Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Металлорок,1986 год.

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

молодежный досуг и книга

 

Так. мы решили назвать наш объединенный «круглый стол». В последнее время в печати появилось немало материалов, рассказывающих  О неформальных молодежных объединениях. «Металлисты», «брейкеры», «рокеры», «панки», «фанаты» ~ многие   из недавно подвившихся в нашем обиходе терминов уже а момент своего появления приобрели ругательный оттенок» Что вызвало эти объединения к ЖИЗНИ? Почему молодежь, не довольствуясь существующими организациями, стала создавать свои, самодеятельные?

Какова в конце концов программа этих объединений? Мы не претендовали на исчерпываем ость темы нашего разговора и собрали в редакции представителей только двух объединений любителей брейк-данса и «металлистов», А потом решили, что было бы несправедливо не дать слова тем, кто не примыкает ни к каким самодеятельным организациям молодежи и существует, подобна кошке, из киплинговской сказки — сам по себе, В нашем разговоре мы попросили участников высказаться по всем направлениям молодежного досуга. Нам  хотелось узнать не только «профессиональные» интересы участников «круглого стола », но и интересы—общечеловеческие, гуманитарные» Нам захотелось узнать отношение молодежи к Книге, которая была, остается и будет критерием мудрости, честности, истинности и искренности человечества. Думается, наш разговор заинтересует читателей: ведь в их письмах содержится немало вопросов, обсуждавшихся за «круглым столом».

 

Надо честно отметить что и металлисты и брейкеры пришли в  редакцию с неохотой. Причина была одна: в периодике стало  хорошим тоном» говорить об этих увлечениях молодежи либо с негативным оттенком, либо с уничижительной иронией. Поэтому мы дали слово ребятам не выносить «обвинительных приговоров», а выслушать их, посмотреть, так сказать, в глаза и лица тех, кто в будущем — XX веке — сами станут папами и мамами и столкнутся с вопросами, не дающими покоя папам и мамам нынешнего — XX века. Думается, что принятое нами решение было оптимальным: для ведения спора надо знать позицию оппонента.

 

Слишком долго про интересы молодежи говорили взрослые. Говорили с самыми добрыми намерениями, но , к  сожалению не всегда с должным тактом , с учетом и знанием реальных интересов молодых людей. Материалы нашего разговора (и не только нашего, но и многочисленных публикаций последнего времени на эту тему) говорят о том, что такие вопросы, как молодежный досуг, неформальные объединения молодежи, должны оказаться в поле зрения делегатов приближающегося XX съезда ВЛКСМ,

В качестве секунданта (а разговор нередко принимал достаточно острый характер!) был взят Владислав Гринев. Он — один из организаторов первых московских фестивалей рок-н-ролла, брейк-данса, один из руководителей районного клуба филофонистов Москвы.

Итак, к барьеру!

 

«Металлисты» — так  называют себя молодые люди увлекающиеся музыкой «тяжелого металла», «металлический роком». Не будем безоговорочно хулить эту терминологию и противопоставлять «металлороку» любимые народом песни. Каждый жанр (если перефразировать классика) должно судить по его собственным законам. Попытаемся разобраться, что привлекает молодежь к этой

музыке и почему именно   она   послужила основой для возникновения   неформальных   объединений.

 

Владислав Гринев; Сперва немного истории., металлический рок»впервые дал о себе знать в 1974- году с выходом в в свет альбома английской группы «Джудес Прист». Музыка «металлорока» появилась и развивается в русле тяжелого рока; она имеет; такие разновидности, как «хэви-метал», «блэк-метал», «спид метал» (буквально — «тяжелый», «черный и «скоростной» металл). За последние семь лет группы, работающие в этом русле, выпустили более 50 золотых и платиновых грампластинок.

В составе ансамблей    «металлорока», как правило,  не одна, а две соло-гитары, отсутствуют клавишные, активную
роль играет бас гитара .  

Композиции тяготеют  к жестким ритмам.   Специальные электронные приставки придают музыке металлический тембр. Наиболее известные группы - «АС/ДС», «Джудес Прист», «Акцепт», «Дио», «Айрен Мэйдн» (некоторые из них побывали на гастролях в социалистических странах). Среди отечественных групп — «Круиз», «Черный кофе», «Кросс», «ЭВМ», Многое обещают группы «Легион», «99%», «Укрощение Марса», «Черный обелиск»...

А. Щ.: Владислав, пора предоставить слово самим «металлистам», как себя называют любители «металло­рока».

Александр Залдастанов (врач): Нас объединила любовь к музыке — к тяжелому «металлическому року», который отражает энергию XX века, дает, так сказать, энергетическую подзарядку человеку.У металлистов есть бунтарская направленность.

В Гринев:Замечу,что очень часто зарубежные  металлогруппы направляют свою энергию в благородное дело защиты добра,борьбы за справедливость.Напрмиер группа Дио недавно весь гонорар от выпущенного видеоролика перечислила в фонд пострадавших от засухи и голодающих детей Африки. Отечественные группы «Ария», «Укрощение Марса», «Черный обелиск», большое место уделяют антивоенной тематике.

 

А. Залдастанов: Наш бунт — это борьба при помощи песен «металлорока» с негативными явлениями в обществе  с  обывательством, ханжеством, лицемерием.     Да, движение металлистов намного глубже чем атрибутика «прикид». «Металлисты» не принимают навязших в зубах некоторых отечественных эстрадных идолов, которые стремятся за пустыми фразами, за набившей оскомину лжемузыкой уйти от проблем жизни, которые уже не способны ничего дать молодежи.

Алексей Блинов (инженер, член президиума клуба любителей рока «Витязи»):    Я

выступаю как представитель неформального объединения молодежи, руководитель рок-клуба, а также как член ВЛКСМ. Констатирую: когда я выступаю в первом качестве, молодежь ко мне прислушивается больше. Видимо, причина в том, что комсомол не всегда реально подходит; к оценке музыкальных явлений, подменяя работу с молодежью запретами. Я имею в виду список групп, не рекомендованных для прослушивания в молодежных 'дис­котеках, в котором  запрещены 73 зарубежные и 37 отечественных груш».'Причем явно антисоветские группы в этот список не попали.

А. Щ: Мне приходилось заниматься этим вопросом. Упомянутый список в самом деле не во всем убедителен. Создалась неразбериха: группы «Аквариум» и «Мозаика» выступают в популярных телепрограммах, участвуют в культурной программе Всемирного фестива­ля молодежи и студентов в Москве, а сами значатся в упомянутом списке. В том же списке группа «Пинк-флойд», а Ленинградский театр  современного балета дает спектакль на музыку этой группы в крупнейшем концертном зале страны «Россия»..

 

А. Блинов: Я — за организацию хорошего и умного досуга нашей молодежи. Этот вопрос в течение долгого вре­мени у нас не решался. Отсюда и негативные явления — возникновение спартаковских фанатов, панков... Я ратую за честность, порядочность, личностность, интеллигентность, знания. И здесь нельзя не оценить положительно      создание в столице

нашего клуба. Идти по пути запрещения неформальных объединений молодежи — глупо, несовременно. Надо приобщать молодежь к восприятию музыки, учить ее музыкальной культуре. Наша страна славна    тем,    что

у нас не выросло общество потребления {хотя тенденция к возникновению такого общества наблюдается: потребности некоторых граждан сводятся к приобретению материальных ценностей, машины, дачи, видеомагнитофона, цветного телевизора...).

 

Виктор Троегубов (инженер): Мне думается, что «металлистов» объединила не только и не столько музыка, сколько стремление уйти от привычных форм жизни, боязнь впасть в обывательство. что проявляется в одежде, поведении.

Егор Ноздря (девятиклассник, г. Раменекое Московской области); Думаю, что «металлорок», не только нельзя  противопоставлять культуре, но напротив — он порой приводит к культуре. Эта музыка требует усилий для восприятия и этим похожа на классическую музыку (при всей спорности и парадоксальности у утверждения!). Понимая «металлорок», лучше понимаешь классику. Я, например, открыл для себя Баха только после «металлорока».

Вадим Уткин (десятиклассник); «Металл» любят люди энергичные. Именно эта музыка соответствует их характеру; А вообще рок-му­зыка сейчас, как никакое эстрадное направление и жанр, сплачивает молодежь, способна повести ее за собой. На концерты «хард-рока» идут, как на праздник... Может быть, со временем и я перестану слушать «металл». Но сейчас — это моя музыка, я бы сказал, музыка нашего времени. В ее песнях поднимаются проблемы, волнующие молодежь.

 

Анна Перова      (учащаясяПТУ):

Я бы хотела сказать, что наш разговор превращается в разговор для посвященных. Я знаю о существовании клуба «Витязи», но как туда попасть? Нам приходится собираться у кого-то до­ма, слушать музыку, черпать информацию из отечественных журналов.

 

А. Щ.: Стало быть, и у вас возникло неформальное объединение по интересам?

 

А, Перова: Может быть и так. Но только я думаю, что

«металлисты» отличаются не только своим внешним видом. Можно не носить цепи, а разбираться в музыке лучше «металлиста» в цепях. А сейчас получается так; побывает Саша Залдастанов в кафе «У фонтана» в своих целях, а назавтра все начинают ему

подражать своим «металлическим  прикидом».       К этому внешнему и сводится все  подражание «металлистам».

 

А. Блинов: Хотелось бы еще сказать о том, что искаженная информация о «хэвиметаллической» музыке привела к тому, что ей пытаются приписать то, чего в ней нет и не может быть. В нашей стране «мета л л ому зыка» и фашизм — две вещи несовместимые. Мы потеряли в войне 20 миллионов. У меня дедушка умер от ран, полученных на войне. Пока будет отсутствовать пропаганда музыкальной культуры, пока бу­дут замалчиваться самодеятельные, нефилармонические группы, пользующиеся популярностью у молодежи, — будут негативные явления» которые сопровождают сейчас, работу нашего клуба.

 

А. Щ.: К сожалению, мое общение     с металлистами Подмосковья  показало что не все они такие тихонькие любители музыки. Да и сами вы говорили о возбуждающём   характере   «металломузыки». Я,     например, столкнулся с проявлением такого «бунта» в форме… переворачивания урн...

 

А. Блинов: Это негативное проявление бунта. И произошло оно от запрета.

 

А. Щ.: Значит, разреши им переворачивать урны — и все будет в порядке?

 

А. Блинов: Вопрос упирается опять в культурное развитие молодежи, которое дол­жно происходить в клубах рок-музыки. Члены нашего клуба, например, не будут заниматься переворачиванием урн...

 

ОТСТУПЛЕНИЕ

Не для кого не секрет, что люди тянутся к неформальному человеческому общению» Именно это вызвало к жизни выставки-продажи самодеятелных (и профессиональных!) художников в -Битце; московские объединения молодых поэтов; постоянно меняющие адреса (а еще говорят — Место встречи  изменить нельзя.) мест   встреч автолюбителей


и коллекционеров дисков; не меняющие адреса, но нередко разгоняемые -милицией встречи московских книголюбов на Кузнецком мосту и у памятника Ивану Федорову, Стоит ли удивляться, что широкий интерес молодежи к эстрадной музыке, и рок-музыке в частности, вылился а повсеместное появление неформальных объединений - металлистов,  «рокеров. Стоит ли удивляться появлению андеграунда>, или подпольных рок-групп, на    концерты которых молодежь стала ходить с тем азартом, с каким дедушки и бабушки в 20-е годы рвались в Политехнический на выступления Маяковского. Понимаю, сравниваются качественно разные явления. Но не отзвук ли традиций «агитатора, гор лана, главаря» слышится в песне группы «Кино»:

 

«Перемен!» — требуют наши сердца.

«Перемен!» — требуют наши глаза.

Перемен!

Мы хотим перемен!

 

Равнодушие — болезнь времени. Превратившиеся в формализм, оно дало свои плоды. И вот уже i московские кафе и бары в соответствующем циркуляре, подписанном соответствующими начальниками, запрещено появляться в... кроссовках! Этс в то время, когда наша промышленность только только решает проблему с этим удобным и популярным видом обуви, в который обулась почти  вся молодежь столицы (да и страны!). Равнодушием к запросам и возможностям молодежи можно объяснить и тот факт, что на концертах молодежного трио из Швеции «Хэррейс» в -концертном зале «Россия» первые ряды были полны зрителями, которые молоды... душой, — как метко окрестила их со сцены ведущая этих представлений Алла Пугачева Впрочем, окрестила только на первых концертах Затем реплика была снята. Видимо, кому-то показалось неудобным обращать внимание на отсутствие молодежи на концерте молодежного ансамбля. Административно-циркулярное равнодушие оградило молодых москвичей стеной  шестирублевых билетов  на концерты тончайшего мастера французской песни Мишеля Леграна во время его гастролей в столице , там самым изъяв из сферы молодежного досуга и этот плацдарм культуры. Во многом здесь виноват комсомол и равнодушного некоторых работников, оторвавшихся от молодежи, отсутствие реальных лидеров молодежи (недаром «Правда» писала о том, что костюм-тройка ставший своего рода униформой комсомольского работника, сделался стеной, отгораживающей от молодежи того, кто должен быть ее лидером).

Все эти примеры — из разных укладов жизни, но под них подводится один знаменатель — досуг молодежи. Точнее — несостоявшийся   досуг молодежи.

Если говорить откровенно, я не все принимаю и в рок-музыке, и в частности в «металлороке». Оказавшись на концерте молодежных рок-групп в подмосковном городе Жуковский, я уже через десять минут после выступления «металлической груп­пы» из Раменского «Адмирал» почувствовал приступы головной боли. Но после разговора с руко­водителем рок-клуба в Раменском Александром Трубицыным эта боль стала несущественной, более существенным стало то, что рок-клуб в Раменском состоит из трудных подростков, в основном, учащихся ПТУ, которые с момента его рождения перестали болтаться по городу, создавая непредсказуемые ситуации в общественном порядке, а засели за изучение нотной грамоты. Хотелось бы верить, что именно так начнется приобщение этих ребят к Моцарту и Шостаковичу — и — чем черт не шутит!—, к живописи Пикассо, театру Чехову, поэзии Заболоцкого... (Понимаю всю «воздушность» постро­енных мною «замков», но именно в этом вопросе мне бы хотелось быть оптимистом!). Хотя, с другой стороны, возникает новая проблема: а «приво­дит» ли «металломузыка» к Чехову и Заболоцкому? А может быть, наоборот, уводит от книги?

 


В. Уткин: Если сказать честно, то «металломузыка», по-моему, все-таки «уводит» от книги, после нее трудно что-либо читать. Тем не менее я читаю не меньше других своих сверстников. Люблю «Фаворита» В . Пикуля. У Достоевского мне очень дороги «Бедные люди», Из поэтов — самый любимый . Сергей Есенин. Фантастику не люблю, она далека от pea льной жизни

 

Е. Ноздря: Музыка «металлорока» не мешает мне читать: люблю Лема и Стругац­ких — но не за описание фантастических ситуаций, а за умение передать точное психологическое. состояние геро­ев в экстремальных условиях. Кроме фантастов» люблю книги Гоголя, Булгако­ва...

 

А. Щ.: Обсуждаешь ли ты прочитанное с одноклассниками?

 

| Е. Ноздря: В школе люди стараются быть какими-то другими, с ними трудно контактировать. Даже ход мысли в школе (знаю по себе) изменяется. Поговорить о вещах духовных в школе трудно: все разговоры и мысли только об уроках. Это я объясняю тем, что школа отнюдь не стала «вторым домом» для школьников.

 

Алексей Ануфриев (инструктор Дома культуры, участник рок-группы «Клон»,  Калининград Московской области):

 «Металломузыка» не уводит меня от книги. Много читаю, хотя любимую книгу затруднился бы назвать: наверное, это должна быть правдивая книга. Мой любимый жанр — фантастика, причем ненаучную фантастику я люблю больше, чем научную. Из любимых авторов назову Воннегута, Лема, Стругацких, Саймака...

 

А. Щ.: Не заслоняет ли фантастика «серьезную» литературу?

 

А. Ануфриев: Нет, я с удовольствием читаю Маркеса, Кортасара, Ивлина Во, Гоголя, Достоевского, Бунина, Платонова, Ильфа и Петрова... Недавно прочел «Плаху» Айтматова. Это, безу­словно, интересный роман.Нравится «Сандро из Чегема» Ф. Искандера. Из поэзии отдаю предпочтение Тарковскому,  Евтушенко, Хармсу, Цветаевой, Хлебникову, Гумилева . Элюару», Бодлеру,   Рильке. Вииону,Бернсу...

 

А. Перова: Читаю все, что попадается под руку. Но то, что хочешь прочесть, не найти. А то, что есть, неинтересно. Даже книгу Высоцкого «Нерв» умудрились сделать неинтересно...

 

А. Блинов: Я люблю Ремарка, Саган, Булгакова, Стругацких, Понравился роман Бондарева «Горячий снег».

 

А. Залдастанов: Мне больше нравится советская сатирическая литература, ее классики Ильф и Петров. Их книги не потеряли актуальности и в наши дни. И сейчас не перевелись еще «паниковские» и «балагановы». Люблю Булгакова, но найти его нигде не могу. В современной нашей молодежной литературе мне не нравятся вымышленные герои: этакие ангелы во плоти, которым противопоставлены «дьяволы», слушающие «металло-музыку».

 

А. Щ.: А вы читали «ЧП районного масштаба» Юрия Полякова?

 

А. Ануфриев: Я читал, даже удивился появлению этого произведения. Оно мне понравилось.

 

А. Щ.: Приходится ли вам обмениваться с друзьями, коллегами мнением о прочитанном?

 

А. Ануфриев: Нередко на репетициях участники группы «Клон» говорят о недавно прочитанных книгах. Правда, ребята в основном «помешаны»    на фантастике.

 

А. Щ.: Ну, а что бы ты посоветовал издавать работникам издательств?

 

А. Ануфриев: Надо издавать пробными тиражами молодежные литературные аль­манахи. Следует дать «зеленый свет» изданию нот и тек­стов песен популярных отечественных и зарубежных групп, которые действительно популярны у нашей молодежи.  И с изданием музыкальной литературы для молодежи у нас обстоят дела из рук вон плохо...

 

А. Щ.: Готовясь к нашему разговору, я просмотрел тематические планы последних лет  издательств «Музыка» и «Советский композитор» и не нашел в них никаких  книг и справочной литературы по рок-музыке.          

 

A.Ануфриев:    Как музыкант   хочу отметить, что    у нас совершенно нет  пособий для рок-музыкантов.      Пособия для   джазменов     также крайне редко     встретишь. И
эффективность их невысока. Чтобы   молодежь   не   «охотилась»   за   западными рок-журналами,      надо     издавать    отечественные    рок-еженедельники      или      рок-ежемесячники с объективной информацией о советской   и зарубежной музыке. То, что печатается время от времени в «Собеседнике»,    «Ровеснике», «Смене», — не решение проблемы!

 

B.Гринев:    В завершение беседы хочу спросить: у «металлистов» обязательно    наличие специальных костюмов и аксессуаров — черные кожаные      куртки   и джинсы, большое количество    металлической    галантереи — цепи,    напульсники,    молнии...
Это символизирует   сильных физически и по духу людей. Но все это касается    музыкантов  «тяжелого металла». А зачем вы, любители музыки, носите эти   экзотические
наряды?..

 

А, Щ.: Цепи, например?

 

A.Блинов: Я не отношусь к цепям   серьезно, но нередко именно они позволяют мне 'выделиться внешне. Это своего рода обложка книги. А сама книга — мой внутренний мир. Мне скучно видеть лица-маски, невыразительные глаза. Вот и хочется своим внешним видом расшевелить людей.

 

B.Троегубав:    «Металлическая галантерея» — это та "же самая желтая кофта Маяковского. Наши блестящие аксессуары — зеркала-ловушки для людей, в которых отражаемся их реакция.

В. Гринев: Могу вам сообщить: участники группы «Джудес Прист» — флагмана «металлорока»— сменили черную кожу и блеск металла на романтические, стили зованный под средневековые плащи ...

 


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru