1964. ЗДОРОВЕНЬКИ БУЛЫ!
Первомай в 1964-ом. На шариках – голубь мира, символ хрущевской эпохи. “Мы
за мир!” Ура-а!
Гулянье весь день. Помню деревянную карусель с верблюдами в саду Горького,
жуткий аттракцион “Мертвая петля”, комнату смеха. Деревянный летний театр, там
же, в Горьковском, – скамейки под открытым небом, на сцене – духовой оркестр
Пермского гарнизона под управлением Лицмана. Мороженки стоили 9 копеек. Трамвай
тогда шарашил напрямик по Карла Маркса до самого оперного.
В Перми много мотоциклистов, все без шлемов. Единственная иномарка в городе
– скорая помощь “Шкода” (Чехословакия). На Компросе фонари с “ананасами”, крашеные
“серебряной” краской, перед 9-й школой – памятник Ленину, крашеный “бронзой”,
с кепкой в кулаке. К лету над витринами магазинов навешивали козырьки – полосатые
с оборками маркизы.
Популярны мотороллеры “Тула”, мотоциклы “Чезет” и “Ява” (опять чешские, как
та иномарка “Шкода”). “Явы” – вишневые, с колясками и без, оборотистые, красивые
– пижонские мотоциклы. Владельцы “Яв” первыми надели шлемы – потому что стильно.
Девочки играли в “классики” – “чечкой”. Мечтали о каблуках-“шпильках”, подпирали
пяточки деревянными катушками из-под ниток. У старшеклассниц в моде был пышный
начес на голове. Их мамы делали перманент и выпускали на лоб две прядки – “завлекалочки”.
Секрет прически “тюльпан”: для пышности модницы подворачивали внутрь рваные
чулки. В таковых недостатка не было, капроновые чулки при малейшей зацепке давали
стрелку – длинную прямую прореху. Дамская мечта – капроновые чулки особого плетения
– “не рвущиеся”. На ногти наносили хищную красную полосу вдоль.
Младших мальчишек стригли под “полубокс”, старших – под “канадку”. В школе
носили форму военного образца: мышиного цвета китель с желтыми пуговицами, ремень,
фуражку с желтой эмблемой – раскрытая книга в дубовых листьях. Обязательны белые
подворотнички, их чистоту в классе проверяли “санитары”. Обязательна на груди
октябрятская звездочка с кудрявым Володей. Самые распространенные имена в школе
– Люда, Наташа, Саша и Сережа. Немодные имена – Иван да Марья.
Вдруг сняли Хрущева. Поставили какого-то Брежнева. Стали писать о “позорном
десятилетии”, о “волюнтаризме”, потом вдруг замолчали наглухо.
Пик строительной моды на крупнопанельные дома. Дома-скороспелки подарили жильцам
идеальную слышимость и проблему вбить гвоздь в стену. На кухне синие до плеча
панели, выше – побелка, ниже – газовая плита с черной чугунной “декой”, алоэ
на подоконниках – у всех. Самодельная печать на панелях: ромашки по трафарету.
Идеал советского мужчины – мастер на все руки. Идеал женщины – добытчица корма.
Мужчины строили мебель из щепок, женщины готовили лакомства из ничего.
Радость в доме: купили телевизор! “Сигнал” называется, 348 руб с рассрочкой
на 8 месяцев, первый взнос 88 руб. (Это дорого: средняя зарплата трудящихся
– 78 руб. бутылка водки – 2-87). Дикторша-зануда читает по бумажке “Вести с
полей”. Но вот удача – концерт Людмилы Зыкиной, “Лён”:
А тот, который нравится, не в меня влюблён...
Обожали Зыкину.
Тарапунька и Штепсель, разговорный жанр 1964-го, с фирменной фишкой: “Здоровеньки
булы!” – мягкий юмор, русско-украинские каламбуры. Райкин был поострее.
Образ пьяницы в народе: красный нос и песня “Шумел камыш...”. Почему именно
она? Загадка.
1965. ТВИСТ! ТАНЦУЮТ ВСЕ!
Проигрыватель-чемоданчик “Концертный”, стопка пластинок в простеньких, вечно
перепутанных конвертах, пыль столбом – молодежь оттягивается под Миансарову:
Руди-руди-руди-руди-ри,
А по-русски – рыжик.
Руди-руди-руди-руди-ри,
Окажись поближе.
Новый танец твист. Телодвижения отратительные – советские юноши и девушки
извиваются, выгибаются, поднимают руки – будто снимают платье. Хуже рок-н-ролла!
Хуже!
В стране канун 20-летия Великой Победы. По телевизору идет “Вызываем огонь
на себя” – 1,2,3,4 серии. А они извиваются.
Кругом победы. Наши хоккеисты разбили шведов, как под Полтавой, – 5:3. Чехов
– 3:1, канадцев – 4:1, американцев, как стоячих, – 9:2! Рев болельщиков и срывающийся
тенорок невидимого Николая Озерова: “Наши ребята – чемпионы мира в третий раз!!!”.
А эти выгибаются.
Леонов вышел в открытый космос. Приземлился с Беляевым чуть не перед школой.
А эта зараза, твист, уже и “октябрят” наших скрутила – дети задергались:
Я пушистый беленький котенок,
Не ловил ни разу я мышей...
Наши фигуристы – лучшие в Европе, лучшие в мире! Торжество советской идеологии
на всех фронтах. Народ кивает, а сам аполитично любуется ножками фигуристок.
Чемпионат Европы в Москве, чемпионат мира в Колорадо-Спрингс – голос под куполом:
“...файв-найн... файв-найн...”, волнение, и вот – золотые медали за парное катание
у Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Экстаз. Всенародная любовь. Спорт,
конечно, праздник и все такое, но ведь фигурное катание – это не что иное как
советская эротика: короткие юбочки, плавочки в тон, умелые ножки – и все это
под музыку. Где еще такое увидишь? Кино, эстрада – все кастрировано, везде истуканы...
Да, еще на балете! Но там сушеная эротика, а на фигурном катании – сочная. Позже
появился гибрид – балет на льду, потом – водный балет (это когда девочка из
воды ножку высовывает), мюзик-холл... Буржуазная идеология лезла во все щели.
Здоровые силы боролись. Писали письма во все инстанции, били во все колокола,
били по всем обтянутым задницам. Они чувствовали (интересно – чем?), что ВОТ
ЭТО ВОТ, чему нет названия в советском словаре, угрожает самому строю. И они
оказались правы. Ибо не “демократы” развалили страну к концу века, а девчонки
своими попками – базовый инстинкт сработал, что вы хотите, нельзя его долго
прятать.
Или надо было телевизор приравнять к множительной технике и опечатать. А его
вместо этого признали “растущей потребностью” каждой семьи. Телевизор дома накрывали
ажурной салфеткой – уголком по центру экрана. Телевизору полагалась комнатная,
выматывающая нервы, антенна и тяжелый довесок – автотрансформатор (позже – стабилизатор,
не менее тяжелый и совсем уже непонятный: ни ручки, ни индикатора – зачем он?
И название дикое – “Олень”). Включаешь, а там – заслуженный артист Муслим Магомаев
оперным баритоном поет твист!
А я иду тебе навстречу,
А я несу тебе цветы –
Как единственной на свете
Королеве красоты!
1966. ЗНАМЯ В РОЗНИЦУ И СИГАРЕТЫ “СПОРТ”
19 мая – день рождения Всесоюзной пионерской организации.
Не устаю восхищаться этой организацией. В ней была дьявольская красота. Эти
песни, салюты, рапорты, стенгазеты, ясность задач и яркость красок, вглядитесь:
В синем небе я вижу зарницы
Золотых пионерских костров.
Пионерская романтика увлекала детей стопроцентно. Но среди педагогов было
столько дураков, а вокруг столько несоответствий – через год-другой звенящие
детские души провисали и начинали болтаться. Девочки оставались преданными идеалам
дольше мальчишек.
В первом классе всех принимали в “октябрята”, у них было десять заповедей,
типа: “Октябрята – ДРУЖНЫЕ ребята”. Мальчик или девочка, склонные к задумчивости,
назывались “недружными”, их начинали воспитывать и вовлекать разными способами.
Изучали жития пионеров-героев. До сих пор помню: Леня Голиков, Володя Дубинин,
Марат Казей, Павлик Морозов, Зина Портнова, еще кто-то – каждый со своим подвигом.
Сейчас-то я знаю, как сочинялись эти легенды, а тогда восхищение было искренним.
Хорошо помню прием в пионеры – волнение на грани обморока. “Юные ленинцы!
К борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!” – ВСЕГДА ГОТОВЫ! –
отвечали юные ленинцы со слезами воодушевления. Первый год воодушевление сохранялось
почти у всех в классе. Выборы командира отряда, звеньевых – опять волнение:
выберут ли? Хотелось. Красный галстук на шее действовал возбуждающе сам по себе
и как знак принадлежности к дружине, к стране. Галстуки продавали в “Детском
мире”, и это было обидно. В том же отделе продавали и знамена, и вымпелы разных
победителей, за которые следовало бороться не щадя жизни. Цена знамени была
– 465 руб. 90 коп. Долго я стоял перед той витриной, страдая за свою маленькую
веру... Придя домой, крошка сын спросил отца: “Почему?!”. Впервые в жизни мой
всезнающий отец только вздохнул в ответ.
Во дворе шпана играла на деньги – в “чику”, “трясучку”, “пристенок”, курила
папиросы “Север”, сигареты “Спорт” (тема для шуток). Благонравные дети копили
этикетки со спичечных коробков. Страстная мальчишечья мечта – папка с “молнией”
вместо дерматинового портфеля. На физкультуру полагались черные сатиновые шаровары,
девочкам – “пыжики”, ультракороткие шаровары. Маленькие женщины тайком подворачивали
лишнюю материю под резинки – вовсе не затем, чтобы кого-то там соблазнять, им
и в голову это не приходило! Просто для таких маленьких “пыжиков” материи было
многовато... На ноги надевали чешки, если в зале. На стадион – кеды. Зимой выдавали
лыжи с ботинками на полужестких креплениях.
Брюки в ту пору заглаживали в стрелку до бритвенной остроты. Ткани “костюмное
трико” тогда были ужасно мнучие: брюки приходилось утюжить каждую неделю.
Проблема 1966 года: МОЖНО ЛИ ЖЕНЩИНЕ НОСИТЬ БРЮКИ? Одна девочка в десятом
классе пришла в школу в брюках. Был скандал, истерика.
Перемены в домашнем интерьере: обязателен торшер, журнальный столик и “полумягкое”
кресло. Напротив – телевизор, тоже на ножках, все на ножках. Стены комнаты было
модно красить в разные цвета, самые отважные пижоны чертили на стенах геометрические
фигуры и полосы. За них было страшно: отщепенцы, пропащие люди. Любимые телепередачи
– КВН с молодым Масляковым:
Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш
Веселых и находчивых друзей!
Еще – веселый “Кабачок 13 стульев” с панами: Директором, Спортсменом, Вотрубой,
Гималайским и разными обаятельными паннами. Интриговала странная дружба пани
Моники с паном Профессором: что-то между ними было! Не зря же он ее так слушался.
1967. СТО ГРАММ И ПИРОЖОК
1967 год. В нашем словаре – “хунвэйбины”, “цзаофани”, “дацзыбао” – китайская
экзотика. Самая интересная тема политинформаций: “Положение в Китае”. Там, в
Китае, судя по фотоснимку в газете, какой-то необъяснимый кошмар – много-много
узкоглазых китайцев в одинаковых кителях и картузах терзают седого китайского
старика. А потом бегают с винтовками по кругу или стоят и неистово кричат, держа
перед собой цитатники Мао.
Все наши “пионерские дела” – металлолом, макулатура, стенгазета “Фонарик”
(младший брат “Комсомольского прожектора”), культпоход в музей “Подпольная типография”,
равно как дела комсомольские и вообще все ДЕЛА в нашей сказочной стране, – посвящались
славной дате: 50-летию Великого Октября. Юбилейная трескотня была оглушительна
– кимвалы, литавры, фанфары – весь год, с ума сойти. Уж не в тот ли год я научился
материться? Свои красные галстуки мы в 5-ом классе уже носили в кармане, это
точно. Пионерские сборы: проблема дисциплины на уроках. Помню людоедский призыв
тоненьким девчачьим голоском: “Исключить его из пионеров!”. Страшная кара, исключаться
не хотелось никому.
Первая шариковая ручка в нашем классе появилась в 67-ом. Ее простота вызвала
пренебрежение – и напрасно: через пару лет паста вытеснила чернила. На Центральном
рынке был пункт заправки шариковых ручек, где перемазанный синей пастой с головы
до ног инвалид наполнял пишущие стежни за 8 коп. Трамвайный билет стоил 3 коп.
Столько же стоил стакан газировки с сиропом: на улице стояли тележки с двумя
мензурками на штативе – апельсиновый и малиновый сироп на выбор, газ – из баллона,
вода – из трубы. Детей завораживали фонтанчики для мытья стаканов. Сиропы завораживали
пчел. Одну копейку стоил стакан газировки “бе-без сиропа” (второгодник Иван
Семенов).
На смену продавщицам скоро пришли автоматы – как, кстати, и обещала Партия
– но “светлого будущего” не получилось: народ стал совать в автоматы всякие
шайбочки, бить автоматы кулаком, взламывать кассу и воровать стаканы.
В транспорте билеты продавали железные кассовые аппараты. Они взвешивали мелочь
(3 коп – трамвай, 4 – троллейбус, 6 – автобус) и отрезали билет посредством
рычага сбоку. Народ и этих железных продавцов с удовольствием бил по затылку
– якобы механика заедает. Мальчишки их обманывали теми же шайбочками.
Крайне любопытный был опыт со стеклянными кассами. Никакого взвешивания –
покрутил ручку и отрывай себе хоть сто билетов. Но! Кто, что и сколько бросил
– было видно под стеклом. Это чтобы люди стеснялись хитрить!
В то время была мода на роботов, вообще – на технику. Журнал “Техника – молодежи”
публиковал описания роботов – самодельных человекоподобных “секретарей”. Мой
отец склепал самодельный автомобиль. Ездил.
Народное изобретательство вообще достигло в ту пору фантастического развития.
Если бы спиртовой вентиль не перекрыли, то скоро какой-нибудь местный Кулибин
запустил бы из подполья свой собственный, ЧАСТНЫЙ, спутник. Дело в том, что
к 1967 году в стране заместо неработающей экономической системы сложились неформальные
производственные отношения по схеме: “сто грамм и пирожок”. Люди сами решали
свои проблемы – частным образом. Работяги разных цехов и итээры договаривались
между собой о шабашках для дачи, “для дома, для семьи” – и все за спирт. На
заводах спирт лился рекой, растекался ручейками, выносился за проходную во фляжках
самых замысловатых конструкций. Спирт воровали, вымогали у мастеров. За спирт
можно было выменять хороший инструмент, сырье, продукцию, 1-е место в соцсоревновании,
выбить фонды в главке. Спиртом опаивали комиссии, платили художникам, коммунальщикам,
артистам, за спирт можно было построить дачу и, шутили, – коммунизм.
Грипп лечили норсульфазолом – 6 таблеток в картонном пенальчике. Сульфадимезином
лечили горло. Еще были порошки в конвертиках.
Пластинки – моно. Жизнерадостный Владимир Макаров в скачущем ритме пел:
Нам столетья не преграда,
Нам столетья не преграда,
И хочу я, чтоб опять
Позабытым словом “лада”,
Позабытым словом “лада”
Всех любимых стали звать!
Мне больше нравились другие песни: “Здесь вам не равнина – здесь климат иной”.
Вышел фильм “Вертикаль”, там был Высоцкий. Мне так и сказали: “Пойдем, там Высоцкий”...
А “Ладой” через три года назвали любимый всеми автомобиль.
Джинсоподобные штаны у нас назывались – “техасы”: желтая строчка по синей
ткани, много карманов, заклепки. Никакого ажиотажа, уличные штаны.
Первая рюмка: с дружками втихаря отпили батиного “модельвейса” (спирт, кофе,
лимонный сок), прокашлялись и – на демонстрацию, девок пугать.
Таскали у родителей презервативы (4 коп. – пара), надували их или наливали
воды из-под крана, литра три, и сбрасывали с балкона девкам под ноги. Говорили,
кто-то на спор налил в презерватив три ведра. Еще можно было подбросить “резиновое
изделие” соседке в дневник. Такой юмор, и без Фрейда все понятно.
Л.И.Брежнев на юбилейном заседании сказал: “Будущее Страны Советов станет
таким, каким его сделают сегодняшние октябрята, пионеры и комсомольцы”. Дорогой
Леонид Ильич оказался прав: так оно и вышло. Сделали.
1968. ШЕЙК НА “БАНЕ”
Танки в Праге пермские трудящиеся одобрили, как всегда, единодушно и с чувством
глубокого удовлетворения. Прага далеко, а тут, в Перми, у наших родителей были
заботы поважнее: где достать остромодный плащ “болонья”, например, или нейлоновую
сорочку. Плащи были польские, сорочки – чешские. Если загулявший муж снимал
нейлон через голову, не расстегивая пуговиц, то в темной комнате становилось
светло от искр, и жена просыпалась. Манжеты застегивали запонками.
Мне запонки не полагались по возрасту. А по убеждениям мне вообще полагался
расстрел на месте: в 6-ом классе я попытался подорвать учительницу самодельной
бомбой. Огромная злая дура, она должна была преподавать нам русский язык и литературу,
а преподавала ложь. Она была вся пропитана ложью и деспотизмом – с нее прямо
капало. Я сколотил террористическую группу (которая развалилась при первом шухере),
изготовил снаряд устрашающего действия, заложил его учихе под стол и... был
взят с поличным. Взрыв даже не понадобился – такой силы был скандал. Враг мой
бился в истерике, я гордо горел на костре за правду – лучшей участи не выдумать.
Из школы меня не выгнали. У меня были “пятерки” по русскому, не говоря уже о
литературе, – свести акцию к личным счетам им не удалось. Отец меня понял. У
меня классный отец, как тогда говорили – “путёвый батя”.
Летний отдых для детей в то время был организован идеально. Детсадники выезжали
на дачи, школьники – в пионерские лагеря, спортсмены – на базы, туристы – по
маршрутам, больные дети – в санатории “мать и дитя”. И все практически бесплатно.
Родители ценили в лагерях дисциплину, дети, наоборот, – ее отсутствие. Лучшее
место на планете – спортлагерь “Звезда” образца 1968 года. Теплая Сылва, горячие
сосны, скалы, палатки, никаких вожатых и воспитателей – тренеры, и деление не
по возрасту, а по секциям: “Гимнасты, штанга, фиг-катание, секция баскетбола
– на завтрак!”. Тренировки два раза в день, кроссы по горам до хрипа, купание
вволю. Танцы каждый вечер, с фигуристками.
Начальник лагеря – седой акробат-низовик с мускулатурой Геркулеса. Как он
колол дрова позади столовой – песня, античный гимн. Врачу нечего было делать:
полный лагерь здоровых, красивых людей. А наш тренер? А пловцы на воде? А футболёры
на поле? А наши девчонки-гимнастки, грация и пластика? Всяк в своей стихии –
бог. Вот место, где никого не обманешь, вот где правда.
Радиоузел крутит модные песенки: “Самолет поднимается выше и выше...” – Анатолий
Королев, “Ходит одиноко по свету 11-й мой маршрут...” – Валерий Ободзинский.
Радиоприемник на батарейках называли – “транзистор”.
В 68-ом в моду входит шестиструнная гитара. Гитарная эпидемия. Именно болезнь
– молодежь бредила гитарой, заводилась от резкого медиаторного звука. “Поющие
гитары” почти не пели, этого не требовалось, они лабали “инструментал”, навороченный
неслыханными электронными эффектами (вибрато, реверберация): “Апачи”, “Цыганочка”.
Новый поп-шаблон – медленный запев:
Жил в горах целый век человек (пауза)
С бородой и по имени –
Шейк!
– и прорыв ритма, электрического, шагающего, никакой твистовой вертлявости,
никаких саксофонов, новый танец шейк “долбали” только под электрогитары, и голос
вокалисту полагался высокий, визгливый – ну вот как у Полада.
Гитары во дворах, в скверах – везде. По Комсомольскому (по “бану”) гуляли,
бренчали на ходу всякую дрянь – в рок-н-ролльной манере или “восьмеркой”. Цыганским
перебором, со слезой, исполнялся ночью спящему городу романс “Дорогая пропажа”.
Позже мы узнали, что это – Вертинский, опальный – как и мы. Такое вот неожиданное
родство душ: на волне подростковой отверженности, необъяснимого сиротства и
глобальной тоски по идеалу.
Что вкусного.
Конфитюры болгарские. Зеленый горошек венгерский “Глобус” в железных банках.
Шоколадные конфеты “Ромашка”, “Маска”, “Василек” – 3-50. Изредка попадал на
зуб “Мишка косолапый”. Самые дорогие – “Трюфели” – 8 руб. за кг. За пределами
разума были шоколадные зайцы в цветной фольге – 9 руб. штука, никто их не покупал,
они годами стояли на самой верхней полке витрины.
Народные конфеты: леденцы в круглой жестяной банке (10 коп.), “подушечки”
“дунькина радость” (50 коп. – кило), ириски “Золотой ключик”, “Кис-кис” (1-40),
твердая карамель “Дюшес”, “Барбарис” (1-80). Не переводились финики вяленые
(80 коп. – кило). Косточки фиников мы втыкали в цветочные горшки, рядом с алоэ,
– замышляли пальму. Грызли брикеты какао с сахаром (8 коп.; на морозе обалденно
вкусно). “Рачки”, “Гусиные лапки”, к Новому году – мандарины, если повезет.
Малышня копила фантики, собирала их под дверями магазина “Белочка”. “Сгущенка”
стоила 55 коп. Сгущенный кофе с молоком – 77 коп., никто не брал – пирамиды
банок стояли на витринах. Растворимого не видали, кофе молотый был с цикорием
– говорили: из него КГБ выпаривает кофеин.
1969. “ДРЯНСК” – АНТИСОВЕТЧИК
– Мы рады вас приветствовать, товарищи ребята! – запевали два взрослых лоботряса
Лившиц и Левенгук.
– Конечно, если дома вы, а не ушли куда-то, – резонерствовал дедушка Николай
Литвинов.
И все невольно припадали ухом, забросив все дела: “Радио-няня” в гости к нам
пришла! Грешная троица валяла дурака с каким-то невероятным преждевременным
антисоветским блеском.
Все, что тогда делалось с блеском, вызывало восторг и опасение: ну ведь запретят
же! Разрешено “блестеть” было: советскому балету, советскому космосу, советскому
спорту. Идеология мощно продвигала эти свои отрасли, она же их и губила, лишала
простого человеческого смысла. Она не дура, идеология, просто она – “мертвая
вода”. Так в 1969 году в Стокгольме на чемпионате мира по хоккею сборная ЧССР
дважды обыграла сборную СССР – казалось бы, драма из частной жизни. Ан нет.
Чехи нам мстили за нашу танковую прогулку по их столице, за свое унижение –
это было ясно всем. Горечь и стыд. Еще стыднее было бы ВЫИГРАТЬ у изнасилованных
танками чехов. Сволочи. Эти вонючие политики всегда отравляли людям жизнь. Символично,
что в нашей сборной почти все были – “армейцы”: Старшинов, Зимин, Якушев, Мальцев,
Харламов, Лутченко, Давыдов, Рогулин, Поладьев, Кузькин, Зингер, Пучков, Третьяк
– отличные парни, они ни в чем не были виноваты.
Государство правило нравы своих граждан – в вытрезвителе клиентов стригли
наголо. Всех. До тех пор, пока у нас тут в Перми одна женщина не повесилась.
По ошибке ментов (или по плану сбора) попала в вытрезвитель – вышла стриженая,
и – не вынесла надругательства. Еще одним человеком в СССР стало меньше.
Магнитофон – антисоветская машинка. Это он привел в наши дома “Битлов”, Высоцкого,
позже – Жванецкого. Магнитофоны: огромный трехмоторный “Тембр” (“гроб с музыкой”),
рижский “Aidas”, брянский “Брянск” по прозванью – “дрянск”, на нем “только с
горки кататься”. Пленка на катушках – тип 2, ломкая (склеивали уксусом, спьяну
– вареньем), лучше – тип 6. В “магах” всегда что-то заедало, кинематику надо
было подпирать отверткой, оттого советская техника работала без верхних панелей
или вовсе “раздетая”.
Насчет “Битлов”. Сперва прошел слух: битлы, о. Потом стоим мы во дворе, и
вдруг Шардак кричит наверх: “Репа! Сделай погромче!”. Репа у себя там, на четвертом
этаже, прибавляет звук – немного, осторожно, и из окна выпрастывается частями
этот джинн – “The Beatles”. Я сдался ему не сразу: подумаешь, битлы, Репина
музыка – высокими противными голосами поют что-то на не нашем языке, вертлявое,
даже не шейк. Потом зауважал. Благодаря “Битлам” зауважал виолончель, скрипки
– кои презирал прежде, причислял к стариковской культуре. Незнание языка позволяло
наделять чужие песенки своим смыслом, я сел в чужой поезд со своими грезами
– и уехал. И мне было хорошо – ехать. К тому же нас было много, у нас появилась
своя тема, СВОЯ, недоступная старшим. Добывали фотки, записи из десятых рук,
аккорды, копировали мотивы – уезжали. Не в Америку, конечно, и не в Ливерпуль.
Дальше.
А по “Маяку” играл сочинения Людмилы Лядовой ансамбль электромузыкальных инструментов
под управлением Мещерина. Мертворожденная музыка. Новинка – ВИА: “Поющие гитары”,
“Веселые ребята” – живые, но бледные копии “Битлов”, адаптированные под наше
министерство культуры.
Трудно было человеку десять тысяч лет назад:
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад,
– юмор “Поющих”: аптека десять тысяч лет назад. “Добры молодцы” с гитарами
выступали в красных сапогах на сцене пермского Дома офицеров, с ними в связке
приезжала Бичевская.
Подростковая мода во все времена была “хулиганской”. Весной 69-го парни носили
пальто с устрашающе поднятым воротником и резиновые сапоги с вывернутыми голенищами.
Никаких головных уборов: все вокруг должны видеть, какие у тебя замечательно
длинные волосы, как дико они лезут на уши и спускаются на нос. Немытость волос
прибавляла куражу. Если надел кепку, не снимай ее нигде: ни в школе, ни в кинотеатре.
Уважающий себя семиклассник пионерский галстук носил в кармане и надевал его
только в случае крайней опасности со стороны директора школы, не ниже.
Драки назывались “махаловками”. Ценились солдатские ремни как оружие, офицерские
– как понт. Боец накручивал ремень на руку одним щелчком и размахивал увесистой
бляхой, как кистенем.
Мечта юного спортсмена – синяя “олимпийка”. Классический шерстяной “олимпийский”
костюм с белой полосой по рукаву и с молнией от груди до носа стоил 90 руб.
большие деньги. Мастерам спорта их выдавали бесплатно. Девчонкам гимнасткам-перворазрядницам
выдавали тонкое облегающее ногу “трико” – позже получившее всенародную известность
под названием “колготки”. С 70-го года колготы стали носить женщины всех возрастов.
Кончилась эпоха поясов с резинками.
У мужчин, кстати, тоже были резинки – под коленом – для носков. Носки-то раньше
были хлопчатобумажные – сползали... Безразмерный “эластик” в конце 60-х упростил
мужскую жизнь, ускорил снимание-надевание, прибавил динамизму приключениям.
Появились магазины самообслуживания. Сперва – булочные. И вот еще – автопоилка
в кафе “Спутник”: бросил полтинник – автомат отпускает тебе стакан крепленого
вина. Несовершеннолетние радовались, а взрослые мужики ворчали: автомат бессовестно
недоливал.
По достижении 14-летнего возраста всех повели в ВЛКСМ – тот самый, у которого
шесть орденов и “демократический централизм”. Стало можно носить гражданский
галстук. В моде были короткие, до середины груди, с крупным узлом. У пиджака
маленький вырез, лучше всего – круглый под горло, как у “Битлов” на фотке.
1970. ПРО ЛЮБОВЬ
Лупа времени, круглая, как юбилейный рубль с профилем вождя. Его тоже кто-то
любил, вождя.
А мы любили шоколад “Аленка” за 80 коп. Мы были – “акселераты”, взрослым мужским
басом мы выкрикивали на собраниях детскую чушь. В кино “до 16-ти” нас уже пускали
без вопросов. И напрасно, ничего мы в кино не видели, кроме намеков на интим.
Зарубежные фильмы были откровеннее наших, но случались недоразумения. Так однажды
в школьной “курилке” прошел слух, что в ДК Свердлова идет “Испорченная девчонка”.
Побросав “бычки”, мы рванули туда, по пути “нашкуляли” денег на билеты, купили,
сели – а кино оказалось про малолетнюю воровку. Ничего “такого”, ноль. В огорчении
мы переломали стулья и убежали. Зато в фильме со спортивным названием “Спартак”
мужик держал бабу за грудь целую минуту. Через пару дней грудь из фильма вырезали.
А вот интересно, кто этим занимался? КГБ? Обллит? Да сами киномеханики, заразы,
вырезали “клубничку”, делали из нее слайды и угощали друзей!
Любили “Анжелику”, ох, как мы ее любили... В “Комсомольце” шла, третьим экраном,
за билетами – убийство. Оттуда уже ничего не вырежешь, там вся ткань фильма
пропитана аристократической похотью, его просто сняли с проката, чтобы советского
зрителя не нервировать.
Любили футбол. В период игр над городом носился рев болельщиков. Гнездился
он на стадионе “Центральном” (ныне “Орленок”), там наша “Звезда” встречалась
с “Пахтакором”, за их свиданием мы подсматривали через щели забора и с окрестных
крыш.
Любили пластинку Ободзинского. Ту самую:
Льет ли теплый дождь,
Падает ли снег –
Я в подъезде против дома
Твоего стою.
Аранжировочка там была – нормальная. “Зарубежную эстраду” обожали, она к нам
тогда просачивалась по капле. Вот ее рейтинг по возрастанию: сперва эстрада
соцлагеря – Караклаич, Димитров, Готт; над ними – польский рок (“Червоны гитары”,
“Скальды”, о! Марыля Родович – она первая вышла на сцену в рваном пончо!), французов
не было в природе. На самой вершине господствовали англоязычные исполнители.
Боги из богов – надсадные крикуны с мощной бас-гитарой, “drive and shout”, грязный
“shout”. Чистый звук мы прощали только “Битлз”. Вкусы других людей для нас не
существовали. Любая чужая музыка для нас была – лажа.
“Лажей” – чужой музыкой – для нас было вообще все вокруг: помпа 100-летия
Ленина, всенародный субботник, лунный трактор, дурацкие тиражи “Спортлото” по
телеку, конкурсы “А ну-ка, девушки!”, “А ну-ка, парни!” – всё подлежало осмеянию
и уничтожению. Или вот еще – какой-то писатель Солженицын из Москвы “настучал”
на нас, на нашу кривую жизнь, иностранцам. Да у нас в лагере за это делали “темную”!
Но в этом пункте между нами, парнями, согласия не было, “темную” Солженицыну
делала газета “Правда”, от которой нас тошнило, приходилось мыслить – так наша
стая распадалась на индивиды. В 1970 году в Перми судили “тайное общество” –
молодых людей, собиравшихся по ночам у сторожа детсада не вино пить, а читать
“диссидентскую” литературу – “Хронику текущих событий” московских правозащитников.
Посадили не всех. Мир становился сложнее.
Становились сложнее магнитофоны. Портативный, на батарейках, катушечный –
“Орбита”, кассетный – “Весна” (у нас на электроприборном выпускали). Подумать
только – теперь “Роллингов” можно было слушать на пляже! Излюбленный пляж –
КамГЭС, там работали буфеты: “Солнцедар” с ресторанной наценкой стоил 1-70 –
образцовая, кстати, мерзость, им “травили негров”, “красили заборы”, а дурачье,
вроде нас, принимало внутрь, да еще в жару. “Солнцедар” давал невероятную отдачу
в голову, потрясающие приключения и тяжелейшее похмелье. Читатель, выживший
после “Солнцедара”! Жму твою лапу, ты знаешь жизнь.
“Битлов” путали с хиппи, с битниками. Почти ничего не знали ни о тех, ни о
других, ни о третьих. По фотографиям кумиров отращивали волосы до плеч и распускали
клеши. С прическами блюстители нравов боролись тремя способами: осмеянием (“Ты
парень или девица?”), убеждением (“Даже битлы постриглись. А ты?”), насилием
(да просто – ловили волосатиков и стригли). А брюки-клеш мы шили сами или у
молодых портних – пожилые в резкой форме отказывались, и тогда мы вставляли
в прямые брюки клинья от колена, цветные клинья – нате вам! Клеши накрывали
туфли на высоком каблуке целиком и волочились по асфальту. Радикалы подшивали
их бахромой, “молнией”, гнутыми монетками. Любили мульт “Бременские музыканты”
за точный образ волосатика и еще за талантливую пародию на западный рок.
Любили свою музыку активно, не то, что нынешние. Мастерили своими руками звукосниматели
и присобачивали их на простые гитары, втыкали в “кинапп” – без штекера, так,
на спичках, скорее и – громче, громче! Играли “Venturous” – пермская мода, в
переводе с обожаемого английского – “авантюристы”...
Лупа времени. Ровно тридцать лет назад, день в день, стояла жара. Я потел
с конспектами в руках под палящим солнцем на крыше, безуспешно пытаясь что-то
выучить к экзамену и одновременно загореть – двойная пытка. Конспекты были,
конечно же, не мои, откуда у меня конспекты. Их дала мне девочка, которая меня
любила. Ей ничего не надо было от меня, она была искренне рада, что я существую,
что ей есть кому писать, не ожидая ответа. А я чувствовал себя идиотом, потому
что ответить мне было нечем. Но я тогда понял простое правило: настоящая любовь
никогда не говорит: “Дай”, она всегда говорит: “На”. Девочку звали – Любовь.
Через несколько лет она умерла от родов, мне сказали: “Ее больше нет”. Я не
верю этому, предпочитаю думать, что она теперь – ангел и реет между нами, спасая
нас, давая нам шансы без счета и не спрашивая ни о чем...
1971. “ГУЛЛИВЕРЫ” В “ОГОРОДЕ”
В 1971 году мясо, если было, то стоило 1-90 за кг. Но его не было. В магазине
“Мясо – рыба”, который располагался на Компросе напротив “Кристалла”, на лотке
лежала груда трупов – синие куры с ногами и головами: бледный гребень, смертные
бельмы, тощая волосатая шея. Ее надо было, ведьму, опалять на огне, четвертовать
и харакирить перед готовкой. Но хозяйки говорят, те страшные куры были наваристее
нынешних. Стоила “синяя птица” – 2-20. Водка – 3-62.
Наступила эра Чебурашки. Первый показ мультфильма состоялся два года назад,
и к 1971 году по стране разлилась всенародная любовь к ушастому “бомжику”, который
строил Дом дружбы. Лучший подарок ребенку – мягкая ушастая игрушка, книжка Эдуарда
Успенского – Чебурашкиного папы, пластинка с голосом Клары Румяновой – Чебурашкиной
мамы. “Чебурашками” называют детские сады, пивные бутылки, беззащитных идеалистов.
Друг Гена – второй номер расчета. Все Гены в стране стали – крокодилы. Про Чебурашку
слагают анекдоты.
Наступила эра Дефицита – могильщика коммунизма. Партия его породила (своими
органами распределения) – он и Партию, маму свою, схавал, Дефицит. Но не будем
забегать вперед.
Мы жили хорошо, от временных трудностей не унывали. По воскресеньям слушали
радиопередачу “С добрым утром!”, восхитительный щебет: “Вела передачу Галина
Новожилова, режиссер Лев Штейнрайх...”. Вечером – “Встреча с песней”, печальный
голос Виктора Татарского: “Нам пишет радиослушательница Мишуткина Дарья Тимофеевна
из деревни Ключики...” – еще ничего не сказал, а уже плакать хочется – такой
уникальный голос.
А где мне взять такую песню –
И о любви, и о судьбе,
И чтоб никто не догадался,
Что эта песня – о тебе?
У старшего поколения в моде были рубашки на трех пуговках – “бобочки”. У молодежи
– “водолазки”, они же – “битловки”. Кофточки-“лапша”. Эластичный трикотаж на
прилавке выглядел лапшой, зато выгодно облегал девичьи формы. Коварные надевали
“лапшу” без лифчика, с мини-юбкой. Транспорт вставал на дыбы, когда “кадры”
выходили в таком виде на улицу, старухи лопались от злости, брызжа ядом. А на
пышной груди у красавицы – комсомольский значок! Да, такого сильнодействующего
аксессуара нынешние модницы не знают.
И куда они все это несли? А на танцы! Танцы зимой были во всех домах культуры
и на речном вокзале, летом – в “огороде”: на танцплощадке в саду Горького играли
“Гулливеры”. Великанский звук их электрогитар властно созывал молодежь с окрестных
улиц, а самый фронт “гулливерских” децибел был обращен (знаменательное совпадение)
к Дому чекистов. Чекисты три раза в неделю имели счастье слушать виртуозные
“соляги” лидер-гитариста Толи Полякова и дикий визг его поклонниц. “Гулливеры”
играли “Venturous”, инструментал.
Их очень скоро вытеснили с пермского Олимпа поющие группы: “Лесные братья”,
“Ровесники” (в репертуаре у них были “The Beatles”). В саду Свердлова играли
“Рифы” – “Не выходи замуж за железнодорожника” они исполняли лучше авторов.
“Shoken Blue” отдыхало, как они играли – бас-гитара РЕВЕЛА!
Источники тогдашнего кайфа: электрогитара – черная, элегантная, “Музима Этерна
Делюкс” с усилителем “Регент-60”, ударная установка “Трова”. Ниже разрядом:
свердловская “Тоника”, самодельная басовка в виде скрипки (как у Маккартни!)
со струнами от рояля, ударная “тройка”: барабан, тарелка, “чарлик”-хэт. И, конечно,
“Ионика”. Сюда же неизбежно рифмуется портвейн “777”.
В ребячьей жизни тогда гигантское значение имела “улица”. Это сейчас все дети
по домам сидят, от “ящика” не оторвать, а тогда смотреть было нечего – дети
носились во дворе, играли в тысячу игр, осваивали окрестности, бились с врагами.
Самый страшный тогдашний враг – шпана, организованная и безжалостная. Но по
отдельности они все были дураки, простодушные парни, наври им при встрече, что
знаком с их “шишкарем”, – отступятся. Первобытное почитание вождя. Именем “шишкаря”
они собиралась в “шоблы” до ста рыл, зловещей толпой шли “махаться” с чужим
племенем. Вне толпы – добродушные Сашки и Сережки, в толпе могли убить.
Молодежь постарше топталась на “пятаке” перед “Кристаллом”. Слова “тусовка”
еще не знали, а неформальные группы с лидерами, явками и собственной тематикой
встреч уже были: студенческие “компании”; отдельно – “мажоры”; их папы-“шишки”
– преферансисты и распутники. Помню “рыболовную секцию” юных интеллектуалов
– затейников, они дурачили прохожих “живыми картинами” (термин “хэппенинг” к
нам пришел позже).
Интересно жили. Где-то в стороне проходила линия Партии. Случайно пересекся.
Привел девушку в кино, а там хороший такой парень, искренний, ищет ЧАСТНЫМ ОБРАЗОМ
следы сверстника, погибшего на войне. И поет:
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет – мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: “Я вернусь, мама”.
Что-то тронуло даже, или присутствие девушки расслабило.
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Целовались, конечно. Выходим – а на дворе новый почин, комсомольский призыв
красными буквами на заборе: “Работать за себя и ЗА ТОГО ПАРНЯ!”. Тьфу! Последний
раз я купился на лирическом фантике все той же дряни.
Из анекдота: – Ты почему не работаешь? – А я и есть ТОТ ПАРЕНЬ.
1972. ДЖИНСОВЫЙ ЗУБ
Американец, молодой и наглый – Фишер, обыграл нашего Спасского в шахматы,
конец всему! С американцами мы тогда соревновались, жалели их, безработных,
бесправных и бездуховных, боролись за их негров, за Анджелу – кудрявую – Дэвис.
И вдруг такой удар. Мечту о сатисфакции угадал Высоцкий, он сыграл с “этим Шифером”
в свою игру. Мы валялись, мы плакали от смеха, когда слушали в напористом ритме
– “Да я его замучу, зашахую! Да мне бы только дамку провести!”, – это было про
нас. Это мы королей вечно путали с тузами, это мы с дебютом путали дуплет. Невероятный,
лучший в мире советский характер, “пешки на рюмашки”, – он еще даст себя знать
в 90-х годах, когда наше поколение – поколение путаников – проведет свои дамки
во власть.
А я в 1972 году свои фишки двинул в вуз. Черта ли мне в том вузе надо было
– не знаю. Программа сработала, матрица жизни: школа – вуз – работа – пенсия.
Программа, кстати, была хорошая, если ею правильно распорядиться, и все пункты
в матрице тогда были на месте, не то что сейчас. Сейчас наши дети если кому
и нужны, то только наркокурьерам. А нам после школы все двери были открыты,
факт, всюду звали, на любой завод – с лапками, и зарплата через полгода как
у инженера. Так что программа жизни, если честно, была не одна... Дух захватывало
от пестроты возможностей, от горизонтов кружилась голова. Ранним июньским утром
после выпускного бала брели мы по набережной Камы, нарядные и усталые, и уже
немножко не узнавали друг друга – прощались...
Этот синий вечер летний закружил ребят,
Я на школьный вальс последний пригласил тебя...
Ты была в модном кримплене и гипюре. На мне безукоризненно сидел модный длинный
пиджак с двумя шлицами сзади. Нам пели “Песняры” про Александрину, а “Ариэль”
– про белый парус в море: “Верю, что услышишь ты”. Блистали “Самоцветы”, картинно
расставленные на сцене, как шахматы. На них были белые костюмы с аппликацией
на широких лацканах, брюки-клёш и – новинка! – туфли на платформе. “Колеса диктуют
вагонные, где срочно увидеться нам...”. Украинцы (тоже в белых клёшах) пели
в том же ритме: “Червону руту нэ шукай вечорами...”. Но популярности “Песняров”
не превзошел никто.
Няма таво, што раньш былo...
Молодые люди в те годы отращивали усы подковкой, как у Мулявина, и баки, как
у Пресли. Взрослые модницы носили сапоги-чулки – страшный дефицит и дорогущие,
заразы. Батник носили приталенный с планочкой, блейзер. Платье-халат на пуговицах,
с квадратным воротником. Все приталенное, все в обтяжку.
Джинсы. В 1972 году это уже не мода и не болезнь – сложилась особая, джинсовая
субкультура. У нее был свой язык, фольклор (помню анекдот, как богатый грузин,
не зная уже, куда девать деньги, вставил себе зуб не золотой, не платиновый
– джинсовый!), у нее была своя иерархия ценностей, свои мифы. Люди посвящали
свою жизнь джинсам – добыванию их (или подделке) и сбыту. Стоили импортные “трузера”
до 250 руб. – две инженерских зарплаты. Везли их через Болгарию и другие соцстраны,
покупали в “Березке” за чеки, продавали на “балке”, вместе с дисками, за рубли
– рисковали на каждом этапе. Все это называлось – спекуляция, по фене – фарцовка.
Ловили, сажали, общество в целом презирало спекулянтов, а люди по отдельности
– охотно пользовалось их услугами. Одно время из областного центра за джинсами
ездили в леспромхозы. Те уральский лес меняли за границей на импортную одежду,
и наши фарцовщики просекли это дело – ездили за шмотками не в столицы, а в леса.
Телевизор. По телевизору наши играли в шайбу с канадскими профессионалами
– впервые в истории. О, то был наглядный урок на тему “их нравы”. Профи держались
нагло, играли грубо, дрались подло, катались без шлемов и жевали жвачку, задирали
наших ребят попусту, – “Нет, такой хоккей нам не нужен”, – заключил Николай
Озеров, и эта фраза стала крылатой. То ли дело Всесоюзный конкурс артистов балета.
В 1972 году в Москве всех победила пермячка, ученица 6-го класса хореографического
училища Надя Павлова. Это было приятно. Это было красиво.
Такси: от “Кристалла” до вокзала “Пермь-II” – 50 коп. Студентка универа, опаздывая
на лекцию после кино, ловила такси. Имела возможность, – у нас же бензин был
дешевле воды! Серьезно: бензин – 7 коп. за литр, минералка – 10 коп. пол-литра
(с посудой – 22). Таксисты в 1972 году давали сдачу. Неохотно, правда, ну –
как официанты, стиснув зубы. Но мы этим не сильно огорчались, мы были привычные,
никто нас не любил со стороны государства: ни продавцы, ни приемщицы химчистки,
ни закройщицы ателье. Везде было государство, везде были барьеры, объявления,
посылающие подальше, хамские окрики с крашеных стен: “НЕ курить! НЕ сорить!
НЕ подходить!”. А в нерабочее время, кстати, все эти продавщицы и приемщицы
становились нормальными людьми, классными девчонками, они смотрели на нас другими,
своими собственными, глазами, шептали другие, свои собственные, слова... Оттого,
наверное, и люблю я только “своих собственных”, ЧАСТНЫХ, людей. Вас.
|