Не путать с концом света.
СЛИЯНИЕ ПЛЕМЕН
Этот период характерен слиянием множества стилистических тенденций,
массированным окучиванием сознания со стороны индустрии потребления, стерших
грань между элитарным андеграундом и массовым потреблением. Это послужило
проведению очередного маркера в массмедийном обществе, когда по одну сторону
баррикад оказались вневозрастные потребители и студенчество, а по другую
сторону произошло очередное слияние «племен», делавших ставку на
самостоятельность. Идеи самостоятельного творчества и отрыва стали тем же
базисом для объединения ранее труднообъединяемых стилей и уже распавшихся
племен. Эти же идеи и всеобщее смешение легло в основу независимой моды,
которая в соответствии со своими творческими вкусами самостоятельно моделировала
образы, в которых предпочитала пребывать. В ход идут любые стили, любые эпохи,
все что можно произвести самостоятельно и чем богаты прилавки секонд-хенда. В
этом аспекте хенд-мейд совпадает по идеологической направленности с
историческими и ролевыми клубами, активно развивающими ремесленные навыки и
сувенирную продукцию, порождает увлечение стариной и винтажной модой,
популярной в наши дни. Также широкое проявление получили экстремальный туризм и
увлечения, связанные со спортивной ловкостью. Лыжи, парашюты, скейты, роликовые
коньки, спортбайки и велосипеды – все, что дарило позитив и повышало адреналин,
стало объединительным мотивом для образования новых явлений. В какой-то мере
обращение к неопримитивистким тенденциям напоминает глобальную субкультурную
ревизию предыдущего века.
ГРАНЖЕРЫ И НЕОГОТЫ
В 90-е прогрессирует увлечение серфингом, неизменным атрибутом которого
становится серф-панк, или пляжный хардкор. Также прогрессирует более простой и
менее претенциозный в плане эстетики, чем «инди», стиль гранжа, активно
стремящийся в мировую эстраду. Этот популярный в студенческой среде стиль
предпочитал в музыкальном плане небрежность хриплого вокала и мелодичный
нойзовый саунд. При этом у гранжеров, как и у творческого индепендента, униформирование
определяется черной одеждой примитивного кроя, тяжелыми ботинками грубой формы,
диссонирующими с хрупкими фигурами поклонников стилей. А у поклонников пляжного
хардкора наблюдается больший стилистический хаос, объединивший в себе эстетику серферов
«старой школы» и гангстерский спортивный стиль хип-хопа.
В 90-е годы на останках металлистической эстрады, распавшейся на
хардкор-стили и неоромантических исполнителей, возникает очередной ревайвел
готов, уже перегруженных позерским эстетизмом и фриковостью бодимодификаторов.
Впитывая в себя все атрибуты соседствующих субкультур, что более присуще
параллельно присутствующему «сайбор-панку», формируется нечто
среднеарифметическое и абсолютно «пластмассовое». Декоративное униформирование,
винтажные и фетишистские костюмы, шипованные кожи, имплантанты, ритейлы обуви в
«глэм-стиле» и военная обувь. Все это представляет гремучую смесь, каким-то
образом пытающуюся реализовать себя через декадентскую мысль и сплав
«симфо-рока», «электро» и «хеви-метала».
СКИНХЕД И КЭЖУАЛ РЕВАЙВЕЛ
В начале 90-х продолжаются расцвет околофутбола и вовлечение молодежных масс
в околополитические интриги, вследствие чего активизируется часть бонхедов и
провоцирует столкновения в хардкор-среде, популяризируя марку Umbro и Lonsedeil.
Тогда же происходит ревайвел ортодоксального стиля Spirit 69 , после распада заново
формируется группировка S.H.A.R.P , все
громче заявляющая о себе. Ее основатель, Руди Морено, заявил: «Настоящие
скинхеды не расисты. Без ямайской культуры нас просто бы не было. Их культура
смешалась с культурой британского рабочего класса, и именно благодаря этому
синтезу мир увидел Скинхедов». В 1993 году в Америке образуется и типично леворадикальная группировка R.A.S.H. Мода становится менее пестрой и более стилистически выдержанной. Хард-моды
придерживаются военной атрибутики, популяризируются ритейлы бомберов и
военная обувь Corcaran. Околофутбольная мода становится более респектабельной,
но рамки стиля остаются прежними: SI, Burberrys, CP, Armani , Lacoste, Tommy
Hilfinger, Ralph Lauren. Основные аксессуары: джинсы, куртки, плащи, поло и
спортивная обувь.
ГАНГСТА-РЭП И РНБ
В начале 90-х группа N.W.A., включающая в себя Dr. Dre, DJ Yella, MC Ren,
Eazy E и Ice Cube, основывала свою лирику на насилии, наркотиках и оружии,
моментально получив освещение в средствах массовой информации. Таким образом
достигалось две цели. Не теряя подлинности, рэп становился актуальной хроникой
месседжей отдельных групп из гетто и уличным «телеграфом», которые неплохо
оплачивались и как и раньше давали возможность вырваться из трудных условий
проживания. Квин Латифа (Queen Latifah) открыла дорогу в мир шоу-бизнеса для
других рэперш, продолжая пребывать впереди всех. Чтобы ответить своим
коллегам-женофобам, она прорвалась через мужское доминирование на рэп-сцене и
стала известной как «Raps First Lady». Она также получила Грэмми в номинации
«Best Solo Rap Performance» в 1994 году. Женский рэп в большей степени
продвигает темы единства, а не соревнования среди черных женщин. В этот же
период спродюсированный Дреем альбом «Doggystyle» достиг первого места в
американских чартах, и, после представления номинации En Vogue музыкальных
наград MTV в 1993 году, Snoop добровольно сдался полиции по обвинениям в
убийстве. Позже он был оправдан, а его предполагаемая причастность к
драйв-бай-шутингу (drive-by shooting - когда из проезжающей на медленной
скорости машины открывается огонь) помогла повысить его популярность. Альбом
«Doggystyle» был продан в количестве более чем 4 миллионов копий во всем мире,
превратив гангста-рэп в мейнстрим. К концу 90-х хип-хоп-культура превращается в
состоявшуюся часть всемирного шоу-бизнеса и предмет экспорта в другие страны.
Более причесанным вариантом хип–хопа, появившегося в этот период, считается
более лояльный к мультинациональности, несколько фальшивый стиль «R’n’B». Но
стабильно нездоровая ситуация с черными и другими мигранскими гетто не дает
утратить подлинность и брутальность натуральной хип-хоп-культуре.
РЕЙВЕРЫ И СКВОТТЕРЫ
Когда в середине 80-х замолчала эйсид-хаус-музыка, на некоторое время
впечатлительная молодежь погрузилась в раздумье - они совсем пропали под
влиянием звука. Многие, кто начинал делать музыку в ранних 90-х, применяли звук
более тяжелого techno вместо теплых звуков классического Chicago house. Совсем
как ранний немецкий транс. Более ранние записи Aphex Twin, Plastikman и Dave
Clarke играются именно в Acid Techno.
Продолжая пребывать в статусе танцевальной субкультуры, в 1990-м эйсид
вынужденно попал в статус музыки андеграунда. Возрос интерес полиции к
незаконным рейв-вечеринкам. Но, как это происходит со всеми полуподпольными
явлениями, ревайвел 91 года в виде «hard acid» был закономерным. В нем уже не
было и тени «веселых» фортепианных хаусовых партий и чувствовалось большое
влияние ранних стилей electro. Зато появилась с пыльных полок философская
битническая литература и сквоты, предоставлявшие свои помещения под проведение.
И, несмотря на то что обновленная музыка вызвала еще более яростное
противостояние со стороны полиции, она оказалась более живучей. К 1993 году
«хард-эйсид» начал перерождаться в техно. А с появлением на сцене бельгийского
и роттердамского стиля казалось, что на таком фоне «эйсид» должен бы был вовсе
исчезнуть... Но в 1994 году с развитием нью-эйджерского движения и проведения
рейвов на индийских пляжах в Гоа появляется «транс»-музыка. И «эйсид» зазвучал
снова, выделяясь полностью синтетическим «кислотным» звучанием, основанным на
ударных партиях Roland ТВ-303 выпущенный в в качестве пары к ритм машинке TR 606 в 83-м году и снятый с производства. Классическая «кислота» создается при
воспроизведении запрограммированной ударной партии через резонансные фильтры и
растягивании звука во времени. «Кислотный» звук стал настоящей революцией и
поныне остается краеугольным камнем андеграунда. Движение становится массовым.
Обрастает огромным количеством поклонников и наркодилеров и… Как и в былые
60-е, благополучно загибается, став продуктом массового потребления. Этот
период охватывает и Россию с ее клубно-квартирной питерской системой,
стартовавшей с приездом диджея Вестбама. События этого периода достаточно
подробно изложены в книге Хааса «Корпорация счастья». Не осталась необделенной
и столица нашей родины, начиная с первых «Гагарин пати» и периода клуба «Птюч»,
заканчивая рейвами на «Казантипе».
К 2000 году электроника благополучно внедрилась во все существующие
музыкальные жанры. Среди американских и европейских поп-артистов стало хорошим
тоном прибегать к услугам именитых техно-продюсеров, в совершенстве владеющих
искусством омолаживания саундов и имиджей. Среди тех, кому инъекции техно
позволили вернуться на верхние строчки чартов и завоевать расположение молодой
прогрессивной публики, были и такие звезды со стажем, как Мадонна и Кайли
Миноуг.
Техно-музыка родилась из стремления стереть границы и подняться над
условностями. Красивая мечта о хаус-государстве (house nation), объединяющем
под своими знаменами приверженцев всех электронных стилей, так и не стала
реальностью. Очень показателен с этой точки зрения фильм Майкла Уинтерботтома
«Круглосуточные тусовщики», в котором эпопея лейбла Factory и клуба HaHienda
рассказывается так, словно речь идет о давным-давно миновавшем золотом веке.
В 2001 году не стало Лизы'н'Элиаз – главной французской рейв-звезды 90-х. Ее
смерть совпала с концом целой эпохи. Рейвы канули в лету, уступив место
стихийным фри-пати. Все крупные техно-фестивали закрылись. А что касается
пресловутого французского хауса, то он какое-то время еще держался на плаву, а
потом начал выдыхаться и в конце концов приказал долго жить. Laurent Garnier,
ставший иконой клабберов всего мира, в 2003 году выпустил книгу «Электрошок»,
посвященную французской электронной сцене, подводящую итог деятельности целого
поколения отрывающихся бездельников.
ЭЙСИД-ДЖАЗ
Собственно, не являясь стилем вовсе, такое музыкальное явление стало
последним ревайвелом джаза 20-го века, собравшим определенную группу
поклонников без каких-либо внешних стилистических признаков.
Эйсид-джаз - музыкальный стиль, который распознается по ритмичному звучанию
с характерными элементами джаза, фанка 70-х, хип-хопа, этнической музыки,
соула, рок-н-ролла, би-бопа и некоторых других стилей, сыгранных вживую или
сэмплированных. Несмотря на название, эйсид-джаз не имеет ничего общего с
acid-музыкой.
Что касается самого термина, то впервые словосочетание «эйсид-джаз» было
использовано в названии американского лейбла, который появился еще в 1988 году.
Он так и назывался - Acid-Jazz Label. Помимо этого, начала выходить европейская
серия сборников, названная опять же Acid Jazz (также в 1988 году). Скорее
всего, термин Acid Jazz получил широкое распространение после выхода в свет
компиляции под названием Totally Wired. Существует большая разница между
американским и английским эйсид-джазом. Британский вырос из фанка 70-х,
американский же в основе своей в большей степени именно джаз, поскольку вобрал
в себя все старые американские джаз-традиции. В нем даже меньше используется
сэмплов, чем в британском, он более живой. Яркие представители именно такого
американского эйсид-джаза - это The Solsonics и Groove Collective.
НЬЮ-ЭЙДЖ И СТРЕЙТЭЙДЖ
В преддверии нового века возникло еще одно субкультурное проявление, где объединились
чаянья фольков с драйвом серферов, восточной философией и психоделикой
растафарианцев и танцевальной культурой рейверов. Сначала это явление
обозначилось как «путешественники нового века» и представляло собой
экстремальный туризм с итоговым образованием на диких пляжах коммун,
занимавшихся хенд-мейдом и оттяжкой под эйсид-техно и этнические мотивы. По
сути это пропагандирующее независимое творчество, позитивизм под девизом «назад
к природе», стало воплощением мечтаний хиппи 60-х, пытавшихся основать коммуны
в Америке, часть которых мигрировала в тогда еще голландскую колонию Гоа на
побережье Индийского океана.
При этом путешествия не ограничиваются только этой территорией и
представляют любое перемещение по культовым для субкультур местам. Преддверием
этого движения стали музыкальные фестивали, сквоты и татуировочные конвенции.
Где путешественник мог «оплатить» свое перемещение и пребывание личным
талантом. Сократившись до нью-эйджа, эта приставка в 21-м веке употребляется
достаточно беспорядочно как символ чего-то нового.
Другим суммированным направлением «слияния племен» стал стрейтэйдж, который
совмещал агрессивные музыкальные предпочтения, асоциальные позиции с веганством
и здоровым образом жизни в пику публичному саморазрушению «панк-рокеров»
предыдущего периода. Немалое количество поклонников подобного лайфстайла вели
свое происхождение из «хардкор»-среды различных стилей и представителей
татуировочной, дизайнерской, художественной и музыкальной среды, ставящих
позицию саморазвития и идеи DIY (Do it Yorself).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Загнанное в рамки клубной системы и в офисы, усаженное за мониторы
население, постепенно потакая виртуальным правилам политологов и масс медиа,
сросшихся с индустрией производства серийного продукта, постепенно и незаметно
для себя перешло в новую фазу практически виртуального бытия. Навязываемые
ценности, медийные образы и всеобщая папуасизация на фоне изменения устройства
мира закономерно прикрывают уже глобальный общественный кризис, проявления
которого мы можем наблюдать в управляемых митингах и погромах «антиглобалистов»
и не менее управляемых околополитических митингах. В этом свете остается
упомянуть еще одну сперва незаметную субкультуру. Представителей которой
«панк-оппозиционеры» и творческое население планеты всего мира в течение как
минимум полувека посылают подальше пешеходно-половым путем. Эта субкультура не
имеет до сих пор какого-то четкого названия и самоназвания. Но наиболее
подходящее имя этому субкультурному явлению - политика, плоды деятельности
которой окончательно поселились в сознании и даже быте гегемона. Когда-то уже
такое было, в конце 19-го века, когда упадническая философская мысль породила
такое явление как политика и терроризм, представляющее единое целое. Эта самая
виртуальная субкультура, основанная на философии тиражирования, наживы и
тщеславия, всегда будет пытаться ввергнуть общество в депрессию, чтобы тут же
предложить заготовленный выход из сложившегося положения или чудодейственное
лекарство за определенную плату. Тратя потенциал целых поколений для
поддержания собственного существования. И заставляя общество «бродить по кругу»
более сотни лет. Это не может не стимулировать закономерное противостояние
против тотального околпачивания. И имя этой субкультуры, противостоящей
политической, - молодежь. Которая, как и все живое, обречена на противостояние
всему отмирающему. И это основа человеческой цивилизации, не говоря уже о
лайфстайлах и моде.
|