Алексей Степанов, Георгий Сенчин. Киров.
В редакцию пришло 353 письма с такой же просьбой.
Выполняем пожелания наших читателей.
Сначала — краткий ответ на вопросы наших читателей.
«Хэви-металл-рок» означает в переводе с английского «тяжелый
металлический рок» и является одним из стилей западной рок-музыки,
тесно смыкающимся с «хард-роком» — тяжелым роком. Группы «Моторхэд» и
«Эй-Си/Ди-Си» — наиболее известные представители этого стиля.
Прежде чем познакомиться с ними поближе, предложу
небольшую зарисовку, сделанную зарубежными журналистами: «Заполненный
до отказа зал дворца спорта. В дыму, который почти скрывает эстраду,
корчащийся человек вопрошает в крике: «Хотите ли вы тотальной войны?»
Действие происходит на Западе и в наши дни, а не сорок лет назад в
нацистской Германии, когда кликушествующий пропагандист третьего рейха
Геббельс повторял те же самые слова на фашистских митингах. А ведь
такие недвусмысленные сцены можно было наблюдать на концертах группы
«Кисс», об облике которой уже рассказывал «Собеседник». Кто-то,
вероятно, может сказать, что это, дескать, единичное явление. Факты
свидетельствуют об обратном.
Вернемся в середину шестидесятых. Англия, закат
увлечения блюзом. Именно тогда возникли основы стиля тяжелый рок:
изменение динамики (возросший темп, повышенная громкость звучания) и
выпячивание его формальных признаков (бесконечные гитарные соло и
преобладание тяжелого, словно паровой молот, ритма).
Нельзя забыть, что в основе появления нового
музыкального течения есть причины и социальные. Вспомним то время:
массовые демонстрации молодых людей, вставлявших цветы в дула
направленных на них полицейских карабинов, шумно декламирующих: «Мир
спасет любовь». Реальность оказалась гораздо более жестокой, чем она
представлялась в утопических мечтах. Крах наступил быстро: одни
сгорели, кидаясь из крайности в крайность, многие предпочли тихий
буржуазный уют, а иные «бунтари» довольно легко нашли свое место на
буржуазной «ярмарке тщеславия».
Идеи потеряли у некоторой части западной молодежи
свою привлекательность, и их место заняли цинизм, безверие, мистицизм.
И это не могло не найти своего отражения в музыке. Не случайно многие
критики оценили хард-рок как музыку «потерянного поколения».
«Нет», «Не надейся», «Не верь» — только эти послания
и несли исполнители хард-рока, обращаясь не к разуму аудитории, а к ее
безрадостным настроениям. Колесо шоу-индустрии завертелось, и то там,
то тут стали проглядывать лица не слабовольных нигилистов, но
беспринципных, циничных музыкальных карьеристов. «Мотор-Сити 5»
призывает вас бороться против «красных, которые стали для Америки
опасностью пострашнее Гитлера»— послышалось и такое, а участники группы
«Студжиз» одними из первых стали жонглировать на сцене нацистскими
атрибутами.
Отличие хард-рока от основной продукции поп-бизнеса
привлекло к нему внимание. Однако любая мода имеет обыкновение
проходить, и к середине семидесятых хард-рок начинает испытывать
упадок. На сцену был выпущен панк-рок. Музыка, предложенная «Секс
Пистолз» и им подобными, представляла собой одну из наиболее уродливых
форм тяжелого рока — на этом теперь сходятся и западные музыкальные
критики. Но волна панка надолго не задержалась: наиболее предприимчивые
ансамбли поскорее набили кошельки и удалились «на покой», часть других
старалась найти альтернативу отрицанию всех и всяческих норм. Некоторые
музыканты из молодых групп, получившие название «новая волна», нашли
свое место в концертах «общенациональных маршей за труд», движениях
«Рок против расизма» или «Рок против правых». Антибуржуазная
направленность таких групп «новой волны» не могла вдохновлять заправил
граммофонной индустрии. Требовалось что-то иное... «Я думаю, что
молодежи всегда будет нужно что-нибудь «погорячее»,— высказал, в то
время уверенность в возрождении хард-рока граммофонный бизнесмен
А.Эртегун. И он не ошибся — из всех дыр полезли провинциальные «тяжелые
герои», опять пошла в ход средневековая мистика. Музыка слегка
видоизменилась, дойдя до предельной громкости, иногда лидирующее
положение гитары занимали синтезаторы, а связь с блюзом ощущалась все
меньше и меньше. Усложнилась техническая «оснащенность» хард-рока, и
все чаще эту музыку стали называть «хэви-металл-рок». Потребовались и
соответствующие сценические «образы». Например, «Эй-Си/Ди-Си» начал в
середине семидесятых свое путешествие по волнам рока. Нового, помимо
некоторых упомянутых отличий, квинтет предложить не мог, зато его
участники постарались в максимальной степени выразить сущность
«металла». Единственный призыв их песен — любыми путями стать
состоятельным человеком. Поведение музыкантов на эстраде, мягко говоря,
непристойное: если иные звезды не спеша прогуливались перед зрителями в
исподнем, то некоторые участники австралийского ансамбля иной раз
представали в костюмах Адама. На многих концертах группы «Блю
Ойстер Калт» слушатели с первых минут видят свастику, развевающиеся
знамена третьего рейха. Свастика фигурирует и на концертах группы
«Джудас Прист». В ход идут балахоны и кресты, как на сборищах
ку-клукс-клана. Лемми — лидер группы «Моторхэд» — смеется: «Неужели вы
считаете нас фашистскими подручными?» Корреспондент отвечает, что
видел, как бесились на их концертах бритоголовые юнцы, выкрикивающие
«коричневые» лозунги. Или другой эпизод: после концерта группы «Саксон»
в ФРГ группа их поклонников с криками «Бей иностранцев» набросилась на
идущего по улице турецкого юношу, которому было нанесено более двадцати
ножевых ранений. «А что вы хотите от людей, которые в каждом своем
выступлении проповедуют культ силы, призывы к насилию»,— писал шведский
журналист Лар Пальгрен, который изучал «металлистов» и познакомился со
многими группами этого направления. Агрессивная развязность в сочетании
с откровенной аморальностью — суть новых групп. И не случайно, видимо,
многие исполнители «хэви-металл» следуют в жизни тому, что проповедуют
со сцены. К примеру, вокалист «Эй-Си/Ди-Си» Бон Скотт найден мертвым
перед собственным домом — он задохнулся в машине, находясь в
алкогольном тумане. Или двое музыкантов группы «Тевтонцы», которые в
наркотическом бреду с охотничьими ружьями в руках ворвались в дискотеку
в Мюнхене и ранили нескольких посетителей, выкрикивая расистские
лозунги. Достойные примеры для подражания, не правда ли? Группа «Молли
Хатчет» иллюстрирует песню слайдами, где фигурируют солдаты войск СС...
Прочитать об исполнителях «хэви-металл» что-нибудь в серьезных
музыкальных изданиях на Западе невозможно. Не пишут. Нет апологетов у
этого направления. Правда, их фотографии красуются в подростковых
бульварных листках типа «Браво» или «Поп-роки». Весьма редкие гости эти
группы в программах радио и телевидения. Упор делается на концерты. Так
сказать, на личный контакт с аудиторией, когда воздействие на психику
зрителей наиболее сильно. Ведь хард-рок — это «своеобразное продолжение
треска, издаваемого мотохулиганами. Необузданный бунт против тишины на
улицах», — пишет в «Нувель литерер» Я. Плугастель. И добавим: бунт,
лишенный смысла и основанный на пропаганде реакционных постулатов.
Практически никто из серьезных музыкантов не сказал
ни одного доброго слова о хард-роке или «хэви-металл». Пако де Лусия,
испанский гитарист: «Эти грохочущие парни неприятны уже потому, что
игра даже с бутафорской кровью унижает человека, его достоинство».
Элтон Джон, английский музыкант: «Постарайтесь найти
какой-нибудь смысл в этой грохочущей колеснице предназначенного для
убогих людей ужаса».
И мнение противоположное: «Молодежь должна ощутить
себя сильной и выйти вместе с нами на улицу, чтобы покончить с красными
и черномазыми. И если их гимном станет «Снова в черном» «Эй-Си/Ди-Си»,
то все равно мы достигли своей цели»,— Джозеф Т., нацистская партия
Америки.
Вот и решайте, кому это выгодно.
|