ПСИХОДЕЛИКИ
Изменения коснулись всех, и начались они в
середине 60-х вместе с новой тенденцией, которая так и не вылилась в какой-то
определенный стиль, но оставила название «свингующий Лондон» (определяя скорее период субкультурной революции в Британии) и «психоделики».
Известный деятель андеграунда, теоретик Кен Кизи провозглашает себя идеологом
нового течения и становится лидером коммуны Pranksters. Но если разобраться
внимательнее, то лондонский творческий андеграунд во все времена вел политику
самодостаточного самостоятельного творчества, без проявления какого-либо желания
вмешиваться в социальные вопросы. Революционной же оказалась мода и одежда,
немыслимых расцветок и окрасов, вычурные цилиндры, вышитые жилеты и не менее
революционный творческий продукт в виде музыкальных экспериментов, из которых
позже вырастут основные представители прогрессивного рока. «Генезис», «Джетро
Талл», «Йес», «Кинг Кримсон», Френк Заппа, «Пинк Флойд». Часть этих идей все ж
таки просочилась на поверхность улиц вместе с первыми носителями нового стиля.
Лондон стал не только лабораторией современной музыки,где сплавлялись все стили но и центром всемирной
молодежной моды. Самым популярным для тысяч молодых был прилегающий к Пикадилли
район Сохо с его многочисленными кафе и портняжными мастерскими. Именно там
чутко отреагировали на изменения, и вскоре Сохо был завален «психоделической»
одеждой, сметаемой с прилавков. Этот стиль, в основе которого лежали «какофония
цветов» и своеволие вкусов – от военной униформы до клоунских костюмов, –
оказал огромное влияние не только на художественный авангард Америки и Британии этого периода, но и охватил все слои общества снизу доверху.На верхнем этаже социума воцарилось женское мини, а модные обложки запестрели новыми именами и позывными, наиболее одиозным и известным из которых стало Твигги.
С середины 60-х странно одетые молодые люди
начинают фланировать по городу, но загадочным образом исчезают с улиц уже в
1969-м. Подобно оформлению клуба, расцветив город всеми цветами радуги,
«свингующие лондонцы» исчезли, оставив после себя след в мире искусства и дизайна,
так же как проявления «барокко молодежной моды» в сценических костюмах
музыкантов. Некоторые полагают, что за этим стоял вакуум идеологии и
духовности, который обрел свою концептуальную целостность в лондонском
андеграунде последующих периодов. Именно этот феномен бездушности попытался
зафиксировать в 1966 году Антониони в своем фильме «Blow
up». Иные
же склонные мифологизировать этот период считают, что «психоделики» одним
прикосновением изменили мир многих. Так или иначе, осенью 1966 года подыгрывавший
на гитаре многим рок-звездам Джимми Хендрикс попадает в Лондон, где с помощью
Чендлера создает «Jimi Hendrix Experience». Не менее прорывным
продуктом оказываются новые альбомы состоявшихся групп «The
Who», «Rolling Stones», появляется прославленный альбом «Sergant
Pepper»
Битлз. Во всем этом просматривается след новаций. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего стилю классического квартета Джона Колтрейна. В 1966 году Пол Баттерфилд и Майк Блумфилд записали длинную импровизационную пьесу «East-West».
Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни,
включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из нескольких
частей композиции. Например, Джимми Хендрикс, The Allman Brothers Band в США и King Crimson, Soft Machine, Yes в Великобритании. Фрэнк Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году.
Стартует традиция концертных
и фестивальных плакатов, использующих постмодернистские приемы и
психоделические цвета. Тексты песен становятся загадочней и невнятнее, а
рок-сцена превращается в политическую площадку для самовыражения и психоделики.
Остатки подобного стиля остаются в сценических образах Зигги Стардаста, Марка
Болана, но на улицах доминируют другие уличные стили и мода. В этот период
начинается экспансия в Британию байк-клубов и мода на байкеров.
Английские газеты 1969 года подводили итоги
десятилетия следующим образом.
ПОВОРОТНЫЕ ПУНКТЫ «РАЗВЕСЕЛЫХ» ШЕСТИДЕСЯТЫХ
Основан журнал «Плейбой».
В докладе Вольфендена рекомендуется отменить
уголовное преследование гомосексуалистов.
Акт об уличных правонарушениях «превращает»
лондонских проституток в работающих в квартирах «моделей».
Акт о непристойных публикациях пересматривает
викторианские законы.
Роман «Любовник леди Чаттерлей» объявлен
вполне пристойным.
Закрывается Театр Уинд-милл, который был не в
состоянии состязаться с новыми стрип-клубами Сохо.
Гомосексуальный акт между согласными на него
взрослыми перестает быть преступлением.
Власть лорда Чемберлена в цензуре пьес
отменена. Премьера спектакля «Волосы», в котором актеры играют на сцене
полностью обнаженными, состоится в Вест-Энде следующим вечером!
За океаном 60-х ситуация развивалась
приблизительно по такому же сценарию. Рокабилли-стиль и первые серферы 50-х
стали уделом развлечения зажиточной прослойки, а экзистенциалистская бомба,
нацеленная на вовлечение молодежных студенческих масс в политические схемы, сработала.
Интернационализм и неподчсинение давали абсолютно противоречивые всходы , начиная с бессмысленных антивоенных манифестаций , заканчивая организацией протоинтернет общения через систему фидо и провозглашения второго ситуанисткого интернационала в Европе.На этот раз пик активности пришелся на Данию и Голландию, где образовались хиппо-анархические круги Провос , отметившиеся своими выходками, (как например напоив полицейского коня ЛСД и ли угрозами по примеру американских собратьев вылить ЛСД в городские водопроводные коммуникации,что было единожды воплощено в Америке),творчеством близкому к дадаизму и изданиями.В Америке же ,кадрово и медийно вполне «интернализированной» через хиппи -битнические движения и моду, очередной социальный кризис и начавшаяся война во Вьетнаме 1965 года привели к
расколу в обществе и тотальной англомании экспортировавшей британский бит, как последствие разочарования собственными успехами. Социум опять размежевался вдоль линии
моды. Теперь линия раскола проходила между хиппи (абсолютно собирательный
термин, под который попадали все от битников до байкеров) и яппи (преуспевающие
самодовольные карьеристы). На самом деле, это дурацкое деление было навязано
извне журналистами, и градация социума была гораздо витиеватей.
ОТ БАЙКЕРОВ ДО ВУДСТОКА
Оживившийся после военного «бэби-бума», моду на девичий инфантилизм и
философских бредней "нормальный социум" представлял из себя формирующуюся
прослойку яппи (yuppies - young urban professionals), преппи
(потенциальные яппи, выпускники хороших частных школ) и слэкеров (апатичные и
аполитичные бездельники). По другую сторону баррикад оказались хипстеры – биты,
рокерская субкультура, обретшая все черты байкерской, фольки, модернисты и
серферы, чей оптимизм никак не укладывался в циничные рамки социума. Связующей
нитью между двумя сторонами становятся студенчество, ветераны войны и
музыкальная эстрада. Нарастающая мощь байк-клубов привела к ситуации, что
ортодоксальному рок-движению потребовалась своя более жесткая и честная музыка,
тем более что база для этого уже сложилась, а множество радикальных талантов
андеграунда пылились на обочине эстрады и галерейных задворках. Здесь как раз
была найдена точка соприкосновения новых музыкальных тенденций психоделической
рок-музыки, «рюкзачной» традиции путешествий фольков, темнокожих музыкальных
талантов от соула до ритм-энд-блюза и художественных идей творческого
хипстерского андеграунда.
Необходимо отметить, что центр относительно
свободных нравов и концентрации талантов переместился в Сан-Франциско и
Лос-Анджелес, став оплотом зарождающейся психоделической революции и
фестивальной культуры. Летом 1964-го Кен Кизи, автор романа «Полет над гнездом
кукушки», основывает в Сан-Франциско коммуну Merry
Pranksters,
основной идеей которой было равенство и психоделика, и эта идея работала.
Молодежные массы вышли из-под контроля, а некоторые проявления стилей стали
откровенно асоциальными и провокационными. Так, байкеры, отрастившие по примеру
серферов волосы, стали включать в атрибутику германо-фашистские регалии и
элементы украшений, демонизируя свой облик и поведение до крайности.При этом
фашистская и черепная символика рассматривалась как атрибутика откровенной
анархии, о чем были в курсе правоохранительные органы, пристально
присматривавшиеся к «мотору» этого движения. Клуб «Hell’s
Angels»
развивает свою деятельность, охраняя и организуя крупные концерты и фестивали.
Студенческая молодежь, считающая себя не менее продвинутой, чем субкультурный
люд, самоотверженно кидается в омут «свободной любви» и психоделической
эйфории, уже имея самоназвание хиппи (от старого доброго hip -
продвинутый). Сами же хиппи называли себя в рамках двух градаций «чудаками» - «Freak»
и «умниками» - «Heads».Так начинается «революция цветов» в разгар
антивоенной кампании. Начинается период фестивальной деятельности при немалом
содействии мотоклубов и Билла Грэхема с его "Fillmore" шоу по всей
стране.
Тексты песен, в отличие от эстрадных
произведений, становятся наполненными психоделическим смыслом, и на сцене
появляются первые субкультурные вокалистки. В обрамлении «британской
психоделики» рок-культура этого периода становится во многом независимым
альтернативным стилем жизни, в котле которого смешиваются многие жанры и
стилистические особенности. Начинается формирование нового музыкального
мейнстрима, на базе которого расцветают клешеные брюки, жилетки, яркие рубашки,
а футболка, до этого момента считавшаяся исключительно постельным бельем,
становится наиболее частым аксессуаром униформы. И чистым листом для воплощения
фантазий художников, чьи искания уже превысили интерес к постмодернизму и
обратились в сторону сюрреализма, древностей и уличных проявлений
неопримитивизма. На этой базе формируется новое «народное искусство» поп-арт,
рупором и наиболее ярким представителем которого становится Энди Уорхолл и его
коллеги.
В 1967 году, ставшим во многом эпохальным,
состоялся первый фестиваль Монтрей, где впервые выступила Дженис Джоплин,
собравший 60000 зрителей, открыв тем самым череду фестивалей под открытым
небом. На этом же фестивале случился показательный провал устаревшей модовской
программы «Who». Термин «хард», устоявшийся в субкультурах,
требовал этого и от регги, и от рока, чем, собственно, группа и занялась в
дальнейшем, найдя свое уникальное место в нише «рок-оперы». И уже в 1968 году вслед за оперой Kinks «Arthur» группа делает первую постановку «Tommy», ставшую артефактом
нового витка уже рок-мейнстрима.
Это было действительно первое в истории
«собрание племен», напугавшее общественность своим размахом. На этот же период
приходится расцвет молодежной цветной татуировки. В этом же году на экраны
кинотеатров попадает фильм «Ангелы ада на колесах»( не без мотивов романа Хантера Томпсона Ангелы ада) , в котором главные роли
сыграли Джек Николсон и Эддам Рорк. По сценарию, оставив свою скучную работу,
главный герой отправляется вместе с байкерами колесить по стране, доказывая
своими мускулами и отчаянным характером, что имеет право не только на любовь и
свободу, но и на лидерство в этой разношерстной компании. На «Hell's Angels» начинается охота.
Первый судебный процесс против клуба состоялся после печального инцидента на
концерте группы «Rolling Stones» в 1967 г. «Ангелы» уже по
традиции охраняли сцену и музыкантов. Один из охранников увидел нож в руках
разошедшегося темнокожего фана и просто оказался быстрее. Шум подняли тогда
страшный, он не затих и по сей день. По иронии судьбы, в этот же период выходит
на экраны «Беспечный ездок» Денниса Хоппера и Питера Фонды, успех которого
безрезультатно пытались повторить все студии Голливуда. Два хипповых
мотоциклиста (Фонда и Хоппер) катят по Америке на красавцах-харлеях, курят
марихуану, выпивают, говорят всякую ерунду. К ним присоединяется
пьяница-адвокат (гениальная роль Николсона), ненадолго, так как его убивают
ретрограды, противники длинных волос. А мотоциклистов потом подстреливают на
дороге все те же ревнители коротких стрижек. Фильм моментально становится
культовым символом поколения шестидесятых. И получает Лучший приз за лучший
дебют «Канн-69».
|