Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ.

чуть больше десяти лет тому назад, 7 июля 1988 г., Ведущий мировой аукционный дом сотбис проводил в перестроечной москве первый (и заметим в скобках - последний на сегодняшний день) международный аукцион картин художников русского авангарда и современных советских художников. Широко разрекламированная во всем мире акция сотбис в открывающемся для запада советском союзе была просто обречена на успех, который был предопределен целым рядом факторов.

Одним из аспектов процесса перестройки явилась начавшаяся в эти годы либерализация российского художественного рынка, открывшая новые возможности как для художников, так и для тех, кто коллекционирует их произведения. И, разумеется, для тех, кто стоит между художником и коллекционером, т.Е. Для продавца - художественной галереи и аукционного дома. Разница для художника между первым и вторым заключается в том, что галерея платит художнику столько, сколько считает возможным. В то время как в ходе аукциона цена определяется рынком - в конечном счете соотношением спроса и предложения. А на 7 июля 1988 г. Спрос значительно превышал предложение, что сказалось как на ценах отдельных лотов, так и на результатах аукциона в целом: сумма продаж более чем в 4 раза превысила довольно-таки смелые предаукционные эстимейты экспертов сотбис. Вместо ожидавшихся 500 тыс. Фунтов стерлингов было получено 2 млн. 085 тыс. 050 фунтов! это был шок. От встречи с будущим для художников; от встречи с сотбис для русского художественного рынка.

Как писал в рассчитанном на хорошо подготовленного международного читателя лондонском журнале "аполло" один из ведущих специалистов на западе по русскому авангарду джон боулт сразу же после московского аукциона: "нет сомнения в том, что аукцион сотбис является поворотным моментом в развитии советского художественного рынка". Даже официальные лица самого сотбис, которых трудно чем-нибудь удивить, в послеаукционных публикациях не смогли сдержать своего удивления при виде цен, по которым продавались картины современных советских художников. Замечая попутно, что и сами художники, получившие 60% от "молотковой" цены, были еще больше удивлены, получив суммы, о которых они даже и не мечтали.

Сейчас, 10 лет спустя после аукциона, интересно будет вспомнить, что же, как и почему происходило в москве в период "перестройки" и "гласности", и посмотреть, насколько вписались в мировой художественный рынок "запущенные" сотбис на его орбиту 29 советских художников - в большей своей части бывшие представителями "неофициального искусства", преимущественно известные в кругах западных дипломатов и бизнесменов. Неудивительно, что в библиографии, составленной самими художниками и помещенной в конце каталога, указание на то, что их произведения находятся в частных и государственных коллекциях германии, франции, италии, сша и швейцарии, встречается гораздо чаще, чем указание на соответствующие коллекции в советском союзе. Но это так, заметки на полях. А сейчас..

Русский авангард как целостное движение был неизвестен на западе вплоть до 70-х гг. Не вписывающийся в прокрустово ложе социалистического реализма, он заполнил запасники столичных и провинциальных музеев, чаще служа разменной монетой в общении правителей советского союза с именитыми иностранцами, чем экспонатами художественных выставок.

Политика разрядки открыла новые каналы для культурного обмена и сотрудничества, по которым "поплыл" на запад русский авангард для выставок в музеях и частных галереях. Этому процессу предшествовала публикация на западе работ, посвященных русскому авангарду. В 1973 г. Барон тиссен-борнемис - обладатель одной из крупнейших частных коллекций живописи на западе - проявляет интерес к русскому авангарду и покупает "натюрморт" александры экстер, положивший начало насчитывающей 20 лет спустя, в 1993 г., Более 60 произведений коллекции русского и восточноевропейского авангарда. Одними из последних приобретений были "проун i" лазаря эль-лисицкого в 1988 г., Когда сотбис проводил свой аукцион в москве, и "чудо-суп" бориса григорьева в 1991 г. Факт, примечательный не только потому, что интерес барона значительно стимулировал спрос на русский авангард на западе, но и потому, что в этот период куратором его музея в лугано был швейцарец симон де пюри, до этого работавший в лондонском отделении сотбис. В 1986 г. Симон де пюри возвращается в сотбис, но уже в качестве управляющего директора его европейского отделения. Работая у барона тиссена-борнемиса, симон де пюри часто вместе с бароном посещал советский союз и немало способствовал обмену выставками между музеем барона и русскими музеями. Многие помнят пользовавшуюся большим успехом выставку произведений из коллекции барона, проходившую в начале 80-х гг. В москве в пушкинском музее.

Уловив тенденцию и на волне растущего спроса на произведения русского авангарда, сотбис в июле 1970 г. Проводит в лондоне свой первый аукцион "живопись, рисунки и акварель русских художников хх века, 1900-1925". 91 произведение было выставлено на продажу: бурлюк, шагал, гончарова, ларионов, малевич и татлин, которые по ценам, за них уплаченным в 1970 г., Далеко уступают 1988 г.: Масло гончаровой - 1700 фунтов; супрематический рисунок малевича - 1 500 фунтов; 220 фунтов - за эскиз театрального костюма татлина..

Таким образом, к началу 80-х гг. Мы имеем почти все слагаемые, предопределившие проведение первого международного аукциона русского авангарда в москве в 1988 г.: Постоянно растущий спрос на мировом рынке; отстающее от спроса предложение; интерес ведущего аукционного дома мира - сотбис; и молодой, талантливый и энергичный директор симон де пюри, открывший в 1984 г. Для себя, а затем и для сотбис так называемое неофициальное искусство советского союза, когда его друзья поль жоль (председатель "нестле" - крупнейшей швейцарской компании - производитель кофе и т.Д.) И жан-юбер мартэт (в конце 80-х гг. Директор центра помпиду в париже) привели его в мастерскую ильи кабакова. Работы последнего, а также его друзей - ивана чуйкова, владимира янкилевского и эдуарада штейнберга - произвели большое впечатление на симона де пюри, в то время бывшего куратором музея в лугано. Как заявляет сам симон де пюри, художники были очень оригинальные, своеобразные, но у всех была одна проблема - отсутствие возможности выставляться и возможности вывозить свои картины за границу. Эти художники, принадлежавшие к старшему поколению, работы которых и составили ядро коллекции будущего аукциона, а также более молодые - сергей волков и вадим захаров, игорь и светлана капустянские, григорий брускин и евгений дыбский, сергей шутов и леонид пурыгин, лев табенкин и ира нахова, а также дмитрий краснопевцев, владимир немухин, наталья нестерова, дмитрий плавинский, александр ситников, анатолий слепышев, илья табенкин, татьяна назаренко - представляли для западного коллекционера то, что некоторые называли русским "новым авангардом", которому симон де пюри, когда он стал в 1986 г. Директором сотбис, решил помочь проложить путь на западный художественный рынок.

Этим мечтам не суждено было бы сбыться, если бы советский союз оставался тем, чем он и был с 1917 г. Но в 1985 г. Началась перестройка, благодаря которой стало возможным и проведение первого в истории международного аукциона, в котором к "настоящему" русскому авангарду (18 работ родченко, степановой, древина, удальцовой и эндер) была присоединена 101 работа 29 современных советских художников, так называемого русского неоавангарда, ранее, в отличие от первой группы, никогда не появлявшихся на международных аукционах.

Контакты симона де пюри, установленные с представителями мира художников и министерством культуры ссср в ходе его визитов в москву в начале 80-х гг., Авторитет сотбис, помноженный на его желание утвердиться на многообещающем русском рынке, а также желание показать миру, что мы ничем не отличаемся от "них", делали организацию и проведение аукциона делом техники, а здесь опыта сотбис не занимать. Как только политическое решение было принято, эксперты сотбис включились в работу: интенсивная рекламная кампания на международном уровне; издание роскошного двуязычного каталога; показ избранных произведений коллекции в нью-йорке (15-18 мая), лондоне (22-24 мая), париже (24-26 мая), кельне (2-6 июня) и цюрихе (13-19 июня); организация специальных туров из нью-йорка и лондона - по полной и сокращенной программе - для западных любителей живописи в москву, где выставка полной коллекции проходила со 2 по 7 июля 1988 г. Московская выставка в отличие от западных проходила, можно сказать, за закрытыми дверями для русского человека - в зале конгрессов совинцентра на краснопресненской набережной, вход по специальному приглашению.

Последний и немаловажный аспект предаукционной кампании. Сотбис объявил, что он будет проводиться в фунтах стерлингов (!) и что для всех произведений, имевших безупречное происхождение из семей художников русского авангарда и из мастерских живущих художников, будет гарантирована выдача экспортной лицензии. Заметим, в полном противоречии с советским законом, в соответствии с которым вывоз произведений искусства, созданных до 1945 г., Не допускался. Но то, что запрещалось рядовому гражданину ссср, не было непреодолимым препятствием для министерства культуры ссср и сотбис.

Результаты аукциона ошеломили: частный коллекционер из германии заплатил 416 тыс. 240 долл. За "фундаментальный лексикон" брускина (32 холста, каждый по 55х38, общим размером 220х304 см), вынесенный на обложку сотбисовского каталога. Элтон джон купил несколько работ львовского художника игоря капустянского и его жены светланы капустянской, заплатив за "восстановленную картину" (195х155) первого 75 тыс. Долл. И столько же за "пейзаж" (125х165) второй. "Ответы экспериментальной группы" ильи кабакова были проданы за 38 тыс. Долл.

Как западный художественный рынок отреагировал на это, лучше всего иллюстрирует история, рассказанная еленой корнейчук, владелицей галереи русского искусства в пенсильвании (сша), у которой с доаукционных времен висел илья глазунов за 3 тыс. Долл. Как известно, на аукционе его "иван грозный" был продан за 51 тыс. Долл., А "сказание о граде китеже" - за 47 тыс. Неделю спустя счастливой владелице галереи предложили 50 тыс. Как она считает, благодаря сотбис представители русского "неофициального" искусства вышли на международный рынок. И с ней нельзя не согласиться.

В 1988 г. "Международная книга аукционов" энрике майера, более известная как "майер", содержащая результаты наиболее важных аукционов мира за 1987 г., Упоминает лишь одного из 34 художников, чьи картины продавались в москве, - александра родченко. Впервые "майер" упоминает "неофициальных" художников уже в своем издании 1989-го, посвященном результатам предыдущего, 1988 г., И почти во всех случаях как участников московского аукциона, т.Е. И в год проведения аукциона в москве западный художественный рынок их пока еще не знает. Сезон 1989 г. И 1990 г. Был, вынеся за скобки москву, наиболее успешным в финансовом отношении для этих художников. Картины "неофициальных" художников регулярно появлялись на аукционах в англии, франции, сша и даже продавались по более доступным ценам, чем в москве. Так, в 1989 г. Одна картина дыбского была продана на филиппсе в лондоне за 14,5 тыс. Долл. И две в версале - за 5 и 6,6 тыс.; "Композиция с деревом" краснопевцева была продана также на филиппсе за 3,6 тыс.; Три картины левиковой - в версале по ценам от 6 до 8,5 тыс. Долл.; Там же два полотна немухина - за 2,6 и 2,7 тыс. Долл.

В мае 1990 г. Аукционный дом габсбург и фельдман проводит в нью-йорке торги "советское искусство", в ходе которых картина "старый завет" брускина продается за 36 тыс. Долл.; Четыре картины чуйкова - от 18 до 82 тыс.; Полотно капустянского - за 30 тыс.; Три картины нестеровой - от 9 до 12 тыс. Долл.; Две картины слепышева - за 8 и 40 тыс.; Две картины захарова - за 19 и 26 тыс. Самым дорогим лотом стало полотно кабакова "раth" (190х260), проданное за 140 тыс. Долл. Этот художник - единственный из всех "неофициалов" московского аукциона, которому удалось "вписаться" в западный художественный рынок.

Мода на "неофициальное" русское искусство прошла, как только в россии стерлась граница между "официальным" и "неофициальным", представители последнего лишились своего "мученического" ореола, и большинство переместилось на запад, которому бывшие советские "неофициальные" художники были больше не интересны. Одним из свидетельств тому явилось появление на наиболее крупном женевском городском аукционе в июне 1998 г. Двух полотен оскара рабина 1964 г.: "Пейзаж" (х., М., 70х100) и "русская церковь" (х., М., 89х61), которые были оценены в 3-3,5 тыс. Швейцарских франков каждая (около 2-2,3 тыс. Долл.) И так и не нашли своего покупателя. Их резервная цена была всего 1900 долл. В "майере" 1997 г. Фигурирует только илья кабаков, один рисунок которого был продан в нью-йорке за 4 тыс. Долл., Другой - в кельне за 2,3 тыс.

Так что, видимо, второе рождение русского "неоавангарда" не состоится, как не состоялся и второй московский аукцион..



« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru