<!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
p.MsoPlainText, li.MsoPlainText, div.MsoPlainText
{margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
mso-layout-grid-align:none;
punctuation-wrap:simple;
text-autospace:none;
font-size:10.0pt;
font-family:"Courier New";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:612.0pt 792.0pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:36.0pt;
mso-footer-margin:36.0pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
-->
Здравствуйте, мальчики! Обращаюсь к вам по-русски, потому
что, согласитесь, никак не заучат в советской газете игривые слова: «Чао,
бамбино!» Как договаривались, не будем делать секрета из наших отношений и
дадим возможность каждому читателю стать активным участником этого диалога.
Несколько вечеров подряд я был вашим гостем: пил чай, слушая поп-музыку,
спрашивал, отвечал, вы любопытствовали: почему я занялся этой темой? Разве не
о чем больше писать? И к чему проявлять интерес к чужой длинноволосой
шевелюре? И так ли уж опасна она для общества?
По порядку. Молодежной темой должен интересоваться каждый
журналист, потому что нет бочее важной проблемы, чем воспитание человека. Писать
есть о чем, — например очерки л людях хороших, что делать куда приятнее. Что же
касается шевелюр, меня интересуют не столько они, сколько то, что под ними.
Ведь это азбучная истина: во все времена признаком хорошего
тона считалось, чтобы прическа была а такой же степени индивидуальной, в какой
и невызывающей. Любой контраст бросается в глаза. Но коль скоро выделиться —
ваша главная цель, вольному, как говорится, воля. Только не надо забывать, что
это не самый лучший н надежный способ для того, чтобы выделиться. Простите за неблагозвучные ело ва, но
испокон веков длмннэ-- волосых называли в народе долгогривыми, нестриженых —
косматыми, а про тех, кто стремился вознестись над окружением с помощью оригинальничания
и неумного умничання, говорили: «Задается». Обращение к вам позволяет мне
питать уверенность в том, что в конце концов ваши буйные кудри капитулируют
перед ножницами парикмахера, а мысли из состояния «набекрень» примут
нормальное положение. Ну, а конкретная инициатива нашего знакомства исходила не
от меня, а от таких же, как вы, нестриженых мальчиков. Мы договорились с ними
встретиться днем и поговорить по душам. Вечером они отважно обещали, да,
видимо, передумали. А мне так хотелось потолковать с ними. Искал их — нашел
вас. В чем-то вы отличаетесь. В чем-то — похожи.
Чтобы разговор наш не носил чисто теоретический характер, я
представлю вас читателям:
Валентин Проценко, грузчик научно-исследовательского института
физико-технических и радиотехнических измерений. Двадцать один год. Образование
среднее;
Александр Слесарев, шрифтовик художественно-рекламного
комбината. Двадцати одного года. Образование среднетехнические. Окончил
строительный техникум:
Михаил Рубанов, мастер комбината ремонта обузи. Девятнадцати лет. Учится в девятом классе школы рабочей молодежи;
Олег Коломейчук (такой же возраст), парня можно видеть летом у художественного салона. На нем
куртка с надписью на спине «People for peace» и противогазная сумка, чем он
заявляет хабаровчанам о своей поддержке мира и протесте против химической войны.
Смешно? Вот если бы все мы упорно смеялись им в лицо на улице
и на работе, а не отворачивались из равнодушия, не пришлось бы писать длинных
статей и проявляют такое большое внимание к ним. На определенных этапах болезни
юмор — хорошее лекарство.
— А что такое мы сделали?
Вот именно. Ничего. Ровным счетом. Вы действительно ничего
пока не сделали, чтобы заработать благодарность общества, завоевать его дружелюбное
отношение к себе, не привлечь, а заслужить его внимание. А надо что-то делать!
У нас не принято пренебрежительно отзываться о профессиях.
Все они нужны. Все они важны. Но ведь вы, Валентин, могли бы уже быть студентом
четвертого курса медицинского института, который успешно окончили ваша мать и
сестра. Могли, если бы не были отчислены после первого курса за академическую
задолженность и поведение, компрометирующее советского студента. Помните, вас
возмутил собственный портрет с подписью в скобках «Мужской пол», вывешенный на улице ергди снимков другк нарушителей общественного
порядка. Но «Крокодил» на тс и «Крокодил», чтобы показывать зубы. И длинные
волосы, делавшие вас действительно похожим на деаушку, в институте просили
снять вначале спокойно, тактично, не прибегая к языку сатирических уколов
Инъекция понадобилась уже потом, когда были испробованы и оказались
бесполезными обычные средства.
Вы, Александр, закончил;' строительный техникум н, ко нечно
же, могли претендовать на работу, более сложную и квалифицированную, чем та
которую выполняете сейчас Да, вами довольны. Не прогульщик. Не пьяница. Добросовестный.
«Чего ж еще надо да?» Но ведь этого мало. Мн показалось, что работа очен;
устраивает вас потому, что н поглощает вас целиком, оставляя массу свободного
времени .использовать которое творче ски и полезно вы не приучены Экий досуг:
магнитофон с поп музыкой, танцы к самосозер цание, погружение себя в со стояние
этакой меланхолической нирваны. Ну прямо как в фнльме «Индийские йоги. Кто они?
А знакомы ли вам тахие во строки Николая Заболоцкого Не позволяй душе ленитьс.
Чтоб воду в ступе не толочь Душа обязана трудиться. И день и ночь, и день и
ноч-Самый юный из вас Михзи Рубанов, присланный как тру комбинат ремонта об£ви, как будто бы
очень доволен. Горнт надеждой поехать в Ереван учиться на мастера модельной
обуви. И учебу возобновил. В девятом классе школы рабочей молодежи. Что ж, как
говорится, в добрый гьуть. Но это только начало. Круг интересов остался прежним.
«Разве мы кому-нибудь мешаем?»
А раэве домотаете? Один кз изобретателей лазера академик
Николай Геннадьевич Басов, вернувшись из Стокгольма после получения
Нобелевской премии, рассказывал мне с улыбкой:
— Ну и нра>вы там. Только ребенок на свет появится —
родители начинают записывать все расходы: на оплату приема родов, распашонки,
коляску, детское питание. И потом всю жизнь записывают: книжки, яг. рушкн,
костюмы, школа, институт. Как только сын или дочь становятся самостоятельными
— предъявляют счет. Дико-Действительно. Ну, а каким -словом оценить ситуацию,
в которой сын, получив от мате. рн все для того, чтобы стать на ноги, покидает
дом родной, и, подарив юной подруге клипсы за 54 рубля, «не находит
возможности» купить матери флакон духов или коробку конфет? Что вы думаете на
этот счет, Валя Процвнко? Может ли считаться такой "человек утонченным интеллигентом и считает себя?
«Раэве мы кому-нибудь мешаем?» Представьте себе, да, жалобы
на вас поступают. Люди заплатили деньги. Купили дорогие билеты. Приехали в
Советский Союз посмотреть, походить, подумать, разобраться. Но не дают смотреть
и разбираться. То там за руку схватят. То там остановят: «Жевательная
резинка есть? Значки? Очки? Сигареты? Часы? Джинсы? Костюмы? Пластитои?
Журналы? Меняю... Покупаю... Дарю... Принимаю ответные подарки...»
Срамотища — и только. Русские парни гоняются за иностранцами
с единственной целью: заполучить поношенное барахлишко с заграничным ярлыком.
Пресмыкаются. Унижаются. Клянчат. Вымогают.
К нам, советским людям, тянутся. В нас видят представителей
великой социалистической страны. А некие «представители» великой страны просят
в подъездах у иностранцев грязные штаьны. И вот уже, как насмешка, как
пощечина, — туристка из ФРГ,'чтобы отвязаться от милого Миши Рубанова, выносит
ему на улицу из зала ожидания железнодорожного вокзала... кусочек хлеба с колбасой
и маслом. «Да не так уж все это серьезно было. Мы mt не спекулировали иностранными
вещами. Для себя покупали и выменивали».
Не совсем так. Вот факты, характеризующие вашу, Валентин Валентинович Проценко, индивидуальность и одновременно круг интересов.
С иностранцами встречаетесь но таким «поводам» с двенадцати
лет. Вошли в привычку еще со школьной скамьи, как наркотнкн, как алкоголь, атрибуты импортного быта:
закордон ная музыка, переписанная с пластинок, тайком .купленных у иностранных туристов, за- грасигчные джинсы, заграничные сигареты. В 1968 году — поездка в Ленинград.
Знакомство с опытным фарцовщиком Валерой. Усвоение «передового опыта» на
перенесение его с берегов Невы на берега Амура. Ввод в товарообмен икон. С этим делом здесь было туговато. Хабаровск не
отличается большой набожностью. Пришлось проявить предприимчивость. Мобилизовал мальчишек для поисков. Собирал иконы с их помощью. Перекупал. Менял. Раздобыл девять штук. Прятал во дворе дама, в... собачьем ящике. (Святые отцы не потерпели бы такого
кощунства). Бабушка, найдя одну у внука, в гневе порубила ее, не боясь страшного
суда. Дома держали чуть ли не взаперти. Контролировали каждый звонок, каждый визит, каждую бумажку. Но чем
плот. нее была опека, тем острее проявлялось желание уйти от нее. О приезде иностранцев узнавал по движению автобусов. Дежурил у гостиниц и на
площадях. Ездил в аэропорт, на железнодорожный вокзал к приходу поезда «Тихоокеанская — Хабаровск». Перечислять асе сделки долго. В
числе других выделяется знакомство с канадкой Каран Верстой. Оно произошло на улице и, сопровождаемое, а скорее подогреваемое водкой и
вином, про должилось на квартире знакомого парня Виктора Еасюкова
Благодарная блондинка щедро «отвалила» в подарок очки и шейную
цепочку. Что же касается чисто альтруистических мотивов, по которым совершались
сделки, то их «подтверждает» бывший учащийся технологического техникума
Сергей Кравченко, которому вы, Валентин Валентинович, предлагали за 75 рублей
очки, купленные за пятерку.
Столь же подробно можно остановиться на «международной
деятельности» остальных. Но слишком уж утомительное н неблагодарное это
занятие. Выделю из ряда вон выходя. щ«е факты.
Сергей Кравченко, «два не ставший жертвой торговой операция
В. Проценко, сам попытался его, мягко говоря, «надуть», предлагая втридорога большую
икону, украденную вместе с бывшим (учащимся 48-й школы Олегом Коломейчуком в хабаровской церкви.
Миша Рубанов, выдавая себя за лейтенанта милиции, увы, не из
благородных побуждении конфисковывал у совсем малых «бизнесменов», промышлявших
у иностранцев «по Мелочам», «жевательную резинку» и т. д, Он с ведома отца,
летчика офицера, и больше того, на деньги, щедро выложенные »м, приобрел у
японских туристов двое часов «Сеико», одни из которых, надо полагать, из высших
педагогических целей носит папа. И, конечно, очень (украшают юного романтика
действия на японском кладбище, где он, борясь с религиозными заблуждениями
приезжих иностранцев, наивно верующих в существовав нне загробного мира,
собирал с могил пакетики с пирожными, жевательной резинкой, конфетами и прочую дребедень.
Саша Слесарев из Персяславки «укреплял связи» с Соединенными Штатами Америки путем обмена депешами и посылками
с сотрудником Голливудской кинофабрики Карлом Ристау. В результате оживленной
переписки Хабаровск — ЛооАнДЖелес скромный деревенский паренек Саня Слесарев получил
из-за океана джинсовый костюм, без которого его дальнейшая жизнь решительно не
имела ««какого смысла. Ну и что? В самом деле. Когда в меру — ничего.
Обменяться значком — пожалуйста.. Принять в подарок авторучку — ради бога.
Заговорить на улице, если знаешь «инглиш» — говори сколько угодно. Но когда
все, буквально все — от брелока для ключей до картинки на стене, за исключением
русских валенок, незаменимых в сильные морозы, н, естественно, русского сала,
заграничное, поневоле «ачинаешь предполагать, что этому было подчинено все и
отдано все: воля, энергия, время, предприимчивость, ловкость, умение, а может
быть, даже талант. И на доброе дело попросту не хватило времени, сил и желания.
Все поглотила наивная тоска «по красивой жизни» на иностранный манер. И как
следствие — не только утрата национального достоинства, свойственного нашему
на. ро*ду. Как следствие — знакомство с уголовным кодексом. Что все это?
Почему? Откуда? Кто виноват? Кто недосмотрел?
Некто Лева Фннкильштейн усиленно посещал в 333-м номере
гостиницы «Центральная» одного из японцев. По признанию самого визитера, оказавшегося
очень настырным коллекционером, гость «з страны Восходящего солнца подарил ему
веер, 15 пачек резинки, значки, электроигрушку, «которая смеется», часы,
джинсы, сумку, виски, сигареты, зонтики игрушечные, предлагал ночной костюм, а из Японии обе щал привезти джинсы (две пары), красивую куртку и сумку из
крокодиловой кожи. Щедроты жильца номера 335 Финкильштейн отметил ответными подарками:
женским календарем, игрушкой «Олег Попов», водкой и запонками с голубыми камушками.
Неизвестно, как дальше бы развивались эти контакты, если бы Финкильштейн Лев
Хаимович, 1951 года рождения, столяр мебельного объединения «Заря», ее был осужден
к трем годам лишения свободы — ал некоторые отвратительные проступки, противоречащие человеческой морали...
Правда, сейчас наши мальчики чего отмежевываются от своего коллеги
по мелкой фарцовке. Называют его «подонком». Давно ли были приятелями?
Так можно ли считать все это пустячками, детскими шалостями,
игрой в тайны н прятки? Не слишком ли затянулось детство великовозрастных
маль. чипов? Не становится ли хронической болезнью этот странный инфантилизм?
Не пора ли всем вам, мальчики, капитально «попутешествовать в себя», как любят
выражаться Валентин Проценгко?
Появление этих «мальчиков» обусловлено многими причинами.
Все в вашем мире переплетено, взаимосвязанно и взаимообусловлено. И прорыв на
одном участке неизбежно вызывает искаженное эхо на другом. И это лишний раз
подчеркивает необходимость стойкой обороны я активного наступления на каждой
пяди нашего воспитательного фронта. Железная формула поэта «Сердца—да это же
окопы, которых отдавать нельзя» должна приобрести у нас силу закона.
К сожалению, хотя все причины нам известны, жизнь нет-нет
да и выплеснет мутную пену именно там, где, на первый взгляд, поставлена
надежная плотина» замурованы, зацементированы все щели. В самом деле. Что, у
нас мало говорят, мало пишут, мало спорят о необходимости улучшения коммунистического
воспитания? Разве не воспитывают? Так в чем же дело?
...Мы постоянно внушаем детям, подросткам, взрослым: надо
быть честным работящим, чистым, непримиримым, учим, что любить и что
ненавидеть. Мы научились провозглашать эти принципы, но не всегда умеем сделать
та*, чтобы они вошли в плоть н кровь, чтобы человек дрался за них, и измену
принципу сам, лично, без контроля со стороны, расценивал, как самое страшное
преступление.
Почему же еще низок коэффициент полезного действия наших
педагогических приемов? Мне кажется, есть у всех у нас один большой недостаток.
Отлично понимая, что воспитание — дело тонкое, почти ювелирное, требующее
яснбй головы н умелых рух, глубоких разносторонних знаний н искусства подобрать
свои ход к каждой человеческой индивидуальности, мы тем не менее часто Действуем
не слишком умело. Ленимся читать Калинина, Крупсикю, Макаренко, Сухомлинского.
Есть силы — мы не боимся об этом заявить громко, — которые
кровно заинтересованы в том, чтобы свести на нет все итоги нашей воспитательной
работы. Вот уже двадцать седьмой год нет войны. Впервые за всю многовековую
историю России растет поколение, не нюхавшее пороха. Память
книжек, кино и деда — еще не своя 1 собственная память. Нет вой- " ны. Но каждый день, каждый чд-с наши позиции обстреливает из всех идеологических орудий умный и хитрый враг. С э-кра-на, книг, эфира. Капитал не привык зря бросать денежки на ветер. И о« все помнит, хотя и прикрывает свои намерения тонкой дипломатической улыб- I кой. Отразить идеологическую атаку врага способна только ] страстная, умная, тонкая, точная контрпропаганда.
Мы часто говорим правильные, проверенные слова, не замечая
того, что острота «х при- I
Уж если говорить, то так, чтоб
слово поднимало в бой!
Уж если писать, то только так, чтобы бумага «горела» под напечатанными словами!
Нельзя доверять такую работу людям с холодными сердцами,
которые способны заморозить самое горячее пламя.
Ученые сбились с ног, отыскивая безотказное противоядие против вируса. Отыщут, а через год
вирус снова хитро подсмеивается над учеными. Он приспособился, раскусил лекарство, видоизменился — и снова надо искать.
Так же и в воспитательной
работе. Нет здесь вечных форм и приемов.
Молодежь чутко, порой даже болезненно, реагирует на любое, проявление
бездушия, грубости, несправедливости. Проценко жаловался, что с первого
отделения концерта «Серебряные струны» его переправили в отделение милиции за аплодисменты способам «ладони вверху, а с
концерта «Биг бит фортуны» за цветы, подаренные ударнику.
Н»до постоянно внушать молодым любовь к своему русскому,
советскому. Надо серьезно говорить, что жизнь—не гладкий асфальт, что задачи,
предлагаемые ею, решаются не с помощью четырех правил арифметики, а с
применением высшей математики убеждении : взглядов. Нужно уняться и не прятаться от сложных вопросов». Учить
мыслить. Давать метод. А разве не стремимся мы вложить в голову молодого человека
готовые формулировки вместо того, чтобы научить его самого делать выводы. А
ведь только тогда они приобретут для него особую ценность. И разве не избавляем
мы порой молодого человека от необходимости совершить какую-то умственную работу так же,
как порой выполняем за него работу физическую.
В 1953 году в печати впервые появилось новое слово
«стиляги». Так стали называть модных люден в узких брюках, в башмаках на
толстой подошве к с крикливыми галстуками. Эти люди появились в тот год, когда
многим из них из-за небывало высокого конкурса не удалось попасть в вузы. Это
потом уже стал нормальным маршрут к заводской проходной. Но тогда безделье
породило массу нежелательных производных. Наши воспитательные пушки
мгновенно открыли огонь по узким брюкам и «6у-ги». Но это были не те решения.
Прицел был взят слишком узко и мелко. Настоящая мишень всегда одна: духовное и
физическое безделье. Вот по ней в: биггь, .потому что отсюда
все втачивается.
Я смотрю, мальчики-то мои совсем расхрабрились? «Оказывается,
не столько мы виноваты, сколько общество, семья, школа, среда». Ошибаетесь. Виноваты
вы. И только вы. Девятнадцать—двадцать один. Это возраст «уже не юноши, но мужа».
Я не доставлю вам удовольствия позлословить над цитированием общеизвестных фактов, но мало просто
звать, что литературный сотрудник газеты, в которой опубликовано это письмо
вам, Аркадий Гайдар в шестнадцать лет командовал полком, а знаменитый французский
математик Эва.рнст Галуа, прожив всего двадцать один год, оставил человечеству
общую теорию решения алгебраических уравнений. Это великие люди. Ваши земляки-дальневосточники сталевар
Александр Кружаев—депутат Верховного Совета СССР и лучший токарь страны Анатолий
Землянский тоже схватили за хвост свою Синюю птицу. Я предоставляю возможность вам, Валентин Проценко, самому достать с полки
красный том вашего (и моего) любимого поэта Владимира Маяковского, найти там такие строки,
как «Смотрите на жизнь без очков и шор.
Глазами жадными цапайте все, что на нашей земле хорошо и что хорошо на Западе» и «у советских собственная гордость — на
буржуев смотрим свысока». И докучать своей моралью строгой я вам не буду, мальчики.
Мальч-и-ки... Слово-то какое. Чистое, светлое, русское. Слышали,
наверное. На магнитофонных пленках записано: «Уходили мальчики — на плечах
шинели. Уходили мальчики — громко песни пели. Отступали мальчики пыльнымн
степями,
умирали мальчики, где — не знали сами. Затирали мальчиков в
страшные бараки, догоняли мальчиков лютые собаки, убивали мальчиков за ' побег
на месте, — не продали мальчики совести и честя. Не хотели мальчики
поддаваться страху, подымались мальчики по свистку в атаку. В грозный дым
сражений на броне покатой уезжали мальчики, стиснув автоматы. Повидали
мальчики, храбрые солдаты, Волгу в горок первом, Шпрее а сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года, кто такие мальчики нашего народа». Да, вам
же такие магнитофонные записи не интересны...
А од)ин мальчик остался лежать под Москвой. Тяжело
раненный, он попал в плен. Выдал себя за врача. Организовал госпиталь для
наших раненых. Не было медикаментов и еды. Снег падал сквозь дырявую крышу
сарая. Но он работал, рассчитывая со временем вместе с госпиталем уйти в леса.
Его предал провокатор. В ночь перед расстрелом этот мальчик написал письмо-завещание
своим сыновьям. Оно завещание и всем, кто живет.
«Здравствуйте, хотя, когда вы будете читать это мое письмо,
меня не будет в живых.
Но и через смерть, через небытие я обнимаю вас, мои родные,
я целую вас, и не как привидение, а как живой и родной ваш папка.
Мальчики и Аня! Не Думайте, что я ушел на эту страшную
войну из-за желания блеснуть своей храбростью.
Я знал, что иду почти на верную смерть.
Я иду на войну, то есть на смерть, во имя вашей жизни.
Это совсем не прекрасные сло-ва. Для меня сейчас это слова,
облеченные в плоть и кровь, в мою кровь
Леня! Мой старший сын и мой заместитель! .
Тебя зовут Ле-ня, как и меня.
Значит, ты — это я, когда меня уже не будет.
Наша сла-аная, добрая мамка, так много она в жизни страдала,
так мечтала о хорошей, спокойной жизни, но ей это не суждено было со мной.
Пусть же ты дашь ей счастье. -
Пусть в тебе она видит своего друга и помощника. Я знаю:
тяжело детям растя без отцов, особенно мальчикам. Но ведь я умер ради того,
чтобы вы, моя мальчики, росл« — тяжело ли, легко ли, но росли, а не погибали
под германскими бомбами.
Я умер, как подобает умирать мужчине, защищая своих детей,
свою жену, свой дом, свою землю...
Любимая, солнышко мое! Вырасти мне сыновей таких, чтобы я
даже в небытии имя гордился и радовался за крепких, смелых и жизнерадостных
моих мальчиков, мстителей врагам, часково-добрых к людям.
Я вас целую и обнимаю в последний раз. Сегодня я буду
расстрелян...»
Когда Леонида Снлина везля в санях на расстрел, он прокусил
вену на руке, смочил кровью платок, бросил его в толпу, крикнув: «Передайте это
на память моим сыновьям»»
У Советской России всегда были я всегда будут хорошие мальчики.
В. АНИКЕЕВ, собственный корреспондент газеты сСоветская
Россия».
18 марта 1972 г. 3 стр
Г д е скрываете я Борман
БОГОТА, 16 марта. (ТАСС). Имя матерого нацистского
преступника Мартина Бормана з-новь появилось в печати, на этот раз — на страницах
колумбийского журнала сКро-мос». По свидетельству журнала, Борман скрывается
на юге стра/ны, а районе Путумайо, недалеко от эквадорской границы.
Прослышав о тс»м, что в одном иэ индейскик племен жи вет иностранец, похожий^ на Борм-ана,
грулпа журналистов «Крсемоса» отправилась ' в джунгли, в район, где обитают
*»ндейцы племеи«г*сиоиа>. Узнав о пришельцах, Хер манн — так называет себя
72-летний немец, женатый на индианке этого племени, — прихватив ружье, скрылся
в лесу. Однако через некоторое время возвратился. Колумбийские журналисты считают, что рост, размер обуви,
шрам над веком, изуродованные, вероятно с целью скрыть отпечатки, пальцы и,
наконец, возраст свидетельствуют о том, что Германта н Борман, видимо,
од«о лицо.
-Журнал «Кромос» поместил фотографин Бормана и сделанные в Путумайо снимки
|