Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СНИМКА

Фотография играет огромную роль в жизни общества. Она не  только наш информатор, но и активный воспитатель. Воспитательная сила фотографии заключается в комплексном воздействии на зрителя ее функций — от непосредственно служебной до собственно эстетической. Современные исследователи выделяют различные функции искусства. Прежде всего— идеологическую, социальную, собственно воспитательную. К ним прибавляются эвристическая (способность побуждать в человеке жажду творчества), гедонистическая (способность вызывать чувство наслаждения), коммуникативная (быть средством связи между людьми народами). Ряд авторов называет также семиотическую (художественные ценности как система знаков), зрелищную (искусство как развлечение, игра, отдых) функции. В литературе можно встретить точки зрения, отстаивающие или отвергающие некоторые из названных функций. Например, предлагается не вычленять как самостоятельную эстетическую функцию искусства, поскольку
она воплощается не отдельно, существует не сама по себе, а через действие других функций. «Поэтому правильнее говорить о
художественно-познавательной, эстетически-коммуникативной, эстетически-гедонистической, эстетически-идеологической,
эстетически-воспитательной функциях...» Некоторые авторы не выделяют в самостоятельную социальную функцию искусства, также считая, что она реализуется через все остальные. Такое положение с оценкой и систематизацией функций искусства не случайно. Оно говорит о том, что выделение тех или иных из них в качестве самодовлеющих необоснованно.
Независимо от того, сколько сегодня обнаружено функций у искусства, сколько и какие будут еще открыты завтра, — все они тесно взаимосвязаны и проявляются не автономно, а исключительно друг через друга, одна через все и все через каждую.
          Идеологическая функция не может существовать в искусстве вообще и в фотографии в частности вне социальной, не может не оказывать воспитательного воздействия на человека. Было бы странным, в свою очередь, говорить о действии воспитательной функции вне идеологических, социальных, эстетических, коммуникативных и других параметров произведения. И то же самое можно сказать о всех остальных функциях. Это обстоятельство как-то ускользает от внимания исследователей. А ведь понимание его чрезвычайно важно для творческой практики фотографов. Дело в том, что образность снимка складывается из реальных объектов
окружающего мира, зиждится на документальной, репродуктивной основе изображения, к какой бы сложнейшей технике фотопечати ни прибегал автор.
Это придает функциям фотоискусства особую действенность, что и составляет воспитательный потенциал фотопроизведения.
          Обратимся к примеру. Возьмем, казалось бы, далекий от идеологии жанр — пейзаж. Какие мысли может вызвать он у зрителя? Самые противоположные. Мир есть дом и мастерская человека, природа соразмерна человеку, он осваивает просторы земли и неба, несет им добро и свет. То есть идеи широко мировоззренческие, гуманные, материалистические. Но пейзаж можно «подать» и как нечто враждебное человеку, гибельное и страшное для него. Такое мы часто видим в фотоискусстве буржуазного общества — мира наживы, хищнического уничтожения богатств природы. Социальный смысл фотопейзажа также очевиден. В первом случае этот смысл выражен в общечеловеческой позиции автора, как равного среди равных представителей человеческого рода — наиболее широкой социальной общности. Во втором случае идея будет иной: человек — одиночка, он вне человеческого сообщества, он сам по себе бессилен перед природой.
Коммуникативная функция: в первом случае автор как бы приглашает к сотрудничеству, совместному труду в «цехах» природы. Гедонистическая — призывает почувствовать красоту мира, насладиться его совершенством. Во втором — апофеоз разобщенности, отвращения к увиденному. Надо ли доказывать, что во всех вышеприведенных случаях произведение по-разному будет действовать на зрителя, воспитывать в нем противоположные идейные, социальные, эстетические начала. Таким образом, уже в пейзаже, в самом «нефункциональном» жанре фотоискусства, мы можем видеть действие всего комплекса функций в их единстве. Там же, где главным объектом изображения становится человек (в портрете, в жанровом снимке, в репортаже с места события),— названные функции проявляются еще более отчетливо и выпукло. Человек с его поступками, в его столкновениях, противоборстве со всем, что его угнетает, привносит в фотопроизведение социально-конкретное, в классовом обществе — классовое содержание. Это
углубляет идейную направленность произведений, придает им историческую и политическую заостренность. Определенность и конкретность обретают и все остальные функции.
          Конечно, и человек может быть отображен в широком социальном контексте (например, в темах любви, материнства). Но, как уже было показано, это не лишает соответствующей содержательности идеологическую, воспитательную, коммуникативную, гедонистическую и другие функции. Через положительное отношение к отображаемому они утверждают гуманистические,
материалистические идеи в нашем сознании.
          В условиях развитого социалистического общества задача коммунистического воспитания трудящихся выдвинута в идеологической работе партии на одно из первых мест. Для решений этой задачи первостепенное значение приобретает конкретизация социальной функции фотоискусства. Ибо для целей коммунистического воспитания недостаточно
формировать только материалистическое мировоззрение, передавать широкие общечеловеческие представления и идеи, хотя, конечно, дело это очень нужное и важное. Сегодня в условиях острой идеологической борьбы в современном мире, когда искусство и, тем более, такой его передовой отряд, как фотография, становится средством и оружием в битве за человека, необходимо максимально активизировать социально-классовую функцию фотоизображения и тем самым усилить воспитательный потенциал
снимка. Светлый, оптимистический взгляд на жизнь — это хорошо. Но ведь сегодня мир и человек в нем в результате авантюристических действий атомных маньяков империализма поставлены на грань катастрофы. Только с социалистическим обществом связывает человечество надежды на предотвращение вселенской погибели, только с авангардом всего самого
прогрессивного — международным коммунистическим движением — надежды на торжество цивилизации, нового, подлинно человеческого образа жизни.
Поэтому подлинная активизация социальной функции, а вместе с ней всех других функций искусства невозможна без отображения напряженного труда советских людей во имя коммунизма, их борьбы за переустройство мира, усилий всех людей доброй воли для сохранения безопасности народов и предотвращения войны. Придать такую конкретную содержательную направленность социальной функции фотографии — значит неизмеримо повысить мощь идеологической, воспитательной, коммуникативной,
эстетической и других функций произведений фотомастеров, их эффективность в деле коммунистического воспитания трудящихся. Для этого авторы снимков должны с еще большей ответственностью отображать окружающую действительность в главных ее тенденциях и закономерностях, оценивать явления с четких марксистско-ленинских позиций.
          Наиболее действенным средством в этом смысле был и остается положительный герой, образ которого концентрирует все ценное, преодоленное и достигнутое на трудном пути утверждения нового мира и человека. Именно на это нацеливает художников июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, призывая «ярко раскрывать характер и облик строителя нового
общества — подлинного героя нашей эпохи». Подчеркнем, речь идет не о навязывании каких-либо форм, сюжетов, композиций, тем более не о заданности содержания. Речь об усилении воспитательной действенности снимка, о главных направлениях, ведущих к достижению этой цели. В силу своей специфики фотография, быть может,— самый функциональный вид искусства. Понимание особенностей ее функций, их взаимодействия, возможностей, заложенных в них, умелая, осознанная реализация этих
возможностей открывают фотомастеру новые пути к достижению эффективности воздействия фотопроизведений на зрителя.



Николай Владимиров,
кандидат философских наук.

«Советское Фото», № 3, 1984
 


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru