Незаметно подкравшийся кризис принес с собой моду на
«бедное». Самым модным словом последних месяцев
стало «бюджетно», одеваться модно исключительно в скромное, вид иметь скорбный,
соответствующий моменту. Рождаются даже целые художественные бренды вроде
«Русского бедного», сконструированного Маратом Гельманом. Поэтому выставка про неформалов 1980-х именно сейчас
выглядит необычайно современно и своевременно, модно и стильно. Се ля ви.
В те времена, когда эфир разрывала «Пионерская зорька», весь
советский народ дружно маршировал на майских демонстрациях, а образ
почившего Леонида Ильича освещал путь в светлое будущее, тусовщики 1980-х уже сильно
выделялись на фоне простых советских граждан. После литургического сна застоя,
80-е запестрели обилием субкультур и костюмированным буйством их представителей. В
предчувствии распада империи на поле андерграунда расцветали все цветы. На
фотографиях — панки, металлисты, хиппи, рокабилли, байкеры, любера, стиляги,
ньювейверы и просто художники. Тогда еще не слишком разделенные судом истории, те, кто
снискал славу и кто остался за ее порогом, на выставке составляют один портрет
поколения. Здесь можно увидеть Тимура Новикова в розовых очках
андерграундного фасона, Сергея Курехина и Виктора Цоя, юного Влада Мамышева-Монро
уже в дамском, Георгия Гурьянова неожиданно вместе с нынешней светской
львицей и вечной невестой Ульяной Цейтлиной, Александра Петлюру и Гошу
Острецова, легендарного тусовщика и модельера Гарика Ассу. А так же известных в
узких кругах романтиков
с большой дороги с говорящими именами Укроп и Бастер, Вова
Синий, Авария, Гриша Фары-Гары, Джонник, Окуляр, Маха и Паштенина. Модники
80-х не носили раскрученных брендов (или все-таки очень редко), напротив,
модным был hand made, в котором фантазия тогдашних неформалов и их боевых подруг
не знала предела. Можно сказать, что в моде была прежде всего индивидуальность и
каждый имел шанс стать сам себе кутюрье.
Шинели, вертолетные шлемы и очки, штаны из красного флага
или из пятнистых «под тигра» занавесок, самопальные косухи, джинса, усеянная
мильоном булавок, майки с надписями, сделанными масляными красками, — все это вызывает
неподдельное уважение к дизайнерским способностям хитрой на выдумки советской
неформальной молодежи.
Зрителю, незнакомому с жизнью андерграунда того времени, эти
экстравагантности могут показаться лишь забавными экспериментами со стилями.
Однако за проблемой ширины штанин и длины челок стояло и нечто более серьезное:
андерграундный дресс-код, как бы пафосно это ни прозвучало, был одной из форм сопротивления отживающей
свое системе, и отнюдь не безопасной формой. Те, кто позволял себе
разгуливать по улицам с ирокезом или
серьгой в ухе, имели шансы получить способный испортить жизнь статус ПСО — «потенциально социально опасен», могли быть и
более серьезные последствия вроде ущемления в правах. Избранные счастливцы попадали в поле зрения компетентных органов «за антисоветчину», по сценарию песни
«Коммунисты мальчишку поймали, потащили
его в КГБ».
Нюансы костюма становились темой для обсуждения с вечными врагами уличных денди — гопниками. За прикид неформалов отлавливали «комсюки» — комсомольцы-оперативники из подразделения
«Березка». Тусовщика в кожаной куртке легко могли признать «фашиствующим молодчиком» и привлечь за хулиганство. Но это все за кадром.
А на любительских снимках остались настоящий драйв и беспечность людей, еще не обремененных проблемой выживания в капиталистическом мире. Обнадеженных ветрами перемен и словами
glasnost, perestroika.
Выставка, организованная Ириной Меглинской и непосредственным
участником событий Михаилом Бастером,
— дань памяти безумству храбрых, поколению хулиганов 80-х, многие из которых пали первыми жертвами приближаемой ими
свободы, обернувшейся саморазрушением. Но фотографии молчаливы, а истории неформальных движений прописаны в тяжеленном
фолианте, выпущенном к выставке, включающем более 1000 фотографий. Возможно, выставка опытного кинохулигана Дэвида Линча, устроенная тем же фестивалем
«Мода и стиль» (см. стр. 100),
могла бы посоперничать с «Хулиганами» за звание хита, но жизненная энергия
молодости перевешивает посвоему
драйву презентацию занимательного творчества гения на досуге.
|