124 мира
№ 29: Мы идем по улице и спорим. На чем надо ехать: на такси, на
автобусе или пойти на кладбище пешком? Я говорю, что не против
пройтись. Она говорит, что это для меня чересчур, и останавливает
такси. Мы доезжаем до кладбища и входим. Мне не по себе. Не по¬тому,
что мне трудно гулять рядом с кучей жмуриков, а пото¬му, что из будочки
у ворот сейчас вынырнет кто-нибудь вро¬де легавого или сторожа и
разгундится, какого черта мы собираемся здесь делать. Так и вижу
какого-нибудь жирно¬го сраного борова:
-~ Что вы думаете здесь делать? Ищете место, где бы
потра¬хаться, а? Ага, я так и понял... проблядушки. Наверное,
при¬кидываете залезть в какой-нибудь мавзолей и наебетесь до потери
сознания, да? А вот и не выйдет! Убирайтесь к черту отсюда, пока я из
вас всю срань не вышиб до самой останов¬ки. Ты чего на меня пялишься,
парень? Давай, попробуй только. Хотел бы я поглядеть. Я тебя так
отделаю, что фин¬гал у мамы будет. Убирайтесь к черту отсюда, засранцы.
Что-нибудь этакое. Мы проходим в ворота, никто не появля¬ется. Идем по
неровной потрескавшейся дорожке. Целые семьи лежат в ряд. На некоторых
камнях написано просто «МЛАДЕНЕЦ». Повсюду плитки с номерами. Участки
на продажу. Я думаю о человеке, который идет по дорожке со смотрителем,
-они уже поболтали и посмеялись за чашеч¬кой кофе. Человек смотрит на
плиту и говорит смотрителю:
- Вот, вот это место. Оно не куплено? Я хочу, чтобы мое те¬ло
лежало именно здесь. Еще свободно? Отлично. Сколько? О, замечательно.
Да, мне нравится, что здесь солнечно. Ни¬каких деревьев поблизости,
хорошо. Не хочу, чтобы птицы гадили на мое надгробье, - неважно, что я
не буду об этом знать. Шутка. Понимаю, что вы все это уже слышали, ну,
в общем, да, я беру этот участок.
Если бы я хотел выбрать место, где мое тело будет покоить¬ся
целую вечность, я хотел бы действительно быть в нем уверенным. Я хочу
сказать, действительно уверенным. Я по¬ставил бы палатку и пожил бы там
несколько дней. Я знаю, смотрелось бы странненько: например, похороны,
и все эти скорбящие шествуют мимо моей яркой оранжевой палатки. Я бы
улыбался и махал им, жаря себе сосиски на походной газовой плитке. Я
бы, конечно, мозолил всем глаза, но в кон¬це я бы все знал наверняка. Я
подошел бы к этому смотри¬телю: взгляд твердый, в голосе уверенность.
— Да, сэр, эта могила мне подходит, я уверен. Где мне рас¬писаться?
Я бы не шутил, и он бы это знал это. Наверное, что из этого
места вышла бы отличная площадка для гольфа. Здесь есть и пруд, и все
остальное. Нужно быть сильным игроком, чтобы суметь здесь играть, среди
сплош¬ных камней, - та еще задача. Да ладно вам, профессиона¬лам должно
быть скучно на своих турнирах. Тут же такие здоровенные поля, а то и
крокодил какой выползет. Представьте, как весело будет забивать мячик в
мавзолей. А если он приземлится на могилу давно забытого дядюшки?
Ладно, у моего отца было обыкновение по выходным выгу¬ливать собак на
этой площадке для гольфа. Площадка была огромной. Собаки бегали вокруг
и очень радовались. Хоро¬шие и преданные собаки. Они видели, как эти
мячи летают по воздуху. Они подносили их и складывали, как горку
пере¬пелиных яиц, к отцовским ногам. За сотни ярдов оттуда я ви¬дел,
как игроки грозят кулаками. Хотя и далеко, но я даже слышал, что они
кричат. Всякую срань, вроде: «Черт возьми, блядь, эти собаки... мой
мяч!» Папаша животики надрывал от смеха. В такие минуты он был почти
что человеком. Мы подходим к мавзолею, сплошное железо и гранит. Внутри
места больше, чем во многих квартирах, где я жил. Она дума¬ет, что
внизу могут быть подземные ходы. Я спрашиваю, что, по ее мнению, делать
куче жмуриков с потайными ходами. Могу себе представить, как они там
внизу покатываются:
— Хо-хо, наши жены по-прежнему думают, что мы мертвые! Эй, Мо, давай-ка чекушку... Хо-хо...
Наверняка никогда не знаешь, поэтому я подхожу и прикла¬дываю
ухо к двери: не играет ли музыка, не катаются ли ке¬гельные шары...
Ничего, ни звука.
Мы идем дальше. Я спотыкаюсь о венок, и он падает. Я под¬бираю его и снова прислоняю к постаменту. Читаю имя на камне.
— Извини, Джон, то есть мистер Гарленд.
Я отхожу и оглядываюсь. Венок снова упал. Я знаю, что, ес¬ли ад
в самом деле существует, я попаду туда, и старина Джон будет ссать мне
на голову со своих облачных высот. Мы обходим всю территорию кладбища и
снова оказываем¬ся у ворот. Я озираюсь и вижу что-то похожее на
телевизи¬онную антенну, которая торчит из-за одного надгробия. Подхожу
посмотреть; оказывается, просто перевернутая подставка для венков.
Здорово было бы увидеть пару «за¬ячьих ушей», прицепленных к камню.
Кабельщик подключает могилу. Эй, у нас теперь широкоэкранное
телевидение, хватай лопату и ползи смотреть!
Надгробья здесь самые разные, каких ни пожелаешь. Я по¬казываю
ей одно, похожее на здоровенный черный член. Она смотрит на меня и
начинает хохотать. Наверное, кое-ко¬му тут не помешало бы завещать
своим любимым украсить их надгробия какими-нибудь причудливыми
неоновыми штуками - здорово бы выделялись среди сплошного чер¬ного и
серого.
Мы доходим до ворот. Я слышу чьи-то голоса. Смотрю и ви¬жу трех
парней в робах, они стоят у грузовика. Они переда¬ют по кругу косяк. Я
говорю ей, что на могиле Дэвида Ли Рота будет полностью затаренный бар
и торговая палатка. Мы уходим с кладбища.
№ 30: У него был выходной. Он сидел в комнате. Так он всегда
проводил время, когда не работал. Работа делала его злобным, заставляла
ненавидеть бесконечно. Заставляла бить кулаком в стену. Заставляла
держать свой ебаный рот на замке. Он шел со смены домой, надеясь, что
кто-нибудь прикопается к нему и он пустит в ход кулаки. Был канун
Рождества. Как и множество прежних рождест¬венских дней, он не рассылал
и не получал ни подарков, ни открыток. Для него Рождество - просто еще
один день. Просто еще один день, за который следовал еще один. Он знал,
что люди - говнюки: им нужен такой день в году, ког¬да они могут быть
милы друг с другом. А так просто они не умеют. Им нужен повод вылезти
из своих ям и стать людь¬ми. Какие же они отвратительные говнюки. Он
это знал. У них всегда все сводится к деньгам. Выхода нет. Жизнь просто
ждет начала следующей смены. Он вспомнил рождественские праздники
своего детства. Они жили вдвоем с матерью. Мать дарила ему какие-то
по¬дарки и ни на минуту не позволяла забыть, что он для нее - кость в
горле. Она вытаскивала из кладовки пластиковую елку и украшала ее той
же гирляндой, что и год назад. Уны¬лый ритуал. Он помнил, как у нее к
губе всегда прилипала сигарета, и она твердила, что он должен больше
ценить всю эту срань. Она прибавляла «чертов» ко всему, что говорила.
Чертовы подарки, чертовы игрушки и так далее. Он хотел сказать, что ему
не нужны ни елка, ни подарки, и лучше бы она не была такой противной
все время, не смо¬трела на него так, он ничем этого не заслужил. Это не
он придумал Рождество.
Открывать подарки - тоска смертная. Он знал, что на по¬дарки у нее нет денег, и когда она их покупает, злится боль¬ше обычного.
— Только попробуй не радоваться. Я за него отдала черто¬ву кучу денег.
Она закуривала и смотрела на него ястребиным взором.
Раз¬ворачивая подарки, он старался выглядеть как можно счастли¬вее. По
правде говоря, они ему были безразличны. Хотелось Одного - убить ее. По
тому, что она ему покупала, он мог за¬ключить, что она не знает о нем
ничего. Все равно, что жить с чокнутой, которая платит за твою
квартиру, покупает тебе всякую срань и говорит, что лучше бы тебя
вообще не было. Под Рождество звонила мать его матери. Бабушка была
пья¬ницей. Он видел ее несколько раз, и она всегда была не в се¬бе:
язык заплетался, косметика размазана, она хихикала, цеп¬лялась за
стулья. Они начинали разговаривать по телефону, и мать принималась
орать, пепел с ее сигарет летел по всей квартире на пол. В конце
концов, мать швыряла трубку и би¬ла на кухне посуду. Он убегал в свою
комнату и прятался. Через несколько дней его отправляли к отцу -
навестить и забрать купленные для него подарки. Иногда и там была елка,
но чаще всего, к счастью, не было. Его подарки всегда лежали в чулане
рядом с отцовскими ботинками. Подарки никогда не заворачивали. Он мог
сказать, что его отец не знает его совершенно. Мать давала ему коробку
сигар, чтобы передал отцу в подарок. Отец бросал на них взгляд и клал
на полку, ничего не сказав. Его отец смотрел какие-то спортив¬ные
соревнования и засыпал перед телевизором с горящей сигарой в руке. Он
смотрел на спящего отца и размышлял, дать ли сигаре сгореть в отцовской
руке. В последнюю мину¬ту осторожно вынимал окурок и клал в пепельницу.
Потом был пережаренный обед, накрытый мачехой - ужа¬сающе противной
сукой. Она терпеть не могла сахар - она добавляла во все искусственный
подсластитель. Еда была сухая, приготовлена кое-как, жуткое количество
дерьмовой еды. Отец сильно тыкал его под ребра: это значило, что ему
пора сказать что-нибудь приятное про обед.
— Действительно вкусно, мэм.
Отец смотрел на него и кивал. Она и не скрывала, что он для нее
сплошной геморрой. Ему не терпелось свалить оттуда. Мачеха пугала его
до усрачки.
Он возвращался домой к матери со всеми отцовскими по¬дарками. Мать вытаскивала их и рассматривала, без конца бормоча при этом:
- Черт, вот же действительно тупица, а? Как эту чертову дрянь
включать? - И она дергала за движущуюся часть ка¬кой-нибудь игрушки и
ломала ее. - Видишь? Эта чертова дрянь - дешевка! Видишь теперь, какой
он скупердяй... Господи.
Он отволакивал подарки к себе в комнату и сваливал их в кучу в
углу. Он редко играл с тем, что они ему покупали. Боялся сломать. Она
его била. Называла неблагодарным и грозилась, что придет полиция и
заберет его в тюрьму на¬совсем.
— Я вот думаю, не позвать ли полицию, чтобы она забрала тебя. Что ты об этом скажешь?
Тресь.
— Что - тресь - ты - тресь - об - тресь - этом - тресь - скажешь?
Они сидел и думал вслух:
— Хорошо бы, если б твой ебаный дом, папа, сгорел, вот чего тебе надо.
Проходит еще одно Рождество. Он сидел и смотрел, как па¬дает
снег за окном. Хороший вид из его окна - другой жи¬лой дом напротив. В
некоторых окнах мерцали огоньки рож¬дественских елок. Изредка
проплывала голова случайного прохожего. Радиатор погромыхивал, словно
дрожал.
— Да, ты и я - два товарища, ха, ха.
Завтра еще один выходной. Еще один день ждать, когда сно¬ва
начнется смена. Смена всегда начинается снова. Свобод¬ное время - точно
дыра между клыками работы, маленький пробел, когда тебе позволено
дышать, лгать себе и убеждать себя, что ты живой. Они заставляют тебя
приходить и ухо¬дить. Они тебя имеют. Нет ничего, кроме смены и
квартиры. Работа и ожидание. В свободное время он отдыхал, держал ноги
в горячей воде, чтобы снять отеки. Бесконечно. Свет в комнате плохой.
На потолке три патрона, но перегоревшие лампочки он не менял. Теперь
осталась одна. Темнота под¬ступила. По-прежнему падал снег. Он сидел и
ждал, когда начнется смена.
№ 34: Он много смотрел телевизор. Все равно, что пока¬зывают, -
он собирал информацию. Это все - разведка. С каждым часом, чем больше
он смотрел, тем больше узнавал их, как они работают, их привычки. Чем
больше он узнавал, тем легче будет действовать, когда придет время. Он
выпол¬няя задание - секретное. Протокол требовал, чтобы детали операции
не выпускались в общую циркуляцию. В конце концов, речь идет о
национальной безопасности. На работе все его сослуживцы считали, что он
чокнутый, но он им нравился, поскольку они знали: не каждый день
главный резидент использует компанию по упаковке посуды как прикрытие.
Ему-то что? Так он мог проникнуть внутрь, не привлекая к себе внимания.
Легче войти в их жизнь и разнюхать, видеть, как они действуют. Чем
больше инфор¬мации, тем лучше.
Вернувшись домой, он смотрел телевизор без перерыва. Держал
под рукой записную книжку и яростно делал помет¬ки. Женщина в рекламе
шампуня каждый раз одинаково по¬чесывала себе ухо. На самом деле, ее
движения и манера речи совпадали настолько точно, что он мог
поклясться: реклама всякий раз - одна и та же. Он сделал пометку:
со¬брать как можно больше информации о жизнеподобных ро¬ботах. Вот что
еще он знал о ней - и о них всех. «У них нет никакого стиля -
определенно, культ личности. Легко понять, что они привыкли лгать и
слышать ложь. Фак¬тически, по моим оценкам, они пользуются ложью как
ос¬новным средством обмена информацией. Имея с ними дело, ложью
располагай их к себе. А правдой смущай и одурачи¬вай их... нужно
раздобыть больше информации». Шли годы. Сослуживцы спрашивали: - Ну как
твое задание, Ларри?
Он отвечал, что не знает ни о каком задании, но даже если бы он
имел какую-то информацию о так называемом зада¬нии, то не имел бы права
раскрывать подробности такого за¬дания, даже если бы оно существовало.
Кучи записных кни¬жек становились все выше.
Он нашел новое потрясающее место для сбора информации:
библиотеку. Там постоянно шептались. Должно быть, обме¬нивались
секретным враньем. Он шел в библиотеку и делал вид, что просматривает
книги. Он даже завел себе читатель¬ский билет. Время от времени он брал
книги на дом, чтобы думали: он любит литературу. Обычно брал те,
которые уже читал, чтобы суметь ответить на вопросы в том случае, если
библиотекарь попытается устроить ему блиц-опрос. Дер¬жать все базы
прикрытыми - вот главное в сверхсекретной работе. Никогда нельзя терять
бдительность, и нужно посто¬янно выкладываться до конца.
№ 36: Они сидели на диване и смотрели телевизор. Он об¬нимал ее
за плечи. Они смотрели программу о группе моло¬дых юристов, полных
сострадания и человеческих ценнос¬тей, которые боролись за права
обездоленных. Молодого человека обвиняли в изнасиловании. Теперь он
предстал перед судом и пытался отрицать свою вину. Девушка на ди¬ване
сказала:
— Он виновен.
Он спросил ее, откуда она знает, решив, что, возможно, она уже видела эту передачу.
— Я знаю, что он это сделал. Женщина такое всегда видит. Мы мужиков знаем. Да, он точно это сделал. Он посмотрел на нее.
— Какая херня. А я знаю баб. Сперва говорят, что им хочет¬ся, но
потом им не нравится или они залетают и начинают орать «изнасиловали»,
и парень садится в тюрьму. Настоя¬щий сволочизм. Если им не хочется,
чтобы мужчины подхо¬дили и приставали к ним, зачем они носят такую
одежду? Мерзкая перекосоебленная игра, если хочешь знать. Бабы держат
мужиков за яйца, и те, кто послабее, иногда теряют контроль, когда их
так раздрачивают по самое не хочу. Она посмотрела на него так, словно
он только что вывалил ведро с конским навозом ей на голову, да еще и
доллар по¬просил.
— Думаешь, это правильно, если какой-то парень делает с
женщиной то, что хочет? Что ее одежда - и впрямь при¬глашение к
бесплатному сексу? Если ты так считаешь, я уходи прямо сейчас. Мужики -
свиньи!
— Нет! - рявкнул он в ответ. - Я совсем не это имел в виду Я не
считаю, что мужчина может делать с женщиной все, что захочет. Очнись,
разве я похож на такого? Черт!
— Ладно, - сказала она. - Я знаю, что ты думаешь про все эти
дразнилки. Мне противно говорить об этом, но мы с подружками раньше так
делали, когда были юными и не такими элегантными, как сейчас. Заводили
парней до полного исступления и смотрели, насколько далеко можно зайти,
по¬ка не стало слишком круто, - а потом убегали. Какое-то время было
забавно, но я понимаю, как это может взбесить мужчину.
Он протянул руку и обхватил ладонью ее грудь. Она посмот¬рела
на него и улыбнулась. Он ее поцеловал и сунул руку ей под блузку. Залез
ей в лифчик и обвел пальцем сосок. Дру¬гой рукой он залез ей под юбку.
Теперь его рука была у нее в трусиках и поглаживала волосы на лобке.
Она медленно вытащила его руку из блузки и задержала ее в своей.
Засу¬нула его указательный палец себе в рот, провела языком во¬круг
кончика и заглянула ему в глаза. Другой рукой она об¬хватила выпуклость
на его брюках. По телевизору началась реклама молока.
Красивая девушка выпила стакан молока, облизнула губы и сказала:
- М-м-м, ням-ням.
Красивая девушка улыбнулась, и реклама кончилась. Она стиснула выпуклость и сказала:
- М-м-м, ням-ням.
Она принялась расстегивать ему рубашку, целуя те места, что были
под пуговицами. Ткнулась языком в его пупок, рас¬стегивая ремень на его
брюках. Она вытащила его член и стала разговаривать с ним:
- Привет, красавчик, ты так хорош, что я бы съела тебя, как
леденец. Ты, наверное, вкусный. Такой большой и крепкий. Ну что
бедняжке делать, а? Я не могу себя контролировать! Он чувствовал на
своем члене ее дыхание. Она взглянула на него снизу вверх и улыбнулась.
Он закрыл глаза и глубоко вздохнул. Наверное, будет здорово. Она чуть
дернула его за член и засмеялась, вставая.
- Вот такие гадости мы и делали. Боже, ну не суки ли мы! Эти
бедные парни должны были нас дико ненавидеть! Лад¬но, мне пора. Мы с
девочками хотим сходить на новый
фильм Джо Коула. Смотрел когда-нибудь? Он такой клевый. Все мои
подружки хотят сорвать с него одежду! Если кто-ни¬будь из них позвонит
сюда и будет меня искать, скажи, что я уже иду. Пока!
№ 66: Хуевая дрянь. Обещала позвонить после того, как вернется.
Я ждал ее, потому что ужасно хотел ее видеть и не йог дождаться
встречи. Прошло десять дней, а она все еще не позвонила. Если она
решила меня кинуть, могла бы, по крайней мере, иметь мужество позвонить
и сказать. Я об¬звонил несколько номеров, разыскивая ее. Наконец,
нашел. Казалось, ей странно меня слышать. Я спросил, почему она не
позвонила. Она мне ответила что-то бессодержательное. Я очень хорошо
знаю эту девушку. Я знал ее много лет, и я знаю, когда она лжет. И у
нее это не очень хорошо получа¬ется. Так что я немного позабавился и
задал ей несколько быстрых вопросов, на которые она должна была бы
ответить не задумываясь. И она не смогла. Разумеется, не смогла, ведь
она сочиняла ответы по ходу дела. Тяжело, когда тебя оскорбляют,
особенно по телефону. Вы когда-нибудь испы¬тывали такое бессилие,
пытаясь выкрутиться из подобной ситуации по телефону? Я-то знаю. От
этого с ума сойти можно. Так что в конце концов мы договорились
встретиться в ресторане. Мы не могли встретиться на ее новой квартире,
потому что «там покраска». Приятно, что ее новый мужик делает для нее
ремонт. Все это было много дней назад. Се¬годня поздно вечером я
позвонил ей, хотел поговорить, по¬тому что не мог больше ничего тут
делать. Я позвонил и ус¬лышал приятный низкий мужской голос на
автооответчике. Я не люблю опускаться до мести и всех этих кипящих
страс¬тей, но знаете, рано или поздно я столкнусь на узкой дорож¬ке с
этой парочкой, и плевать, крут этот тип или силён. Есть шанс, что он не
ёбнутый псих и не так готов умереть, как и я. А если даже и так, тем
лучше. Я хочу, чтобы она видела, как я изуродую этого парня просто
прикола ради - а еще для того, чтобы ей было что рассказать своим детям
много лет спустя.
№ 70: Пойдет он на эти танцы. А пригласить девушку у не¬го
никогда не получалось. Типа, что делать, когда он выведет ее на
середину. Он пытался танцевать один у себя в комнате, и ему становилось
так стыдно, что приходилось все бросать. Хотя к ним он присматривался.
Если за внимательность дают очки, он стал бы чемпионом. Женщины так
загадочны и треп¬ливы. Он понятия не имел, что говорить женщине, если б
ког¬да-нибудь выпала такая возможность. Танцы шли себе и шли, и он
бывал почти на всех. Находил самый темный угол спорт¬зала и смотрел на
женщин, прислонившись к стене. Как-то раз увидел девушку, которая вела
себя так же. Он рассмотрел ее: достаточно хорошенькая. Через несколько
вечеров она перехватила его взгляд. В конце концов, и сама на него
по¬смотрела. Он глянул на нее снова, и она ему помахала. Он
со¬дрогнулся всем телом. Он знал, что ему следует делать, и в то же
время понимал, что не в состоянии пересечь к ней зал и сказать
«привет». Он был так робок, что едва мог отвечать на перекличке в
классе. Он смотрел в пол, пытаясь выглядеть беззаботным, даже
скучающим. Когда он снова поднял голо¬ву, она оказалась прямо перед
ним. У него забилось сердце. Он подумал, что может задохнуться. Она
представилась. Он тоже ухитрился произнести свое имя. Оба согласились,
что все эти танцы дурацкие и они оба пришли сюда, чтобы посмо¬треть, до
чего глупыми могут быть их друзья, и как глупо тан¬цевать, и т. д. Они
тоже решили попробовать в шутку. Ну, ти¬па: «Съешь фунт сала, но только
в шутку, конечно».
Они отправились для этого в темный угол спортзала. Играл
какой-то медляк, что-то из «Three Dog Night». Певец пере¬крикивал
музыку.
— Только глянь! Все мальчишки у одной стены, все девоч¬ки - у другой. Почему бы всем не быть, как ТЕ ДВОЕ В УГЛУ?
Ужин у него в животе взбунтовался. Они отпрянули друг от друга. Она убежала. Он никогда ее больше не видел.
№ 83: Я собирался застрелить ее в гостиной. Я знал. Я
представлял себе все это. С утра пораньше я уже был на месте и собирал
оставшиеся пожитки. Я чувствовал себя идиотом, когда подбирал свою
рубашку и запихивал ее в пластиковый пакет, а она в тот момент
наблюдала за мной, как мамаша. Она явно не хотела, чтобы я уходил.
Совершен¬но. Пусть надеются, потом легче будет им мстить. Если тебя
простили один раз, будут прощать и дальше. Ты можешь сде¬лать им любую
гадость, какую захочешь. Эта женщина разо¬злила меня. Я думал, что я
выше влюбленности. Я всегда был игрок, мозгоеб. Я нефигово в этом
преуспел. Можно по-настоящему гордиться тем, как сильно я умею доводить
этих тупых сук. Мне нравится, когда они плачут. В то утро плакать
пришел мой черед. Я спросил, как она может так выставлять меня из дома.
Думал, посею вину в ее крошечный умишко, а потом смогу протащить по
горячим угольям. Наверное, по¬лучится. Она старалась оставаться
сильной. - Почему ты не можешь повзрослеть и быть мужчиной Один раз в
жизни? Прекрати истерику. Я чувствовал напряжение во всем теле. Я хотел
сломать ей шею прямо там, но это было бы слишком легко. В этой жизни я
стараюсь контролировать каждую минуту. Под ее влия¬нием я почти утратил
это свойство. Готов признаться - я любил ее.
Через несколько часов я снова шел к ней домой, неся в кармане
брюк пистолет. Я подошел к ее двери и постучал. Она не отперла, а
только приоткрыла щель почтового ящика и сообщила, что она занята и
позвонит мне потом. Так заня¬та, что не может открыть дверь? Что за
херня замышляется За этой дверью? Я сказал, чтобы она открыла, я хочу
кое-что Дать ей. Она сказала, чтобы я просунул это в почтовый ящик.
Хорошо, ответил я. Я открыл щель и посмотрел в нее. Она стояла прямо
напротив меня. Я выстрелил три раза. Попал ей в живот, по крайней мере,
дважды. Повернулся и ушел. Побрел обратно по ее улице в сторону
бульвара Сансет. Я ничего не чувствовал. Я миновал жилой комплекс.
Около небольшого пруда, прямо за забором, стоял человек. Я оста¬новился
и уставился на него. Я не знал, почему. В конце кон¬цов, он улыбнулся и
сказал: - Привет, меня зовут Пол.
Я вынул пистолет из брюк и выстрелил ему в живот. Он упал на
траву. Я пошел дальше. Я не бежал. Я не знал, почему. Не помню, чтобы я
что-то чувствовал. Я пошел домой, при¬готовил какой-то ужин, послушал
какие-то пластинки и за¬снул. На следующий день мне нужно было идти на
работу. Это было полгода назад.
№ 92: Он стоял у нее за спиной почти час. Она едва шеве¬лилась.
Будто телевидение имело над ней какую-то магиче¬скую власть. Он смотрел
на затылок ее седеющей головы - она тихонько тряслась под записанный
хохот публики. То был конец времени. Конец всякой борьбы и всякого
стра¬дания. Он больше не будет лежать по ночам без сна, думая о работе
и деньгах.
Цифры! Сколько сотен часов он потратил, думая о деньгах и
маленьких цифирках в маленьких рядах, таких аккурат¬неньких и
хорошеньких? Цифры - это еще не все! Какое откровение, когда игра зашла
так далеко. Да и что такое реальная жизнь? Жил ли он когда-нибудь
по-настоящему? Был ли у него момент, когда он не боялся что-нибудь
потерять? Растратил ли он свою жизнь понапрасну? Он думал о морщинах на
своем лице. Шестьдесят четыре го¬да - это старость? Слишком поздно,
чтобы начать все снача¬ла. Он разглядывал всех женщин на улице и знал,
что слиш¬ком поздно даже думать о том, чтобы что-то предпринять. Она
снова посмотрел на ее затылок. Громко позвал ее по имени.
— Эллен.
Она слегка подскочила и обернулась как раз в тот момент,
когда он выстрелил себе в рот. То был конец времени.
№ 99: Сейчас ты нашла записку и мое тело. В конверте вместе с
письмом - деньги, три сотни долларов, возьми их, пожалуйста. Это
покроет расходы на очистку комнаты от то¬го-бардака, который я здесь
устроил. Наверно, есть какая-нибудь компания, которая специализируется
на очистке ко¬вров и стен от мозгов и пороха. Полистай «желтые
страницы». На моем счету должно было остаться немного денег;
пожалуйста, возьми их, чтобы избавиться от тела. Ес¬ли что-нибудь
останется, пожалуйста, оплати счета, которые придут в ближайшие недели.
Я знаю, о чем ты думаешь. Если он мертв, то на кой черт ему
теперь думать об оплате счетов? Но я думаю. И еще я мог бы нести
ответственность за все это.
Видела бы ты, как я напрягал мозги (ха ха!), пытаясь найти
способ убить себя и одновременно избавиться от тела. Не хотел бы я
созерцать такую сцену. Прости, я пытался сде¬лать что-нибудь немножко
более стильное и элегантное, но в тот момент с мозгом у меня было не
все в порядке. И те¬перь это по всей комнате, ха ха.
Наверное, ты хочешь знать, зачем я это сделал. Я не смог найти
ничего значимого для себя. Деньги, женщины, секс, любовь, известность,
друзья - ничто не могло удержать ме¬ня. Все это куча кала. Все равно
так много нужно лгать, что¬бы как-то получить хоть что-нибудь. Когда ты
в последний раз ходил на свидание с девушкой и не лгал каждые пять
кинут? Правда, я действительно устал врать. А если гово¬ришь слишком
много правды, обанкротишься! На работе я чувствовал себя ебаным
роботом. Во-первых, невероятно, что я вообще так надолго с этим завис.
Можно ли придумать способ убивать время глупее, черт возьми? Вставать,
одеваться и идти туда, чтобы какой-то мудак тобой
командовал. Возвращаться домой и готовиться к тому же са¬мому
на следующий день? Ну уж нет. Больше никогда. По¬смотри на всех наших
друзей - если их еще можно так на¬звать. Они не скулят, лишь когда
находят новый способ выебать кого-нибудь. В противном случае они - та
же са¬мая предсказуемая злобненькая кучка, как и все остальные. Я не
хочу на тебя наезжать, но я чувствовал себя хомяком в клетке. Бегал за
жратвой, крутился в колесе каждый день. То было унижение, которого я
больше не мог выносить. Все, что я считал «хорошим», - хорошая пытка,
вот что это было. Хороший садомазохизм. Больше ничего. Жизнь -
медлен¬ное движение к смерти. Это длится годами. Яд в тебя влива¬ют так
медленно, что даже распробовать не успеваешь. Поэтому слушай, не парься
по этому поводу, а? Я там, где должен был быть. Все к этому шло. Я
много лет назад знал, что все к этому идет. Просто вопрос времени, пока
я не на¬брался смелости отказаться от яда. Мне бы не хотелось, чтоб ты
чувствовала себя обязанной это делать. Если ты можешь участвовать в
этом гнусном шествии жизни, тебе и карты в руки.
Опять-таки, извини за грязь.
Блюз черного кофе
4 марта 1989 г. Вена, Австрия. 7:59: Редко склады¬вается так
удачно, как сейчас. Я в ресторане этого старого отеля. Серый свет
австрийского утра бросает мягкий от¬блеск на пустые столы вокруг.
Напротив места, где я си¬жу, - длинный стол с едой: яйца, сыр, хлеб,
булочки, масло, джем, молоко, апельсиновый сок, мюсли и большой
кофей¬ник с кофе. Я выпил половину первой чашки; чудовищно. У меня на
лбу выступают бусинки пота. Я останавливался в этом отеле раньше, в
1987 году. Наша группа гастролировала по Европе - десяти недельное
турне. Стол, за которым мы сидели, слева от меня. Какое тогда было
необыкновенное, грандиозное утро! Мы так много ели, что я думал, еда
полезет из нас наружу от одного взгляда на стол. Просто фантастика,
упражнение в переедании, «спор¬тивное обжорство», как мы стали называть
это в «Black Flag». После того как мы съедали ужасно много еды, мы
делали сэндвичи на дорогу, набивали ими карманы и отправ¬лялись
выступать.
Я допил первую чашку. Попросил дружелюбную молодую женщину
принести мне еще кофе. Ее ответ располагает ме¬ня к ней, пока не
подходит время рассчитываться. - Да, конечно, - отвечает она. Она
понимает. Приносит вторую чашку.
Этот отель находится напротив железнодорожного вокзала. В 1987
году я всю ночь болтался по этим улицам. Пошел на станцию и смотрел на
калеку, пытавшегося поспать на ска¬мейке. Его растолкали и выгнали.
Смотрел на проституток, работающих на бульваре в своих облегающих
сапогах из бе¬лого пластика. Прошлой ночью, возвращаясь из клуба, я
по¬думал, не прогуляться ли туда, где я видел эту хорошенькую
проститутку-блондинку, подпиравшую стену здания. Жар¬кая ледяная машина
по торговле сексом. Вчера ночью у се¬бя в номере я думал о ней, глядя в
темноту. Прикидывал, где она теперь - может, все еще стоит на бульваре,
может, умерла. Она до сих пор такая хорошенькая, какой я ее по¬мню? А
все остальные? Как память лжет нам. Как время по¬крывает обыденность
золотом. Как оно разбивает сердце, искушая вернуться и попробовать все
оживить. Как нам тяжко, когда мы обнаруживаем, что золото было лишь
тон¬кой позолотой, покрывавшей свинец, мел и облупившуюся краску на
картине.
Она подходит, в каждой руке - по кофейнику. - Не хотите ли вы
еще кофе? - спрашивает она. - Да, пожалуйста, - отвечаю я, стиснув
зубы, стараясь вы¬тащить свою правую руку из-под ноги, которую схватил
такой спазм, что может остановиться кровообращение. Нали¬вает. Вот он,
черный и зловещий, с легким масляным блес¬ком на поверхности. Я пью.
Мягкий - как смерть. Сегодня я еду в Венгрию, в Будапешт, где сама
мысль о ко¬фе - просто шутка. Найти его трудно, а если повезет, вкус
обычно такой, словно он растворимый, да еще как следует выдержанный в
козлиной моче. Понятно, почему там пьют так много водки.
Пока я пил, я думал о ней, о той хорошенькой проститутке. С тех
пор, как я видел ее, она, вероятно, отсосала десять ки¬лометров членов,
невероятно много узнала о моральной не¬устойчивости и ненадежности
среднестатистического муж¬чины, видела достаточно, чтобы сказать, что
видела слишком много, и узнала достаточно, чтобы сказать, что ино¬гда
лучше вовсе этого не знать. Храбрая и прекрасная сексу¬альная тварь.
Третья чашка - за тебя. Извини, мне пора в дорогу.
6 марта 1989 г. Линц, Австрия: Смотрю в чашку номер три, не
такой уж горячий. И вполовину не так горяч, как официантки в этом
заведении. Те же девушки, что и в про¬шлый раз. И держатся они так же -
холодно и отстранение. Вечер кажется пустым. Весь день ехал по Венгрии
и Авст¬рии. Я не знаю, что-то в этом баре гнетет меня. Официантка
надушена, пахнет чем-то удивительным. Хорошо, что хоть кофе протащит
меня через все это. Иногда попадаешь в та¬кие ситуации, когда можно
делать только одно - терпеть, считая минуту за минутой. Хотя хорошо
сидеть в комнате, полной голосов, и не быть в состоянии разобрать ни
слова. Мне нравится это скудное чувство, что бежит сквозь меня
беспрестанно. Иногда я чувствую себя совершеннейшим иностранцем, словно
я родился, чтобы навсегда быть изоли¬рованным от них. Понимаете, о чем
я? Полностью чужой. Тя¬желый кофейный блюз номер три висит в воздухе,
уставив¬шись на меня. Все люди вокруг разговаривают, я на другой
планете. Мне не одиноко, я лишь встревожен и смущен. Лю¬ди таращатся. Я
слышу, как в их разговорах начинает вы¬прыгивать мое имя. Я вынужден
опустить взгляд к газете, к кофе, к черному маслянистому оку Истины! Ни
за что в жизни не пойму женщин здесь. Они сделаны из дерева, или изо
льда, или из комбинации того и другого? Я наблюдаю за ними. Я не говорю
с ними, пока одна не задаст мне вопрос; в другом случае мне нечего было
бы им сказать. Кому - им? Они есть они. Они везде. Я не понимаю их. Я
привык думать, что понимаю, но теперь вижу, что был не прав, я
обманывал себя. Все это время я себя обманывал. Каждый иногда себя
дурит. Наверное, лучшие из нас прово¬дят за этим занятием меньшую часть
времени, когда не спят. Тем не менее можно много сказать о тех, кто
преуспел в оду¬рачивании себя. Они попадают во все заголовки.
7 марта 1989 г. Линц, Австрия:
Один в комнате
В магнитофоне играет «R.E.M.»
Уставившись в пол
Вниз смотрит одинокая лампочка
Ожидая сна
Ожидая передышки для мозга
Много часов назад я был в другой комнате
Выступал перед множеством людей
Теперь я здесь
Никто не знает
Так что ж?
Я могу сложить сотни таких ночей
Как кирпичи
Выстраивать все выше и выше
Так все равно происходит
Так что ж?
Особая смелость для этого не нужна
Я понял, что нужно много сил
Выдержать самого себя
И это все труднее
Я не знаю
Становлюсь ли я умнее и сильнее
Или просто лучше одурачиваю себя
8 марта 1989. Дортмунд, Германия: У меня что, разум отшибло?
Сколько чашек я выпил? Зачем я с собой так по¬ступаю? Я ввалился в
ресторан отеля полчаса назад, полдня назад, полчаса, полдня? Только что
кофейная барышня наго¬ворила мне кучу гадостей, потому что я налил себе
кофе сам и не позволил сделать это ей. Я мог только улыбаться,
смот¬реть в сторону и подавлять желание вцепиться ей в глотку. В
Дортмунде льет. Когда я был здесь в последний раз, тоже шел дождь.
Селби говорил мне вчера что-то о романтике, и я задумался. В
данный момент кофе на столе, черная кровь всемогущего кофейного бога
бурлит у меня в желудке. Я не могу ничего сделать, но отдаюсь буре.
Романтика? Черт, та девушка, с которой я раньше встречал¬ся в
Лос-Анджелесе. Она всегда говорила мне гадости из-за полного отсутствия
у меня романтического чувства. Один раз я ей сказал, что любовь и
романтику из меня вышибли. Конечно, глупее в жизни я ничего сказать не
мог, но я думал, что это произведет на нее большое впечатление, большой
контраст с моим обычным мужским зависом. Она не позво¬лила мне об этом
забыть. Все спрашивала: «Почему ты ни¬когда не присылаешь мне цветы? Ах
да, это было выбито из тебя. Извини». Ну, сейчас 1989 год, мне двадцать
восемь, и секс для меня отнюдь не новое переживание. В данный момент он
- биомеханика. Может, я где-то по дороге с ним облажался.
Пару лет назад у меня была короткая и быстротечная встреча с
романтикой. Мне она снилась, я писал о ней и ей. Я даже имени ее не
знал. Она работала в таком месте, куда я часто заходил. Она тогда была
совершенной, она не могла иметь недо¬статков. Великолепно, тотальная
нереальность. РОМАНТИКА. В конце концов, я встретился с ней, и какое-то
время все бы¬ло прекрасно. Я отправился куда-то на гастроли, писал ей
все время, звонил ей дважды за тысячи миль. Отвечала она всегда
одинаково, словно я звонил ей с другой стороны улицы. Ей было
наплевать. Когда я приехал домой, она написала мне Письмо. В нем
говорилось, что она больше не хочет быть со мной. Что мне интереснее
пахать, а не поддерживать капризы неделовых или немузыкальных
отношений. Потом я написал песню о том расстоянии, которое я
чувст¬вовал, думая о той девушке. Главными строчками в песне были
слова: «Чем ближе я к тебе, тем дальше от тебя». Я ду¬мал, что все то
время, пока я был с нею, я очень старался выкинуть это из головы.
Романтика прошла испытание вре¬менем.
Селби сказал, что хочет немного романтики в своей жизни.
Сказал, что ему приятно посылать кому-то цветы и открытки. Наверное,
тут нет ничего плохого, тем более что говорил это Селби, а он мужчина.
Я знаю одну девушку, она присылает мне цветы, открытки и прочую чепуху.
Конечно, я немедлен¬но их выбрасываю и думаю, сколько всего я мог бы
сделать на те деньги, что она потратила на этот мусор. После того как
мы трахаемся, она скрывается в ванной. Через минуту вы¬ныривает с
влажной мочалкой и вытирает мне член. Ну не мило ли? Компания
«Холлмарк», выпускающая поздравительные открытки, должна бы сделать
такую, с хорошенькой надписью: «Ты такая красивая, когда вытираешь сок
с моего усталого члена».
Может быть, я перегорел. Типичный мужлан, мерзкий нео¬прятный
ебарь, настоящий американский красавчик. Это форма слепоты, вазелин на
объективе, никаких проблем. Я знаю, ты сейчас смеешься, считая меня
полным выродком. Я последний человек, неромантический тип, который во
всем видит лишь жирнозадую биологическую оргию. Ну и ладно.
Может, в один прекрасный день я из всего этого вынырну, но вот сейчас... мне schwarz, пожалуйста!
10 марта 1989 г. Берлин, Германия: Что лучше всего подходит к
чашке кофе? Еще одна чашка. Утренний кофей¬ник преданно стоит слева от
меня на отдельной горелке. Че¬рез несколько часов мне ехать в Кёльн.
Небо сегодня серое. Я один в ресторане большого отеля. Я завтракал
сегодня вместе с Селби; мы делали это последние несколько дней. Он
великий человек. Для меня честь - пу¬тешествовать с ним, быть рядом с
ним все время, видеть каждый вечер, как он работает. Это много значит
для ме¬ня - всё.
Ах да, мы пьем кофе и чувствуем, как крепчает изоляция.
Представь себя за столом, ты тупо уставился на трещинку в его
поверхности. Твои глаза - пустырь для всего мусора, для всего, что
потерялось и выброшено. Все, кого ты знал, весь прошлый опыт, десять
жизней под серыми небесами, планета дождевых бурь переполняют тебя. Ты
совершенно один. Ты выходишь на долгую прогулку сквозь себя - без
движения. Не помнишь, когда ты сел сюда. Время на корот¬кий промежуток
перестает существовать. Изоляция, изоля¬ция, которую чувствуем все мы.
Иногда она так ясно ощуща¬ется, что становится вполне отдельным
существом. Сидит напротив в одном с тобой пустом пространстве
раздроблен¬ного времени. Свобода может быть пустырем. Она наполня¬ет
тебя ничем, а ты сиди потом и разбирайся. Изоляция со¬бирает меня
воедино. Все те часы, что я провел в фургоне, глядя на бегущую дорогу.
Я оборачиваю себя вокруг себя. Изолированные части жаждут изолированных
частей, кото¬рые жаждут. Мы можем сблизиться лишь на вот столько. В
этой истине есть своя суровая, скудная красота, чистая ли¬ния. Даже
когда мы вместе, мы разделены. Наверное, есть моменты, мгновенья силы,
времени вне времени. Мгновенья, что поистине больше жизни.
Конец пути определяет путь. В конце пути ты один. Жизнь -
вспышка, рукопожатие в темноте. В одинокой комнате, переполненной
людьми, - вот они, вот ты. Правда вопит тебе прямо в рожу. Иногда ночь
- удар ниже пояса.
20 марта 1989 г. Амстердам, Голландия: Сегодняш¬ний вечер
проползает, как хорошо откормленный таракан. Сижу один в своем номере.
Дешевый город - Амстердам. Вваливаются уроды, торгующие гашишем, их
зазывные речи перемежаются резким кашлем. Один парень последовал за
мной в банк. Я обдумывал, не пальнуть ли ему в голову, но так поступать
в публичном месте нельзя. Не хочу ввязы¬ваться в разборки со свиньями в
таком месте. Хотя это что-то- ухайдакать голландского легавого. В
здешней гостини¬це подают ужасающий кофе. Я вижу свет. Я чувствую
тяжкое бремя. Я останавливался в этой гостинице в ноябре 1985-го, когда
выступал на поэтическом фестивале «Единый мир». Там было много
достойных людей. Джеффри Ли Пирс, Я.К.Дж., З'ев. Они были великолепны.
Однажды утром я вы¬мел в холл, а там на полу спал Муфтий из
«Einsturzende Heubauten» - ждал, когда ему освободят номер.
Сегодня свободный вечер. Время приближается к полуночи. Луна
полная и светит в канал напротив отеля. Хорошо быть одному. Иногда мне
хочется, чтобы ночь продолжалась веч¬но. Дневной свет приносит
статическую перегрузку человеческой суеты. Мне в последнее время трудно
не замыкаться в себе. Я чувствую себя таким пустым. Я не хочу быть с
кем-то другим. Это просто еще одно ничто, еще один жест, ложь. Иногда
жизнь - такая бородатая шутка. Еще одна ночь в номере какого-нибудь
отеля, в каком-нибудь городе, в ка¬кой-нибудь стране, где-нибудь. Я
курю такие ночи одну за Другой, как сигареты. Эти номера - светящиеся
кубики. Но¬чи - швы, что держат меня воедино. Все лица отпали, я никого
не вижу в этом сне. Айзек Хейз на кассете поет «Про¬ходи». Я раньше
ставил ее, когда мне бывало одиноко. Ког¬да я ставлю песню теперь, я
слышу ее иначе. Не такая хоро¬шая. Мне нужно выйти из этой комнаты и
глотнуть немного воздуха.
21 марта 1989 г. Амстердам, Голландия: Прогуляться от гостиницы
до центра города и не попасть под машину, ве¬лосипед или трамвай - уже
победа. Я прикидываю, сколько туристов прикончили летучие голландцы
Амстердама. Бьюсь об заклад, постоянные жители Амстердама туристов и
любят, и ненавидят. Любят деньги, которые те приносят в город, и точно
так же ненавидят их грубость. Сегодня утром, по дороге в музыкальный
магазин я слышал, как группа молодых людей говорит по-английски. Они
окру¬жили большую стаю голубей и пинали их до смерти. Один сказал:
«Зырь, какие орлы!» Другой сказал: «Где мой двад¬цать второй калибр,
всех бы перебил!» Проходя мимо, я изо всех старался выглядеть
датчанином. Туристы покупают блоки сушеного собачьего дерьма, думая,
что это гашиш. Бегут назад в свои гостиницы и выкуривают это, думая,
что город настолько крут, что можно покупать эту дрянь прямо на улицах.
Какой-то датский парень с полными карманами гульденов хохочет до упаду
- США благодарит. Видит, как на перекрестке срет собака, и говорит с
лучшим калифорнийским акцентом: «Гашиш, чуваки, потрясно!» Голландцы
овладели искусством отвечать невозмутимо. В таких случаях чувствуешь
себя невероятным идиотом. Не¬важно, что спрашиваешь, - тебе ответят,
словно по учебни¬ку русской истории. Чем больше энергии вкладываешь в
во¬прос или приветствие, тем скорее тебя затормозит медленная,
размеренная речь с более правильной, чем у те¬бя, грамматикой. А если
вздумаешь отпустить шутку, голлан¬дец отступит еще на десять
здоровенных шагов по коридору бесконечного мороза.
К теме убийственных тенденций голландских дорог. Я заме¬тил
одну штуку с водителями. Их глаза удивительно интен¬сивно сфокусированы
на чем угодно - кроме того, что пря¬мо перед ними. Сегодня я слышал
множество гудков, и вслед за ними - рев и вопли на французском,
немецком, англий¬ском и испанском, но ни одного крика на голландском.
Ага - все туристы. Будьте осторожны, беспечные
путешест¬венники, жалко, если вас «Америкэн Экспрессом» отправят домой
в Карбондейл, Иллинойс, в мешках для трупов марки «Евро-Отдых».
22 марта 1989 г. Ниймеген, Голландия: Заправля¬юсь
посредственным кофе в разрисованной граффити ком¬нате за кулисами.
Внутри холодно, снаружи темно и дождли-90. Это место напоминает мне
один зал в Австралии, где я выступал несколько месяцев назад. Там была
такая разде¬валка с дохлыми тараканами на полу, и все вокруг было
усы¬пано их маленькими крылышками. Сегодня вечером у меня В ушах
хлопают тараканьи крылья - ломко хрустящие, низ¬колетящие, без усилий
сочиняющие блюзы. В другой комна¬те клуб показывает живые видеокадры
«Black Flag». Из-за стены громыхает песня «Всовывай». Жизнь помыкает
тобой, ловит тебя в свои сети, смущает и путает тебя. В такие ночи
убиваешь время, ждешь своего выхода, чтобы истечь кровью перед
посторонними людьми. Этим я и занимаюсь. Когда я езжу на гастроли за
границу, мне на ум приходит по¬нятие «назад в мир». Когда я возвращаюсь
с гастролей и должен иметь дело с теми, с кем я не говорил месяцами,
мне становится ясно, что я не имею ничего общего ни с кем из них. Будто
схожу с космического корабля, а мир вне гас¬тролей - какая-то чужая
планета. Я могу только держать себя в руках, сколько смогу, и как можно
быстрее свалить отсюда. Мне нечего делать с ними и с миром, в котором
они живут. Единственное место, куда можно вернуться, - гаст¬роли да
гостиничные номера вроде этих. Здесь лучше просто пережидать. А что еще
остается? Ничего. По крайней ме¬ре, для меня.
Апрель 1989 г. Монреаль, Канада: Я не могу найти ее. Везде ищу.
Вдобавок ко всему, я устал от чувства. Я хо¬чу усвоить урок. Я хочу
узнать, может ли мое сердце быть разбитым. Оно действительно тяжелое,
как железо, или это я выпотрошен? Я хочу встретить женщину, которая
заставит меня затормозить и прислушаться к тому, что она может мне
сказать. Такую, чтобы у меня челюсть отвисла. Женщину, у которой
найдется для меня немного времени. Ту, что не бу¬дет на меня бросаться.
Ту, что уважает себя, у которой есть понимание себя. Где она? Я хочу,
чтобы она оказалась здесь прямо сейчас. Я в отеле, где также работают
проститутки. Войдя, я увидел, как молодого человека одна шлюха тащит за
собой; он выглядел слегка испуганным. Человек за кон¬торкой взглянул на
юношу, словно перед ним был просто еще один мудак. Какой здесь
перекосоебленный номер. Все это кончится еще очень не скоро. Нужно
немного поспать. В соседнем номере вопит женщина.
10 октября 1989 г. Канада, Торонто: После концер¬тов я сижу на
полу весь в поту. Иногда от меня валит пар. Подходят люди и
заговаривают со мной. Толку от меня сей¬час мало. Я могу только
притворяться, что слышу их. Мень¬ше всего на свете я хочу сейчас
говорить. Мне нечего ска¬зать кому-либо. Наверное, я все уже сказал.
Люди, что хотят поговорить, обычно дружелюбны и действительно
класс¬ные. Черт, они пришли на концерт и достаточно думали о том, что
сделано, чтобы вернуться и поговорить об этом. Я уважаю такое. Иногда
бывает слишком много народу, как вчера вечером. Утратить cамообладание
очень легко. После интенсивного выступления хочется минутку отдыха. Я
сижу неподвижно, обхватив себя руками. Я никогда больше не чувствую
абсолютного единения со всем, ради чего я это делаю, когда я абсолютен
и олицетворяю собой номер первый. Теперь я все вижу ясно. Всё обнажено.
Мое тело переполне¬но болью, и это хорошее чувство. Награда за то, что
я превзошел себя. Я усвоил урок. Смотрю перспективе прямо в лицо, и она
смотрит на меня в ответ. Мы едины с ней в пол¬ном согласии. Иногда
после концерта я едва держусь на ногах, чтобы переодеться, но я знаю,
что я сильнее, чем не¬сколько часов назад.
4 ноября 1989 г. Лидс, Англия: Гуляю по мокрым ули¬цам Лидса.
Готические рокеры, облитые черной кожей, идут через парк. Жалкие,
мрачные, бесполые, кривоногие. Этому городу бросили в лицо кляксу
серого яда. Вчера вечером ко мне подошел мальчишка и сказал, что ему
придется идти пешком домой двадцать пять миль, потому что попутчики
бросили его. Сказал, что это ничего, и чтобы я приезжал опять.
Я гулял несколько часов, подстригся, что-то наврал даме,
спросившей меня о татуировках. Выпил чаю в уличном ка¬фе. Старухи,
толстые ноги и морщинистые лица. Пять десят¬ков лет - на диете из
жареного, в крови одно сало, все моз¬ги заилились. Жуйте воду и
старайтесь не дышать. Прогулялся в старый дом Криса, Хэролд-маунт, 52.
Там мы написали весь материал для альбома «Жаркая животная ма¬шина» в
октябре 1986-го. На кухне там сидела хорошенькая блондинка, а я обычно
торчал там в шесть утра, отчаянно пытаясь писать песни.
К черту эти выходные. Дайте мне работу, чтобы я не был
вы¬нужден постоянно заниматься самоедством. Я огибаю углы, я все время
вижу себя в кирпичах. Этот город напрягает меня чужим застоем,
удушливой тоской и сожалением. Крошечная точка на карте, зыбучие пески
ума. Трюхай себе через парк, холодный ветер с моросью, словно тебя
обкашлял труп. Ко¬нечно, я хорош, у меня здорово получается себя
дурачить, Чтобы обфинтить отчаяние с грацией матадора. Я могу напялить
усталую улыбку и носить ее, не показывая вида. Как в любом виде
человеческой изоляции, трусливо, а иногда и просто обязательно
пробираться сквозь то дерьмо, что тебе подбрасывают. Отрываться от
ночи, которая напоминает обо всем, обо что спотыкаешься. Я знаю, ты
знаешь, о чем я.
6 ноября 1989 г. Брайтон, Англия: На пляже Брайто¬на полно
человекообразных организмов. Сижу в закусоч¬ной, жду, когда мне на стол
плюхнется чай с вегетарианским бургером - атомный сальный обед. На
улице холодно. Че¬рез усилок играет кассета «Clash», звук на пленке
постоян¬но пропадает. Похоже, Джо Страммер проходит через
фазо¬вращатель. Кто-то как-то вечером столкнулся с Полом Саймононом в
одном индийском ресторанчике рядом с на¬шим отелем в Лондоне.
Звукоусилительная система в клубе, где мы сегодня играем, - просто
игрушка. Сцена крошеч¬ная, а помещения за кулисами маленькие и
холодные. Доб¬ро пожаловать в Англию. Могло быть хуже. Может, мне
при¬дется задержаться тут еще на день. Если повезет, мы скоро покинем
Великобританию. Смешно, всякий раз, как я сюда приезжаю, клянусь
никогда не играть здесь снова, а потом нам предлагают играть, и я
всегда соглашаюсь. Какого хуя, концерт есть концерт.
14 ноября 1989 г. Где-то в Германии: Сегодня гуля¬ли по улицам. День свободный.
День, свободный от чего? Висят афиши «Последнего поворота на
Бруклин». Выглядят потрясающе - давай, Селби. Сегодня сидел в кафе,
дышал дымом из чужих легких, слушал беседу, которую не пони¬мал.
Написал песню под названием «Одиночество - сокру¬шительное колесо».
Теперь я один в номере. Рой Орбисон наяривает холодной тоской с
магнитофонной ленты. Пытал¬ся написать кому-то открытку. Бросил на
третьей строчке, сказать нечего. Надеюсь, что не увижу снов сегодня
ночью. Иногда можно уйти в себя так далеко, что не будешь знать, кто
ты. Пытаюсь избавиться от этого прогулкой. К жизни меня возвращают звук
моих шагов и шуршание проходящих машин. В таких комнатах все это
смыкается на мне. Одино¬кий, как черт, я глотаю хорошее и плохое разом.
Сталкиваясь с собой лицом к лицу, бесконечно анализирую, разди¬раю,
мутирую. Пожалуйста, не надо снов.
16ноября 1989 г. Женева, Швейцария: Диджей запускает «Bad
Brains». Начинается песня «В кино». Помню, как я сидел в машине Пола
Клири, и Дэррил играл мне демо-версию. Наверное, где-то в 1980-м.
Начинается «Я», и я вспоминаю, как они над ней работали в подвале у
Натана. Что поделаешь со своим прошлым? Когда я часами сижу в Фургоне,
я мысленно ухожу в себя и думаю о том, что было. Мне на ум приходит
слово, которое я презираю, - слово сожаление. Я его ненавижу. Сожаление
- скверная разрушительная роскошь, ее следует избегать всеми способами.
Сегодня я думал о том, сколько лет провел в дороге «Black Flag». Дорога
постоянно поворачивает меня ко мне же. Смятение, сравнение, у них общий
трип. Мне трудно иметь дело с моим прошлым. Иногда мне хочется самому
себя запереть под замок, чтобы не видеть лиц и мест, которые напоминают
мне про места и лица. Меня это терзает, как выступление где-то в пятый
раз. Я играл в одном зале в Амстердаме, где прямо на сцене мне
исполнилось двадцать два. Иногда трудно убедить себя, что ты не идиот.
20 ноября 1989 г. Франкфурт, Германия: Горечь - всё вокруг
словно бы хочет твоей смерти. Бьешься го- о сомнения в самом себе.
Отчаяние, сверкая зубами, выписывает вокруг тебя круги. Тебе дурно от
горечи, тебя тошнит, у тебя кружится голова. Весь мир, текущий сквозь
тебя, болен. Ты переполнен подлинной ненавистью ко всему этому. Все для
тебя ядовито. Тебя мутит, словно весь океан тошноты. Что приносит эту
горечь?
|