Александр Александрович Слюсарев. Фото А.Б.
Он разбрасывал парадоксы и провоцировал. Так дедушки, отцы большого
семейства, собирают вокруг себя многочисленное потомство и травят
байки, наслаждаясь выражением удивления на лицах окружающих. Чего стоит
одно из его последних его заявлений: «Единственный человек, который
разбирается в современной фотографии — это я».
Есть люди, не скрывающие сомнение в том, что думать можно научить.
Сан Саныч не боялся думать сам и подталкивать других. В том и была его
система.
Думать — важнейший процесс деятельности Homo Sapiens, которым
обезьяны не любят заниматься. Слюсарев был дрессировщиком, Фомой
неверующим, саркастическим искусителем — в зависимости от того, кто был
перед ним — молодая обезьянка, еще не испробовавшая сладкий плод
собственного мнения, или закоренелый консерватор с заученным набором
оценок. Слюсарев заставлял думать, вмешиваясь в невинные разговоры
и поздравления с новой фотографией, и превращал каждое действо в диспут.
На протяжении всей его жизни, а в последние годы особенно, его
ругали. Замелькал, который раз на его веку, термин — «слюсаревщина».
Точнее, старый термин — его имени, — обрел новый смысл. За полвека
работы в российской фотографии, и особенно за четыре последних
десятилетия, когда масштаб его фигуры был одинаково понятен и признан
и поклонниками, и недоброжелателями, «слюсаревщина» прошла эволюцию
от обозначения пограничья фотографических жанров и абстрактной
фотографии как таковой до стиля полемики в фотографии, до обозначения
позиции критика-мыслителя-софиста. Да, именно софист
Слюсарев. Современный Диоген, приказывающий авторитетам отойти
и не загораживать ему солнца (фотографии), которое он созерцает.
Современный Сократ, вызывающий ненависть плебса самим существованием
себя, своим несогласием. Он провоцировал узколобых и самоуверенных,
задавал неприятные вопросы, обвинял, оскорблял, дразнил. При жизни это
раздражало, даже близких. А теперь его нет. И резко наотмашь
прочерченный предел был/не стало, как в раму картины, как в оправу
оптической линзы обозначил роль и назначение Слюсарева. Назначение,
которое он выбрал сам. Быть тем, кто провоцирует иммунитет
фотографического сообщества, заставляет его активизироваться,
самостоятельно превозмочь свои проблемы, хвори, всякое лечение которых
советами постороннего для живого — борющегося за жизнь — смерти подобно.
Слюсаревская «афинская школа фотографии», которую он устроил
в Интернете, была открыта для всех. Была в ней русская затейливость.
Как, скажите мне, можно перевести с русского языка слюсаревские
каламбуры или его обозначенные двумя-тремя буквами
мычания и повторы? А его шутки, весьма, заметим, образованного
человека. К тому же обладающего прекрасной памятью на ситуации. Если
вы не в теме — не в фотографии-то перед вами «брэд», а в теме — непроизвольно почувствуете почтение к этому усатому лысому человеку.
Слюсарев так долго носил маску злобствующего юродивого, что даже те,
кто общался с ним постоянно, переставали угадывать границу между его
провокациями окружающих и его собственным мнением. Он был и скрывался
одновременно. Скрывался в своей фотографии, так до конца и не понятой,
и не признанной.
Если перечитать написанное выше, то можно подумать, что текст написан
в память фотографического деятеля, филолога и стилиста. Слюсарев же
был, в первую очередь, фотограф. Один из самых влиятельных фотографов
конца ХХ века. Но был и «человеком языка»: его образование —
переводчик — было платформой многих его ощущений. Он одновременно жил
в контексте европейской культуры, любимого им итальянского, которым
в Москве пользовался мало—мало, и русской ситуации, сумасшедшей
и хаотической. Эдакий Чаадаев, совершающий инспекцию из Европеи
в родные Палестины и находящий их в весьма плачевном состоянии. Правда,
от Сан Саныча не приходилось слышать «вот там, на Западе» — он создавал
вокруг себя пространство вполне самодостаточное. Клуб, который всегда
возникал в его квартире, стоило приехать фотографам из Йошкар-Олы
или Самары, Чебоксар или еще откуда, гудел, как улей, пока народ,
оглушенный дозами интеллектуального и алкогольного восторга,
не отваливался под стол. Слюсарев вставал из-за стола
сам. Последним. Что он думал? Что он на самом деле любил и кого берег
своими шутками? Маска резонера с грустными глазами и обвислым усом
скрывала его порывы.
Какой была собственная система фотографии Слюсарева? Космической.
Как первозданный хаос. Он ценил неожиданные, несопоставимые вещи, мог
восторгаться и ругать одни и те же снимки. И это ставило в тупик
наблюдателей, если они не принимали во внимание, что «все зависит», что
есть контекст, изменчивый, как настроение, как приход и уход новых
слушателей, как появление рядом с рассматриваемой фотографией другой
и третьей, меняющих смысл первого высказывания. Слюсарев как маятник,
то сосредотачивался на одном снимке, то перескакивал к разговору
о концепциях. И внешне не терял уверенности в своей правоте. Были
у него сомнения? Теперь мы не узнаем об этом. Он просто давно понял
свою роль и выдерживал ее. Даже когда уставал.
Такими, как он, рождаются. Он появился во время — именно в 1960-х
абстрактная фотография получает мощный импульс развития, и в Штатах —
у Зюскинда, наследника Стиглица, и в Европе. Слюсарев сразу стал
«международным», поскольку его магма неустойчивых текучих,
кубистических, метафорических (нужное — в отношении отдельных
фотографий Сан Саныча — разное — подчеркнуть) композиций не требовала
перевода ни для коллег из Прибалтики, ни для редкой птицы зарубежного
куратора. Он делал то, чего никто в Москве в те годы не делал. Самим
своим существованием он менял представления о фотографии у мальчиков,
которые теперь сами «рулят». У Слюсарева были публикации. Но еще больше
он влиял показами снимков у себя дома и — возвращаясь к его важнейшей
роли комментатора — тем, что видел (транслировал) в чужих работах.
Слюсарева знали, о его фотографиях писали. И одновременно побаивались:
все время ускользало, менялось их значение: зачем связываться с ним,
умным, все равно пишущий рискует остаться в дураках.
А потом пришла перестройка. Слюсаревские фотографии, как дрожжи,
перебродившие композиционное мышление младших поколений советских
фотографов, не стали показываться чаще: казалось, их время, их культура
концентрированного видения математических закономерностей, рифм
окружающего пространства прошли.
А Слюсарев, как легендарная глыба, остался. И думать, работать не перестал.
А потом появился Интернет. И цифровая фотография. Когда Сан Саныч,
как мальчишка, перекраивал свои известные фотографии, а потом и новые,
снятые цифрой, в графических программах, младшее поколение фотографов
презрительно пожимало плечами: подумаешь, мы все так делаем. А для него
это было счастье: то, о чем он мечтал, бесконечно варьируя кадрировки
и плотность тона в ручной печати, стало доступным, сделало процесс
работы с внешним миром ускоренным. Слюсарев превратился в «пожирателя
изменчивой реальности». Не признавать его влиятельности уже
в современный период цифровых манипуляций все равно, как не признать
значения «Черного квадрата» Малевича. Малевич для искусства, Слюсарев
(не уравнивая величин) — для фотографии, оба — первооткрыватели,
прокладывающие новые маршруты. Абстрактное искусство, как
и фундаментальная наука — способ исследования строения мира,
моделирование сцепления элементарных частиц, из которых собрана махина
космоса. Отрицать это могут лишь те «критики», чье ничтожное знание
культуры компенсируется агрессией самоутверждения. Слюсаревские
фотографии последних лет — бисер. Его зрение как фотографа было развито
настолько, что находил удовольствие он в обертонах цвета и графики
изображения там, где большинство усматривало лишь общие принципы
композиции и сюжет. Но общаться на уровне всхлипов и вздохов, тактовых
линий, изменений на доли процента? — В наше время? Слюсарев, вероятно,
внутренне брезговал быть причисленным к поэтическим символистам
(архаическим «слабакам»), и защищался, надевая латы саркастического
критика. Общение было необходимо ему, как воздух, а общаться о тонких
материях было, увы, не с кем.
Еще вчера сидение Слюсарева у компьютера, его казавшийся
круглосуточным мониторинг фотографической жизни в Сети воспринимались
анекдотическими. Сегодня пустота и растерянность: кто же будет теперь
для всех — один — это делать?
Он был аскетом и сибаритом. Любителем выпить и галантнейшим
кавалером. Автором тончайших фотографий и низких ругательств. Он был
живым. А теперь российские фотографы осиротели.
Мы все не вечные. На полях зеленых освещенных светом осенних слюсаревских парков мы встретимся когда-нибудь.
И будет еще возможность остолбенеть от слюсаревских парадоксов и снова
внутренне заметаться между детской обидой на его провокацию
и удовольствием от того, что он призвал в свои союзники.
С.Слюсарев в жж.http://slusarev.livejournal.com/
|