Перестройка была самым сложным периодом для моды. Отечественная
легкая промышленность лежала в руинах, прилавки магазинов были пусты,
единственным журналом мод на всей громадной российской территории была
немецкая «Бурда моден», появившаяся в 1987 году при содействии Раисы
Горбачевой.
Вспоминался Андрей Платонов, писавший вскоре после революции: «В идеи
одеваемся, а портков нет». В годы перестройки идей стало еще больше, а
«портков» не было по-прежнему. Именно тогда в Москве и Петербурге
возникло это модное движение, ныне названное альтернативной модой. Авангардные
художники быстро завоевали Западную Европу и Америку. Экзотическая
«русская мода» была нарасхват. Да и как было не подивиться сытой
западной публике, например, на творения петербургских художников
Светланы Петровой и Кирилла Миллера? На деловые платья, сшитые из двух
кителей (модель называлась «Честь офицера, или Русская рулетка»)? Или на
«Платье из булыжной мостовой» под девизом «Женщина в такой броне
недоступна всей стране»?
А как можно забыть придуманные Светой Петровой для
манекенщика-культуриста замечательные плавки — белые, воздушные, похожие
на балетную пачку, снабженные длинной изящно изогнутой шеей и головой
лебедя? Смех смехом, но коллекции авангардных модельеров из только что
рухнувшей советской империи активно прокатывались на Западе. И я
предполагаю, что знаменитое платье «Лебедь» сербского модельера Марьяна
Пежовски, которым Бьорк шокировала почтенный бомонд на Каннском
фестивале, могло быть вдохновлено этими знаменитыми плавками.
Диковинную «русскую моду» создавали в Москве Алексей Петлюра, Катя
Филиппова, Андрей Бартенев, в Петербурге — Сергей Чернов, Наталья
Першина-Якиманская (Глюкля) и Ольга Егорова (Цапля), Костя Гончаров.
Самыми знаменитыми «альтернативными моделями» были Влад Мамышев-Монро,
достигший просто невероятного сходства со своим кумиром — Мэрилин, и
муза Алексея Петлюры пани Броня, которой было хорошо за 70. В Петербурге вся эта тусовка вращалась вокруг Пушкинской, 10, и созданного в начале 90-х отдела новейших течений Русского музея. Я уверена, что именно наши альтернативщики ввели первыми моду на винтаж.
Ольга Егорова (Цапля) неустанно пополняла свою коллекцию «Магазин
путешествующих вещей» в секонд-хэндах, адреса которых держала в секрете.
Она любила придумывать откопанным там («спасенным», как выражалась
художница) анонимным вещам новые названия и новые истории. Кого только
не было в ее коллекциях: «блузка для нежных блондинок», «жакет для
девушек с тонкими запястьями», «белое платье со следами от утюга и
кружавчиками»… Все великие денди той эпохи — и Тимур Новиков, и
Виктор Цой — носили подлинные предметы старины. А знаменитые черные
рубашки Цоя с прозрачными кармашками с оловянными солдатиками были
сделаны Костей Гончаровым — рано ушедшим из жизни талантливым
модельером, чьи вещи сейчас находятся в коллекции Русского музея.
Для толп модной молодежи, веселящейся на вернисаже, все это — далекое
прошлое. Для таких «ветеранов модной журналистики», как я, — часть
жизни. В те годы никто и подумать не мог, что все эти забавные, смешные,
трогательные, «доморощенные», порой невероятно талантливые, порой
просто ужасающие и жалкие творения «модельеров» конца 80-х — начала 90-х
через двадцать лет будут признаны историческими. Что они будут названы
«альтернативной модой» эпохи перестройки и причислены к интереснейшим
культурным феноменам своего времени.
Михаил Бастер, куратор выставки: —
«Альтернативная мода до прихода глянца»—это большой проект, который мы
начали в 2004 году только по одной причине: материал пропадал, надо было
спасать… Все оставшееся от той эпохи надо было собрать,
систематизировать и, конечно же, опубликовать. И делать это надо было
очень быстро — архивы исчезали, художники меняли сферу деятельности,
уезжали в другие страны или умирали. Я начал собирать фотографии и…
Коллекция стала расти как снежный ком! Мы вытаскивали даты и события.
Все само собой конструировалось. Проект словно начал жить своей жизнью. Сейчас в нашем собрании около 1000 фотографий. Но в «Лофте» помещение не очень большое, поэтому мы показываем лишь две сотни.
Зинаида Арсеньева
|