Три взгляда на «Кино»
Николай Мейнерт, «Реклама»
(еженедельное приложение к газете «Вечерний Таллинн»), 28 августа
1985 г.
Под тремя разными углами зрения можно попытаться взглянуть на сущность
этой рок-группы.
Во-первых, само название — «Кино» — отсылает нас к кинематографу,
внешняя связь с которым для творчества группы не слишком очевидна.
Может быть, речь идет о «съемках с натуры», о зарисовках своих
впечатлений с кинематографической точностью, равно как и операторской
изобретательностью? Вообще идея 3—4-минутного киносюжета, сценария,
воплощенного не в визуальной картинке, а в тексте
и музыке (и именно в таком порядке — сначала в тексте,
затем уже в музыке) — довольно популярна в среде ленинградских
рок-музыкантов. Например, именно об ассоциации с такими кинороликами
говорил лидер «Зоопарка» Михаил Науменко, характеризуя содержание своих работ,
еще несколько лет назад. Наконец, не следует забывать, что в само понятие
«кино», помимо оттенка повседневности, привычной для нас формы традиционного
времяпрепровождения, вкладываются еще и понимание кино, как какого-то
очень модного и, в некоторой степени, магического действа.
В общем, возможных граней в названии оказывается достаточно много, и с каким
из них соотнести конкретное ленинградское «Кино», каждый слушатель сможет
решить сам. После того, как прослушает, разумеется.
Взгляд второй — через Ленинградский рок-клуб. «Кино» является одним
из ведущих коллективов этого любопытного объединения ленинградских
самодеятельных рок-музыкантов. Быть здесь означает иметь широкую популярность
в относительно узких кругах. Ибо, как ни бьется рок-клуб,
а вывести свои группы за пределы вполне конкретного контингента
слушателей, постоянно посещающих все концерты на улице Рубинштейна
(помещение рок-клуба), пока не удается. Основным нерешенным вопросом здесь
является качество аппаратуры. А «Кино» остается прежде всего группой
концертного плана, которая в хорошей аппаратуре нуждается.
Главным действующим лицом на сцене является Виктор Цой, т. е.
мы имеем дело с группой в принципе аккомпанирующей конкретному
лидеру (достаточно типичная ситуация в нашей рок-музыке). Цой сам поет,
играет на гитаре, пишет всю музыку и все тексты. Выступление «Кино» —
это еще и актерское мастерство Цоя, когда музыка и сценический образ
сливаются в одно целое и служат друг другу существенной поддержкой.
Это единое целое выглядит настолько убедительно, что прощаешь имеющую иногда
место музыкальную примитивность.
И вот тут наступает время для третьего взгляда на «экран» нашего
«Кино». Как раз по поводу отмеченной выше примитивности. Само слово имеет
как бы оттенок негативный: «примитивно» в нашем обыденном понимании
все чаще значит «плохо», «слишком просто». Конечно, у «Кино» нет инструментальной
виртуозности «Радара» или «Квадро». Но возникает вопрос:
а нужна ли она в данном случае? Тем более что рядом с Цоем
стоит бас-гитарист, чьи технические возможности ни у кого
в ленинградском рок-мире сомнения не вызывают. Александр Титов, ранее
игравший с группой «Август», а ныне параллельно выступающий
с «Аквариумом». Значит, могут. Но не хотят?
Давайте вернемся к понятию «примитивности». Но уже
в несколько ином его значении. Ну, например, в том, которое
употребляется по отношению к художникам-примитивистам, наиболее
хорошо знакомым представителем которых является Николо Пиросмани. Начните учить
такого мастера-самоучку классическим правилам живописи,
и он тут же потеряет непосредственность восприятия
и изложения, удивляющую нас в неожиданно выразительных работах.
Так вот, у «Кино» наиболее сильная сторона — та самая
непосредственность или простота восприятия и изложения, не лишенная
доли романтизма. Сам Цой прежде всего романтик и, может, даже идеалист, ибо
мотивы лирические явно доминируют над любыми другими в его творчестве. Это
настроение музыкантам «Кино» удается донести до своих слушателей,
а вопрос о том, какими музыкальными средствами и на каком
уровне профессионализма это делается, при знакомстве с конечным результатом
сам собой отступает на второй план.
|