А. Л. Ну, как ты
сам понимаешь, рисование– оно как-то с детства началось
и потом переросло в необходимость, которую надо было подкреплять
знаниями. Собственно, за ними я и обратился в детскую
художественную школу. Но этого не хватало для самореализации. Нужна была
информация.А где ее взять? Матвеевка. Конечно, это была периферия, и все
стремились в центр столицы. В Парке Культуры я обнаружил клуб,
в который потом перетащил всех своих знакомых. А клубная площадка
«Времена года», собственно, уже тогда была с платным входом. Надо было
платить 1 р. 50 коп., на которые можно было получить, помимо
прохода, кофе и мороженое. Сам понимаешь, никто не собирался платить,
и мы прятали одежду в баках из-под мороженого, делая вид, что только
что вышли изнутри (смеется). Дельфин с Виноградом появились позже. Когда
брейк-дэнс попер. Вот, вроде бы, всего-ничего промежуток по времени,
а частота событий была просто убийственной.
М. Б.
Я тоже так считаю. Возможно, поэтому некоторые энтузиасты, разогнавшись
в молодости, уже не смогли остановиться в 90‑е…
А. Л.
Репертуар же на этих дискотеках был «понятным». Modern Talking
и модный среди гопников и не продвинутых студентов диск-жокей Минаев,
который отрабатывал свои плагиатные песни по всей Москве. Прям внагляк
брал популярные мелодии и какой-то свой бред в минус один озвучивал
скороговоркой. Музыкальные пристрастия у нас были иные– альтернативные. Слушали Kiss да Accept, и комнатки
у нас были увешаны переснятыми с журналов фотоплакатами. Хотя,
конечно, были и вторичные, переснятые уже с фотоплакатов,
но таковы реалии подростковой индустрии (смеется). Но поскольку кругозор
хотелось расширять всесторонне, то вскоре методом песещения разных
заведений была обнаружена большая молодежная туса в парке Горького,
которую стали посещать регулярно. Как раз в этот момент дискотечную Москву
захлестнула волна иностранного нью-вейва, Depeche Mode и разной
околоэлектронной музыки. На дискотеках стали появляться молодые люди
в белых перчатках и модных узких очках, с челками
и в штанах «бананах». Мы тоже влились в эту волну, меломански
переключившись на Kraftwerk и uran Duran. Появились там
и брейкеры. Вся немереная площадь «Времен года» в фестивальный период
была забита до отказа, а поделенная по секторам площадка
выглядела как пицца, где на колбасных пятаках, окруженных молодежным
«тестом», крутились, ломались и ползали разные нарядные человечки.
Девушки, конечно же, от происходящего были в экстазе. Тогда еще
случилась эпоха начесов и челок, курток с люрексом и засученными
рукавами, и чуть позже появились телки в ажурных, обязательно черных
чулках. Совсем продвинутая молодежь, быстро впитав новации, вернулась
к строгому стилю и первым коротким прическам у девушек.
А остальная мода еще долгое время была вычурной, вызывающей
и смешнейшей. «Люберов» в массе тогда еще не было, они появились чуть
позже и именно в таких местах скопления все еще модной молодежи.
Помимо ЦПКО была еще «Конюшня» в Битце и, конечно же, «Молоко»
в Олимпийской Деревне. Я говорю о периоде, когда только-только
на советские экраны вышел фильм «Курьер», посвященный молодежной
проблематике.
М. Б. Ну, помимо
обозначенного, злачных мест наблюдалось поболее. Тот же «Резонанс»,
который стал «Проспектом», «Ровесник», дискотечные площадки в «Белых
ночах», в «Метелице» и ДК МЭИ. Дискотечные
площадки в фестивальный период развернулись и за городом,
но потом за год начали стремительно сокращаться, что привело
к каким-то аншлагам в модных московских местах, куда стекалась
по большому счету уже бесхозная молодежь. Ты просто перечислил практически
«утюговские» места.
А. Л. Ну, где
пролегали маршруты, то и перечислил. Конечно, мест было гораздо
больше, но из Матвеевки их было не видать. К тому же
следует отметить, что вся информация поступала не через прессу, а от проверенных выездных товарищей, и все
новации, которые доходили в в форме слухов, встречались достаточно
критически (смеются). Собственно, после «Времен года» мы в «Молоке»
столкнулись с таким феноменом, как «утюги». «Утюги» были и раньше,
но это можно обозначить как тусовку людей, специализировавшихся
на доставке, через контакты с иностранцами, модной одежды нуждающимся
модникам из среды «золотой молодежи» и субкультурному люду (смеется).
И именно
«Молоко» можно было обозначить как «утюжий» клуб, где подобный образ жизни
культивировался. При этом среда, к этому времени вытеснившая
во многом обычных фарцовщиков, была поделена на стилевые классы. Те,
кто повзрослей и посерьезней, держались итальянского «кажуального» стиля.
Неброского, но добротного и не советского. «Американисты», помоложе,
держались спортивного стиля, во многом нашедшего отражение в брейкерской
среде московских дискотек. Причем даже «Березки», где торговали не советскими
товарами, уже не признавались. Всё доставалось личными усилиями и носило
характер приключения и вызывающего поведения. Кроссовки, джинсы, валюта–
и понеслось. Там я встретился с Муравьем и Доктором. Такие
мальчишки смышленые, брейкеры-утюги. Там же первый раз появился чернявый
толстоватый паренек в перчатках, значках и непонятках, который позже
стал «отцом русского транса». Тимур Мамедов, он же Мамед, у которого
даже брейк тогда танцевать не очень получалось. А на местности своей
мы как-то особо не заморачивались ничем. Да и откуда там всему взяться?
Маленький периферийный райончик, где все друг друга знали, но мы
с товарищами держались особняком– я уже учился в художественном
ВУЗе и сторонился гопоты. Занимался живописью. Рисовал в жанре
традиционного классического реализма. Товарищи тоже оказались увлеченными.
Было мне лет
15–16, и очень хотелось самостоятельности. По этой причине,
собственно, и влились в неформальную среду города– с того
конца, с которого попали. Динамика жизни моментально изменилась.
Еженедельно принимался в различные отделения за несанкционированные
валютные операции, при этом особую раздражительность у контролирующих
органов вызывал обмен советских флагов на вражеские единицы (смеется).
Но откупиться было несложно– вся страна жила на взятках
и нетрудовых доходах, при этом делая вид, что ничего этого не происходит.
А «утюги» стали тем самым раздражителем, потому как нагло светились своим
внешним видом и мнимым благополучием на фоне советской серости.
Поэтому, видимо, и стали объектом различных нападок и ответного, еще
более усиленного выпендрежа, который был пограничен с опусканием продажных
контролирующих органов. А мнимое потому, что при всех своих доходах
тратить деньги кроме как на вещи и кутеж подросткам и более
взрослым советским деятелям «финансового фронта» было некуда.
Ну, и меломания еще, конечно, была отдушиной. Я, влившись
в среду, рассекал тогда в традиционной рабочей униформе: плащ «инспектор»,
их у меня было несколько, «инспектора» на ногах и слаксы. Причем
если «американизм» был востребован в уличной среде и у гамщиков,
менявших значки на жвачку иностранную, то «взрослая одежда» каким-то
краем касалась отечественного ньювейва.
М. Б. Ну да,
пальто, плащи и ретростилистика нашли свою клиентеллу среди тех, кто
пытался резко повзрослеть. При этом все равно меломания сваливала всё
в одну кучу, и клубно-эстрадный иностранный ньювейв вершился
у нас на улице, под звуки переносных магнитофонов, как
у хип-хопствующих афроамериканских коллег из Гарлема (смеются).
А. Л.Мало было
достать чего-то, важнее было показать сверстникам, что это есть. Маршруты мои
стали традиционными для многих утюгов‑одиночек– Александровский сад
и «Белка», то есть гостиница «Белград», а «Краску» и «Яшку»
я как-то обходил стороной, потому как там были свои тусовки
американисткого типа, и как-то не тянуло в них вписываться.
Конечно же, по пятам ходили «спецы», а к каждому отделению
было приписано по несколько воинов‑интернационалистов, которые формировали
ДНД.Вот они на нас и отрывались. А мы на них. Вот так
и формировался скользкий путь протестного выпендрежа, тем более что
у нас в Матвеевке потом появилась панковская группа «Аы», пользовавшаяся
значительной популярностью. Они тоже участвовали в рок-лабораторских
схемах, и там играл Миха, с которым нас по жизни впоследствии
свела татуировка.
Но тогда
ни о каких татуировках речи не было. Этот пласт начался в Питере
89‑го года. Поеха- ли мы в Питер, и «бил» мне ныне покойный Леня
Пися-Череп. Я был горд своим «буте-ром», как и все, кто получал
кусочек подоб-ного «счастья» в этот стартовый период. Тогда же
татуировки активно начали проникать в утюговскую среду и стали
встречаться на знакомых. Такой был человечек– Попс. У него было
забито запястье. Татуировка еще не была прям уж такой модной,
но становилась атрибутом неформальной среды. Было странное время. Первая
фестивальная волна неформалов и «утюгов» схлынула, но появились новые
люди, которые вставали на брей- керские позиции, а те, кто был
поматёрей, отошли в плане стиля к классическому рокабилли. Тогда как
раз новая волна неорокабилли по Европе пошла, и мы опять оказались
в передовой меломанской теме.
М. Б.Некий
компромисс. Появилась среда из нескольких поколений. Конечно, хотелось
размежеваться и визуально тоже.
А. Л.
А происходило это повторное становление на Арбате, где стилистически
смешанные тусовки проводили массу времени. Прогрессивная тема. Можно было
провести весь день на свежем воздухе, пообщаться с кучей разных людей,
решить материальные проблемы и поехать оттягиваться. Тогда уже прошла мода
на «люберов», но ситуация при этом оставалась достаточно жесткой.
«Утюгов» того периода ловило по пять бригад оперов, с другой стороны
были уже определившиеся «быки» и «любера» какой-то новой волны, совсем
неприкаянные и из других городов. Причем помню точно, первые два
быка, которые там появились, были Кирпич и Щека, специализировавшиеся
на гоп-стопе гамщиков, но их практически сразу же прессанули
парнокопытные покруче. Подходили, с ходу поднимали кого-нибудь
за ногу, мерили размер обуви, и буквально вытрясали подростков
из «кишек». Когда подобные персоны появлялись в поле зрения, все
гамщики, толпившиеся на Арбате, с криками разбегались в разные
стороны (смеются).
Молодые были, да
к тому же не могли физически постоять за себя. Так что
приходилось окончательно взрослеть в достаточно жестких условиях.
Тогда же
открылась новая тема с отелем «Можайский», где стартанула какая-то
начинающая банда. Специалистом товарно-денежных отношений в этих новых
рамках почему-то оказался я, и мне доверяли магазинный пакет, доверху
набитый деньгами. Вот такая была ежедневная общая выручка. Потом все это стало
скучным, и откровенно бессмысленно опасным. Я вернулся на Арбат,
поставив два стола, с которых можно было отоваривать туристов атрибутикой
уже почти легально. Рядом «стояли» рокеры– Валера Пенс и Фриля,
и в этот же период подтянулся контингент из иных рокерских сфер.
К тому же, это был период расцвета кооперации, все смешалось
в одну кучу, но я как-то придерживался рок-н-рольной темы,
и она меня выруливала на правильные тропинки. А другая часть
«утюгов» и гамщиков смешалась с ребятами, танцевавшими брейк
на Арбате. Как бы финансово‑денежные круги влились
в субкультурные, и все заработало на новом витке.
М. Б.Уличные
брейкера там и раньше были, в течение всех 80‑х. Особенно когда
построили Калининский и сделали Арбат пешеходным. Место стало излюбленным
как для иностранцев, так и для молодежных группировок. Разве что стиляги
в утюжке не участвовали.
А. Л.Конечно,
были там и брейкера старой формации, тусовавшие возле «аттракции»,
но ситуация несколько изменилась. Те, кто утюжил – они все-таки
попродвинутей в плане меломанской информации были– имели более широкие
возможности и уже тогда понимали разницу между брейком и настоящим
уличным хип-хопом, которым начали увлекаться практически заново и уже
в музыкальном, рэпперском плане. И паралелльно занимались финансово‑меломанской
деятельностью, которая давала главное– независимость и возможность чувствовать
себя в хорошей форме. Занимались многие: Дельфин, Миха, Олень, Лева
Ребров, ходивший тогда с хаером ниже плеч, много можно кого перечислить…
Все, что было в диковинку и от чего веяло новизной, шло
на «ура» и по возможности тут же претворялось в жизнь.
Но меня, в музыкальном плане, эта тема уже не интересовала. Мы
с Левой ходили с хаерами, и всех попадавшихся там задирали,
а ежедневная выручка оседала в близлежащем кафе «Раса», ставшим
офисом местных дельцов, которые потихоньку начали втягиваться в более
серьезные финансовые отношения, и переходить грань, отделяющую людей,
поднимавших деньги, от людей, их «опекавших». Кстати, там же возле
кафе, позже была повешена табличка в память о Игоре Черепанове,
стоявшем у истоков арбатской утюговской темы, который потом как раз
и перешел ту самую грань, став на сторону «быков», прикручивавших эту
вольницу уже в начале 90‑х. И, конечно же, погиб, как и многие
молодые люди, не заметившие, что ситуация стала намного серьезней и почти
беспредельной. «Утюги» предыдущей волны, которые начинали еще в конце 70‑х,
уже отошли от беготни за иностранцами и от оперативников…
И просто занялись скупкой валюты у торговавших флагами, значками
и матрешками, периодически подвергаясь вымогательствам со стороны
бычья, оккупировавшего под свой «офис» кафе в кинотеатре «Октябрь»
на Калининском. Буквально через дорогу. И все равно люди,
занимавшиеся только деньгами и вещами, тосковали.
М. Б.Многие,
многие люди из этой коммуникации поднялись в социальных градациях
покореженного советского общества и стремились попросту свалить
из страны. Для некоторых это стало навязчивой идеей. Других волновал
только бизнес, и уже в начале 90‑х появились первые комиссионные магазины,
которые занимали почему-то бывшие помещения общественных туалетов, как на Никитских
Воротах (смеются).
А. Л.Мне, как
уже упоминалось, все это было не интересно, к тому же я отметил,
что неформальная среда стала покрываться татуировками, и понял, что мне
это ближе, и здесь мои усилия и умения найдут свой отклик. Первую
художественную татуировку, как я уже говорил, я уже видел вблизи…
К тому же через Арбат проходила куча татуировочной литературы.
Смотрели ее каждый день по сто раз. Ну и конечно,
на местности тут же собрали татуировочную машину. А кому колоть?
Конечно же, художнику, то есть мне. И всё. Как многие другие
энтузиасты того периода, мог сидеть по 20 часов над работой, рубиться
в сон, но делать.
М. Б. Да, сейчас
такого уже не встретишь. Беспокойное поколение не просило, но требовало
(смеются).
А. Л.
Я колол тогда буквально с утра до утра. И даже подвис
в Матвеевке. Был у нас там такой оборудованный местными
авторитетными товарищами подвальчик, где всё это и происходило. Как-то все
само получалось, и был это уже 91 год. Окружающая среда покрылылась
новыми татуировками. Дельфину на памать какую-то кашу набил на плече.
Я тогда не делал больших тем и придерживался московской традиции–
мелкие дизайны с особым значением (смеется). Черепами всякими…
А вообще, большинство тем приносили сами люди, многие из которых
действительно знали, что именно им нужно. Поэтому все происходило быстро.
Бритвой я колол несколько месяцев, а потом сделал из пилки
«ремингтон» более эстетскую модель. Которых извел несколько ящиков, потому как
механизм пластмассовый. А тушь была какая-то непонятная, пока не появился
«ротринг». Я раньше покупал его в Польше, куда много неформалов
ездило, сбагривая разный хлам взамен косух и прочего «вареного» дерьма. Тогда
еще все эти новые рынки для населения были завалены товарами по-польски
(смеется). А сам период цветной туши «колибри» 80‑х я пропустил.
Я только начинал колоть и пришел к Маврику за продолжением
своей рисованной истории. Он тогда работал «шейвером», поэтому неудобно как-то
было расспрашивать. Смотрел, конечно, как делает.
М. Б.Все
смотрят не как делают, а что делают... (смеются)
А. Л.
А то эффект неожиданности присутствовал. Начинается делаться одно,
а выходит несколько другое (смеются). Поскольку я сразу рисовал
флеши, то быстро отошел от того, что люди заказывают нечто свое,
правда, врать не буду, рисовал я их очень долго. Потом, собственно, начал
работать в родительской мастерской, и пошли личные темы, большие
и со своим почерком. Татуировочное дело быстро становилось
на ноги, и старые криминальные темы и дизайны быстро канули
в прошлое. Хотя отголоски и модификации встречались еще долго.
А с Мавром мы сработались и проработали в его домашней
мастерской на Полежаевской какое-то время. Время было такое, что это были
наиболее привлекательные условия для работы. Независимые. А иного
я даже не знал.
М. Б.
И хорошо. В Москве в это время предпринимались первые попытки
как-то организовать поточную работу, которая у мастеров предыдущего
периода была из-за близости к неформальной среде. По большому счету
это стало продолжением уличной коммуникации, где встречались все те же
лица, но с новой темой для общения. А новоприбывших интересовали
кажуалы и собственная тщета, которую они всячески забавно подавали .
То давая объявления в газеты, то пытаясь открыть официальные
студии, что по факту удалось только Леше Китайцу. Да и именно тогда
появилась некая Лена, которая пол-Москвы засеяла игрушечными машинками
«Аполло». Чем сильно напрягла остальную часть работающих в этой же
области специалистов.
А. Л.Все уже
тогда переходили на нормальное оборудование, собственно, друг друга знали.
Была туса на Горбуново. Бывали там Репа, Батя… Потом мы подорвались
с Мавриком в Финляндию, покрасив на местности русский анклав.
Участвовали в каком-то байк-шоу.Жизнь опять свела с Михой , с которым мы работали напару.Потом к процессу подключился Леня Изгин, который мастерски раскрыл наш подход и развил в собственном ключе и со своим почерком.
работы Леонида Изгина
А к середине
90‑х наступило пиковое по посещаемости студии время, завершившееся
конвенцией. Такое впечатление, что волна 80‑х из недр неформальной среды
только докатилась до широких масс, и они в нее окунулись
с головой. Хотя, конечно, это происходило благодаря интересным работам
и тому, что страну накрыло рейв-движение, которое заодно перекрыло
и хип-хоп волну начала 90‑х. Точнее, отодвинуло ее возрождение еще
на несколько лет.
|