Уличное брожение, мутации стилей и мейнстрим 80-х
В начале 80-х, после «панковского» взрыва и неразберихи, вызванной этим
потрясением, молодежные субкультуры опять встают перед вопросом стилистического
определения.
Смешение племен и стилей, заложенное «хиппи» и «постпанками», подводит к
следующей ситуации. Как будто в своем революционном прорыве молодежь оторвалась
от реалий настолько, что следующее поколение попросту терялось в обилии
терминов, стилистического разнообразия и предложений от модных брендов,
переиздающих культовые для уличной среды аксессуары. Это приводит к
формированию новой закрытой клубной системы, куда политика Маргарет Тетчер и
Рональда Рейгана, нацеленная на формирование общества одиноких потребителей,
загоняет эстетствующих модников. И отделению от этой темы непримиримых уличных
падонков, упивающихся собственными эпатажными уличными выходками. Племена как
будто затаились в преддверии новых социальных баталий. При этом усиливается
медийное давление, и творческая часть бывших неформалов становится перед
выбором: вписываться в эту систему или продолжить независимое существование. Термин «рок» постепенно вытесняет «новая волна», по сути зародившаяся еще в конце 70-х. Наступает эпоха видео, привнесшая в музыкальную и модную деятельность новый стимул. Все это становится еще более доступным в плане производства и ближе рядовому потребителю.
Музыкальные магазины забиты полками со всевозможными «новыми» направлениями,
видеоклипами, журнальная продукция пополнена изданиями на молодежную тематику,
молодежное и футуристическое кино напичкано модным саундом и неформальными
образами былого. Выходят в свет фильмы «Воины Бронкса», кинотрилогия «Безумный Макс»,
«Побег из Нью-Йорка», мюзикл «Улицы в огне», ставшие знаковыми для своего
поколения кинокартинами. Культивируются жанры «футуристических боевиков» и
карикатурных «фильмов ужасов» с фоном из произведений молодежных коллективов
80-х.
Отдельным особым явлением этого периода можно по праву считать подключение
ко всемирному субкультурному движению стран Восточной Европы, с ее диско и
хеви-металлистической эстрадой и панк- неорокабилли и сайко андеграундом. И, вне
всякого сомнения, молодежи Советского Союза, переживавшей в семидесятые
ренессанс смеси тедди-бойз и кэжуального микса в виде «стиляг» и «утюгов» и
более скрытного «битнического» и «хипстерского» проявления, огульно
обозначавшегося как «советские хиппи». Таким образом в начале 80-х, не без помощи СМИ , новых технологий и индустрии нацеленных на молодежные группы, происходит первый , практически общемировой ревайвел субкультурных стилей прошлого. Для каких то стран , являющимся повтором со всем накопленным ранее багажом и опытом, а для стран того же социалистического блока путем «первый раз в первый класс».
Недостаток информации и «железный
занавес», как ни странно, сыграли свою положительную роль в формировании
оригинального подхода к собственному стилю и эстетике. А со второй половины
80-х начинается мощный субкультурный прорыв, в авангарде которого идут
молодежные банды рокеров, панков и рокабиллов. Менее радикальные «новые
романтики» и «брейкеры» тоже получают возможность для самовыражения, а
творческие единицы моделируют субкультурную коммуникацию, разродившуюся как
авангардным, так и эстрадным продуктом, более известным как «русский рок».
Несмотря на то что общее количество «неформалов» по отношению к населению
страны не превышало более 100000 человек, основные массы бунтующей молодежи
сосредоточились в столицах и представляли собой явления, где-то превосходящие
по численности свои зарубежные аналоги. Уличная же война конца 80-х - вовсе
уникальное явление, по масштабам превосходившее как британскую «войну стилей»,
так и лондонскую «панк-революцию», - стало знаковым событием, увековечившим
временную победу субкультурных взаимоотношений над официальными. С фотографиями этих стилистических направлений
вы можете ознакомиться в галерейном разделе Стили.
Официальная эстрада еще в конце семидесятых восприняла чернокожий фанк, и,
багодаря Джону Траволте с его эксцентричным танцем, появилось диско. К началу
80-х диско-исполнители не стесняясь эксплуатируют все субкультурные атрибуты,
начиная от невинной вульгарности панка (пионером этого движения выступила
незабвенная Саманта Фокс), до роллерских катаний, превратив катки в дискотеки,
и кожаных курток модели Перфекто. В музыкальном же плане лаконичность
нью-вейва, фанка и электро заменилась не незатейливость. А мужские исполнители
и коллективное присутствие на сцене к концу 80-х сменилось на обильное
присутствие томно изгибающихся диско-див и не менее женственных исполнителей
как бы мужеского пола на видео и телеэкранах. Помимо американской и британской,
к индустрии окучивания населения подключается итальянская, шведская и
западногерманская эстрада со своими презабавнейшими Пупо, Альбано и Раминой
Пауэр. И все это действие превращается в пестрый клубок вплоть до середины
десятилетия. После чего закономерно загибается, уступив место субкультурным
стилям, в том числе и новой романтике и элекропанку и крауту с конца 70-х таившихся под этим толстым слоем эстрадной штукатурки.
«НОВЫЕ РОМАНТИКИ»
Эстетика, работавшая на базе постпанка, зародилась на базе клубной системы
конца 70-х. Когда вырвавшемуся на творческие просторы бунтарскому духу нужно
было доказывать собственную состоятельность не только бесчинствами на улице, но
и действительно качественным продуктом. Несмотря на свое очевидное позерство
(группы приверженцев этого стиля cами называли себя позерами), смешение модовской
костюмной эстетики с панковской небрежностью и способностью совмещать
несовместимое дали те результаты, о которых даже не мечтали Роудз и Вествуд. Последним
штрихом стала вычурность, нарочитая элитарность и манерность, заимствованная от
глэма. Новый карикатурный дендизм с подачи массмедиа стал реальной
альтернативой стереотипу панковского бытия и уделом многочисленной когорты
дизайнеров, модельеров и художников нового поколения. Стремительно
развивающееся электронное звучание, помноженное на талант клипмейкеров,
реализовывавших свои режиссерские таланты, сделали этот искусственный стиль
«нью-вейва» популярным практически на всю первую половину 80-х.
Демаркационная линия между творчеством, клубной культурой, эстрадой и улицей
была проведена в новой плоскости – бесперебойного производства новых образов и
самостоятельной продукции. И тем самым новаторы перетянули на свою сторону
издателей, сделавших ставку на первые стилистические модные издания «The Face»
, «i-D» и многие иные. Где молодому поколению было предоставлена достаточная
свобода, для того чтобы сделать талант и оригинальность синонимом успеха.
Кредит доверия оправдался, и стартовавший в этот период «видеобум» привел к
закономерной организации молодежного канала MTV, открывшего «второе дыхание»
повергнутой в прах молодежной рок-эстрады 70-х и этого десятилетия. Линия
мейнстрима теперь пролегала между британским попом «Pet shop boys»,
окончательно превратившимся в танцевальное диско фанк, и взрывающими
тонны бензина в своих видеоклипах W.A.S.P. вкупе с сюрреалистической анимацией
Питера Габриеля. Оригинальность и качество. Под этим девизом сплавлялись в
единое пестрое месиво электронные и гитарные ритмы 80-х. Также в зоне
популярности оказался «пост панк» и все, что под этот термин попадало, вплоть до неменцкого Краута.
ГОТЫ
Стали результатом слияния элементов субкультур конца 70-х: романтики
ностальгии по винтажной одежде от эдвардианской до викторианской,
декларативного нигилизма и мрачного декадентствующего юмора. И фриковой вычурности вплоть до богемного трансвистизма над которым потрунивали панк-рокеры, унисекса и асексуальности «глэмстеров».
Будучи абсолютно декоративной субкультурой, готические собрания опирались на
клубную систему ролевых вечеринок, и одним из первых таких мест был лондонский
клуб «The Batcave». Изначально темные и черные одежды дополнялись вздыбленными
начесанными волосами или вампирическими зачесами, дополненными не менее
мрачным, в отличие от «романтиков», макияжем. Мужские костюмы, кожа, жилетки и
обилие бижутерии. Среди любимых рок-групп все, что попадает под декадентскую
эстетику, начиная с Siouxsie and the Banshees и The Cure, заканчивая более
жесткими Sisters Of Mercy и Bauhaus. Традиционная для манерного эстетизма
начитанность и обращение к философскому и модному роману дополнялись
подгребанием под свой стиль всех новаций, соседствующих «рядом». Не избежали
этого и «фетишисты», скомпилировавшие в этот период смесь комикс-элементов
«комикс-культуры»,хедбенгерства и садомазохических игр, пригодную для участия в разнообразных
фрик-шоу.
|