МИХАИЛ БАСТЕР — художник-график, собравший онлайн-архив по истории молодежных субкультур,
автор книги «Хулиганы 1980-х» и одноименной выставки, а также выставки
«Альтернативная мода до прихода глянца. 1985—1995», прошедшей недавно в
ЦСИ «Гараж».
Советский Союз для тех, кого называли «неформалами», закончился гораздо
раньше, чем для обычных людей. Для кого-то это произошло еще в 70-е, а
для кого-то в августе 1989 года на Фестивале мира в «Лужниках». Тогда
около 60 тысяч человек со всего Союза собрались на концерт, где
выступали Bon Jovi и Scorpions, но все шли на Mötley Crüe и Оззи Осборна.
Это был пик рок-эйфории и чувства сопричастности к самой современной
движухе. Атмосферу концертов не передать: все считали, что это
окончательная победа рок-революции, зародившейся в начале 80-х.
К
этому времени рокеры из изгоев общества превратились в перестроечный
тренд, уважаемый как криминалом, так и обывателями. Теперь они делали
что хотели, а хотели они немногого — гулять, выпендриваться, задирать
прохожих и демонстрировать свою инопланетность. Чем-то они напоминали
нынешних хипстеров, только намного брутальнее и затейливее, но принцип
фиксирования ситуации и себя в ней был тот же: сделал гадость — сделал
«лук».
Настроение рубежа 1990-х в среде уличных субкультур укладывалось в
формулировку: «Мы победили — бляди дают бесплатно». Эту мудрость
озвучил один из байкеров на Пушке, который непременно желал сделать
себе такую татуировку. После потасовок с быками и люберами внутри
уличных группировок все уже устаканилось. «Маргиналы» получили свое —
пространство для самовыражения и поле деятельности. Они занимались
собой — у них была своя жизнь, свой бизнес и своя мода, и им не было
дела ни до того, что происходит в стране, ни до политики. Отношения с
официальными властями могли быть определены поговоркой: «А вот это мой
живот. Ниже-ниже. Вот-вот-вот». И это «вот» они положили на власть, а
не на Советский Союз. Он-то их вполне устраивал, и, как выяснилось
после, без такого внятного противостояния не было бы и такого мощного
пласта истории советского андеграунда 80-х.
Но как только контркультура стала популярной, стихийные и полулегальные
концерты стали проходить регулярно и превратились в эстраду для
малоимущих, ушла романтика, и изменилась мода. На улицу вывалила куча
каких-то непотребных «неформалов» и откровенных люмпенов, подхвативших
рокерскую тему, от которых захотелось резко отмежеваться. Даже
металлисты сменили стиль на более приличный и строгий. Рокерский
стритрейсерский (от англ. street racer — уличный гонщик. — OS)
тренд, наоборот, стал более вычурным и сменился на байкерский. В этот
же период Александр Петлюра переехал с улицы Гашека на Петровский
бульвар, и с лета 1990 года уже активно функционировал его знаменитый
сквот — появились Пани Броня и Абрамыч, новая коммуникация художников и
модников. Радикальные панковские стили отошли, в уличной моде наступила
костюмно-винтажная эра.
Я тогда был молод и горяч. Уже в 89-м сбрил ирокез, а вскоре сменил
«косую» на костюм. Как и многие мои товарищи, был вполне обеспечен и
жил в своем субкультурном мирке. Но вокруг него, в повседневной жизни,
творился сюрреалистический пиздец, не заметить который было невозможно
— многие были уверены, что скоро «совок» должен грохнуться и надо быть
к этому максимально готовым. У некоторых эта готовность выражалась в
том, чтобы накопить капитал и побыстрее свалить в страну других
иллюзий, которые утверждались через обложки западных журналов и
меломанской продукции. Кстати, многие участники андеграунда,
вырвавшиеся из страны, оказались на момент событий 1991-го за рубежом
(например, модельер Катя Филиппова или Гоша Острецов) и вернулись на
родину после путча, совсем не заметив каких-то изменений. Для них они
наступили в середине 90-х.
Бок о бок с нашим субкультурным миром
существовали и другие. Например, «политиканы», которых как раз и
называли «неформалами», тусовались на площади Долгорукого (Тверская
площадь в Москве, в то время Советская. — OS) года эдак с
1986-го. Но больше эта площадь была знаменита легендами о том, что там
собираются какие-то фашисты, и о том, что художник Красноштан покрасил
красной краской чресла коню Долгорукого — аккурат к какому- то
коммунистическому празднику. Поначалу политтусовка была невелика. Это
были такие пожилые дядечки интеллигентного вида, которые всё ходили и
обсуждали политику. В какой-то момент там появился господин Васильев и
общество «Память» — протофашисты. Выглядел этот монархо-патриотизм и
антисионизм немного абсурдно, потому что в тот момент началась
очередная массовая миграция евреев из страны, а вскоре очередь в
американское посольство стала длиннее, чем в свежеотстроенный в 1989-м
«Макдоналдс». «Маргиналы-неформалы» часто заходили к
«неформалам-политиканам» с перформансами. Мой знакомый Дима Нацик
специально для них надевал пиджак с надписью на спине «Я сумасшедший. Я
ненавижу Сталина» и бегал между политиканами, чем их очень возбуждал.
Тогда они горячо обсуждали «сталинизм» и «антисталинизм».
Потом бездельников, разговаривающих о политике, стало много. В 1990
году они устроили первые массовые демонстрации в центре города. Одну я
застал лично — это было весной. Тогда я впервые увидел на улице бэтээры
и сильно удивился. Потом понял, что это было оцепление огромной
манифестации на Манежной площади. Народу было много, стояли с лозунгами
и чего-то хотели. При этом непонятно чего и чтоб сразу. Еще эта
манифестация знаменита тем, что именно в это время группа «Эти» прямо
перед Мавзолеем выложила своими телами слово «хуй». Никаких особых
репрессий в адрес исполнителей перформанса не последовало, потому что,
как мы теперь знаем, в это время шла реформа МВД и судебной системы в
целом. То есть в стране было полное беззаконие, но мы, рокеры и панки,
воспринимали эти ароматы анархии и безнаказанности как результат
собственной дикости и геройства. Я эту реформу помню по ЦПКиО им.
Горького, когда ментам, охраняющим рок-концерты и сборища
«политиканов», выдали первые дубинки, которые впоследствии назвали
«демократизаторами».
Они были длинные и не гнулись. Мы их отнимали у них и разглядывали —
милицию тогда никто не уважал. Как раз тогда в театре Стаса Намина была
серия громких рок-концертов — тогда же была серия побоищ рокеров с
люберами, которая закончилась победой рокерской тусовки и полным
распадом «атлетической». Весь 1990 год в стране царила анархия, при
этом как-то люди не истребили друг друга. Хотя уже работал Рижский
рынок, появились первые «бригады» и первые потерпевшие по новой
уголовной статье «рэкет». Большинства жителей СССР эти события совсем
не касались. Это тоже был еще один параллельный мир.
19
августа 1991-го я проснулся от незнакомого мне звука. Его издавала
колонна танков, двигавшаяся по кольцевой дороге, рядом с которой я жил.
Я присмотрелся в монокуляр и прихуел. Стал созваниваться со знакомыми.
Никто ничего не знал и не понимал. Первая мысль была — ни во что не
вписываться. Но потом любопытство пересилило, и все, кто говорил, что
это палево и ни в коем случае не надо идти, конечно же, оказались в
центре и глазели на танки. Но многие, кстати, эту революцию и вообще
все изменения в стране попросту проспали.
На фотографии Саши Тягны-Рядно танк стоит на Васильевском спуске в
августе 1991 года так же сюрреалистично, как в 1993-м техника стояла на
въезде с улицы Горького, где снайпер снял моего друга Лешу Фрица.
Пьяный молодой дурак полез отвинчивать пулемет — тут его и подстрелили.
И если в 1991 году у кого-то еще были иллюзии о том, что стрелять и
давить собственное население не будут, то в 1993-м таких совсем не
осталось.
Поглазев
на танки на Красной площади, мы поперлись к Белому дому, где уже были
так называемые «перешедшие на сторону народа» армейские части. Много
народу шли защищать Белый дом сознательно. Было много шума о том, что
отечество в опасности — в газетах и листовках. Тогда много издавали
всякой печатной бредятины. Но представители контркультур, как и
подобает несознательным гражданам, шли туда просто поглазеть вместе с
зеваками.
Мы пришли к Белому дому как раз в тот момент, когда человека, который
лег под бэтээр, задавило и толпа была готова выковырять и распять
растерявшихся солдатиков из бэтээра. Пик агрессии пришелся на второй
день стояния. Потом, на третий, показалось, что чаша весов склоняется
«на сторону добра». Танки слились, а из Белого дома выплыл сказочный
царевич Борис Николаевич, и началось ликование. Кто-то, совсем не знаю
кто, быстро сориентировался и организовал там же рок-концерт. Сам
концерт у Белого дома я уже помню смутно, потому что мы тусовали там
уже третий день. Все это время какие-то сердобольные бабушки постоянно
подносили защитникам Белого дома бутерброды и водку. Мы, как
полузащитники, тоже не отказывались. Точно помню, что выступала
«Коррозия металла», вроде «Ва-Банк». Точно помню Костю Кинчева, пьяного
в жопито — его милиционеры на руках вынесли и уже собирались паковать,
но добрые рокеры отстояли.
Я
протусовал у Белого дома до утра 22 августа и вышел с чувством
какого-то похмелья, хотя настоящего как раз и не было. И это ощущение
похмелья длилось у многих еще месяц — такой мощный случился выброс
энергии после стресса. И было чувство недовольства, потому что именно в
этот момент все рокеры жили предвкушением другого, более значимого для
них события, поставленного 19 августа под угрозу.
Эдуард Ратников (глава концертного агентства TCI и издатель альбома «Хулиганы-80». — OS)
тоже был у Белого дома. Он уже работал тогда у Бориса Зосимова, они уже
сделали фестиваль «Монстры рока» и готовили совместно с Time Warner концерт в Тушино. Про этот тушинский фестиваль уже прошел слух в рокерской тусовке, что приезжают AC/DC и Metallica и что это круто-круто. После событий у Белого дома многие думали, что
фестиваля не будет, ведь мы уже как бы живем в другой стране с
неизвестно каким правительством. Но все состоялось — всего лишь через
месяц после бучи. Планировали собрать миллион человек и поставить
рекорд Гиннесса, но собрали лишь половину. Вход сделали свободным,
поэтому прибежала куча гопоты, для которых такое событие было в
новинку. У сцены фестиваля было крайне брутально и жестко — из толпы
летели бутылки и кирпичи, лютовала милиция. При мне бутылкой из-под
пива срубило девушку, которая фанатела от музыки на плечах своего
парня. Пострадавшие, как и 19 августа 1991-го, были. Для меня эти
воспоминания — между Фестивалем мира 1989-го и Фестивалем путча
1991-го, являющегося закономерным продолжением августовских событий, —
теперь укладываются в одну ленту воспоминаний, которую венчает песня «Hells Bells», прозвучавшая к финалу тушинского фестиваля.
Теперь
я понимаю, что, если бы кто-то в августе 1991-го отдал приказ гасить
людей у Белого дома, вся толпа бы там и легла — дружно и под песни
«Коррозии». Но тогда это никому не приходило в голову. Тормозов не было
не то что у нас, клоунов и хулиганов, но и у простых людей. Они ведь до
этого жили в другой стране. Нас объединяла эйфория и вера в то, что
добро обязательно победит зло.