Что такое компост.
Это прежде всего независимый сетевой арт-проект «новой
археологии», в котором сделана попытка осмысления такого явления как
субкультуры 1980-х самими участниками неформальных движений. В рамках проекта
реконструируется история субкультурных образований с их собственными системами
ценностей, особенностями языка, дресс-кодом и кодом поведения. Создается
хроника коммуникаций крупных урбанистических центров перестроечного периода. Затрагиваются
аспекты феномена коллективной памяти.
История субкультурных
движений за последние 25 лет обросла домыслами и мифами, созданными в
средствах массовой информации, кинематографом и городским фольклором. Урбанистическая субкультура
Перестройки на текущий момент описана главным образом с точки зрения
рок-журналистики, немногочисленными арт-критиками 1990-х и 2000-х и вольными
авторами, объединивших самодостаточные и разнородные образования андеграунда в
единую массу «неформалов» и поклонников
«русского рока». Авторы этих публикаций высветили прежде всего отдельные фигуры, вписавшиеся в новый порядок
постсоветского общества, и значительно сузили повествование до немногочисленных
событий. В результате расплывчатого описания из повествования выпали особенности коммуникации андерграундной
среды - уличной,
сквоттерской и меломанской, проникнувшей практически на всех этажи перестроечного
социума. Коммуникативную историю «уличных племен» в настоящий момент мы и пытаемся
воссоздать в контекс
те того периода.
Нынешняя ситуация удивительна еще и тем, что одни
субкультуры попали в фокус внимания СМИ ( стиляги, битники, хиппи, ньювейверы,
ленинградцы, ростовцы, новосибирцы, свердловцы), другие же как будто и не
существовали вовсе. Из написанной хроники совершенно выпала история московских панков,
рокабиллов, металлистов, байкеров, люберов, утюгов, брейкеров и стритфайтеров. Которые являлись основой субкультурных движений столичных улиц, где противостояние официоза
и андерграунда достигло своего апогея, протекавшего не в политических, а артистических
и меломанских кругах…
Необходимость создания архива субкультур была осознана
самими участниками андерграундных движений, на данный момент пребывающих в
статусе «андерграунда андерграунда», в связи с тем, что, созданные в течение
последних лет мифологии начали обрастать
очередными слоем искажений и пересказов. В новейшей истории кроме
абстрактных «неформалов» и отчасти хипповской «системы» 70-х факт существование
иного культурного пласта длинною в
несколько десятилетий попросту не упоминается, и эта ситуация уже кажется не
забавной, а попросту не приемлемой. Сложить воедино разнородные воспоминания непосредственных
участников, не утратив стилистических градаций, особенностей языка улиц и
многослойности этого явления действительно сложно. Сложно даже на уровне
расстановки акцентов и векторов для понимания…но надо пробовать, хотя бы потому
что больше уже некому.
Миша Бастер, куратор проекта.
Процесс накопления архива, начался на кануне 2006 года с выставочного
проекта «Последние романтики Советского Союза», стал обрастать подобно снежному
кому новыми находками и углубился во многих направлениях. Как это свойственно
социальной антропологии с невнятной методологией, пополнение архива продвигается
неторопливо и послойно, выявляя собственные погрешности, попутно закрепив рамки
«этажей» и «направлений», отраженных в структуре сайта. Поэтому некоторые
информационные разделы сайта до сих пор
не заполнены, но остаются обозначенными, как планы работ на будущее. Не
претендуя на истину в последней инстанции, эти разделы формируются из более чем
сорока интервью, которые входят в описательную часть проекта. В данный момент существует
план издания трех разделов архива, касающихся уличной городской культуры,
альтернативной моды и арт-этажу коммуникации. Проект открыт для сотрудничества
издательским, кураторским и галерейно-музейным институциям, разделяющих мнение
участников проекта.
Наши авторы:
Гарри Асса, Кирилл Миллер,
Екатерина Рыжикова, Катя Мосина,
Александр Петлюра, Сергей Борисов, Андрей Бартенев, Ирина Афонина, Лариса Лазарева (дуэт Ла-ре), Сергей Окуляр,
Олег Котельников, Андрей Гернеза, Макс Чирик, Игорь Кредит, Алексей Китаец,
Иветта Померанцева, Дмитрий Хендриксон, Мила Максимова, Илья Пинчер, Саша
Марципан, Руслан Зиггель, Инал Савченков,Дмитрий Якомульский, Алексей Уксус,
Дима Хенк, Леша Кот, Катя Филиппова,
Андрей Литва, Денис Кощей, Илья Рокобил, Юрий Орлов, Женя Монах, Джордж
Бардадим, Миша Клеш, Олег Хак, Гоша Шапошников, Ник Рокенролл, Эд Ратников,
Рус, Павел Фролов. Дима Мертвый, Костя Звездочетов, Андрей Ануфриев, Евгений
Козлов, Сергей Воронцов,Никола Овчинников и некоторые иные.Список авторов перманентно изменяется.
Ответственный веб-джей- Миша Бастер.
Вторым, наиболее значимым аспектом проекта становится
фотография. Не как художественное видение фотомастеров, а как прямые документальные
свидетельства, выполненные самими участниками событий, отражающие подлинную атмосферу
данного периода. В основу фотоархива вошли более 20 «дембельских альбомов» и
фотодневников маргинальных деятелей, четко фиксировавших события и персоналии
андеграунда Перестройки. Из этих кадров «уличных племен» Москвы и Ленинграда формируются экспозиции и публикации уже успевшие нашуметь и взбодрить окружающую среду.
Вторая секция архива состоит из кадров профессиональных
фотографов, ныне известных, близких коммуникации и мастерски передающих неофициальную атмосферу
и фактуру перестроечного периода. В нее вошли работы Алескандра Слюсарева,
Владимира Вяткина, Сергея Борисова, Игоря Мухина, Виктории Ивлевой, Александра Тягны-Рядно,
Андрея Безукладникова, Михаила Королева, Наталии Васильевой, Юрия Козырева,
Павла Антонова, Михаила Грушина, Глеба Косорукова, Евгения Волкова и Ярослава
Маева. И некоторых зарубежных фотографов, собранных по частным архивам
участников проекта и полученных от мастеров отечественной светописи. Проект так
же открыт для сотрудничества и для
фотолюбителей. Фотографии принимаются непосредственно от владельцев и авторов,
с четкой атрибутацией года, места и изображенного на кадрах.
Помимо фотографий, архив проводит накопление иных артефактов
— публикаций, постеров, флаерсов, атрибутики, а также документов, отражающих
реакцию официальной части общества на субкультуры.
по вопросам сотрудничества и контактов. info@kompost.ru
|