Неформальные группы
Москва, будучи режимным закрытым городом, всегда держала наизготовку свою
социальную мясорубку, в которой время от времени проворачивала новую порцию
человеческого фарша, постоянно оседающего в черте города. Не считая военного
периода, более серьезные потрясения город претерпел в 50-е, когда был разбавлен
тысячами заселяющихся метростроевцев. Позднее, когда в город разрешили
заселяться в рамках рабочего лимита, помимо пятиэтажных серо-зеленых
«метрогородков», в городе появились районы, за глаза считавшиеся лимитческими и
национальными. К примеру, удаленная Марьина Роща и Богородское, или считавшиеся
татарскими районы Проспекта мира и Новокузнецкая. Но, несмотря на подобное
обновление в этническом плане, представленное татарскими диаспорами и
украинскими «специалистами», к 70-м сложились зоны и сферы влияния, которые
легко можно было бы определить по сфере услуг. Часовое и ювелирное «дело»
делили армяне (отдельные представители которых блистали на скорняжьем
производстве балетной обуви и присутствовали в «ремонте обуви» и продуктовых
рынках) и евреи (за которыми также закрепилась консерватория и
управленческо-торговая ниша и организационная работа в советской эстраде),
чистку обуви – ассирийцы, грузины – доставку фруктов и гвоздик, плюс к этому
они трудились в юридической сфере, прогуливая барыши в ресторане «Арагви»;
татары (как сейчас среднеазиаты) в массе работали на привокзальных площадях,
милиции и в дворницких, постепенно вторгаясь в торговую нишу, где уже прибывало
в количестве украинцев. Азербайджанская и узбекская диаспоры присутствовали на
рынках, но практически не были заметны в городе, предпочитая укромные
кафе-рестораны «Аист», «Белые ночи», рестораны «Узбекистан» и «Молдавия».
Немногочисленная чеченская диаспора тоже присутствовала, но на вид попала
только в 85 году при криминальных разборках и дележе московских речных портов,
через которые доставлялись автомобили с ВАЗа. До этого момента, как и
дагестанская диаспора, занималась доставкой и разведением осетровых рыб в
подмосковных прудах. Все это явление, несмотря на свою социальную значимость,
было в достаточной степени растворено в массе трудящихся и не особо
отсвечивало, тем более в прессе. Но...
УРЕЛА И ГОПНИКИ
В период очередной городской застройки и расселения городских центров (в то
время еще закрытой режимной Москвы) это социальное болото было взорвано
перемещением московских семей в новые застраивающиеся районы. Заселение
приводило к новым видам подростковых коммуникаций, идентифицирующих себя в
рамках двора, каких-то местных заведений и района, и параллельно в рамках школ,
профтехучилищ и институтов. Но районо-дворовые связи были на порядок крепче
институционных, потому как основывались на простейших жизненных интересах,
связанных неписаными правилами улиц и складывающихся субкультурных сообществ
разного типа. Развитие этих районных коммуникаций напрямую зависело от местного
ландшафта, но в целом было одинаковым для таких районов, как Тушино, Кунцево,
Орехово, Бибирево, Гольяново, Перово, Отрадное, и в районе ст. м. «Войковская».
А коммуникативность новостроечной молодежи соответственно уменьшалась
пропорционально застройкам и удаленности от центра вместе с количеством
дворовых компаний. В этом плане наиболее активными выступали экспериментальные
микрорайоны, такие как Гольяново, волею судеб построенное на месте выселок, к
которым прибавились метростроевские трущобы, расселенцы с Садового кольца и
кооперативные застройки от различных ведомств. Адская и гремучая смесь,
аналогичная Тушинской (половина которого было также застроено новыми домами),
Бибиревской и более поздним Отрадненской, Чертановской, Молодежной и Юго-Запада
Москвы, которые на обсуждаемый момент только-только застраивались.
Стоит отметить, что в двориках и подворотнях старых районов Москвы, Таганке,
Кузне, ВДНХ, Сокольниках, Марьиной роще, Самотеке и центрах, все оставалось без
изменений на фоне массового оттока переселенцев в период с 72-го и по нынешние
времена. Центр режимной столицы был попросту зачищен, наполнился звенящей
пустотой и запахом свежеуложенного асфальта, пополняясь разгуливающим
населением только в районах крупных универмагов и по праздникам. Любое же
хулиганство (даже пресловутое безбилетное хамство и пьяные драки возле «трех
ступенек») в центральном округе вызывало облако пыли и слухов, не говоря уже о
проделках волосатых и не очень падонков, собиравшихся в пивных местах на
Остоженке, Пушке, Арбате. На этом фоне даже загулы мажорно-богемной молодежи и
фарцовщиков-утюгов в центральных и загородных кафе и ресторанах носили
откровенно вызывающий характер по отношению и к населению спальных районов, и
даже ко вполне зажиточным безнадежно трудящимся, годами копившим средства на
покупку мебельных стенок или личного автотранспорта.
Отдельными анклавами в этом социальном месиве держались «лимитчики», жители
метростроевских трущоб и общежитий, иногда носившие ярко выраженный этнический
оттенок. Как азербайджанская «диаспора» Гольяново, «мордва» Сокольников и
Богородского и «армяне» Бауманских общежитий. В Питере в этом плане еще с 70-х
наиболее известным было ГОП (городское общежитие пролетариата), давшее название
целой субкультуре «гопников», позднее интерполировавшееся на всю страну. А
ситуация на застраивающихся районах, подобно московской, наиболее явно
наблюдалась и на примерах Купчино и Васильевского острова, застроенного в
предолимпийский период.
Сама «гоп-культура», по большому счету, представляла из себя производное
проблемы молодежного досуга. Когда детские дворовые компании прогрессировали в
подростковые, незначительно пополняясь в школьный период, и вливались в
полукриминальный быт подвалов, где подростки нюхали клей и толуол, который
нещадно тащили из магазинов и прачечных. Там же в подвалах развивался и другой
феномен – подпольный культуризм, не менее щедро поставлявший кадры в
криминальные структуры.
Путь от школьных задворков до подобных образований был достаточно короток в
силу абсолютной неперспективности «проблемной молодежи» в сложившихся
социальных условиях. Единственным альтернативным времяпровождением были
различные кружки и спортплощадки в виде дворовых «коробочек» и пионерские
лагеря, куда скидывали своих отпрысков на лето различные советские трудящиеся.
Но, постепенно взрослея, социальная обеспеченность исчерпывалась, и расслоение
на «благополучных» и «неблагополучных» подростков обнажалось еще в школьный
период. После получения незаконченного среднего образования это расслоение
становилось неизбежным, когда становилось понятным, кто из учащихся будет
продолжать существование в рамках высших вузов, а кто в системе ПТУ,
считавшейся малопрестижной, вплоть до того что подобной перспективой откровенно
угрожали как родители, так и учителя.
Отторгнутая от «перспективной» части сообществ еще на этом уровне молодежная
масса обосабливалась и культивировала собственную общность со своим сленгом, дресс-кодом,
выражавшимся в кирзовых сапогах и телогрейках, и, что не менее важно, уличным
кодексом поведения, иерархии и взаимоотношений. Все это в недалеком будущем
отразится на многих уже меломанах и студентах, к которым гоп-культура была
настроена достаточно агрессивно.
Наиболее активные представители этой среды, опутанные приводами в различные
контролирующие инстанции, овеянные героикой дворовой романтики и вниманием
женских особей, активно пополняли взрослые полукриминальные сообщества,
базирующиеся в различных питейных заведениях и на откровенных уголовных
малинах. В данном случае районные коммуникации «старшака» выглядели как «пьяные
столики» во дворах и алкогольная мафия, бравшая пойло без очереди за два лишних
пива или «двушник» сверху и отчасти контролировавшая подпольную торговлю
алкоголем. Пивные точки делились на кафе ресторанного типа, как «Саяны» и
«Жигули», «стояки» типа бара в Алешкино и автопоилки, из которых наиболее
знаменитыми были пивняки на Тверской-Ямской, Трубной площади, Остоженке, Проспекте
мира и в Столешниковом переулке. Это не считая иных местных забегаловок,
алкогольных беседок и шахматных площадок в парках, где резались в домино и
шахматы на деньги ветераны и отставные инженеры. Этих «точек» хватало даже в
период «сухого закона». Отдельной коммуникацией выступали таксисты со своей
системой перемещения по городу и автопаркам, где можно было заправиться
бензином и алкоголем из-под полы круглосуточно в течение всех 80-х.
Достаточно часто, поломав себе карьеру и судьбу, подобные повзрослевшие
хулиганы, влившиеся в «мир взрослых», утаскивали вслед за собой свой круг
общения. И никто не знает точно, но, возможно, не без помощи комсомольских
работников, отставных военных и субкультур 70-х еще в предыдущее десятилетие
сформировалось фанатское движение, альтернативно гопнической волне,
захлестнувшее столицы с введением институции профтехучилищ. Профтехучилища в
недалеком будущем станут рассадником металлизма как наиболее близкого и
достаточно радикального проявления. Но на период 80-84 годов иных альтернатив,
чем уголовная и фанатская среда, у «неперспективной», уже многотысячной группы
молодежи практически не существовало. При этом весь этот городской срез
именовался «системным» хипстерским людом как «урла» (простой народ), а
агрессивная его часть – «гопниками», после воцерковления этого термина Майком
Науменко в своей песне «Гопники – они мешают нам жить».
В конце семидесятых с южных пляжей и пионерских лагерей в столицы
перекочевало новшество в виде дискотек, которые начали плодиться как грибы
после дождя, сменяя парковые танцы и концерты. И это было начало новой вехи
городских коммуникаций. Когда и так совершавшие периодические выезды в центр
гопники и урела получили дополнительный импульс для развития собственных
коммуникаций, выезжая целенаправленно в центральные зоны «отдыха и досуга»
советских трудящихся или совершая набеги на дискотеки соседствующих районов.
Подмосковные же и удаленно-районные хулиганские коммуникации носили более
выраженный криминальный характер в силу переноса городской границы застроек на
бывшие отметки 101 км от центра, куда высылали неблагонадежных и где
располагались ЛТП. Подобное происходило и на Васильевском острове Ленинграда,
где на месте бараков был скоротечно отстроен предолимпийский район, и в
пресловутом Купчино, которое, как и Гольяново, Тушино или Сокольники, строилось
на месте выселок и уголовных малин.
НАДРАЙОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Периодически дворовые компании совершали выезды в центральные районы, но
вплоть до начала 80-х это были почти что антропологические исследования
большого города. С началом последнего десятилетия СССР выезды в центр, дабы
«себя показать» и с «центровыми» схлестнуться, стали принимать постоянный
характер. Но бурно стартовавшее в этот же период фанатское движение повело это
явление уже в другом ключе.
По сути являясь первой надрайонной некриминальной коммуникацией, фанатство
объединяло достаточно широкие слои городской молодежи, собиравшиеся во время
проведения матчей сначала сотнями, а к концу десятилетия уже тысячами. Эта
форма почти субкультурного времяпровождения, требовавшая определенных познаний,
дресс-кода и авторитета. Мощный приток фанатизма пришелся на 82 год, и немалую
роль в этих событиях, как и во все времена, сыграло «длинное ухо» – городская
молва. Трагические события на стадионе «Лужники» приковали внимание подростков,
и ряды фанатов стремительно приумножились, породив первое разделение на
районных болельщиков и «правых фанов», элитой движения совершавших рейды в
другие города и в столичный центр, сея по маршруту прохождения шутками и
мелкими актами вандализма, порой перераставшими в крупные. Как, например,
переворачивание троллейбуса в самом центре города. Или погромы в поездах по
пути следования на иногородние стадионы.
Выездные спартаковские фанаты породили подобное явление у других клубов, из
которых можно было бы выделить коней, зенитчиков (иногда называемых «мешки»
или «бомжи» из-за холщовых сумок с которыми они приезжали , в 84 м году оснастившихся первыми модными советскими полиэтиленовыми пакетами с клубной символикой, нанесенной в честь победы Зенита ) и «хохлов» – местные группы поддержки Украины (Киев, Донецк,
Днепропетровск). Были фанаты и в других городах, к примеру, у тбилисского «Динамо»,
но какими-то выездами не отмеченные. К середине 80-х «фанатизмом» обросли
практически все команды высшего и первого дивизионов, а группы болельщиков,
сложившиеся в полноценные многотысячные субкультуры, из-за своего буйного
поведения попали под социальный прессинг и преследования со стороны милиции.
Криминальные сообщества столицы тоже насчитывали не одну тысячу человек за счет
рекрутов-гопников, старорежимников и спортбригад нового типа, активно
завоевывающих городское пространство в середине 80-х. Общий счет районной
криминализировавшейся гопоты здесь тоже шел на сотни, в отличие от подпольных
спортсменов и культуристов, которых было не более 100 человек на город, что, в
принципе, показали первые всесоюзные фестивали первой половины 80-х. Но
открытость этих коммуникаций, которых объединяли улицы, часто приводила к тому,
что представители отдельных групп перетекали из одного пласта в иной. Как
судьба сложится.
Но так или иначе – эта среда «городских низов», опираясь на свой потенциал и
желание противопоставиться более успешным классам, как ни странно, успешно с
этой задачей справлялась. Будучи социально активными, не закомплексованными,
представители низов в период распада советского общества и системы ПТУ,
окончательно наступившего в перестроечный период и предоставившего подросткам
огромное количество свободного времени, показали гораздо большую прыть и
предприимчивость, чем те слои советской интеллигенции, которые, единовременно
презирая «неблагополучных», пытались их «разбудить» и поучать. Романтика же и
бешеный хулиганский драйв в то же время делали районные коммуникации
привлекательными и для детей «благополучных» семей, которые часто предпочитали
общаться с хулиганами, чем с людьми своего круга. О чем в преуспевающей части
общества бытовало универсальное определение отбившимся от рук «комнатным
растениям» – связался с плохой компанией.
|