Виталий ЕРЕМИН «ФАШИКИ» Готовясь к командировке, я обзвонил знакомых юристов, социологов,
социальных психологов. Хотел узнать, есть ли у нас в Москве научный
коллектив, который изучал бы такое явление, как увлечение подростков
фашизмом. Мне назвали географию явления (Алма-Ата, Кемерово, Минск,
Москва, Новосибирск, Клайпеда, Белая Церковь, Рига, Братск, Свердловск,
Таганрог, Караганда, Кисловодск, Самаркандская область), примерный
срок, когда началось это помешательство (начало 70-х годов), и
двух-трех человек, которые провели когда-то частные исследования. «Как
бы это почитать», — попросил я. «Много хочешь, — сказали мне со смехом.
— На эти исследования поставили четыре нуля и упрятали в сейфы». Приехав в Ленинград, я увидел, что вольная или невольная конспирация продолжается. — Что вы можете сказать о подростках, называющих себя «фашистами»? —
спросил я инспектора 5-го отделения милиции Валентину Даниловну
Болокан. — Мои представления еще сырые, — ответила инспектор, работающая в 5-м
отделении не первый год. — Боюсь сказать что-нибудь неверное. Странно... Именно на территории этого отделения находятся известные
каждо му ленинградскому подростку места встреч «фашистов»: кафе от
ресторана «Москва», прозванное «Сайгоном», кафе-автомат, по-уличному
«Гастрит». Именно в «Гастрите» накануне нашего разговора с инспектором
известный «фашист» К. порезал ножом сверстника, а потом, в милицейской
машине, выхватил из кармана гранату, выдернул чеку и велел везти его
туда, куда он скажет-. — Сколько же у вас вообще подопечных? — спросил я. — Ну... это секрет, — инспектор покосилась на включенный диктофон. Сотрудник пресс-группы УВД Леноблисполкома, окруженный кипами газетных и журнальных вырезок, развел руками: — Можете сами посмотреть. О «фашистах» — ни од ной заметки. Подтверждение я получил только в редакции областной комсомольской
газеты «Смена». Коллеги рассказали, что примерно год назад «фашисты»
сами приходили к нам. Целой группой, человек тридцать. — И что же, они так и назвали себя «фашистами»? — переспросил я. — Они гордятся этим! В последующие дни я получил немало других подтверждений того, что
подростки никогда не скрывали своих игр в «фашистов». Ни раньше, хотя
бы пять лет назад, ни сегодня. Об этом знали родители, школьные
учителя, преподаватели профтехучилищ и техникумов, инспектора по делам
несовершеннолетних. Просто не могли не знать. То тут, то там на стенах домов и подъездов нацарапаны свастики. Пацаны
пишут друг другу характеристики в стиле тех, которые цитировал Юлиан
Семенов в своих «Семнадцати мгновениях весны»: «характер нордический,
отважный» и т. п. Играют в «партию», заводят «личные дела». Устраивают
друг другу всевозможные испытания на смелость и жестокость. Ездят в
окрестности Ленинграда и ведут раскопки, находят оружие и фашистские
знаки отличия. Изготавливают предметы нацистской символики и продают в
своем кругу за немалые деньги (особым спросом пользуются фотопортреты
Гитлера). Шьют из пэтэушной формы эсэсовские мундиры. Фотографируются в
этом облачении. Не знать обо всем этом, повторяю, невозможно. Хотя бы потому, что в
последнее время все эти сведения просочились в одной-двух' публикациях
местной прессы. Но я догадываюсь, почему взрослые отрицают серьезность
явления. Они вели раньше и — в силу психологической инерции — до сих пор ведут
игру, навязанную им эпохой безгласия. Ведь если все это признать, то
надо признать также свою вину и понести ответственность, не имея
никакой возможности разделить ответственность с другими, вышестоящими,
со всем обществом, наконец. Тем и пагубно было проклинаемое время, что
конспирировалось главное: никто не смел прямо сказать о всеобщих
ошибках, всеобщих заблуждениях, а стало быть, и всеобщей вине. А ведь
именно с этого только и могло начаться всеобщее освобождение от ошибок
и глупостей. Вспомним слова Георгия Димитрова, коммуниста, отважно принявшего
вызов, брошенный элитой нацизма, и выигравшего открытую полемику. «Силу
идеологической заразы фашизма, — сказал он, — мы ни в коем случае не
должны недооценивать, ибо фашизм не только разжигает укоренившиеся в
массах предрассудки, но и играет на лучших чувствах масс, на чувстве
справедливости и иногда даже на их революционных традициях...» К «фашистам» можно относиться с негодованием, насмешкой, как угодно.
Нельзя только, как учит история, недооценивать вызревающей опасности.
Особенно сейчас, в переломное время. С обсуждаемым явлением нужно
решительно бороться. Но для этого его нужно хорошо знать. «Чистых фашистов», полностью соответствующих сложившемуся в нашем
сознании стереотипу, в Ленинграде нет. И потому молодежь прозвала их
полупрезрительно «фашиками». Сами «фашики» не улавливают в этом
наименовании ничего обидного и называют себя так же. Сказывается
извечная тяга подростков к непривычным словечкам, сленгу. Наименее престижное положение занимают так называемые «транспортные
фашики» — ребята, приезжающие в Ленинград из пригорода и окрестных
поселков. Их можно встретить на Московском вокзале, возле ларьков и
киосков. И если к ним правильно подойти, они охотно расскажут, что из
себя представляют и какое место занимают, как им кажется, в
существующем «движении». «Траспортных фашиков» буквально распирает от
гордости, что они лучше городских знают, где успешнее вести раскопки в
местах боев. Будущие исследователи наверняка разделят «фашиков» на два основных
вида, отличающиеся степенью контактности. В этом смысле «транспортные
фашики» — самые открытые ребята, которые видят в своей принадлежности
к «движению» всего лишь способ завоевать авторитет среди своих
сельских сверстников и заставить уважать себя городских. Обычного
облачения «фашиков» — черные куртки, черные рубашки — в общем,
преобладание черного цвета в одежде — для «транспортных фашиков»,
кажется, вполне достаточно. Рассуждения о расовом превосходстве россов,
или русичей, и прочие дебри они стараются обходить, стоит им только
почувствовать, что собеседник настроен не только слушать, развесив
уши, но и возражать. — Ну а как же быть с Пушкиным? — спросил я их. — Живи он сейчас и
я?еиись на Наталье Гончаровой, досталось бы ему от таких, как вы, нет? Надо отдать должное моим ночным собеседникам. Они промолчали. А еще они были почти деликатны. Попросили показать, что у меня в сумке.
Увидели диктофон и так же вежливо попросили разрешения посветить
спичкой: не крутится ли лента? Убедились, что стоит без движения, и
начали рассказывать все, что знают о городских «фа-шиках». К сведению
будущих исследователей: это может быть наиболее простой метод работы —
слушать, что думает одна разновидность «фашиков» о другой. В отличие от «транспортных фашиков» городские (по меньшей мере каждый
второй) ездят не на электричках, а на собственных мотоциклах. Налицо
имущественное неравенство, а следовательно, постоянная напряженка в
отношениях. Одних гложет зависть, других обуревает столь необходимое
для нордического характера чувство превосходства. Есть, например,
группа, где парни и девчонки как на подбор высокие, русоволосые (или
выкрашенные блондораном), сероглазые, считающие себя «настоящими
арийцами», ну а других, конечно, ниже себя. Кому это понравится даже
среди своих же «фашиков»? Потом я узнал: именно эта группа приходила в редакцию газеты «Смена».
Ребятам было мало их «арийской вывески», и они решили сделать более
нордическим свое телосложение. Попросили журналистов походатайствовать
перед райкомом комсомола, чтобы им выделили помещения для оборудования
«качалки». Вероятно, это был не единственный, но достаточно реальный
шанс вступить в прямой контакт с «фашиками», ослабить чувство враяоды
к комсомолу, повлиять на их мировоззрение. Но журналистов в райкоме
даже не дослушали: «Работать с «фашистами»?! Никогда! Ведь это враги!»
«Но это же наши «фашисты»!» — повторили в райкоме. В какой-то момент
самим «фашикам» стало ясно, что кресты, которые они напяливают на себя,
и свастика, которую они рисуют где только придется, раздражают не
одних комсомольских работников, но и подавляющее большинство молодежи.
И с некоторых, не таких уж давних пор на. стенах домов и подъездов
появились странные обозначения ИР. «Фашики» переименовали себя в «на
циональный фронт» и придумали вот такую аббревиатуру. Присмотрелись,
видно, к окружающей жизни, услышали по телевидению, каким авторитетом
пользуются в некоторых республиках Народные фронты в поддержку
перестройки, и решили спекульнуть на престижном, почти модном слове
«фронт». Разные категории нашей молодежи по-разному осознают свое место в
происходящих переменах. Этот процесс осознания со стороны «фашиков»,
вероятно, можно было бы сделать управляемым. Сделать хотя бы попытку.
Но рядом со стеной, которую «фашики» установили между собой и
политической системой общества, встала другая стена, воздвигнутая
ленинградскими комсомольскими работниками. Привычно претендуя па то, чтобы представлять всю пашу молодежь, они
заняли не менее антагонистическую позицию, чем «фашики», считая,
видимо, что несколько сотен «моральных уродов» не делают погоды и не
пользуются никаким влиянием. «Фашики» перестраивались. Только комсомол
не желал перестраивать свой подход к ним. Боюсь, что за такую
негибкость придется заплатить немалую цену. — Почему «фронт» называется «национальным»? Какую нацию он намерен представлять? — Это игра в слова и ничего больше, — услышал я от комсомольского работника. — А кто внедрялся в этот «нацфроит»? Его существование еще надо
доказать, — сказала уже упомянутая мной инспектор по делам
несовершеннолетних. Валентина Даниловна Болокан давала очень правильные оценки. Она
говорила, что «фашики» — это своеобразная реакция на негативные
явления. Что как бы они ня «выпендривались», какие бы дикие выходки ни
позволяли себе, все равно это наши дети. Что какие-нибудь хайлафисты —
отпрыски чиновников, дельцов и «знати», свысока посматривающие на
сверстников из простых семей, едва ли лучше той группы «настоящих
арийцев», которая приходила в редакцию. Что нужно немедленно что-то
делать, и не только с «фантиками». Что мы требуем от подростков того,
чего не сумели в них заложить. И тем не менее подростки гораздо лучше,
чем мы о них думаем, в том числе, быть может, и многие «фашики». Если комсомольские работники не хотели даже слышать о возможности
какого-то контакта с «фашиками», то Валентина Даниловна говорила массу
очень правильных общих слов. Но как только разговор подходил к
вопросу, как работать с «фашиками», инспектор начинала проявлять,
видимо, привычную наклонность к чисто милицейским способам, в то время
как требуются политические, прежде всего политические средства. «Фашики», которым отказали в «качалке», быстро нашли выход из положения. Пошли в атлетический клуб, организованный «афганцами». — И там пас не спрашивали, кто мы. — Но вас могли определить по одеяеде. — Ерунда! Мало ли кто ходит в черной куртке. К тому же между нами и
теми, кто занимается у «афганцев», есть кое-что общее. Они тоже крутые
ребята. И им не нравится примерно то же, что и нам. — Что же именно? — То, что многие имеют нетрудовые доходы, а окружающие смотрят на это
сквозь пальцы. Одни разговоры о мафии, а где дела? Почему Чурбанову
дали всего двенадцать лет? К стенке его надо! Этот разговор совершенно неожиданно завязался у меня в полуподвальном баре, где можно недорого посидеть. Задавая вопросы, я лихорадочно соображал: как же об этом писать? Есть
привычная схема. Обзывать «фашиков» осквернителями народной памяти,
выродками, «Иванами, не помнящими родства». Бросить обвинение райкому
комсомола: совсем не работает с этими моральными уродами. Упрекнуть
милицию: плохо разгоняет. — О вас редко пишут, но все же пишут. Как вы относитесь к этому? — спрашиваю у «фашика» лет девятнадцати. — Нас все боятся, — говорит он. — Пресса — тоже! Вечером, где-нибудь в сквере, вы бы к нам не подошли. Из дальнейшего разговора я понял, что они презирают нас за то, как мы
о них пишем. Это во-первых А во-вторых, они почитали о себе,
посплевывали и... продолжают верить в то, во что верили. И продолжают
устную агитацию среди сверстников. В Ленинграде десятки мест, где собираются «фашики». И всюду вокруг них
трутся пацаны помладше, смотрят им в рот. То есть свободно
распространяют свои взгляды среди тех, кто может прельститься игрой в
белокурых бестий, в нордический характер, в высшую расу, в «Черный
Интернационал». Мало ли у нас подростков без собственного
мировоззрения, но страстно желающих во что-то верить, ради чего-то
жить. А мы, избегая открытой, жесткой полемики с «фантиками», сами лишаем
себя возможности убедительно опровергнуть их взгляды и невольно
избавляем их («фашиков») от неизбежного саморазоблачения: ведь они
просто не могут не дискредитировать себя, стоит им только раскрыть рот
или написать несколько фраз. «РЕДАКЦИЯ! Я не пишу «уважаемая», потому что вы представляете орган
советского строя, который я не уважаю. Сейчас у нас то, что называется
( гласностью. Можно поругать старое и поговорить о томукак новое
медленно входит в жизнь. Я же хочу выразить свое мнение. Мнение
большинства современной молодежи. Все это очередное словоблудие.
Никакой разницы между старым и новым нет. Поменялась только вывеска, а
товар тот же. Не могу понять, чему так радуются? Тому, что сняли
повязку с глаз, вынули затычку из ушей и кляп изо рта? А кто дал вам
право делать из нас глухонемых и незрячих? Да и руки-то все равно
связаны, и на вышках все те же... Попробуйте только открыть границы.
Хотя бы в тех рамках, как это сделали другие демократические страны. А? Сейчас в печати мелькают заметки о панках, металлистах, рокерах и, что
самое ужасное, — о фашистах. И это у нас! Откуда? — спросите вы.
Отвечу. Молодежь не хочет больше жить под красным знаменем. Потому что
это не жизнь, а существование. Потому что на примере отцов видит, к
чему это ведет. И становится под другие знамена. Пусть порой даже не
зная толком, к чему они призывают. Для молодых важно одно: они
против. Именно поэтому по ночам перед вашими праздниками срывают
красные флаги с фасадов домов. Выйдите вечером на Невский. Вглядитесь в лица парней в черных куртках.
Это не болезнь детства. Многим из них за 25 лет. Они не успокоятся и не
дадут вам спать спокойно. Вам придется ответить за все сполна. За
загубленные жизни, таланты, за спившийся народ, за разбазаривание
народных ценностей, ресурсов. Перестройка только оттянула этот момент,
поведя за собой в который раз слабых и легковерных. Русич! Это всегда звучало гордо! Русского воина, мастерового,
интеллигента знал весь мир. А сейчас можно услышать только анекдоты. До
чего докатились! Над нами смеются даже получеловеки из слаборазвитых
африканских стран. В кого превратили русского мужика! В пьяницу и
тряпку! Но вы совершили роковую ошибку, оторвав его от бутылки.
Погодите! Приглядится, поймет, кто у него сидит на шее! Напечатайте мое письмо с просьбой к читателям прокомментировать его.
Посмотрим, кого больше и кто нрав. Я уверен, что большинство молодых
разделяет мои взгляды. Бросаю вам вызов, посмотрим, хватит ли у вас
смелости поднять перчатку. «Мирон». NF Национальный фронт». «Мирон» явно принадлежит к самым оголтелым «фа-шикам». По данным
пресс-группы политотдела УВД Леноблисполкома, Миронов С. И. по кличке
«Мирон» был ранее судим по статье 146 ч. 2 УК РСФСР (разбой) и статье
122 (злостное уклонение от уплаты алиментов). А в настоящее время
отбывает наказание в колонии усиленного режима за новые преступления:
хищение госимущества, похищение документов. Но есть и другие «фашики». Тихие, незаметные, прячущие свои настоящие
имена и фамилии и свое истинное лицо, но оттого не менее опасное.
Передо мной письмо одного из таких «тихих». Студент университета, не
судимый и явно считающий себя интеллектуалом. Ну что ж, пусть и он
покажет, что проповедует. А мы еще раз скажем себе: спокойно! Ни одно
слово из только что процитированного письма не разрушило основ кашей
жизни. Не разрушит и это письмо. «...Как много вы пишете о неформалах: металлистах, Культуристах... Но
ни разу не видел, чтобы вы написали о наших русских фашистах. О
ленинградских фашистах, имеющих самую сильную организацию в стране,
вообще ни слуху ни духу. Будто такого движения нет вовсе, а есть только
оголтелые юнцы. У нас в городе тоже была фашистская организация, но власти ее
разогнали. И думают, что на этом дело кончилось. Не тут-то было.
Движение живет и здравствует. Как вы, наверное, догадались, я тоже
считаю себя фашистом и горжусь этим. Часто говорят: как можно, ведь ваш вождь Гитлер уничтожил 20 миллионов
русских! Да, это трагедия нашей Родины. Но она заключается в том, что
Гитлер родился немцем, а не русским, а не в том, что он был фашистом.
Никто не станет отрицать, что он любил свою Родину и свой народ и все
делал для его счастья. Другое дело, что он ошибался. Да, он уничтожил.
Но кого? Своих врагов. А в СССР диктатура Сталина уничтожала вообще
всех подряд, не разбирая, враг он или нет. Для сравнения: через
немецкие концлагеря прошло 1,6 миллиона немцев, а через сталинские 16
миллионов. Коммунисты сейчас открещиваются от Сталина. Но ценности, которые нам
навязывают, не меняются. Взять, к примеру, тезис о так называемом
равенстве всех народов. Его смехотворность видна всем. Лучше всего это
проявилось в наших Вооруженных Силах, где всех нерусских давно уже
обобщили прозвищем «чурка». И это вполне справедливо. Не говоря о
внешних различиях, уровень интеллекта у узбеков, казахов, татар, чукчей
и прочих недочеловеков намного ниже, чем у восточнославянской расы
великих ученых, поэтов и воинов. Но сейчас нация россов начинает
вырождаться. Неполноценные народы ассимилируют ее и в конечном счете
уничтожат. Русские девушки не стесняются выходить замуж за черных. Это
верх безнравственности и предательства нации. Кто сможет остановить это? Я утверждаю: только фашизм представляет собой реальную альтернативу
вырождению нации. Мы требуем прекращения ассимиляции, уничтожения
дефектных особей, своим существованием позорящих нацию, стерилизации
неполноценных народов, решения жилищной проблемы путем выселения
недочеловеков из благоустроенных квартир и предоставления их
нуждающимся славянам... Уверен, нас поддержат очень многие. В университете, в котором я учусь,
большинство студентов благосклонно воспринимают мои доводы, а остальные
— это те же недочеловеки: корейцы, евреи и прочие, которые права на
существование не имеют. Уверен, что письмо мое вы не напечатаете. Пишу просто от скуки, в
перерыве между парами. Сейчас будет семинар по марксистско-ленинской
философии, где я, как обычно, получу 5, хотя мне и противна та чушь,
что я буду нести. Ростислав Ц. 22 года. Владивосток. Фамилию не пишу, не хочу вылететь из университета». Представляю возмущение иного читателя: зачем так пространно цитировать
человеконенавистническую вражескую писанину? Спокойно, товарищи! Зато
мы знаем теперь, что проповедуют «фашики» и чем мы должны им ответить.
И давайте будем самокритичны. И «Мирон», и таинственный Ц.
воспитывались не в югендфольке. Они носили пионерские галстуки. Их
пестовал не гитлерюгеид. Опи были, а многие до сих пор являются членами
ВЛКСМ. Их отцы — не эсэсовцы, а нормальные советские граждане и даже
члены партии. И по крови они не немцы, а те, кого нацисты хотели
уничтожить как нацию — славяне. То есть у нас нет никаких оснований видеть в них, «фапшках», врагов,
возросших на другой национальной и идеологической почве. Это наши
фашисты, то бишь «фашики». И прежде чем начать их отчитывать за ту
кашу, которая варится в их головах, мы должны спросить кое-что с самих
себя. Из истории мы знаем: Наполеон тоже приводил французов под Москву и
принес русскому народу немало бед. Но ни сразу после Отечественной
войны 1812 года, ни много лет спустя молодежь у нас почему-то не играла
в захватчиков. Из истории нацизма мы знаем, что он не возникает на пустом месте. Его
порождает определенная общественная психология, примитивное массовое
сознание, неспособность к критическому анализу, стремление
освободиться от гнета одиночества, страхов, неуверенности в
завтрашнем дне, заглушить чувство бесцельности существования и
ощущение собственной ничтожности перед лицом нескончаемых проблем.
Спрашивая с себя, мы неизбежно обязаны признать нашу потрясающую
склонность к крайности. Вспомним: сначала мы изображали фашистов в
карикатурном виде. (Старые люде утверждают, что в военные годы даже
кровь нацистов рисовалась зеленой краской). Это было психологически
неверно, ибо умаляло значение пашей победы. Но то, что началось потом,
где-то в 70-х годах, так называемое «очеловечивание врага», было, как
теперь выясняется, еще хуже. Ежегодно нам крутили «Семнадцать мгновений весны», где вышколенные
эсэсовцы щелкали каблуками и демонстрировали нордическое хладнокровие,
когда над их головами уже рвались русские бомбы, папаша Мюллер не
уступал Штирлицу не в уме, ни в проницательности, ни в обаянии... Да
мало ли еще моментов в этом фильме, когда даже мы, взрослые, замирали в
восторге: ах, с каким интересным врагом шла борьба! А теперь давайте
посчитаем, сколько раз за эти же самые годы мы видели истинное,
документальное лицо смертельного врага, показанное в фильме
«Обыкновенный фашизм»? Боюсь допустить неточность, но по телевизору он
был показан — впервые за много лет — только недавно. Эффект великолепных «Семнадцати мгновений» (обратный ожидаемому)
усиливала сама жизнь застойных лет. В нас нарастало разочарование,
раздражение, недовольство. Так надо ли удивляться, что сегодня у
экстримистски настроенной части молодежи (а такая в условиях
демократии была и будет всегда, крайности неизбежны) недовольство
переросло в ненависть? А чем хуже воспитывала сама жизнь, которую мы называем лучшим
воспитателем, тем назойливей и глупее становилась система общественного
воспитания, основанная на искусственной организации политического
оптимизма. Считалось, что любовь к Родине и уважение к общественным
идеалам закладывается в каждую отдельную личность автоматически, что
подростки не видят жизнен пых противоречий и не могут формировать свои
взгляды в соответствии с этими противоречиями. Больше всего не хотелось бы получить после публикации этого материала
письма с предложениями «улучшить», «усилить», «усовершенствовать» те
или иные формы и методы воспитания. Самым действенным способом борьбы
с «фашинами» может стать быстрейшая демократическая перестройка и
всестороннее улучшение всей нашей жизни (лучшего воспитателя), ее
приближение к мировым образцам достатка, культуры, демократии. Моя командировка проходила накануне выборов. В те дни ленинградцы
напоминали людей, морально готовящихся к решительному бою. Теперь мы
знаем: этот бескровный бой произошел на избирательных участках. Хороший
урок — как для побежденных, так и для победителей. Мне же важно
подтвердить, что то недовольство, которое выплескивалось в моих беседах
с молодыми людьми, никакими не «фашистами», убедительно говорило о
том, что стремление спрятать обсуждаемое явление глубоко ошибочно. Все мы, взрослые, виноваты в том, что протест подростков и молодежи
принимает норой экстремистский характер и даже приводит к такой
негативной крайности, как поиск альтернативы в фашизме; с ним подростки
связывают свои иллюзорные представления о настоящем социальном порядке,
настоящей социальной справедливости, настоящем моральном здоровье и
единстве нации. Но вернемся к письмам. Я думаю, читатели ответят на них лучше меня.
Сама редакционная почта покажет, в самом ли деле «фашики» выражают
настроения «большинства молодежи». А мы только обратим внимание на
самое главное. Что общего у «фашиков», живущих на противоположных
концах нашей страны? Прежде всего, заявляют они, стремление вернуть
своему народу якобы утраченное национальное достоинство. Но как?
Излюбленное развлечение «фашиков» — подловить вечером прохожего,
поставить его па колени, заставлять кричать «Хайль Гитлер!» и целовать
руки. Даже в нацистской Германии не додумывались до подобной низости.
Или, может быть, это типично славяно-фашистский способ возвращения
гражданииу его достоинства? — Так вы за перестройку или против? — спрашивал я «фашиков». — Мы — за, но — другими методами. — Демократическими или... — Или! Хватит издеваться над русичами! — Ребята, но это уже было. Нация, возомнившая себя избранной, стала
обвинять в своих несчастьях другие нации. И очень скоро, по неизбеяшой
логике, из жертвы Превратилась в насильника. Разве вы не знаете, чем это кончилось? Против фашизма восстал весь
мир! Потом: если вы считаете себя настоящими русичами, россами, зачем
обозначаете свой «нацфронт» латинскими буквами? Зачем придумываете себе
немецкие имена и фамилии? — Считайте — для конспирации! — Тогда почему бы вам не законспирировать слово «родина», которую вы так любите, и не называть ее фатерландом? Я привел этот разговор только для того, чтобы показать, что проверил
на себе, каково воздействовать на «фашиков» убеждением, аргументами.
Очень нервное занятие. Ну а лечить чуму было приятно? А СПИД? Кому-то
это сравнение может показаться некорректным, ругательным, в стиле
осуждаемой эпохи. Но ведь то, что фашизм — социальное заболевание, не
требует никаких доказательств. Иначе он (фашизм) не преследовался бы в
абсолютном большинстве стран мира. А если это болезнь, то брезгливость
лечению не поможет, только повредит. И нервишки надо бы придержать,
нет у врачевателя такого права — грубить больному. Тот, кто может быть
спасен, тот, кто хочет быть спасен, должен быть спасен! Но как быть с теми, кто, по всем признакам, почти или совсем безнадежен? Один из той компании в полуподвальном баре оказался думающим парнем.
Доходчиво растолковал, пока другие галдели о своем, почему за
«фантиками» тянется длинный шлейф жестокостей, насилий. Кто-то из них почитывает идеологов фашизма. Так, в обиход «фашиков»
была пущена фраза Шпенглера: жестокость — врожденное качество человека.
Из этого вытекало, что лучшей рекомендацией для вступления в «нацфропт»
является то или иное проявление «врожденного качества». Известен случай: группа «фашиков» затащила в пустующий дом
сорокалетнего мужчину и устроила ему пытку с применением
электронагревательного прибора. Мужчина терял сознание — его окатывали
водой и продолжали пытать. В обожженные места втирали соль. 17-летний учащийся техникума П. вломился в комнату женского
студенческого общежития, душил девушку, заливал ей в глаза лак для
волос, ткнул другой девушке окурком в лицо. Несколько лет назад «фашик» А. 3., одетый в черную форму эсэсовца и
вооруженный добытым в местах боев немецким карабином, убил в лесу под
Ленинградом грибника. «Фашики» с кличками «Пауль» и «Борман», отбыв сроки за квартирные кражи
и разбойные нападения, изнасиловали в извращенных формах двух
девчонок. И начали вырезать на спине одной из них свастику. Ножом
получалось не так хорошо, как хотелось изуверам. И они принялись
улучшать рисунок с помощью бритвы. Резали и приговаривали: «Скажи, что
любишь фашистов!» «Люблю», — не выдержав мучений, простонала девочка.
Но и после этого пытка продолжалась. Пока неизвестно, какая категория «фашиков» проявляет «врожденное
качество» на мертвых. То ли начинающие, то ли все подряд. Но то, что
это случается, — факт, известный каждому ленинградцу. Мраморные плиты
на одном из мемориалов были разбиты па мелкие куски, на голову
скульптурного матроса напялена фашистская каска. И намалевана угроза:
«Мы вам, моряки, и мертвым не дадим покоя! Да здравствует Гитлер!» И «Мирон» и Ц. пытаются выдать себя и всех «фашиков» за этаких
политических борцов. (Хотя Ц. — такой же уголовник, как и «Мирон», уже
потому, что занимается — в письменном виде! — агитацией с целью
возбуждения расовой и национальной розни, запрещенной статьей 74-й
Уголовного кодекса РСФСР.) Но даже те немногие, только что
перечисленные факты выдают «фашиков» как самых отъявленных уголовников,
которые были бы признаны преступниками в любой другой демократической
стране. Так что же делать с теми «фашиками», которым явно не поможет самая
интенсивная терапия убеждения? Этот вопрос я задал начальнику 5-го
отделения милиции капитану М. Я. Балухте. — Обычно мы принимаем меры только к тем фантикам, которые допустили те
или иные преступные действия, — сказал Михаил Яковлевич. —
Подчеркиваю: только в этих случаях. Раньше, примерно год назад, могли
задержать подростка, если он носил свастику или имел при себе
какой-нибудь другой предмет фашистской символики. Позволяла 158-я
статья Административного кодекса РСФСР. То есть привлекали за мелкое
хулиганство. Но потом... вы знаете, как развивались события. Один раз
опротестовали, другой... И теперь фашисты знают, что могут нацепить на
себя что угодно. Были случаи: «фашики», учащиеся техникумов, срывали с
новичков-первокурсников комсомольские значки. Казалось бы, самое что ни
на есть оголтелое проявление политической ненависти, но оно не было
квалифицировано даже как мелкое хулиганство. Осквернение мемориала расценено как обыкновенный вандализм, также без какой бы то ни было политической оценки. Потрясшее ленинградцев преступление «Пауля» и «Бормана» суд исследовал
только как изнасилование и истязание, не указав на принадлежность
обвиняемых к «фантикам». И подобных недоработок хватает. Только не
будем спешить с обвинением судей. — Фашиста К., который угрожал взрывом гранаты, западный полицейский
пристрелил бы на месте. Он просто обязан был бы это сделать, пока
находился в машине один на один с преступником. В противном случае К.
мог бы бросить гранату за пределы машины, и тогда пострадал бы не
только полицейский, но и другие граждане. И наш милиционер был бы
прав, если бы поступил точно так же. А он, рискуя жизнью, схватил К. за
руку. Давайте осмыслим сказанное капитаном М. Я. Балухтой. Он ратует вовсе не
за то, что приходит на ум прежде всего. Он не за особые права,
которых-де не хватает нашим милиционерам. Он не за то, чтобы обнажать
ствол и палить в каждого хулигана. Он совсем за другое. Кто такие «фашики» (в особенности те, кто вооружен) с политической
точки зрения? Это разновидность правого экстремизма, допускающего ярко
выраженные агрессивные и насильственные действия. Если бы они создали
группировку в любой другой стране Западной Европы, их немедленно
занесли бы в «черный список» и объявили вне закона. Даже неонацисты ФРГ
подвергаются подобным преследованиям и поэтому вынуждены вербовать
себе сторонников под другими вывесками. Перед выборами возле Казанского собора возник стихийный митинг. Не
знаю, был ли он санкционирован. Дело не в этом. Дело в том, что каждый
свободно высказывал свое мнение и никто не нарушал общественного
порядка. Но «фашики»... Они стояли большой группой, засунув руки
глубоко в карманы (черные шинели, черные сапоги, черные рубашки), и,
судя по их физиономиям и выкрикам, только и ждали, чтобы возникла
заваруха. Вот за что капитан М. Я. Балухта. Чтобы пика кие «правые» или «левые»
экстремисты не сорвали демократическое течение перестройки. Чтобы
политическая борьба велась с использованием только политических, а не
агрессивных или насильственных средств. Чтобы страна в равной степени
охранялась как от анархии, так и от авторитарного правления. Чтобы
государственый корабль сохранял устойчивость и не кренился с борта на
борт. Только за это капитан М. Я. Балухта. Но разве не за это все мы? Только боюсь, что мы непростительно сузим обсуждаемую проблему, если
возьмемся клеймить позором одних «фашиков» и не скажем о том, что
присущие им негативные черты в той или иной степени свойственны другим
нашим людям, и молодым, и даже зрелого возраста, с той лишь разницей,
что одни демонстративно щеголяют во всем черном и напяливают на себя
эсэсовские штучки, а другие предпочитают не привлекать к себе особого
внимания. С двумя такими вполне взрослыми людьми я встретился возле станции
метро. Убедившись, что диктофон не включен, они объявили, что
Ленинград, по их убеждению, русофобский город, что такие-то журналы
«действительно национально-патриотические», а такие-то — «желтая
пресса», что они не допустят у себя в городе чего-либо похожего на
московский Старый Арбат, что одна из пригородных зон Ленинграда якобы
продана американским бизнесменам... Грешным делом, я не удержался и спросил, кого они представляют:
случаем, не национальный фронт? Мои собеседники завертели головами,
словно попали в облаву, и, не прощаясь, смешались с толпой. — Многие «фашики» ушли к таким взрослым дядям, — говорили мне в редакции ленинградской «Смены». И я верю — не только потому, что коллеги получают подобную информацию
из надежных источников, а еще и потому, что попытка экстремистских
течений слиться — вполне естественна, ибо по отдельности они не создают
силы потока. Закономерно и стремление взрослых экстремистов овладеть
любым резервуаром молодых кадров, даже если на этом резервуаре
красуется свастика. Надпись можно переделать. То, что «фашики»
переименовались в «национальный фронт», на мой взгляд, тоже сделано не
без подсказки дядей, избегающих одеваться в черное. Перед отъездом я еще раз прошел по Фонтанке, свернул на улицу
Дзержинского, вошел во двор дома номер 57, потом в огромный подъезд,
где лестничные марши расходятся кругами. Ротонда. Старина. Место
постоянного вечернего общения подростковых групп самого разного толка.
Все степы ротонды исписаны воюющими между собой призывами, лозунгами,
вопросами. Кайфовых вам тусовок! Пипл! Давайте приколемся! Люда! Только честно: зачем вы живете? А вот и то, что я хотел увидеть еще раз: Привет от нацистов! Национализм как первоидея! Да здравствует геноцид! Привет от Гиммлера! То тут, то там нацарапаны свастики и значки ЫР. Не все они были перечеркнуты крест-накрест
|