Предыстория: Принц Константин и великий князь Михаил Александрович «Доискусство»
татуировки — разукрашивание тела символами — никогда не было глубоко
изучено и осмыслено, хоть и популярно со времен Ветхого Завета (книга
Левит, 19:28: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не
накалывайте на себе письмен»). Я изображу из себя профессора и,
пропустив сотни лет истории, связанной со средневековыми воинами,
мистериями, миссионерами и пиратами, начну обзор «тату-культуры» сразу с
рубежа XVIII века.
Когда немалый интерес к татуировке в Европе был вызван корсаром
Дампьером, а вслед за ним и капитаном Куком, которые завезли в Англию
татуированных островитян из южных морей. После чего культура татуировки
хлынула в Европу через показы сильно зататуированных европейцев в цирках
и на ярмарках-буф, сопровождаемые историями и небылицами о колониальных
злоключениях. Уже в 1870 году татуированные люди привлекали внимание не
только площадных зевак, но и медицинских и научных организаций, что
обеспечило героям цирковых шоу славу и популярность. Одним из самых
ярких таких персонажей был албанец по имени Александринос, известный как
Константин, затем уже как Капитан Константин, а в Америке его
героический статус возрос до Принца Константина. К его прогрессирующей
славе, как и вообще к популярности этих фрик-шоу, приложил руку
создатель знаменитого американского цирка Финеас Тейлор Барнум, члены семейства которого были татуированы.
Увлечением индивидуальной татуировкой европейская аристократия во многом
обязана Японии, где татуировка издревле существовала в криминальных и
профессиональных сообществах — среди бандитов и пожарных. В XIX веке
прежде закрытая восточная империя встала на путь вестернизации. Многие
представители европейской и американской знати в то время успели
посетить иокогамского мастера Хори Чио, которого нью-йоркские газеты
называли не иначе как Шекспиром татуировки. Это помутнение коснулось и
наших коронованных особ: великий князь Михаил Александрович, брат
Николая II, инкогнито сделал себе татуировку — по некоторым сведениям,
дракона. Несмотря на то что его предки — Петр I и Екатерина Великая —
заложили в России иную традицию персонального маркирования, переняв у
китайцев практику метить преступников клеймами и особыми стрижками. В
конце XIX века татуировка была достаточно популярна среди российских
буржуа — в Санкт-Петербурге официально работали татуировочные студии, и в
энциклопедии Брокгауза и Ефрона татуировка фигурировала как увлечение
буржуазного класса. К тому же российская история помнит экстравагантного
графа-бретера Федора Толстого по прозвищу Американец, который во время
кругосветной экспедиции Крузенштерна (1803—1806) сделал себе на груди
татуировку, потом был списан с борта за хулиганские выходки и был
вынужден по суше добираться от Камчатки до Петербурга.
Татуировка в раннем СССР: «портачки» и Иосиф Кобзон Поскольку
буржуазного класса в СССР быть не могло, в Советском Союзе культура
татуировки вновь попала под общественный запрет. Советская энциклопедия
утверждала, что татуировка являлась исключительно атрибутом
преступников. В принципе почти так и было, поскольку основная масса
людей с «нательными» знаками отличия по разным поводам была
сконцентрирована в лагерях.
Несмотря на табу, в обществе татуировка проявлялась сама собой — в армии
и на флоте. В советской и американской армии с татуировкой боролись,
причем самыми жесткими методами — вплоть до моментального сведения
любыми подручными средствами, чуть ли не наждачной бумагой. Но эта
культура была неискоренима, особенно в военные годы. Самые дерзкие,
буйные и оголтелые воины с древнейших времен себе делали татуировки —
чтобы распознавать ранги друг друга, из куража или на память о пережитых
историях, которых было предостаточно. Поскольку в Советском
Союзе татуировка развивалась в изолированном режиме — в замкнутых
пространствах и сообществах, там и сформировались самобытные традиции и
собственный язык. После падения советской империи криминальная
татуировка превратилась в самодостаточную традицию, достойную научного
изучения. Недавний интерес к ней за рубежом был вызван появлением
советской криминальной татуировки не только в художественном кино
(«Порок на экспорт», реж. Д. Кроненберг), но и в документальных
антропологических фильмах («Печать Каина», реж. А. Ламберт). В
послевоенные советские годы татуировка проделала путь из городских
низов в атрибуты моды, стиля и подросткового выпендрежа через городской
фольклор и блатные песни. Не только шпана и огольцы, но и
малосознательные граждане из более обеспеченных семей делали себе
«наколки» и «портачки» (морская татуировка) из принципа «назло маме уши
отморожу». Поэтому первый российский персонаж, связанный с музыкой,
который появится в моем рассказе, — это уважаемый Иосиф Давыдович
Кобзон; он из подростковой глупости сделал себе тату (голубя и еще
что-то), а потом, по собственным словам, свел. Дворовая татуировка в
СССР просуществовала несколько десятилетий: помню, еще в начале 80-х во
дворе какие-то умельцы за стакан вермута кололи парусник одному
знакомцу, отчаянному фанату Iron Maiden и Motӧrhead, — точно не из-за увлечения уголовной романтикой. Во
время хрущевской оттепели с татуировки сняли табу: на экран вышел
культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа»
(1960), разлетевшийся на цитаты. «Сережа»
наиболее точно отображает отношение к татуировке в советской
повседневности 1960-х. Оно не сильно изменилось и во времена песен
Высоцкого, поминающего татуировку в стилистике блатного романса, и во времена зрелости ленинградского
поэта-бузотера Олега Григорьева, оставившего после себя гениальную и
минималистичную оду татуированию и шрамированию: «Убитую у сквера
опознать не берусь я, по наколкам — Вера, а по шрамам — Люся». В
татуировке, проявлявшейся в городском фольклоре, уже чувствовалась
закваска для последующего рок-н-ролльного брожения: Любовь, Алкоголь и
Неприличность как пуританское отражение из нашего зазеркалья нынче
общеизвестной формулы Sex & Drugs & Rock'n'Roll.
читать полностью с картинками
|