Уличная
мода начала
1980-х носила специфический
характер вплоть
до 1983 года. Сводилась
же она к стилистике
хиппи и битников,
с зачатками
"итальянско-американского"
стиля casual для
основного
населения,
стоявшего в
очередях за
джинсой, плащевкой
и вельветом.
Еще реже можно
было увидеть
на улице представителей
высшего советского
сословия,
предпочитавших
привозные вещи
от Диора или
иной иностранный
ширпотреб.
Модницы среднего
сословия, которые
ухитрялись
шить вещи по
выкройкам в
отечественных
ателье, или
перешивали
по образу и
подобию увиденного
в кино, носили
эти вещи "на
выход", коим
являлись посещения гостей
и театров. В
силу этих причин,
любое проявление
молодежной
самостоятельной
моды на фоне
буро-серого
населения
столиц выглядело
чрезвычайно
ярко и вызывающе,
и подвергалось
прессингу.
Несмотря на
это, уже в начале
десятилетия,
в обеих столицах
стали появляться
люди в меломанских
футболках и
атрибутами субкультурных
стилей (ньювейва
и хэви металл). С
началом Перестройки
и частичной
легализации
меломанских пристрастий,
улицы города
несколько
разукрасились
маньяками
устаревшей
джинсово-вареной
моды и брейкерскими
самопальными
прикидами.
А субкультурный
люд, наладивший
собственный
рынок атрибутики,
уже сформировал
свои представления
об эталонах
внешнего вида.
Основным ориентиром
здесь служили
собственные
представления
и обрывочные
данные с обложек
и страниц иностранных
журналов, а так
же собственные
(отчасти наивные
и карикатурные) артистические
начинания.
Тотальный
дефицит только
способствовал
развитию хендмейда
и винтажных
стилей. Уже к
моменту субкультурного
и идеологического
прорыва, уличную
моду можно было
условно поделить
на
а) артистическую
субкультурную
(панковские
и модовские
костюмы, которые были
незаменимым
атрибутом
артистического
эпатажа)
б)
субкультурную
(стилистически
меломанскую),
обыкновенность
которой
компенсировалась уличными
перформансами
в)
фарцовочную,
к которой тяготело
основное
непродвинутое
население,
женская аудитория
дискотек и сами
утюги-фарцовщики
Отдельно
были представлены
немногочисленные
сценические
костюмы некоторых
радикальных
неформальных
групп. Но, в
большинстве
случаев, если
для многих
музыкантов
это был всего
лишь сценический
имидж, то для
уличных субкультурщиков,
неизменно
занимавших
передние ряды
концертных
площадок и
пользовавшихся
бесплатным
проходом, собственный
"сценический"
имидж был делом
будничным и
ежедневно
прилагался
к уличным
приключениям.
Но это развивалось
в канве субкультурного
D.I.Y. (do itself) и попадало
в разряд Стилей,
с чем можно
ознакомится
в соответствующих
разделах
сайта.
Авангардная
мода - термин
приемлемый
для мировой
индустрии
1970-80-х годов, в
советских
реалиях не имел
под собой никакого
практического
смысла, в силу
отсутствия
и коллективного
понимания моды
и какого-либо
мейнстрима,
к которому мог
бы приложиться
пресловутый
"авангард".
Вплоть до того,
как появилась хотя
бы какая-то
альтернатива
всему, что
предлагалось
на прилавках
- достаточно
оторванная
от советских
реалий, эмоциональная,
творческая,
но при этом
имевшая своего
благодарного
зрителя. Альтернативная
мода была
дикорастущей
и неукращенной,
появившись
внезапно, как
химическая
реакция различных
творческих
групп андерграунда,
которые молниеносно
отвоевали
собственное
пространство
на рок-сцене,
в сквотах и на
официальных
подиумах. Сам
же термин официально
закрепился
за этим ярким
явлением в 1988
году, появившись
впервые на
страницах
польского
журнала Mlodosc. По
сути, представляя
собой театр
мод новой эстетики,
это явление
балансировало
на грани перформанса
и дизайнерского
шоу. Слухи,
идеи и легенды,
все это воплощалось
дизайнерами
и модниками
в экстравагантных
образах на
самодеятельных
подиумах и на
улице. И просуществовало
вплоть до прихода
в обновленную
Россию 1990-х зарубежных
глянцевых
модных изданий,
дифференцировавшись
на клубный
перформанс,
уличную и
сквоттерскую
альтернативу,
достигнув
своего апогея
в виде Рижской
ассамблеи
Альтернативной
моды, многие
участники
которой продолжили
свой путь в
рамках модной
и дизайнерской
индустрии.
вернуться в раздел " Мода"
|