ПРОЛОГ ПО СЛУЧАЮ
Сына энакомой, Димку Крушельницкого, провожали в армию. Пришла родня, а также его друзья и их подружки. Школяры, а большей частью — гепэтэушники Статью ладных, по-своему могучих. Держатся учтиво, корректно, на всех смотрят уверенно, и чем-то даже дерзко. Уж не люберы они те самые, о которых столько было шума?
Но есть ли они на самом деле, люберы, или это только фарс?..
В который paз за эти полгода возвращаемся домой позже
обычного. Едем со «Ждановской» автобусом и невольно Думаем о тех, с кем сейчас
предстоит встретиться, — парнях из Люберец. Двое из них, широкоплечие
мальчишки, поджидают нас возле Вечного огня. После слухах о «люберах», они
осторожничают в общении. А если и идут на контакт, то очень вяло, неохотно,
отвечают односложно, больше отмалчиваются, оценивающе поглядывают. Нам стоило
немалых усилии, чтобы расположить их к себе, лучше понять друг друга. И все же
испытали тревогу: я вдруг насторожатся опять, замкнутся в себе?
Вот ведь как бывает: живешь а Люберцах два десятка лет, а едешь
на эту встречу, как в командировку, в
чужой город И вроде бы знаешь и своих детей, и их друзей, сверстников, в все таки есть холодок отчуждения. Как-то незаметно
отделились мы от своих детей, перестали Друг Друга понимать с полуслова...
Трещина эта между отцами и детьми, конечно же, не новость Но
на эту проблему смотрели мы все еще стандартно: отдельные недостатки, мол,
имеют место, но в целом у нас все хорошо. А это «целое» местами не было таким
уж целым Некоторые молодые люди, определив дли себя иные, увы, подчас
сомнительные ценности, расслоились «по интересам»-появились так называемые
неформальные объединения молодежи— металлисты, хиппи, панки, псы, фураги, люберы...
Взошли они у нас сами, на дрожжах наших социальных и системных просчетов, при общем снижении
внимания и воспитанию молодежи, при серьезнейших проблемах в работе комсомола.
Разнородные по интересам, с присущей молодости пылкостью, они вступают между
собой в конфронтацию, порой непримиримую и острую.
МЕТАЛЛИСТЫ О ЛЮБЕРАХ
Обычно они собираются у метро «ВДНХ», возле вздыбленной
ввысь титановой стелы с ракетой на самом се конце. Что их влечет сюда, как
магнитом. К этой громаде металла,
непонятно. Собираются разными кучками, привлекают к себе внимании прежде всего
своей броской символикой. Кожаные тужурки, перчатки, браслеты, цепочки, кнопки.
Нагло он это оценивают идущих мимо, то и дело цепляют их едкими, колючими
фразами, словно обязательно хотят придраться, выяснить отношении, и, кажется, а ас но" «ом кулак зги:
— Что?
Боитесь нас? — творит один из них явно с вызовом, верзила по кличке Диллон. - Не такие, как вы-?
Взвешиваем каждое ответное слово снос, сейчас пан важно
услышать их оценку люберов.
— Да они с
той же колодки, что и все. Но слишком уж правильные. А внутри у
них все стиснуто, сжато до предела и сильно давит на мозги.
Вот и рвутся всех переделать на свой манер. Может, по-своему и правы, но нам не
нравится, и потому враги наши
Люберы о Металлистах.
Друг друга они зовут между
собой : «качки». Это у них от «качалок», импровизированных под спортзал
подвалов своих жилых домов, где ютятся там со штангой, гантелями, растяжками и
сжималками, «Качают» так себе фигуру и силу. Доступнее, чем металлисты, в общении и в то же время слишком
однозначны тверды в своих суждениях к
выводах. Да так, что бывает нелегко оторваться от привычного, стандартного
мышления.
— Демагоги они, эти металлисты, больше никто. Много уж
философствуют над жизнью, вместо того чтобы серьезно заняться полезным делом.
Как же можно без контроля внутри себя? Кто скажет себе «стоп», когда вдруг
понесет по дороге жизни? Это же анархия, чистой воды хаос. Есть у них и
настоящие парии, которых принимаем и даже уважаем как поклонников и знатоков
хорошего рока... А тех, кто потянулся, стремясь к «свободе», к анаше, гашишу и
Другим наркотикам, таких не примем никогда...
И все же главное в острых отношениях этих группировок—не их
заурядные потасовки друг с другом. Бывает же, когда отношения подростков
решаются предельно просто—в физическом единоборстве, или, попросту,— в
кулачной драке. Не надо, подобно страусу, прятать голову в песок. Драки у
мальчишек были, есть и будут. Если за ними стоят выяснения отношений из-за девушки,
или места в кафе, или еще по какому-нибудь поводу — это одно. Но нечто более
серьезное разделяет, например, люберов и металлистов.
Бравирующие юнцы с металлическими серьгами в ушах, различной
мишурой и в одеждах — это в сущности духовные недоросли, опустошенные так
называемый «металлическим роком». Уже дана этому своя оценка медиками,
психологами, социологами. Ныне даже там, на Западе,
Афганистан. Ладный парень в военной тужурке с капитанскими
погонами и наградной колодочкой медали за боевые заслуги, назвавшийся Андреем,
встретился 11,-м в «качалке» на Октябрьском проспекте. Вот его рассказ:
— Было у вас в роте двое моих земляков, из 115-го квартала.
Крепкие, ладные в службе. «Что такие
здоровые? — спросил.—Любера, что ли? — Улыбаются: «Из Люберец...». Были они
моей правой рукой в рейдах против душманов. Но ведь были и совсем другие
ребята— хлюпики. А ведь экипировка будь здоров, килограммов под 60.
Бронежилет, оружие, боеприпасы. Запас воды и продовольствия. С места не
сдвинешься, а надо идти в бой. И еще по
горам, и сумасшедшей жаре. Иные парни буквально без сил, а эти тащили и за
себя, и за них. Как-то в бою, в Герате, нас отсекли душманы от основной
колонны, решили расстрелять в упор из гранатометов. Большое самообладание надо
было проявить парням, чтобы выбить у них инициативу, заблокировать метким огнем
все, откуда они могли бы прицельно ударить. Они сделали »то.
Военком сообщил нам, что почти 250 люберецких парней
возвратились со служба в ограниченном контингенте советских войск в
Афганистане, и 25 из них — с боевыми наградами.
...И все же, откуда взялась проблема «люберов»? Ну. почему
Люберцы, а не какой-пибо город еще? Вопрос этот витает в воздухе и сегодня.
Многие на него ищут ответ, в том числе и иностранные журналисты Судя по всему,
им очень хотелось видеть в явлении «люберов»
заданность, некое негласное потакание властей.
Но копают явно не там и не то. Пригород с городом конфликтовали иногда и раньше.
Люберцы—городок небольшой. Но он — пригород Москвы, со всеми своими серьезными
сетями с ней. Люди не отделяют себя от ее благ, пользуются ими, как своими,
но. может быть, с еще больший уважением и душевный трепетом относятся к
славным культурным традициям столицы, требуя этого от каждого.
И это придало столкновениям молодежи особо острый характер.
Немало тревог выпало и на сами Люберцы, жителей,
руководителей района и города. То, что давно исподволь зрело в «качалках», а,
пожалуй, больше возле них, вдруг обрело хулиганскую направленность. На ноги
были подняты буквально все в городе, от кого хоть как-то зависело решение
«молодежной проблемы». Учителя школ, гороно, местная милиция, горд илу
правление, госкомитеты ДОСААФ, комсомола и спорта, родители. Многих из них
встречали мы в «горячих» точках столицы, готовых к немедленным действиям.
Подробностей всех не передать. Скажем только, что и сегодня еще первый
секретарь ГК КПСС Константин Калиманов по настоящему не отошел от зимнего и
весеннего эмоционального взрыва молодых люберчан; в круговерти молодежных
забот мэр города Иван Никитин, их коллеги по горкому к горисполкому...
Сейчас покой наступил. Настоящий, долговременный. В его
основе не разгон и запрещение «качалок», а, наоборот, их признание и реальная
помощь.
Сегодня в городе зарегистрировано более ста «качалок»,
здесь находят себе занятие по душе более тысячи парней, увлекающихся
атлетизмом.
ВИЗИТ В КАЧАЛКУ
Несколько условных эвонков в дверь у спуска а подвал, и мы в
одной из люберецких «качалок». Не лучшей из всех. А они есть даже с
бассейнами, удобными душевыми и настоящим спортинвентарем. Таким уже лет 15.
Этой всего два года, и, естественно, здесь значительно моложе контингент, в
основном тут пареньки из соседней средней школы. Обстановка непривлекательная.
С зияющими ранами стены, кое-как покрашены, тут же сварочный аппарат, груды
металлического сырья, из которого делают станки и шведские стенки, лавки. Пока
у них нет, как они говорят, «крыши», то есть организации, которая позаботилась
бы о них по-настоящему, без попыток «согнуть» им спину, и, как было часто
раньше, направлятъ по своему усмотрению. Да они и не очень хотят, чтобы был над
ними кто-то еще. кроме их самих. Боятся того, от чего стихийно ушли,— формализма.
Как ребята тут оказались и что стоит за этой их
самодеятельностью?
...Лет 10—15 тому назад пройтись по Люберцам вечером было
страшновато: хулиганили мальчишки. Пятнадцати-шестнадцатилетние подростки
дурью маялись. Резались во дворах в карты, выпивали. Их гоняли участковые,
домоуправы, жильцы Но кое-кто из парней турнички мастерил, хвастал после и
ловкостью, и силой. Потом появились штанги, гантели, гири, качалки. Постепенно
рождалось здесь то, что в печати назвали «культом силы».
— Мы стояли перед выбором: бутылке, шприц или металл. Только
не тот, в настоящий—сказал одни из них, Миша.— Выбрали «железо», атлетизм. Не
хотели кривой дорожки...
Обустраивались без всяких там денежных средств, ощутимой
материальной поддержки, даже без четкого плана- по наитию ветеранов атлетизма,
случайным подсказкам в периодике, чаще из зарубежных источников, Ведь у нас на
атлетизм тогда, да и сейчас еще, смотрели как на грех о подобный культуризм,
серьезного конкурента тяжелой атлетике — штанге.
Но дело все равно развивалось, само росло, крепло Ни одно
мероприятие, даже из заорганизованного ряда, не собирало столько парней к
девушек, сколько недавно проведенные соревнования атлетистов в Люберцах. Тысячи
две... Бурная инициатива снизу буквально приперла к стеке Госконслорт СССР
—остро встал вопрос создания позой федерация. Тысячи к тысячи атлетистов ждут
своего всесоюзного признания.
ЭПИЛОГ ПО ПОВОДУ
Все это, признаемся, сильно напоминает сюжет из «Педагогической
поэмы» Макаренко. Мальчишеская республика с активным, действительным
самоуправлением, которое давало ребятам самое главное — внутреннюю
самодисциплину, основу основ в человеке.
Поучительные и непростительно
забытые нами уроки вновь воскресили простую истину: формальная дисциплина ни к
чему хорошему не приводит. «Качалки» единогласное благородное дело. Как ни пытались
иные «воспитатели» вывести парней из них в роскошные дворцы спорта и спортшколы,
не получилось. Дети, не знающие коммуналок, тянутся и «семейному характеру» времяпрепровождения,
дорожат тем, что создали своими руками. И это их стремление поняли и
поддержали архитекторы и проектировщики, разрабатывающие чертежи принципиально
новых культурно-спортивных центров. Тут все в едином целом: спортзалы,
бассейны, концертные подмостки, бары, дискотеки, залы с игральными автоматами,
сауны и т д. И принцип работы иной, современный — свобода в выборе досуга,
полная ненавязчивость во всем.
Один из таких центров (его строительство обойдется в 4
миллиона рублей) появится и в Люберцах. Но и «качалки» останутся ребятам, как
их родное, оправдавшее себя детище. Кстати, неплохо было бы, если бы уже
сегодня фундаменты жилых домов закладывались на блок-два поглубже. Основательно
надо подумать и над тем, как создать в «качалках» нормальные санитарно-бытовые
условия. Здесь многое зависит от Госстроя СССР, проектных организаций. А кому, как
не Госкомспорту, сделать так, чтобы эти «качалки», которых по стране уже тысячи,
бы пи обеспечены, хотя бы скромно на первых порах, тренерскими кадрами,
спортивными врачами, инвентарем.
Мы хотели уже было поставить точку в этом репортаже, как я
редакцию, буквально я слезах, влетела сотрудница: «Сына побили на Киевском
вокзале! Здоровые, настоящие «качки», может — «любера»? А милиция стояла и
смотрела. Спасибо, какие-то взрослые парни помогли...»
Ну и ну! Не осела, значит, еще пыль А может, это совсем не
«люберы»? Пылят хулиганствующие элементы?
Леонид ЧУЙКО. Сергей МЕТЕЛИЦА
(фото). (ТАСС — специально для «Н»дел»»)
«Мальчики» — так неожиданно символично называется эта
подмосковная станция в Люберцах
|