Время Мейнстрима и Революций
Агрессивные стили и новая тенденция «hippy hate» были закономерными явлениями на неудачу
«революции цветов» с точки зрения «hardcore» субкультур,
нацеленных на независимость, а не абстрактную свободу. Тем более что на фоне
заката «детей свободной любви и мира» восходящая фестивальная эстрада и
стремительно отпочковывающиеся от нее рок-направления уже не смотрелись так
искренне и были нацелены на иную, более обычную и состоятельную публику. Все события предыдушего периода канонизировались через прессу и телевидение, оформляясь в рамки моды.
Продвижению моды способствовали фильмы об уже
отошедшей культуре молодежного бунта. Так, в 1970 году был снят фильм о Вудстоке, получивший
«Оскар» как лучшая документальная кинолента, одним из монтажеров которой был
Мартин Скорсезе. В 1971 году по опере «Tommy»(на одноименном альбоме The Who 1969 года впервые был обозначен жанр рок-музыки) Кеном Расселом был
снят фильм, ставший артефактом рок-культуры. За ним, через 2 года последовал тур The Who «Quadrophenia», закончившийся премьерой одноименного фильма Френка Роддема в 1979 году, рок-опера «Jesus Christ superstar», «The Who»
или «Small Faces», опять же Кен
Расселовская «Listomania» с представителями «Who» и «Yes»
1975 года. В Америке развивался жанр параллельного субкультурного кино,
запрещенного к просмотру из-за обилия вульгарных и психоделических сцен. Фильм «Розовые фламинго», снятый Джоном Уотерсом в 1972 году признается «отвратительнейшим фильмом всех времен».В 1975 году выходит в свет Философия Энди Уорхолла, оформляя в исторические рамки деятельность американской арт-богемы. А на остывающем трупе фестивального движения тем временем формировался музыкальный и модный
мейнстрим. Общество говорило о моде и хиппи, одевалось как
моды и хиппи, сделав костюм предметом рабочей одежды и официальных приемов. Остальную
потребительскую нишу стремительно заполняли бренды, сделавшие упор на
молодежную моду и спортивные стили. Французские дома моды закрывались один за
другим, итальянские все еще держались на плаву, и даже Ив Сен-Лоран пытавшийся заигрывать с субкультурами на Beat Look в 1960 году, вновь ыл вынужден
пойти навстречу молодежи своим ностальгическим показом «Libiration» и стилем «сафари», а женщин одел в смокинги снабженные юбкой.
МЕЙНСТРИМ
В молодежных европейских субкультурах тоже не
наблюдалось порядка. Французские зазу ударились в политику, организовав
общество борьбы против расизма, блузоны сошли на нет, а в битнической среде белой молодежи появились аналоги
американских хипстеров, поющих шансон. В Британии вследствие развития
мейнстрима наступила очередная фаза мутации: «Руди бойз» с наступлением 70-х
стали менять стиль в сторону религиозного течени растафари, а ямайский диджей DJ Kool Herc отправился Нью-Йорк, где формировался
«рок-стеди», чтобы своим переездом озвучить начало эпохи рэпа.
Разлившись мощной эстрадной волной, «движение
протеста» забрело в тупик и привело к мутации и рестайлингу в молодежной среде.
Обилие рок-групп, сформировавших мейнстрим для удобства продаж и демонстрации профессиональных талантов музыкантов, начало
форматироваться по стилистическим направлениям, которые с подачи радиостанций трендселлеров и
брендов превратили их в «лавочки вкуса» с приставками «рок» для широких слоев
населения. Понятие альтернативности утратилось из-за популяризации протестных
эстрадных форм, но сформировало нишу для музыкальных эксперементов, впоследствии обозначенной Прогрессивным роком, представители которого в своих поисках черпали информацию как из модной клубной среды, так и из более глубинного андеграунда. В этих условиях экстравагантность и связи с контркультурой стали
определяющим успешность фактором для уже сложившегося интернационального меломанского рынка. К середине 70-х появляется несколько
направлений, претендующих на связь с субкультурами. Американские гетто,
оставшиеся на обочине «рок-революции» 60-х, формируют эстрадно-танцевальный стиль фанк ,
который популяризируется выходом фильма Супрефлай (Superfly / Ловкий парень), в 1972 году.А в середине 70-х Джордж Клинтон и его коллеги-музыканты создают отдельное
течение «Пи-фанк», основными визуальными атрибутами которого становится смесь психоделического соула и
зути-стиля с налетом сутенерского имиджа – широкие клешеные брюки, шелковые
рубашки, свободные пиджаки немыслимых по своей пестроте расцветок, золотые
цепи, кепки, фуражки и очки вычурных форм. В недалеком будущем молодежь всего мира будет воспринимать это уже
рафинированное популяризацией направление как танцевальную музыку диско. Херби Хенкок развивает фанк направление в сторону рок-стеди. Соул, который пользовался
популярностью в молодежной среде, адаптировался к новым ритмам и в совокупности
с расслабленной импровизацией все еще оставался клубной музыкой для британской молодежи.
Другой по-настоящему творческой
альтернативой 70-х являются представители андеграунда, связанные с достаточно глубинным пластов коммуникации психоделиков, которые вместо того что бы пополнить стадионы и манифестации, занимались не сильно коммерческими
экспериментальными шумовыми и электронными проектами. Брайн Ино и Байн Ферри, Френк Заппа, написавший впоследствии Настоящую книгу Френка Заппы, все старались сделать из своих музыкальных приключений хеппенинг длинною в жизнь.Наиболее ярким и
настолько же загадочным представителем этого направления является проект «Residents», представители которого тоже сделали перформанс, но в стиле баухауса 20-х годов, из
собственной творческой жизни. Взяв концептом инопланетное рок-представительство на планете
Земля, эта группа лиц (лиц которых никто не видел) в течение более 30 лет
является переводчиками основных хитов мейнстрима на более понятный язык. И до
сих пор остаются творчески активными.
Еще одно самобытное направление Европейской музыки, обозно записанное либо в «ньювейв» либо в «прогрессив», становится немецкий краут-рок, оказавший немалое влияние на развитие тенденций в мире европейской музыки, но участники которого не стали представителями рок эстрады, предпочтя небольшие клубы и перемещения в околомузыкальных коммуникациях. Как и представителей нойзовых и декадентскх музэксперементов, записанных меломанами либо в «панк» , либо в несуществующий «готик рок». К которому большее отношение имели иные представители с иной судьбой.
ГЛЭМ
Стиль «Glam», основными
представителями которого были Марк Болан и Дэвид Боуи, также претендовавший на
альтернативность мейнстриму, довел до предельно вычурных форм модовские стили
предыдуших поколений. И также являлся продуктом смешения психоделики и
рок-музыки. Изюминкой стиля стал упор на смешение всего, в том числе и
гендерных особенностей в виде даже не унисекса, а инопланетной бесполости, как
альтернативы предыдущей культивации мужественности. Эстетизм, индивидуальность
и неземные сценические образы были одновременно любопытны сторонникам канувшего
в лету дендизма и хиппствующей молодежи, благодаря своим призывам «назад к
природе» и адептам комикс-культур Америки своей нацеленностью на «космос». Этот
кратковременный сплав, который правильнее называть периодом, чем стилем,
получил свои проявления и в кинопродукции, к примеру, в фильмах «Голод» и
«Человек, который упал на Землю», где сыграл Дэвид Боуи, и в моде, сделавшей
ставку на «унисекс». Андрогенность образов в немалой степени позже будет заимствована
в образах хард-рок и металлистической эстрады 80-х, от «Twisted sister»
до «Motley crew». Панки, нью-вейверы,
серферы и хэдбенгеры со свойственным этим субкультурам стебом взяли на
вооружение садомазохические аксессуары. Как и многие фрикующие «клубные
культуры» перков и готов этого и последующих периодов, которые развивали эту тематику уже с меньшей степенью
иронии.
ХЭДБЕНГЕРЫ И ХАРД-РОК
Новация в эстрадном проявлении заключалась в
противопоставлении другим стилям, претендующим на интеллектуальность стеба,
кривляния и генерирования образов из иной плоскости жизни. Их в большей степени
можно считать основоположниками фрик-культуры и единовременно ревайвелом цирка
Барнума конца 19-го века. Пародируя безумства окружающего мира, трансвестизм,
бесполость, дополненные демоническими образами сценических костюмов, это
направление в эстраде подняло на флаг культ насилия, ретроградство и мистику.
При этом волею случая к формированию этого эпатажного стиля имели отношение не
только уличные фрики, но и известные деятели андеграунда и художественной
среды. Так, Сальвадор Дали, усмотревший в этом проявлении отличный плацдарм для
своего сюрреализма, оказал немалое влияние на формирование сценического образа
Элиса Купера, которого целесообразней относить к теме глэм-рока. И не только за
двуполый псевдоним. Естественно, что стиль «аристократов гаражных задворков»
был обречен на критику со стороны эстрадных «рокеров» и состоявшихся
альтернативщиков. На чем и строился расчет. И уже к концу 70-х «гаражники» и
«глэм-рокеры», которых правильнее называть «хард-рокеры», при явной симпатии со
стороны уличных субкультур и непослушной молодежи, страждущей драйва и отрыва,
увеличили свои ряды настолько, что вектор внимания со стороны киноиндустрии и
дельцов от шоу-бизнеса был и на их стороне. И новое эстрадное явление, отпочковавшееся от прогрессива в виде
сценического шоу и тяжелой музыки под названием «хеви-метал» зашагало по планете
с наступлением 80-х. Внешний вид «хард-рокеров» 70-х выражался в длинноволосых
прическах, шляпах, небрежной одежде, джинсовых и расшитых костюмах с элементами
индейской этники. При этом музыка могла носить любой стилевой оттенок с неизбежным налетом профессионализма, как например у Grand Funk Railroad, оставивший неизгладимый след в американском хард роке своим драйвом, но к началу 80-х , пережив распад ,стала трудно различимой с остальной эстрадой. С момента проведения тематических фестивалей в моду ввелись
джинсовые DIY-куртки, пестрящие туристическими и
меломанскими нашивками, футболки с изображениями любимых исполнителей. Этот
стиль сохранился вплоть до наших дней без каких-либо серьезных изменений, как собственно и весь прогрессивный рок, застывший в тех же 70-х..
|