ХИПСТЕРЫ И БИТНИКИ
Городская мода однозначно доминировала, и
образ пройдохи хип-кэта, уже утративший этническую однозначность, был не в
меньшей степени привлекательным. Группы подобных негодяев, занимавшихся мелким
бандитизмом, как и британские «кош-бойз», и околачиванием возле клубов и
танцзалов, получили название хипстеров, то есть «продвинутых», взяв за основу
для формирования стиля «словарь хипстера» Кэлловея 1943 года, модный боп и
свинг. Белые хипстеры оформленные такими же модернисткими костюмами и узкими галстуками, которых вслед за сменой музыкальных предпочтений стали
называться Битами или Битниками (от нового музыкального направления beat ), как называли молодежь тренирующую свои музыкальные навыки в американских гаражах и ремонтных мастерских в рамках нового стиля. Образ же темнокожего хипстера увеченного соулом или модернистским джазом неизбежно отразился на предшественниках
стиля би-бойз, уже бравших под контроль отдельные территории городских трущоб в составе гриззеров.
С момента формирования новой эстрадно-танцевальной индустрии, культивирующей
соул, ритм-н-блюз, бит и нарождающийся рокабилли, можно говорить о наступлении
новой эпохи - эпохи мультинациональных молодежных и уличных стилей. Так же как
и о симбиозе мейнстрима и субкультур, вылившемся в скором времени в длительное
противостояние. Одним из антимодным ориентиром которого стали поклонники хиллбилли, небрежно одетые и наглые, ставшие прототипом тех самых образов
подростков, которые попытался зафиксировать Джордж Лукас в своем фильме
«Американское граффити» с малоизвестным тогда Харрисоном Фордом в главной роли.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ И ДЕКОРАТИВЫЕ СУБКУЛЬТУРНЫЕ СТИЛИ.
В этот же период мы можем зафиксировать появление
первых «ложных» субкультур (попросту поклонников городской и сельской моды) -
так называемых битников - экзистенциалистов, фольков, и поклонников стиля
«дольче вита».
Первые представляли собой интеллектуалов
среднего достатка, завсегдатаев кафешек, взявших в силу собственной уличной
несостоятельности имидж антигероев-философов и принявшихся отчаянно изучать всю
историю психологии общества в домолодежный период. Естественно, по сути
представлявшие из себя не что иное, как скопище ложных эстетистов, по аналогу
своих «собратьев по несчастью» 19-го века, эти группы лиц занялись подведением
философского обоснования под нынешнюю неблагодатную ситуацию. Не отрицая
литературного таланта Жака Керуака, Кена Кизи, Джона Тайтелла, Уильяма Берроуза
и многих других, сделавших литературу «о реальной и духовной жизни» модной для
более состоявшихся жлобов, можно уверенно сказать, что именно этот пласт стал
той самой «интеллектуальной» составляющей, загнавшей в гробы немалое количество
хиппи последующих поколений. Тем не менее вклад литераторов-экзистенциалистов , увлекавшихся модернистким джазом,искусством и футурологией значителен.Так например джазовый музыкант,певец и автор ряда модернистких произведений и скандального «Я приду плюнуть на ваши могилы» Борис Виан, предсказал еще в 50-е бум и взрыв на базе подобной литературы едва не дожив до 60-х. Мода на подобное литературная битничество сложилась достаточно быстро, проявилось в европейской Франции в виде богемы (самоназвание богемцы французские битники приняли по аналогии с цыганской богемой 19 века) и обросло аурой мифологии.
По недомыслию в список экзистенциалистов попали и иные
литераторы, такие как Хорхе Луис Борхес, ничего общего не имевший с
декадентскими обществами, скорее наоборот, учитывая его участие в
художественных кругах «ультраистов» в 20-е годы. При этом, будучи настоящим
революционером-постмодернистом, он изобрел «пишущую машину» (напоминающую
чем-то логическую машину Раймунда Луллия, изобретенную в XIII веке, о которой любил
писать), бесперебойно работающий генератор текстов, который производит новые
тексты из старых и тем самым предохраняет литературу от смерти. «Как инструмент
философского исследования логическая машина - нелепость. Однако она не была бы
нелепостью как инструмент литературного и поэтического творчества», - замечает
Борхес. Благодаря его изобретению к концу ХХ века литературные занятия стали
достоянием всех, в том числе людей без таланта и даже способностей. Достаточно
было быть внимательным читателем. Это во многом относилось к обсуждаемым
«битникам».
Естественно, что плоды деятельности
декадентствующих антигероев были востребованы средствами массовой информации,
выпускающими из общества накопившийся пар. Внешний же вид антимодной,
бородатой, небрежно остриженной антимолодежи дополнялся униформой в виде
свитеров с высоким воротом, заимствованных у модернистов беретов и сандалий,
общим чуханизмом и всем, что прилипнет из мифологизированной ими же истории
собственного происхождения и обоснования собственной беспомощности. Поэтому
немудрено, что сами «битники» высмеивались даже официальными потребителями их
интеллектуальной продукции в виде газетных и журнальных карикатур, включая даже советские.
ФОЛЬКИ И СЕРФЕРЫ
Более состоятельным стилистическим явлением
оказалось ответвление «вестерн-стиля», скорее альтернатива оному, в виде
фольков. Пропагандируя такое же самоотречение, как и экзистенциалисты, фольки
взяли за основу традиции «зеленых» и скаутов начала века, подняв на лозунги
пацифизм, оптимизм, любовь к природе и истории. Внешне это выражалось в виде
индейских пончо, женских юбках с крупным цветочным узором, ковбойских и
индейских балладах на природе и мелких украшений, легших в основу
хиппи-стайлинга будущего. Не малую роль в формировании музыкальной составляющей сыграл так называемый скиффл ( фольк-пение с аккомпанементом на импровизированных музыкальных инструментах, в роли которых может выступать что угодно) популярный в Америке начала 20-го века и ставший модным в Англии ,как раз в 50-е. Сходные, но более оптимистические лозунги приняли и
первые серферы американского побережья, одевавшиеся в клетчатые и гавайские рубашки , уже в начале 60-х
слушающих Beach boys, разродившихся первыми композициями «Serfin» 15 сентября 1961 года. Начало же нового инструментального танцевального жанра, основанному на гавайском звучании гитары с эффектом vibrato было положено Fireballs и Surfaris. Развитие пляжного отдыха,кинотеатров под открытым небом и комикс культуры, незамедлительно повлек за собой воцерковления моды на бикини и пин ап, иконами которого стали Мэрилин Монро и Бетти Бу.
ДОЛЬЧЕ ВИТА
Последним проявлением стилей, прозванных за
отсутствием подлинности «пластмассовыми», был «итальянский стиль», по имени
вышедшего в 60-м фильма «Dolce vita».
Толчком для этого явления стал стилистический «пинг-понг» между Америкой и
Европой, при немалом содействии итальянских модников-гангстеров и экономический подъем в Италии.Вслед за этим
последовала экспансия высокой итальянской моды в зути-стиль, романтизация
состоятельных классов и фильм Феллини «Восемь с половиной».
Но начало этой тенденции тоже соприкосалось с экспансией американских
меломанских стилей конца 40-х в виде свинга и зазу (чернокожих исполнителей,
придерживавшихся Карибского стиля), в следствии чего мода на джаз «Cool school»
и би-боп охватила Париж, а вслед за ним докатилась до Рима. Чет Бекер стал
проводником этой минималистической моды зарождающегося модернизма. Уже к
середине 50-х элегантный костюм, мотороллеры «Веспа» и «Тубино», как и прическа pavvaneggiarsi (индюк) с ниспадающей прядью с зачесанных к
затылку волос, и развязанный образ жизни «вне линии» (tresca)стали атрибутом «итальянского стиля» и преуспевающего белого
модника. В 60-х эти тенденции вместе с лозунгом «просто, элегантно, современно» лег в остову модернистских стилей Британии за небольшой разницей, выражавшейся в том что поклонники «нового стиля» слушали не только модернисткий джаз , но и Биг-бит. Закрепившись в Европе вплоть
до 80-х, стиль вернулся в Америку вместе с новой музыкой, где белая молодежь все еще пребывала в
поисках своего стиля.
|