<!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:612.0pt 792.0pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:36.0pt;
mso-footer-margin:36.0pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
-->
В течение многих лет одним из наиболее популярных «
молодежной среде остается вокально инструментальный ансамбль «Машина времени».
Наш корреспондент Б. Духин встретился с руководителем ансамбля А. МАКАРЕВИЧЕМ.
Их беседа началась с вопроса о слухах, распускаемых «радиоголосами», по поводу
гонений, которым якобы подвергается этот ансамбль..
КОРР. Не так давно прошел слух о том, что ансамбль «Машина
времени» разогнан...
МАКАРЕВИЧ. Подобного рода «сообщения» не единичны. Полтора
года назад в английской газете «Тайме» появилась заметка, где было сказано
буквально следующее: «Группе «Машина Бремени» официально запрещено выступать
по радио и телевидению после того, как они исполнили песню собственного
сочинения «Мы — за солидарность». Это название можно истолковать как «Мы —
члены «Солидарности».
Прочитав эту заметку, я через Агентство печати Новости
направил письмо ее автору, корреспонденту «Тайме», в котором высказал свое
возмущение по поводу этой «информации». Содержание песни не имеет ничего
общего с тем, что в ней «увидел» западный журналист.
Инсинуации в адрес нашего ансамбля вызваны, на мой взгляд,
стремлением буржуазной пропаганды буквально из ничего изготовить очередную
антисоветскую «утку».
КОРР. В числе лучших песен вашего ансамбля называют такие,
как «Поворот», «Скворец», «Первая свеча». Почему вы исполняете песни только
собственного сочинения?
МАКАРЕВИЧ. Дело в том, что мы никогда не были
ансамблем-исполнителем. Было бы странным, скажем, ждать от Окуджавы исполнения
песен Френкеля. Правда, вкусы слушателей не всегда совпадают с нашими: далеко
не все песни, которые нам кажутся удачными, находят у аудитории отклик.
КОРР. Рок-музыка—музыка громкая, часто переходящая грань, за
которой нормальное, полноценное осмысление уже невозможно.
За это ее часто и справедливо критикуют. Не является ли чрезмерная громкость
тем первичным элементом, без которого рок-музыка вообще не может существовать?
МАКАРЕВИЧ. Динамический запас необходим любой музыке. Что
же касается рок-музыки, то она эмоциональна, исполняется на высоком уровне
экспрессии. Это в ее природе. Однако чрезмерная громкость звучания некоторых
ансамблей объясняется часто просто плохим вкусом музыкантов. Я знаю случаи,
когда за грохотом пытаются скрыть недостатки самой музыки.
С другой стороны, грохот порой создает и некачественная
аппаратура. Хорошую аппаратуру купить практически негде. А импортной, очень дорогой
и приобретаемой на валюту аппаратурой Министерство культуры СССР обеспечить
всех желающих не в состоянии. Мы очень благодарны министерству: оно
предоставило в наше распоряжение первоклассную современную аппаратуру. Однако
многие ансамбли этим похвастаться не могут.
Многое зависит и от уровня подготовки звукорежиссера,
обслуживающего ансамбль. В прошлом году при ГИТИСе впервые были открыты курсы,
готовящие специалистов данной профессии. Теперь можно надеяться, что положение
изменится в лучшую сторону.
КОРР. Западная рок-музыка — явление пестрое, неоднозначное.
В ней островки настоящего искусства сосуществуют с океаном продукции так
называемой музыкальной индустрии...
МАКАРЕВИЧ. Согласен с вами.
В зарубежной рок-музыке множество направлений. Это и
абсолютно бездумная коммерческая музыка, которая конвейерным способом производится
специально «для пятнадцатилетних», вернее, для их ног. Она не несет а себе
никакой информации, кроме двигательной. Не знаю, возможно, такая музыка и
нужна: раз в неделю пойти в дискотеку и там попрыгать. Я не сторонник такой музыки
и тем более ее производства.
С другой стороны, есть очень интересная, на мой взгляд,
оригинальная музыка, содержащая в себе серьезные философские размышления о
жизни, об окружающем мире. Как правило, она не имеет там большой популярности.
Надо сказать, что на Западе с помощью рекламы создается
искусственная популярность тем или иным исполнителям и ансамблям. Их попросту
навязывают потребителю. Причем делают это умело. Так, стал популярным Боб
Марли. И тут же все заиграли в стиле регги. Появится какой-нибудь популярный
электронщик — и все начинают «строиться» под него. В этом смысле я очень не
люблю «итальянцев», хотя они пользуются у нас огромной популярностью.
Конечно, напевная итальянская музыка близка нам своей мелодичностью. Но ведь
та продукция, которую предлагают потребителю десятки итальянских ансамблей,
удивительно однообразна! Кем-то найден особый, «итальянский» колорит, и 9/10
всех их ансамблей играют, по сути дела, одно и то же. У меня сложилось
впечатление, что на фестивале в Сан-Ремо в условиях конкурса предусмотрено
написание песен лишь на 4 «дежурных» аккорда. А уж если кто-то включил в песню
и пятый — это автоматически первое место.
КОРР. Недавно я ознакомился с письмом американца Дж. Коэна,
написавшего о ярком впечатлении, которое на него произвел советский рок-ансамбль Стаса Намина. Раньше он,
находясь иод влиянием американских средств массовой информации, считал, что
рок-музыка в СССР находится чуть ли не иод запретом, что настоящих музыкантов
этого направления в нашей стране нет. Упомянутый ансамбль — явление не
единичное. Есть же и другие ансамбли такого уровня...
МАКАРЕВИЧ. И среди них — «Диалог», «Автограф», «Динамик»,
эстонский «Магнетик бэнд»... Очень интересен, на мой взгляд, ансамбль
«Аквариум», со своим оригинальным лицом. Хотя этот коллектив периодически
резко критикуют в печати, я убежден, что часть его «критиков» не была на
концертах ансамбля. Подобная «вивисекция», как правило, дает прямо
противоположный результат. Раньше мало кто знал «Зоопарк» или «Примус».
Стоило в прессе появиться нескольким разгромным статьям, как многие кинулись
доставать пленки с записями этих групп. Между прочим, за подобную «рекламу» в
той же Америке ансамбли бы заплатили большие деньги.
По моему глубокому убеждению, если бы, всем этим группам
предоставили площадки для выступлений, как это делают в других социалистических
странах, не делали бы из них «запретного плода», через 2—3 недели люди бы
сами, без подсказки, разобрались, что из себя представляют эти «ансамбли» на
самом деле и просто перестали их слушать.
В то же время хорошо бы помочь молодежи разобраться, «что
такое хорошо и что такое плохо». Устраивать регулярные телепередачи о
советской молодежной музыке, дать возможность сравнить. Ведь сейчас, по моим
наблюдениям в ходе поездок по стране, интерес к отечественной рок-музыке у
молодежи резко возрос. И наша задача — укрепить этот интерес.
|