Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» в Манеже
Кризис
набирает обороты, доллар растет, рубль падает, разоряются банки,
закрываются предприятия — а в Московском доме фотографии все
по-прежнему. Открывается пятый по счету фестиваль «Мода и стиль в
фотографии», число выставок зашкаливает за пятьдесят, число площадок —
за двадцать, знаменитых имен — не сосчитать. Не сосчитать отчасти
потому, что за две недели до фестиваля точный состав участников, место
проведения выставок и даже время их открытия неизвестны, и кризис тут
ни при чем — так в МДФ происходит каждую весну, так что и здесь все без
изменений.
На момент сдачи номера в печать считается, что в марте
на главной площадке фестиваля — в Манеже — должны открыться шесть
выставок. Жан-Анри Лартиг (первая половина XX века) — нарочито
любительские кадры с несерьезными темами: богатые, жизнерадостные люди
катаются на авто, делают воздушных змеев, летят куда-то на водных
лыжах, хохочут и радуются своей безмятежной жизни. Ги Бурден (вторая
половина XX века): сюрреалистические снимки с кусками машин и женских
ног, фаллические тюбики помады, обрезанные интерьеры с женскими
животами, попами и туфлями, шагающие по лестнице икры; Бурден был,
возможно, первым фотографом, кто догадался, что двигателем рекламы
вообще и модной фотографии в частности может быть загадочность и
отрешенность. Филип-Лорка ди Корсия (это уже первая половина века XXI,
наши дни), вообще-то, тоже рекламный фотограф, но на «Моду и стиль»
привез свою самую неглянцевую серию — «Семья и друзья». На снимках
близкие фотографа, которых будто застали врасплох: у холодильника, у
окна, спящими на надувном матрасе в пруду — правда, все они похожи
скорее на манекены, чем на обычных людей, но такова специфика жанра.
Паоло Вентура (опять же наш современник) — человек, посмотревший на
мир сквозь розовые очки: в его «Зимних историях» обитают персонажи из
каких-то невероятно добрых сказок или старых немых фильмов — ярмарочные
клоуны, канатоходцы над толпой, мужчина с головой птицы.
При чем
тут кризис? Оттого что денег стало меньше, цены выросли, а жить еще
более тошно, чем всегда, никто фотографировать не перестанет. Как не
переставали во времена Великой депрессии — к которым, собственно, имеет
отношение еще одна выставка в Манеже. На средства, выделяемые
американским управлением по защите фермеров, группа фотографов в
течение восьми лет создавала фотоотчет о фермерских бедствиях.
Несколько тысяч черно-белых трагических снимков, неоднократно
показанные с тех пор по всему миру. Не так давно выяснилось, что
некоторые фотографы из группы снимали на только что появившуюся в то
время цветную пленку — «Кодахром». Пестрые семьи фермеров и сиреневые
танцплощадки фотографа Расселла Ли совершенно непохожи, например, на
классическую черно-белую «Мать-переселенку» Доротеи Ланг. Цветные
фотографии меняют восприятие эпохи, делают ее чуть радостнее и
гуманнее. Но и в ч/б бывает весело: выставка «Хулиганы 80-х» — шестая
по счету, но не по важности, — это фотографии людей, у которых не было
денег, еды, одежды, политических прав и свобод и которым из-за
отсутствия всего этого оставалось только наряжаться и веселиться.
Коммунальные сквоты, новые музыкальные стили, уличная мода, панки,
байкеры, модники с Тишинки, Агузарова, Петлюра, Курехин — веселое, черт
побери, было время, оно осталось на любительских черно-белых снимках,
собранных коллекционером и архивариусом андеграунда Мишей Бастером, его
коллекция впервые выставляется в таком объеме — а вскоре будет издана
в виде фотоальбома. И глядя на эти фотографии, как-то окончательно
понимаешь, что ВВП может упасть как угодно низко, но ни фотография, ни
мода никуда не денутся, без спонсоров и инвестиций иногда даже
получается честнее и веселее: когда нет денег — то есть любовь.