РОКАБИЛЛИ
Вслед за триумфальным шествием «утиным шагом» Чака Берри по сцене середины 50-х, в 1954 году Элвис Пресли записал свои первые
шедевры, и американская молодежь получила своего долгожданного идола, который
стартовал на сцене в белом костюме карибско-итальянского стиля и с «индюшачьим»
коком на голове, который тут же вслед за веянием моды сменился на кожаную
куртку и ортодоксальную для рокабилли-стиля прическу. Что привнесло
дополнительные дивиденды нарождающейся индустрии «музыкальных героев». За все
время своего безраздельного «царствования» Элвис, снявшийся в 1955 году в
фильме «Бунтарь без причины», сумел привнести в рокабилли-стиль множество
элементов, ему не свойственных. Начиная с гавайских рубашек, которые
«рекламировал» еще Фрэнк Синатра, до расшитых костюмов «вестерн-стиля»,
дополненных широкими клешами. Но это было гораздо позднее и являлось явным
примером вмешательства индустрии моды и товар-плейсмента. С этого момента мы
можем констатировать, что помимо кинообразов индустрия моды получила еще одно
направление для окучивания поклонников, героизируя парней с гитарами как героев
рок-н-ролла. При этом стоит отметить, что, будучи в большей степени
танцевальной культурой, он не был придуман в 50-е. В 30-е и в 40-е годы существовали
прямые прототипы в виде джиттербага и линди-хопа. Просто вслед за новой модой
появилось нововведение в танце. Свинг, предполагавший партнерство, сложные
фигуры и обороты, дополнился твистом, который был вполне «эгоистично
автономным» танцем. А образ романтичного рокабилла (простого, но правильного
успешного парня) был окончательно сформирован и нашел своего потребителя.
Причем непримиримые южане украсили свой местный «хиллбилли-стиль» флагом
конфедерации, объявив его флагом бунта, что на самом деле выглядело в этой
ситуации не слишком миролюбиво по отношению к местным афроамериканцам.Одной из наиболее яркой фигурой этого направления можно признать постоянно разъезжающего и выступающего на открытых площадках Джин Винсента, в 56 году взорвавшего мозг девичьего населения Америки "Би-боп-а лулой", исполненной автором в гипсе и на костылях. Не смотря на быстрый взлет , попадание в британскую 20-ку, многочисленные гастроли и съемки в фильме «Hot Rod Gang», к сожалению, Джин скончался в 35 лет в нищете,пав жертвой гастрольных нагрузок и своего сложного характера. Войдя в историю вместе с командой в голубых кепках как первый пример рок-н-ролльного безумства.Другим олицетворением рокера 50-х стал Эдди Кокрэн , снявшийся в «The Girl Can’t Help It» и телепередаче «Рок 20-го этажа», к сожалению тоже ушедший в достаточно молодом возрасте разбившись в автокатастрофе. Еще один герой 50-х Бадди Холи, будучи в большей степени рок-балладистом, погиб в 22-летнем возрасте в авиакатастрофе. Все эти трагические и романтические истории не могли не сказаться на разком взлете рокабилльной стилистики в молодежной среде. Так же можно отметить , что в 1957 году в композиции «Rumble» впервые был использован эффект фуза, что в дальней определило развите «тяжелых» и «грязных» стилей звучания, пришедших на смену фольку , кантри, госпелу и ритм-н-блюзу, продержавшихся на пике внимания вплоть до середины 60-х.
РОКАБИЛЛИ РЕЙБЕЛЗ
Формирование рокабилли, блюзовой и джазовой сцены, активное
участие в которой принимали чернокожие певцы, и создание рокерских объединений
породили модную тинейджерскую тенденцию под названием «рокабилли рейбелз».
Будучи альтернативой «правильным» хиллбилли, для которых пределом мечтаний была
работа и танцплощадки, это направление носило вызывающе хулиганскую окраску.
Символом этой модной тенденции стали мотоцикл, секс и дебоширство. А
атрибутикой - кожаные куртки, ремни с массивными железными пряжками и
мотобутцы, мотоциклы, коки и «дак тейлы», вызывающе короткие женские юбки с
вульгарным рисунком и прически в виде завязанных на затылке «конских хвостов»( eng.pony tail) и
той, что увековечила собственной персоной Мэрилин Монро, став сексуальной
иконой не только эпохи, но и рок-н-ролльного стиля. Все это тоже отразилось на
общих тенденциях в моде, и «dressing up» в
виде простой рабочей одежды и элементов «вестерн-стиля» теперь произошел в
Америке. В совокупности с городскими хип-кэтами, рокерами и би-боперами,
развивавшими новое авангардное джазовое направление - модернизм, все это
составило мощный фронт противостояния цементирующейся «культуре повседневности»
и нарождающемуся диктату моды. А также стало началом общемирового
рок-н-ролльного раскачивания, которое последовало вслед за экспансией за океан..
РОКЕРЫ
Параллельно шел процесс формирования еще более
брутального субкультурного феномена. Здесь речь уже идет не совсем о молодежи,
а об отслуживших в период Второй мировой ветеранах, людях энергичных и
закаленных, также столкнувшихся с собственной невостребованностью в мире, где
все уже было разложено по полочкам и все ниши прихвачены. Культивирующие не образы,
но свою систему ценностей, ставящие меломанские пристрастия ниже духа братства
и взаимопомощи, эти группы сформировали первые рокерские банды и, возможно,
первый оригинальный стиль и униформу, в дальнейшем переросший в отдельную
субкультуру байкеров, представляющую до сих пор реальную угрозу «нормальному»
обществу своей независимостью и самодостаточностью.
А поначалу это были отдельные мотогруппировки
людей, привыкших к повышенному адреналину, ставящих систему ценностей,
выработанную за годы участия в военных действиях, и риск выше норм общественных
приличий. Изначально пребывающие вне социума, эти группы участвовали в
официальных мотогонках, наводя страх на жителей сонных городков Калифорнии.
Таким образом, в 1947 году они впервые привлекли к себе внимание фоторепортеров
и журналистов, которые не преминули демонизировать образ вольных мотоциклистов.
Позже эта тенденция превратилась в травлю с ответными выходками и мгновенным
ростом популярности этого движения. Перебивающиеся случайными заработками, эти группы
сумели сформировать фонды взаимопомощи, разработать собственные кодексы и
униформу, превратившись в замкнутые мотоклубы и среду, куда не мог проникнуть
любопытный нос журналиста. В 1954 году Стенли Крамер снял фильм «Дикарь» с
Марлоном Брандо в главной роли, принесший всемирную популярность и рокерам, и
актеру, и режиссеру фильма. Движения мотоклубов стало охватывать всю страну,
появились клубы с дерзкими названиями типа «Бузотеры», «Хулиганы», «Ангелы
ада», с угрожающей воинственной символикой и основным элементом униформирования
в виде кожаной куртки и клубного жилета с нашивками. Страх перед неизвестным
явлением вкупе с интересом сопровождал эти кочующие по стране моторизированные
племена, иногда враждующие между собой, но солидарные в своем противостоянии
обществу. Наиболее известным как пример для описания структуры и истории
мотоклубов подходит легендарный «H.A.M.C.», или «Ангелы ада».
АНГЕЛЫ АДА
В конце 40-х мотоклубы росли как грибы после
дождя, и H.A.M.C. был среди них не
самым крутым. Люди просто ездили на мотоциклах, и ничего, кроме совместных
поездок и приключений, их не объединяло.
Свою историю бренд ведет со времен войны,
когда капитан Эрл Болдуин после пятого боевого вылета нанес на свой Б-17
(серийный номер 41-24577) надпись «HELL'S ANGELS»
и эмблему. Еще два авиаподразделения морской авиации США, взявшие название «HELL'S ANGELS», действовали на Тихоокеанском фронте против
Японии (видимо, здесь надо искать корни пренебрежительного отношения «ангелов»
к японским мотоциклам). Помимо эмблемы «HA», 85-я истребительная
эскадрилья несла на передней части фюзеляжа изображение оскаленной акульей
пасти, до сих пор используемое многими байкерами для оформления бензобаков, а
сам образ оформленного самолета стал эмблемой модного бренда «Bomb boogy», выпускавшего ремейки. Эмблема 552-й
эскадрильи средних бомбардировщиков («Deathshead») стала прообразом
легендарного знака мотоклуба «HELL’S ANGELS MC». Основателям отделения H.A.M.C. из г. Фонтана
пришлось по душе предложение ветерана воздушных боев Арвида Ольсена принять
эмблему в качестве клубного логотипа. Позже президент отделения из
Сан-Франциско Фрэнк Сэдлик разработал официальный логотип H.A.М.C.,
который с гордостью носят на жилетках тысячи членов мотоклуба во всем мире.
Старт клуба был такой же, как и у всех остальных мотообъединений.
Все кардинально изменилось в 60-х, когда после Вьетнамской войны очередная
партия ветеранов нашла свое место в рядах субкультур. Именно в это время
президентом отделения клуба в Окленде (штат Огайо) стал молодой и энергичный
Ральф «Сони» Баргер, с тех пор бессменный президент мотоклуба «HELL’S ANGELS MC WORLD»
- самая легендарная личность байкерского мира. Все американские подразделения
клуба были строго организованы и четко структурированы, хаотичные разъезды сменились
хорошо спланированными мотопробегами. Из числа наиболее авторитетных членов
клуба сформировался офицерский состав, принимающий основные решения, касающиеся
клубной жизни, были сформулированы основные правила клубной иерархии и приема
новых членов. Эта традиция была призвана, чтобы препятствовать проникновению в
клуб случайных людей. Но рассвет рок фестивального движения и популяризация через кинофильмы не могли не сказаться на том , что новая мото эстетика связавшей мотоцикл и стил жизни, ранее существовавшая в виде выездов среднего класса на уикенды и спортивных мотогонок, стала заманчивой для многих 60-ков.
|