Для России это, пожалуй, первый опыт подобного издания. Попыток было
много, но ни разу они не носили столь монументального характера. Проект
«Хулиганы-80» - это не только уникальная книга, но и серия концертов
недавнего андеграунда, уже вышедшего из подполья и живущего светской
жизнью, но все еще сохраняющего нотку чего-то запретного, и оттого
столь желанного и кажущегося недоступным, а также фотовыставка
«Хулиганы 80-х», которая состоялась в рамках Московского международного
фестиваля «Мода и стиль в фотографии - 2009» Московского дома
фотографии в «Манеже». На выставке было представлено всего около 200
фоторабот, то есть примерно одна пятая того, что собрано в книге. И
выставка, и книга повествуют о том, как молодежь второй половины 1980-х
раскрашивала серые советские будни новыми образами, не забывая снимать
на любительские фотокамеры свое собственное кино о необычной
повседневности.
В сборник «Хулиганы-80» вошло более тысячи фотографий из личных
архивов участников молодежных субкультурных движений 80-х годов
прошлого века. Конечно, они не отражают всех течений и направлений
молодежной жизни того времени, поскольку в большей степени касаются не
политических, а культурных групп. А это значит, что у альбома вполне
может быть интересное продолжение. Более того, оно было бы не только
познавательным, но и полезным в свете понимания нынешних молодежных
субкультур, совершенно не знающих собственных истоков и не
представляющих, что и как делали их предшественники.
В те годы советское общество почти впервые, не считая протестных
акций шестидесятников и первых правозащитников, всерьез столкнулось с
феноменом открытого молодежного протеста против идеологического и
культурного застоя, с одной стороны, и гонениями на «несоветский образ
жизни» - с другой.
В книге представлены самые известные и внешне самые яркие герои
молодежной культуры того времени. Впрочем, за эти годы их названия мало
изменились: панки, рокеры, ньювейверы, байкеры, брейкеры, стиляги,
металлисты, рокабиллы, другие «маргиналы» - стали новой идеологией и
культурной ориентацией. Весь «фотомассив» хронологически и
стилистически выдержан и снабжен выдержками из бесед, состоявшихся в
течение двух последних лет в Москве и Санкт-Петербурге между автором
книги и фотографами, чьи работы помещены в альбоме. Это воспоминания не
просто сторонних наблюдателей, а участников тех событий. Они первыми
попробовали свободу и рассказали, какая она на вкус. Оттого книга,
сохраняя мироощущения времени и показывая важный исторический пласт,
который важен и современным историкам, и будущим исследователям,
приобретает особую ценность.
Основой молодежной коммуникации того времени стала меломания, мода
и, конечно, творчество и самовыражение. Участники и герои субкультур
осваивали сквоты, крыши и улицы, вовлекая в этот праздник непослушания
обычных прохожих. Стиль одежды, причесок, татуировок, макияжа был не
просто эпатажен и утрирован, он демонстрировал крайнюю степень свободы
и независимости, бросая вызов «нормальной» серой жизни установленных
рамок.
Этот проект - попытка реконструировать то, что, возможно, забыли
даже сами участники событий. Проникнуть в мир прошлого помогает
прекрасная подборка фотографий узнаваемых лиц: Жанна Агузарова, Гарри
Асса, Александр Петлюра, Андрей Бартенев, Виктор Цой, Сергей Курехин,
Тимур Новиков, «Звуки Му» и Петр Мамонов... В книгу вошло более
двадцати интервью с самыми яркими представителями неформальной культуры.
Это был мир без запретов и границ, и выйти из него смогли далеко не все. «Многие
хотели продолжения этого, казалось, вечного праздника. Кто-то ушел в
эксперименты с наркотиками и не вернулся, кто-то просто не справился с
самостоятельной жизнью, в которой мы все неожиданно оказались
предоставлены сами себе - без каких-либо ценностей и идеологии. Этот
период нашей истории сожрал много интересных и достойных людей. Но это
было неповторимое, уникальное время - время большой романтики и великих
ожиданий, - говорит автор книги. - И я хочу, чтобы об
этом времени вспоминали и судили не по философским рассуждениям людей,
которые немного постояли рядом, а от первого лица - тех, кому удалось
выжить».
«Вполне естественно, что у нас возникло желание продолжить этот
удачный эксперимент, сделав его еще более ярким и стилистически
концептуальным», - отмечает один из организаторов музыкального
фестиваля - части всего этого большого проекта - Алексей Борисов
(группа «Ночной проспект»). В серии концертов «Золотое подполье 80-х»
приняли участие легендарные московские коллективы «Альянс»,
«Оберманекен», «Николай Коперник», «Мегаполис», «Оптимальный вариант»,
«Ночной проспект», «Отзвуки Му», «Алиби», а также стартовавшая еще
раньше легендарная «Рубиновая Атака». Для кого-то это ностальгия, а для
кого-то открытие совершенно неизвестного пласта - предтечи того, что мы
сегодня слышим с рок-сцен.
Миша Бастер и Ирина Меглинская, в свое время следившие за жизнью
советских неформалов, проделали просто гигантскую работу. Бастер собрал
множество фотокарточек из личного архива «легендарных» на тот момент
людей - из Москвы, Ленинграда и даже Гродно, носящих характерные имена
- Дима Мертвый, Паштетина, Гарри Асса, Кляйн и т.п.
Из сквотов в свое время повылезали монстры современных медиа, и если
Агузарову или Сергея «Африку» Бугаева видеть там казалось делом
логичным, то ныне светскую львицу Ульяну Цейтлину, работавшую в то
время моделью Гарри Ассы, - по меньшей мере, неожиданно.
Фотографии часто в расфокусе, где-то с нарушениями
экспозиции и композиционного расположения. Но как элемент истории и
доказательство существования уличной моды на просторах Страны Советов
полностью себя оправдывают. Чего стоят только замечания бабушек,
глазеющих на снимки и подписи к ним: «Галка, ну ты подумай: "Байкер на
ретро-чоппере"! Ты что-нибудь понимаешь?»
Такого масштабного исследования с фотографиями по 1980-м еще не
было. Стилистически книга отражает процессы, наиболее ярко отраженные в
фильме «Асса». И это тоже не случайно. Потому что именно он стал
культовым и вызвал волну подражаний и заимствований. Неудивительно,
если и у Бастера появится волна продолжателей. Но вряд ли им удастся
хотя бы повторить то, что сделано в этой книге.
|