в
Калифорнии не так‑то просто прививаются на чужой почве. Байк — это такая штука,
которая «живет» лишь при солнечном свете; они опасны и неудобны для поездок в
дождь и снег. Банды райдеров в Нью‑Йорке, Чикаго или Бостоне могут играться в
Ангелов Ада всего лишь несколько месяцев в году, тогда как в Калифорнии байкеры
могут раскатывать везде, за исключением гористой местности, в любое время,
когда им только приспичит. Этот погодный фактор нашел свое отражение и в цифрах
по общенациональным продажам мотоциклов: в 1964‑м в Нью‑Йорке было
зарегистрировано 23,000 байков, а вот Калифорния имела на своем счету 203,420 —
соотношение приблизительно составляет 9 к 1. С другой стороны, в 1964‑м в Нью‑Йорке
мотоциклов стало в два раза больше по сравнению с 1961‑м, когда было
зарегистрировано всего лишь 10,000. <Регистрация показала, что количество
мотоциклов в Пенсильвании удвоилось: в 1964‑м там насчитывалось 35,196
мотоциклов, а в 1965‑м — 72,055. Другими ведущими байк‑штатами стали Флорида и
Иллинойс. В каждом из них в 1965 году было более 50.000 мотоциклов, включая
машины «отверженных».>
Используя трюк А.М.А. с 1%, социолог может из этих цифр
сделать следующий вывод: только в одном Нью‑Йорке к 1970 году будет где‑то
около 500 потенциальных Ангелов Ада — что в пять раз превышает количество
членов сообщества, которому удалось потрясти национальную прессу в 1965‑м. И к
1970 году у каждого отделения Ангелов будет свой собственный пресс‑агент…
Согласно данным мотоциклетной индустрии, в 1965 году в США было
зарегистрировано почти 1,500,000 мотоциклов, т.е. соотношение «райдер‑байк»
выглядело как 4,1 райдера на один лицензионный байк (это цифра, скорее, из
области фантастики; соотношение 1,5 к 1 — вот это больше похоже на правду).
<1,5 райдера на байк — людоедство, напоминающее неправильно решенные задачки
о лесорубах из школьного учебника арифметики эпохи СССР. Также эти цифры можно
рассматривать следующим образом: за 1 (единицу) мы принимает одного
полноценного байкера со всеми его прибамбасами, а за 0,5 — его пышнотелую
подружку. Таким образом получается: один полноценный байкер с довеском на один
байк. — примечание редактора.> По подсчетам выпускающих мотоциклы
заводов оказывается, что райдеров насчитывается 6 000 000 человек, и более 1000
000 из них ошиваются в Калифорнии (и эти цифры тоже не внушают доверия; и не
только потому, что они основаны на чисто показном соотношении 4,1 райдера на
байк, но и самим использованием слова «мотоцикл» без каких‑либо технических
характеристик. И воображение охотно рисует образ скоростных трасс Калифорнии,
битком набитых огромными мощными байками).
В контексте статей цифры не выглядят столь угрожающими.
Согласно журналам «Cycle World» и «The Los Angeles Times», «ускоренный рост
рынка мотоциклов происходит благодаря легкому дивизиону, составляющему 90% от
общего числа». То, что изготовитель называет «легким», — совершенно другой
зверь, не имеющий ничего общего с «разделанным боровом», или «харлеем.74».
Большинство небольших байков, заявляет «Cycle World», используются «для
развлечения, посещения школы, магазинов и увеселительных поездок спортсменов».
Другими словами, формула успешной продажи на сегодняшнем мотоциклетном рынке
звучит так: «небольшой вес и двигатель малой мощности означают развлечение и
респектабельность». Вот на каком основании изготовители предсказывали (4,1
райдера на один байк) появление ядра из 8 894 000 мотоциклистов в Соединенных
Штатах к 1967 году. И снова цифры мотопромышленности непомерно раздуты. Однако,
учитывая растущую как на дрожжах популярность двухколесного вида транспорта,
предполагаемая цифра — 6 000 000 на 1967 год — может оказаться вполне реальной…
А это, в свою очередь, может означать появление 60 000 гуннов, или конец
цивилизованного мира.
С точки зрения получения чистых денег, мотоциклетная
индустрия — золотая жила. Один из моих повторяющихся кошмаров возвращает меня
вновь в 1958 год… Я только что приехал в Нью‑Йорк с заначкой в тысячу баксов, и
одним погожим октябрьским днем вышел со станции подземки на Таймс‑Сквер… Я
увернулся от нескольких попрошаек, стайки джанки, двух трансвеститов и одного
свидетеля Иеговы, вещавшего как, Элмер Фадд, а потом, на узкой части тротуара,
рядом с Призывным центром Армии США, меня задержал занудливый, нечесаный
молодой японец, утверждавший, что он один из братков «Хонды». Он сел на мель,
совершенно выбился из сил, пребывает в полном отчаянии, и ему нужны деньги на
авиабилет обратно в Токио… и за 894$ он предлагает мне свою долю в бизнесе,
готов подписать все требуемые для этого документы, заверенные и намертво
скрепленные печатью в присутствии любого адвоката по моему выбору… Он показал
мне свой паспорт и смятую пачку копий чертежей мотоциклов; вне всякого
сомнения, он был одним из ребят с «Хонды»… Я слушал его, понимающе улыбался и
выкупил свое право пройти мимо него за один серебряный четвертак и жетон на
метро, оттолкнув удачу с глупой непреклонностью, и помчался на какое‑то безмазовое
интервью, которого требовал от меня редактор.
Даже сегодня любой человек с той же решимостью, с какой он
выливает мочу из своих сапог, должен взять все свои деньги, которые он мог бы
потратить на новый мотоцикл, и вместо этого купить акции «Хонды» или какой‑нибудь
из трех десятков других компаний, включая «Харлей‑Дэвидсон». «Харлей», несмотря
на безнадежно устаревшую концепцию менеджмента и технологию каменного века, по‑прежнему
остается единственным производителем мотоциклов в Америке.
История «Харлей‑Дэвидсон» и внутреннего мотоциклетного рынка
— одна из мрачнейших глав в истории американского свободного
предпринимательства. К концу второй мировой войны в США было зарегистрировано
менее 200 000 мотоциклов, и лишь некоторые из них были привозными. В
пятидесятые, пока «Х‑Д» укреплял свою монополию, продажи байков удвоились,
затем утроились. У «Харлея» оказалась в руках золотая жила — по крайней мере,
до 1962 или 1963‑го, когда началось стремительное наступление привозного
товара. К 1964 году количество зарегистрированных байков подскочило почти до
1000 000, и легковесные «хонды» продавались сразу же, как только японские
грузовые суда доставляли их из‑за океана. Мозговой штаб «Х‑Д» все еще
обдумывал, как бы справиться с этой восточной двуличностью, когда их припечатал
с противоположного фланга Бирмингемский Small Arms Ltd. из Англии. B.S.A.
(который также делает «триумфы») решил бросить камушек «Харлею» в его же
собственный огород и настоящий вызов в производстве такого же класса, несмотря
на то, что высокие тарифы, призванные защищать интересы местных производителей,
приводили к серьезному повышению цен на мотоциклы. К 1965 году, при том, что
количество зарегистрированных мотоциклов увеличилось на 50% по сравнению с
прошлым годом, «Х‑Д» взяли в кольцо жестокой осады сразу на двух фронтах.
Единственными покупателями, на которых они могли рассчитывать, были
«отверженные» и полицейские, тогда как японцы широко развернулись на рынке
недорогих байков, а мотоциклы B.S.A. задавали им жару на гоночных треках. К 1966‑у
байк‑бум никак не шел на убыль, а у «Харлея» было менее десяти процентов на
отечественном рынке, и приходилось сражаться даже за то, чтобы удержать хотя бы
этот мизер.
Со всеми своими техническими разработками и технической
мыслью, дошедшей до создания двигателя объемом в 1 200 куб. дюймов, у компании
было все‑таки мало шансов успешно конкурировать на рынке легких и средних
машин, по крайней мере до 1970 года… Но они все еще были сильны в производстве
тяжелых. В 1966‑м «харлеи» выиграли столько же больших гонок, сколько и B.S.A.
или «триумфы». Эти призрачные равные позиции не удалось сохранить, по крайней
мере в области рыночных отношений. Большинство гонщиков «Х‑Д» имели собранные
по специальному заказу машины, сделанные так, чтобы привлечь лучших райдеров
Америки, и с гораздо большими двигателями, чем их британские соперники.
«Харлей» все никак не мог представить какую‑нибудь промышленную модель, которая
могла бы конкурировать с японским или европейским импортом по всем показателям:
на улице, на гоночном треке или на грунтовых дорогах — в смысле веса, цены,
возможностей управления или объема двигателя.
Неспособность «Харлей‑Дэвидсон» соответствовать рынку,
который когда‑то полностью находился под его контролем, несомненно, является
серьезнейшим уроком. Невозможно даже представить себе, чтобы аналогичная
ситуация сложилась на автомобильном рынке. Представим себе, что Форд, например,
к концу второй мировой войны являлся единственным американским производителем
автомобилей. Смог бы он уступить более 90 процентов рынка к 1965‑у? Монополия,
имеющая сильный льготный тариф, может занимать главенствующее положение даже на
рынке производства йогуртов. Как бы себя чувствовал Король йогурта, если бы его
ободрали меньше чем за десять лет, да так, что из всех клиентов у него остались
бы только Ангелы Ада да легавые?
7
«При процветающей демократии, которая одновременно является
обществом победителей и проигравших, любой человек без сдерживающих принципов
или по крайней мере без видимости существования оных по определению лишен
всяких привилегий»
( Sr. Casador, в своем роде мастер на все руки — знает все
ходы‑выходы и хорошо просекает, где можно поживиться).
«Они просто свора ничтожных волосатых пидоров, и больше ничего.
Они любого в могилу загонят»
(обычный трансвестит из Сан‑Франциско).
«На одного Ангела, проживающего на 37‑й Улице в Сакраменто,
постоянно поступали жалобы из‑за похабных предложений, с которыми он приставал
к женщинам, проходившим мимо его дома, типа „Давай сделаем Это, крошка“ или „Эй,
красавица, заходи и сядь на папочкину рожу!“. Патрульный, проверявший эту жалобу,
сначала угрожал outlaw тюрьмой, а потом презрительно спросил его, неужели он не
может „найти себе занятие получше“. Ангел немного подумал и ответил:» Не найду
до тех пор, пока речь не зайдет о том, чтобы выебать легавого…"
( из беседы с полицейским из Сакраменто).
Сегодняшний бум на рынке легких байков имеет такое же
отношение к мотоциклам outlaw, как поддельные майки фэн‑клуба Ангелов Ада к
самим Ангелам. Маленькие байки — для развлечения, ими удобно управлять и они
относительно безопасны, а большие мотоциклы — это двухколесные бомбы, и
«отверженные», которые на них ездят, скорее отправятся пешком, чем допустят,
чтобы их увидели на «хонде», «кавасаки» или «судзуки». Личная безопасность и
респектабельность волнуют их в последнюю очередь; как ни крути, а их
собственные машины опасны, капризны и дороги <В 1966 году наклейка о
регистрации на номере «харлея.74», бывшего в эксплуатации год, стоила 48
баксов.>, и я не встречал еще такого «отверженного», который не считал бы
свой байк некоей фишкой, замещающей в его жизни Кинг‑Конга. Ни разу мне не
встретился и такой outlaw, который испытывал бы к стерильно чистому веселью
добропорядочных граждан что‑то, кроме глубокого отвращения. И это — одна из
причин, которая заставляет их отказывать себе даже в минимуме средств,
обеспечивающих безопасность, хотя большинство обычных мотоциклистов относятся к
таким средствам положительно и считает их необходимыми атрибутами езды на
мотоциклах. Никто никогда не увидит Ангела Ада в защитном шлеме. Не носят они и
«усыпанные серебряными блестками» фантомные кожаные куртки а‑ля Брандо‑Дилан,
при виде которых в памяти всплывает образ отпетого мотоциклетного хулиганья и
возникает ассоциация с культом кожи, столь характерным для некоторых гей‑клубов.
Такая точка зрения, правда, присуща людям, которые ничего не знают о
мотоциклах. Тяжелые кожаные куртки — норма даже для мотоциклетного клуба на
Мэдисон авеню: банды, объединяющей под своей вывеской совсем не простых людей
вроде дантистов, кинопродюсеров, психиатров и чиновников из ООН. Тэд Девелет,
кинопродюсер, горько жаловался на то, что кожаные куртки, которые носит он и
другие члены клуба, вредят их имиджу приличных граждан. «Но если ты практичный
человек, то должен одеваться именно так, — объяснял он. — Если тебя
заносит на мотоцикле, то гораздо дешевле ободрать эту кожу, чем содрать свою
собственную…»
Действительно, это так. Весьма трудно радоваться прелестям
жизни, когда у тебя на спине вырван восьмидюймовый кусок мяса, а рана заживает
медленно и мучительно. Гонщики‑профессионалы, прошедшие огонь, воду и медные
трубы, носят шлемы, перчатки и плотно облегающие тело кожаные костюмы. Все
гонщики — но только не Ангелы Ада. Безопасность? Да пошла она к такой‑то
матери! Они снизойдут до того, что нацепят прикольные солнечные или защитные очки,
но сделают это скорее ради выпендрежа, а не для защиты. Ангелы не хотят, чтобы
кто‑нибудь подумал, будто они увиливают от соблюдения придуманных ими самими
правил игры.
Кожаные куртки были в моде вплоть до середины пятидесятых, и
многие «отверженные» нашивали на них свои «цвета». Но, так как известность их
росла, а полиция подбиралась все ближе и ближе, один из Ангелов подал мысль о
временных, легко заменяемых «цветах», которые можно без труда отодрать и
спрятать в момент напряга. Эта придумка предопределила наступление эры
хлопчатобумажных жилетов без рукавов.
Вначале большинство «отверженных» носили «цвета» поверх
кожаных курток, но в Южной Калифорнии для такого наряда чересчур жарко, так что
члены отделения Берду первыми предложили воплотить в жизнь идею под кодовым
названием «ветер‑тебе‑в‑под‑мышки» — никаких курток, только «цвета». Если
следовать обычной логике, то дальше надо было сбрасывать джинсы «левайс», и
тогда работу над имиджем можно было бы считать законченной — ничего лишнего,
кроме сапог, бород, жилетов и причудливых украшений на причинных местах.
Некоторые «отверженные», из стариков‑первопроходцев, все еще носят кожаные
куртки, в частности те, кто крутится в районе Залива… зимы там больно холодные.
Но эти типажи не являются носителями чисто «ангельского» стиля. Любой
«независимый» байкер, решивший во что бы то ни стало стать членом клуба Ангелов
Ада, может получить категорический отказ в приеме, если только он появится в
коже. Мотивировка отказа — «хиляк и говнецо».
Туча Ангелов Ада, мчащихся по дороге… тот, кто хоть раз в
жизни видел это потрясающее зрелище, вряд ли его забудет. Их появление на
бензоколонках вызывает панику среди обслуги. Просто‑напросто невозможно найти
общий язык с целым караваном известных всей стране головорезов, подкатывающих к
твоей заправке. Причем каждый из них требует один или два галлона бензина.
Однажды в субботним вечером я остановился на станции
техобслуживания на 50‑м хайвее, неподалеку от Окленда, и дружески беседовал со
служащим о страшной, нестерпимой жаре и повсеместном вероломстве техники… и тут
станцию неожиданно заполонили мотоциклисты‑outlaws: моторы их коней рычали и
ревели, сами ездоки вопили и метались туда‑сюда между заправочными колонками.
«Боже Всемогущий!!!» — воскликнул служащий. Он моментально обезумел от
волнения, сразу же забыл, сколько я должен ему денег, и мне самому пришлось
заполнять свой бензобак, а бедный парень не сводил испуганных глаз с outlaws.
Это была большая, новенькая станция, на ней работали четыре
человека. Но компания Ангелов Ада и «Цыганского Жулья», заявившись туда, тут же
принялась хозяйничать как у себя дома. Они закачивали бензин, перебрасывались
пивными банками и рылись на стеллажах, разыскивая масло для моторов мощностью в
50 сил. Пять или шесть автомобилистов у колонок сидели в своих машинах тихо как
мышки и наблюдали за всем происходящим с замиранием сердца. Служащие двигались
осторожно, выписывали вокруг байкеров немыслимые пируэты, искренне надеясь, что
никто из «отверженных» не станет беззастенчиво красть что‑нибудь прямо у них на
глазах. Откровенное воровство потребует ответных действий, а вот этого никто и
не хотел. Любой, кому приходилось когда‑нибудь иметь дело с целой тусовкой
Ангелов, согласится, что такой момент в этой истории пожалуй, самый щекотливый.
Надо решать: на каком этапе развития ситуации ты должен начинать протестовать
против мелкой кражи, оскорбления или причиненного ущерба… стоит ли рисковать
вообще и начинать этот спор, который наверняка закончится кровавой разборкой.
Дешевле обойдется позволить хулиганскому табору спокойно отчалить с десятью
баками халявного бензина. Стоит ли человеку рисковать своими зубами и
зеркальными стеклами витрин, требуя от outlaws оплаты всего, что они
прихватили, до последнего цента? Особенно дрянной подобная дилемма покажется
рабочему на бензозаправке. Такой трудяга, встретившийся лицом к лицу с Ангелами
Ада, похож на штатного банковского кассира, столкнувшегося с вооруженными
грабителями. Станет ли заправщик рисковать своей мордой так же, как кассир или
кассирша рискует своей жизнью, спасая застрахованные деньги банка?
Если бы Ангелы энергичнее шевелили своими мозгами, они бы
взяли бензозаправки под свое крыло на условиях аренды, а настоящие владельцы
туда бы и носа своего не показывали. Разница между ситуациями улавливается
меньше чем за секунду всеми, кто когда‑либо сам заправлял автомашины бензином,
и тем самым зарабатывал себе на жизнь… а ведь многие из «отверженных» именно
этим и занимались. Но, сбившись в стаю, они просто источают полное
пренебрежение ко всем окружающим, и их поступки диктуются в первую очередь ярко
выраженным, нарочитым невежеством. Иногда это приводит к наезду на заправочную
станцию, владелец которой работает по двенадцать часов в день за процент от
прибыли, держит свои сбережения под замком как особую драгоценность и чей
организм просто лопается от прилива адреналина при одной только мысли о том,
что в перспективе он и его хозяйство могут стать жертвой банды уличной швали.
Такие люди держат пистолеты в кассе, в ящиках для инструментов и даже — в неблагополучных
районах и там, где чаще всего происходят ограбления, — в наплечной кобуре
под своей вполне миролюбивой на вид форменной курткой. Большая часть заварушек,
устроенных Ангелами на бензозаправках, случалась из‑за того, что хозяева
начинали паниковать или впадать в ярость при одном только появлении отчаянных
мотоциклистов. Одни люди действительно могут пыжиться и успешно давать крутого
до конца, а другие сдают свои позиции очень быстро. Попросту говоря, сдуваются
в два счета. Одни могут заставить работать ситуацию на себя, другие раздувают
из искры пламя и делают из мухи слона. Ангелы боятся таких «пизданутых», как
они их называют, потому что те могут начать стрелять безо всякой мотивировки,
не говоря уже о том случае, когда появляется такая, самая что ни на есть
подходящая и верная, причина начать палить из всех стволов. Да смилостивится
Господь над человеком, который навел пушку на группу Ангелов Ада, а затем,
спасовав, убрал ее… На эту тему ходит великое множество самых страшных историй,
и в каждой из них жертвы могли бы спасти себя, выстрели они первыми … В суде
они могли бы заявить о том, что действовали в целях необходимой самообороны. В
существующей шкале ценностей Ангелов Ада на последнем месте стоит крикливый и
шумливый противник, который не может довести дело до конца. По их мнению, быть
таким слабаком еще хуже, чем распустить язык и молоть что ни попадя,
заделавшись стукачом. Слабаки же караются по полной программе. Ангелы бросаются
в атаку на любое препятствие, стоящее у них на пути, даже если это препятствие
— человек, и обдают этого персонажа явно демонстративным презрением ( по
принципу «плюнь и разотри»), особенно если жертва пыталась действовать по их
собственным правилам. Пыталась‑то пыталась, да обломалась. Или, что вполне
вероятно, такой человек мог думать, что он пользовался «ангельскими» мерками и
методами. Это сути дела не меняет.
Не может не удивлять тот странный факт, что уважение самих
Ангелов к принятым у них понятим и принципам — или, повторяю, к тому, что они
считают таковыми, — довольно призрачно и шатко. Вообще‑то, за пределами
своего собственного мирка, они могут вполне нормально контактировать с теми
людьми, которые сами относятся к Ангелам без предубеждения и не считают, что с
ними можно разговаривать только с позиции силы. Ангелы прекрасно осознают, что
репутация у них похуже, чем у бешеной собаки, и испытывают поистине
мазохистское удовлетворение, когда ведут себя спокойно и дружелюбно.
Владелец заправки в Сьерре, неподалеку от городка Энджелз
Кэмп (места, описанного в рассказе Марка Твена «Знаменитая лягушка‑попрыгушка
округа Калаверас»), со страхом и изумлением вспоминает свою первую встречу с
Ангелами Ада:
«Однажды вечером к моей заправке подрулили около тридцати
Ангелов. Они заявили, что им нужно место, чтобы кое‑что подвинтить и подправить
у байков. Я лишь разок осмелился взглянуть на них, сказал, что все это место в
их распоряжении, и быстренько убрался ко всем чертям».
Достаточно нормальная реакция для человека, убегающего ночью
с заправочной станции в горах — помощи там ждать действительно неоткуда.
Решение стоять насмерть против тридцати хулиганов ни к чему хорошему не привело
бы.
«Примерно через час я наконец‑то набрался смелости и
вернулся на станцию посмотреть, на месте ли моя заправка, — продолжал
он. — Ангелы почти закончили возиться со своими мотоциклами. Никогда в
жизни я так не удивлялся! Чистота везде была просто безупречной. Они протерли
каждый инструмент, которым пользовались, бензином и разложили все строго по
местам. Они даже подмели пол. На самом деле стало еще чище, чем когда они
только явились ко мне».
В таких рассказах нет ничего необычного, даже если они
звучат из уст легавых. Вот свидетельство владельца бара в Портервилле:
«Разумеется, они заехали на своих мотоциклах в мое заведение, и при маневрах разворотили
мне кафель. Но до своего отъезда они возместили весь ущерб, заплатили даже за
разбитые стаканы. И я никогда не продавал так много пива за всю мою жизнь. Они
здесь — желанные гости в любое время дня и ночи».
Много торговцев‑подхалимов наварило неплохие денежки за счет
Ангелов Ада. Все, о чем они просили, — заплатить за причиненный ущерб, и
плохо скрываемый страх звучал в их просьбах. Любой человек, которого
терроризируют с его молчаливого согласия, ничем не рискует, пока он сам не
перегнет палку… а это часто случается, чаще всего со скрытыми
гомосексуалистами, погрязшими в бухле или наркотиках и неспособных сдерживать
свои эмоции при виде такого партнера‑грубияна, партнера‑насильника. Самих
«отверженных» почти всегда пробивает на чернуху, когда им сносит башню под
наркотой.
Я вспоминаю одну вечеринку, когда они решили сжечь какого‑то
глумливого студента из Беркли. Но хозяин вечеринки был против такого аутодафе,
тогда Ангелы обвязали веревкой лодыжки жертвы и заявили, что собираются
протащить его за мотоциклом. И на такое хозяин пойти не мог. Порешили на том,
что Ангелы подвесят студента за руку к потолочной балке в гостиной. Примерно
через полчаса они сменили гнев на милость и сняли студента, содрогаясь от
смеха. Гробовое молчание бедняги — а он не проронил за всю экзекуцию ни
слова! — вызывало у них новые приступы хохота. Он, судя по всему, пребывал
в некоем оцепенении, совершенно не реагировал на боль, и я, честно говоря, на
какое‑то мгновение подумал, что студент знал обо всем заранее и сам придумал
этот спектакль с самого начала и до конца. Позже он вышел из помещения и
несколько часов просидел на пне, словно окаменев… Лишь изредка по его телу
волнами пробегала сильнейшая дрожь, словно он приходил в себя после
необычайного оргазма…
Ангелы — известные любимцы садо‑мазохистской тусовки, и,
хотя мотоциклетная шпана как сообщество последовательно обвиняется в склонности
ко всякого рода извращениям, я сильно подозреваю, что брюшину правде‑матке
вскрыл как‑то днем один Ангел из Фриско. Он поведал следующее: «Черт, да я даю
отсосать каждый день за десять баксов. Просто однажды ночью в каком‑то
центровом баре ко мне приклеился пидор, нашпигованный по самую макушку
червонцами… Он прильнул ко мне, протянул одну бумажку и спросил, что бы я хотел
выпить. Я сказал: „Двойной Джек Дэниэлс, малыш“, — и пидор кликнул
бармена. „Две порции этого для меня и моего друга“, — и затем он присел
под стойкой и заделал такой охуительный минет, старик, что мне оставалось
только глупо улыбаться бармену и изо всех сил стараться сохранять спокойствие».
Он засмеялся.
«Черт, и я вот сижу, а напротив танцуют под мухой, или под
бляхой, или под чем‑то вроде этого, четверо ребятишек, и одна блядь вихляет
задом в обнимку с каким‑то черномазым. Старик, мать твою за ногу, тот самый
день, когда они смогут назвать меня пидором, наступит, если я позволю одному из
этих педиков отсосать у меня меньше чем за червонец. Парень, да я спущусь под
воду и буду ебать рыбу за такие деньги, ты только скажи мне, кто платит».
Все рассуждения, могут или не могут быть Ангелы Ада
латентными садо‑мазохистами или подавленными гомосексуалистами, — а если
могут, то в какой степени, — лично для меня после года тесного общения с
мотоциклистами‑outlaws совершенно неуместны.
Впрочем, есть литературные критики, настаивающие на том, что
Эрнест Хемингуэй был измученным пидором и что Марка Твена до конца дней терзала
склонность к межрасовой содомии. Это хороший способ поднять бучу в
академических журналах, но это никоим образом не изменит ни слова из того, что
каждый из этих людей написал, не умалит значимости их работы и воздействия на
тот мир, о котором они нам поведали. Может быть, Маноле был фетишистом рогатого
скота или страдал от ужасного геморроя, заработав его в течение долгих ночей,
проведенных в салонах любителей корриды, но он был величайшим матадором, и
довольно трудно понять, как любая порция теоретических выкладок Фрейда могла бы
хоть чуточку повлиять на то, что он делал лучше всех.
По той же причине образ жизни и поведение Ангелов Ада не
может моментально измениться или смягчиться, если каждая газета в стране
объявит их брутальными гомосексуалистами, даже если они окажутся таковыми на
самом деле. Я никогда не слышал, — и это очень важно! — чтобы кто‑нибудь,
кто хорошо их знал и имел с ними какие‑либо личные отношения, разделял
фрейдистскую точку зрения. Наверное, потому, что каждый человек, кто проводит
время с Ангелами Ада, отлично видит разницу между мотоциклистами‑outlaws и
«кожаными» культами гомосеков. У стен любого клуба, где полно Ангелов Ада,
обязательно выстроится у края тротуара целый ряд лютых байков. В «кожаном» баре
на стене висят сюрреалистические рисунки мотоциклов, и бывает (правда не
всегда), что снаружи припаркованы один или два огромных, со всеми причиндалами,
«Харлея» — вполне доведенные до ума образцы, с защитными стеклами, радио и
красными пластиковыми сидениями. Различие столь же очевидно, как между
профессиональным футболистом и оголтелым фанатом. Первый — исполнитель своей
роли в жестоком и уникальном уголке реальности; другой — пассивный поклонник,
служитель культа и — иногда — неряшливый подражатель стилю, очаровавшему его,
потому что он сам безнадежно оторван от реальности, с которой он сталкивается,
просыпаясь каждое утро.
Согласно докладу Линча, "тогда как гомосексуалистов,
похоже, привлекают Ангелы Ада, мы не располагаем информацией, доказывающей, что
сами Ангелы Ада как сообщество — гомосексуалисты. Они, судя по всему,
изначально предрасположены к гетеросексуальным контактам. Хотя некоторые
гетеросексуальные извращения и фигурируют в полицейских отчетах, но в общем
контексте они могут расцениваться как способ привлечь к себе внимание, желание
«отличаться от остальных» и, в первую очередь, этих остальных шокировать. Такие
действия, имеющие своей целью обратить на себя внимание, самими Ангелами
подводятся под категорию «демонстрации класса…».
Разумеется, доклад Линча — не последнее, все решающее слово
об Ангелах. Однако его природа и пристрастное отношение к outlaws хорошо
известны следовательно любое, попавшее в руки полиции свидетельство
гомосексуальных поползновений Ангелов обязательно будет где‑нибудь
зафиксировано. В докладе так часто упоминается слово «куннилингус», что
отсутствие в этом документе слова «fellatio» весьма подозрительно. Конечно же,
даже в отсутствии этого слова — его умышленном опущении — фрейдизм чувствуется
за километр, но все‑таки мне кажется, что это не столь важно. Любая попытка
трактовать Ангелов, в основном, как гомосексуальный феномен будет лишь
небрежной отговоркой, уходом от реальности, которая сложна, потенциально
зловредна и пагубна, как, впрочем, и все в американском обществе.
* * *
«Мотоцикл, несомненно, является сексуальным символом. Он
представляет собой именно то, что называется „фаллическим локомоторным символом“.
Он — продолжение человеческого тела, сила, спрятанная между ног»
(Доктор Бернард Даймон, криминалист Калифорнийского
университета, 1965 год).
* * *
С точки зрения общественности, самая известная связь между
«отверженными» мотоциклистами и гомосексуальностью прослеживается в фильме
«Восход Скорпиона» («Scorpio Rising»). Это своего рода классика андеграунда,
созданная в начале шестидесятых молодым режиссером из Сан‑Франциско Кеннетом
Энгером. Он сам никогда не утверждал, что «Скорпион» хоть как‑то соотносится с
Ангелами Ада. Большая часть фильма была отснята в Бруклине, при участии
безалаберных и неорганизованных мотоциклетных клоунов‑любителей, которым
настолько было все по фигу, что даже не пришла в голову мысль как‑то себя
назвать. В отличие от «Дикаря», творение Энгера не задумывалось как нечто
способное вызвать интерес у журналистов или стать неким документом, который
может дать толчок дальнейшим исследованиям темы. Это был фабульный фильм с рок‑н‑ролльным
уклоном, небольшой эксцентричный комментарий к жизни Америки двадцатого века, в
котором мотоциклы, свастика и агрессивная гомосексуальность использовались в
качестве трех элементов — этакой триады — новой культуры. К тому времени когда
Ангелы Ада стали частью культурного мейнстрима, Энгер сделал несколько других
фильмов с ярко выраженной гомосексуальной подоплекой. Судя по всему, Кеннет
считал для себя оскорбительными замечания о том, что он, дескать, настолько
опередил свое время, что не собирается размениваться на такую банальщину, как
тематическая документалистика.
Как бы там ни было, «Восход Скорпиона» прокрутили в Сан‑Франциско
в 1964 году в «The Movie», кинотеатре Северного Пляжа. Энгер жил на последнем
этаже этого здания. Рекламой фильма служил прикрепленный к стене кинотеатра
нехитрый коллаж из газетных вырезок об Ангелах Ада. Намек был настолько
недвусмысленным, что сан‑францисские Ангелы устроили настоящее паломничество в
кинотеатр, дабы убедиться во всем собственными глазами. Увиденное их отнюдь не
впечатлило. Они не разозлились, нет, скорее обиделись до глубины души. Им
показалось, что их название было мошеннически использовано в коммерческих
целях. «Черт, фильм‑то понравился, — сказал Френчи. — Но к нам он не
имеет никакого отношения. Мы все тащились, когда смотрели. А потом вышли на
улицу, и увидели все эти вырезки о нас, вывешенные как реклама. Старик, это
была наебка, это было неправильно. Многих просто ввели в заблуждение, а мы
сейчас вынуждены выслушивать о себе всякую чушь, вроде того что мы — пидоры.
Блядь, да ты видел прикиды этих панков? А эти глупые чертовы мудацкие
курьерские байки? Старик, только не говори мне, что мы имеем отношение к этому
дерьму. Ты‑то прекрасно знаешь, что это не так!»
Похоже, Энгер согласился с такой точкой зрения, но без
лишнего шума, тихо и спокойно. Не было надобности портить поднявшийся вокруг
фильма очередной ажиотаж, кроме того признак тонкой и обостренной интуиции при
всем наборе гомосексуальных штучек — способность практически безошибочно
распознать гомосексуальность в других. Короче, Ангелы обеспечивали фильму то
ощущение реальности происходящего на экране, которого как раз «Скорпиону» и не
хватало. Скрытый пидорский фактор киноленты предоставил прессе возможность
подмешивать в репортажи об изнасилованиях некую вычурность и странноватость.
Сами же «отверженные» были опущены на самый низкий уровень общественного бытия
и сознания и превратились в объекты для обожания грязными и низменными типами.
И еще охотнее, чем прежде, их образы стали вплетать в ауру эротической и
жестокой мистерии: шумные, драчливые сатиры, готовые и в Конгрессе отыметь все,
что движется, отыметь чем угодно и в любое отверстие.
|