Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Ассы в массы.Гарри Асса,часть вторая, 2005.

Там они глотнули  иного воздуха, посмотрели на художественную общность, и жаба москвичей после этого наконец то  задавила,   все  начали шевелиться. Появились Толик Журавлев с Гошей Острецовым. Каждую ночь и день приходили новые люди. А продукта все не было и не было. И только когда появился Ваня Суриков с женой Мариной, пробившие площадку в кинотеатре «Ханой», начался реальный проект. На организованный фестиваль, приехали питерские тусовщики, Тедди привез питерских рокобиллов Ореха с Комаром.

М.Б.Здесь надо пояснить, что один матерый тусовщик- это отдельный мир и отдельная история которых не было даже на сотню советских граждан. А звезды тусовки и подавно. Поэтому сбор даже 5-ти подобных людей заводил толпу под  сотню.

Г.А.Да. И вот в Ханое состоялся московский аналог «Поп Механики». Опять же при миксе из посольских представителей, неформалов и художников, но в  более скромных масштабах. Тем более. Что люди участвовали одни и те же, но действие было несколько иное.Упор ставился на работу с действием.  Алексей Тегин записал первую  индустриальную музыку, похожую на «Свонс», но иную. Состоялась такая небывалая для Советского Союза вещь, как фуршет, где все получили возможность перезнакомится и поесть(смеется). Всем конечно же понравилось и действие и размах. Единственный момент который был не организован- это съемки , а пересказать словами все действия, практически невозможно. Не было видеокамер. Они появились позже.

И понеслась серия перформансов в «Валдае», был  спонтанно поставлен  бредовый балет «Три неразлучника». Появился  и участвовал во всех акциях Сергей Ануфриев, которого  никто из культурологов почти не упоминает. Потом было выступление в Большом Манеже, хотя я был против из за того что помещение просто огромное, а аппаратуры качественной под рукой не было. Это место требует особого отношения. А у нас было легкое короткое действие. Забились мы в угол, окруженные толпой, приехали ребята из группы «Серебряный Шар», пел Градский со Стасом Наминым, но сцену и пространство из за спешки никто освоить не сумел.  Отличился Гор, со всего размаху врезавшийся головой в пол. Просто так, без подготовки, со страшным треском.  Кровь в стороны, вся публика просто обомлела. Потом Марина Сурикова организовала действие в концертном зале «Метелица» на Новом Арбате. Это было модное «фарцовое» место и там уже была продумана сцена. Музыкальный фон озвучивала группа «Метро» и Герман Виноградов со своими «диньками». На пустой сцене стоял Гор Чахал, обмотанной бумагой, а  этот непонятный памятник охраняла НКВДешница с собакой. Тогда уже подтянулась новая модная  неформальная молодежь которая со всех сторон выползала на сцену, били бедную собаку и  девушку. Валили статую «несвободы», которая начинала вращаться и извиваться и все заканчивался танцем старого японца с Ломом( пришлось мне), разбивал германовские конструкции, начинался полный хаос. А знаменательно это событие тем что подтянулось новое поколение неформалов в лице Хирурга, Хенка, Юли (жена Хирурга), Аварии, Тюши. Люди с мощным драйвом и ранее в подобных событиях не задействованные. Потом появились  и участвовали  в музыкальной программе Орлов, Шумов и Мамонов.

 

Процесс получил автономное название «Дом моделей Айда люли». В основу названия легло смешение. «Люли»- это русские народные танцы, которые, нередко заканчивались другими «люлЯми». Такой некий  женский  «инь» в названии, а «Айда»…

М.Б. Пацанское…(смеются)

Г.А.Да. Некий «Янь», а по татарски , вроде как «давай  вместе», в совокупности с «ассой», на таких кратких символических терминах, объяснялось все происходящее. Так же как и «асса», часто фигурировала с приставкой «е-е», где обозначала идиотизм. К тому же был кличем стиляг 60-х. по сути тот же микс горского боевого клича и городского идиотизма. Концептуализм. Типа понеслась « суперянь» (смеется). Но, вообще,  эти «ассочки» пошли от питерских некрореалистов и поэта Олега Григорьева, исполнявших безумные, труднообъяснимые  действия с самими собой. Люди собирались, топтались, а потом что бы раскачать и себя и окружающих устраивали такие действия. Именно такие действия были потом перенесены на сцену, для демонстрации человеческого идиотического веселья, которое неизменно заканчивалось забивкой друг друга и трупами. Арт мотивом послужили драки на танцах,  часто заканчивавшееся втягиванием масс в потасовку.

Я поэтому и переключился с художников- моделей , на настоящих неформалов, потому как нужен был не театральный , а брутальный  искренний эффект. Исключение составляли  Гор Чахал, и  Сережа Ануфриев, делавших все по настоящему, от души. А я участвовал в виде «духа Азии», наводивший в этом хаосе порядок ломом. Часто разносил Германовские конструкции из железяк (смеется) При этом начиналось действия либо со стихов Гора, или Герман потихоничку звенел своими конструкциями. По доброму, складненько. Гармония. И тут появлялись люди и устраивали хаос, а потом появлялись « духи» и наводили порядок. Котельников иногда выступал в роли «русского духа», с балалайкой, а я «китайского» с ломом. На «Поп механиках» представлялось тоже самое, но в более глобально. Выступления происходили от индустриального блока. Потом это превратилось в настоящий перебор с этими гусями, коровами, но свой положительный эффект был. А в Москве все было более точечно, быстро и локальнее. Буквально за пять-десять минут, публика вводилась в ступор. И из него же выводилась. Никто не планировал делать из всего этого долгосрочную программу. Хотелось «Свонса».

А основным лозунгом стал девиз  питерских некрореалистов- «Безумный род людской- кривляйся и пляши». А Олег Евгеньевич Котельников подарил другой; «Одежда- мой комплекс земной».(смеется) Кстати одежда была нехилой. Настоящие старинные вещи, настоящие японские кимоно. Разных стилей винтаж. Был уже сформирован стиль «мертвый разведчик», который был предназначен для прогулок. К тому же вещи с Тишинки были  не просто качественные, но и настоящие. От жен бывших разведчиков и дипломатов. Центр города был заселен потомками героев военных лет, а Тишинский рынок- центром циркуляции  их аксессуаров. Сначала хотел собрать коллекцию, но поскольку часто переезжал, быстро понял, что сам не потяну. И уже тогда стал подыскивать человека, на которого можно было «дом моделей» переложить. Это было уже  в 86 году.

М.Б.В этом году, шло параллельное движение объединения радикальних неформалов. И так совпало что те же будущие панки, металлисты, рокеры, искали любые формы самовыражения, которые шли в разрез с обывательскими.

Г.А.Может быть по этому, за кратчайшее время создана тусовка, объединившая в себе все передовые направления города. В двух городах происходили будоражившие сознание населения артистические клубки. А я двинул такую моду которой здесь даже и не пахло, используя в качестве моделей продвинутых тусовщиков. Тогда уже появились статьи в иностранной прессе о детском саде и московских концертах, а когда появился материал в «Актюэле», вся модная Европа сразу же захотела посмотреть, что же там в России происходит. А процесс уже кипел.

М.Б.Я вот о чем думаю, сейчас наверное трудно объяснить и тем более представить современному обывателю огромную плотность событий происходивших в течении двух трех лет. Но если представить то, что сейчас происходит в двух городах(я имею все околокультурные еженедельные события в течении года) и как бы поделить на два центра событий  Москвы-Питера 80-х, то можно примерно представить скорость происходящего.

А по значимости этих событий мы можем судить и сейчас. Всплеск активности приходится как раз на период 85-88 года.

Г.А.Ну, приблизительно так. А если добавить ежедневные тусовки с огромным количеством фактурнейших людей,  обладающих передовой и моднейшей культурной информацией, то ситуация станет еще более конкретной. В этих ежедневных совместных прогулках и ковался общий дух, пропадал снобизм и двуличность. Люди очищались. И все были на образах. Коля Филатов ходил как Байрон, Герман держался как Маяковский. В тот же период опять появился Джонник, который сразу же врубился в происходящее и собрал группу «Кепка». К «Поп Механике» подтянулись Катя Филиппова и Катя Микульская и стали делать очень прикольные костюмы. А началось все с простого совместного костюмированного гуляния по улице. Стали подтягиваться бывшие утюги, свалившие заграницу. Бывший утюг Беня, уехавший в Бельгию привез студентов из бельгийской академии дизайна. А у меня по большому счету тогда еще показывать некого было. Я кидаюсь к Джоннику, мол, Серега горю!! Нужны девки с головой, хоть проститутки, хоть дворники- нет никого.

И он мне привел Ирэн и Катю Рыжикова. А я самое смешное, их уже знал- втюхивал какие то сапоги несколько лет назад(смеется). Умницы, красавицы. Владеющие языками иностранными. Девушки они и в Африке девушки, сразу врубились что можно замуж выгодно выйти за иностранцев и решили терпеть мои издевательства.(смеется)А я стебался по черному. В ортопедические ботинки, фуражки и все такое. Собирается огромная толпа иностранцев и московских неформалов прямо в детском саду. Модельеры, по началу державшиеся на пафосе, как только увидели моих моделей владеющих французским и итальянцев, сразу же сдулись и показали свои нормальные человеческие лица.  А в «детском саду» уже висели Катрины Котельникова, Филатова, нового образца. Герман-Маяковский со своими железяками. Иностранные модельеры  ехавшие в Советский Союз и думавшие что мода это они, быстро передумали и влились в шумное веселье. И вся эта толпа начала бродить по Москве. По всем культурным местам столицы. Девушки наши крепились из последних сил, чтоб не прижать кого-нибудь из иностранцев в уголке, но марку выдержали и позднее стали настоящими авангардными модельерами сами(смеется). Потом проезжал Миша Кучеренко с челябинской  музыкальной тусовкой, который сделал для движения  не меньше Тимура, выполняя коммуникативные функции. Миха потом привез  в «детский сад»  целый автобус английских актеров. Появился в детском саду Чичерюкин. Который потом был незаменимым элементом группы Манго-Манго.

А апогеем внимания к «детскому саду» я считаю приезд «Дойче банка».После приезда Том Джонса , после совместного с питерскими художниками рисования, наши концептуалисты вышли по продукции на достойный уровень и картины эти стали продаваться. И тут мы узнаем, что респонденты и менеджеры «Дойче банка», скупающие по миру все проявления авангардной культуры, собираются  в «детский сад».  По большому счету, Энди Уорхлу можно памятник на российской земле поставить, небольшой(смеется) , за особый вклад и поддержку русского авангарда советского периода. Именно он  в своем интервью упомянул всех людей и впервые показал работы художников. До этого иностранцы могли судить о искусстве только по эмигрантам типа Шемякина, или благодаря тому что им предлагали корыстные советские кураторы. То есть понятно что. А здесь случился информационный прорыв. После приезда мы узнали от менеджеров банка о том как их прихватывали на корню новые  кураторы, поили кормили и возвращали обратно , приговаривая в дорогу , мол приезжайте еще может к тому времени у нас что-нибудь появится.  А пока есть иконы, матрешки, бабы. То есть откровенно вредили. Когда  в Советский Союз приехал умирающий от рака простаты, но отказавшийся оперироваться, Фрэнк Заппа, готовый помочь любым авангардным музыкантам и аппаратурой и деньгами, так как считал себя обязанным идеям именно русскому авангарду и России.. то был  перехвачен Стасом Наминым. И, как тут часто и бывало, втюхал Заппе все что было под рукой, и отправил Френка спокойно умирать на родину. Должны быть такие фотографии. Но славу богу подписался помогать и Дэвид Боуи и Брайн Ино, и хотя бы питерским музыкантам они успели помочь.

М.Б.А сейчас думаешь, по другому? Помоему так было всегда, каждый певец своего болота, к тому же художники с музыкантами и остальными не особо пересекаемы. Примерно такая же ситуация была во время приезда «Ирвин» в Москву в конце 80-х, когда многие мечтали чтоб «Лайбах» выступил здесь. Их привезли , сделали квартирные выставки и они укатили с кем-то в мировой тур, не успев пересечься с  местными музыкальными кластерами. В результате «Лайбах» прозвучал здесь гораздо позднее.

Г.А Д а это было  и сейчас продолжается. И будет продолжаться из местечковой ущербности и зависти что где- то что- то есть, а у  под рукой  не хватает. И большинство художников вместо того что бы  спокойно самореализовываться,  заискивают- раньше  перед иностранцами а теперь перед богатыми жлобами. И тогда когда приехала  чуть ли не  директор  немецкого банка, которая в толк не могла взять. Как это так, кураторы говорят ,что ничего нет, а пресса пишет что есть? И вот однажды к «Детскому саду» подрулило восемь волг, я таких в Москве не видел. Прямо с завода и шофера не меньше полковника. Все фотографы все под шестьдесят. И супер бабуся, чем то похожая на гоголевского Вия. Ведут. Глаза- лазеры, команды шепотом. А мы уже знали что они к нам собираются. Пошли с Тимуром накупили тряпок и нафигачили картин. Совместные работы делались быстро и весело, сделали  внутри помещения граффити и стали ждать. А  кто-то там наделал псевдоканапе из хлеба и селедки, которые скреплялись спичками. Я тогда еще долго над этим нюансом потешался. Вот. А перед бабусей все на цирлах бегают, так смешно. Все делалось по щелчку. Бабушка ходила, ходила. Пальцами щелк, и тут же люди полусогнутые прибежали и поставили на стол сумку. А там расчески и мыло щетки!!!(хохочет) Бабка крутая, на самом деле. Нагнула местных чуханов круто. Стало мне сначала смешно, а потом обидно, за отечественное подобострастие. Прямо так подошел к бабушке раздающей расчески, и открытым текстом.

-Значит, так Санта Клаус в юбке. Если люди здесь бедные, то это не значит, что их можно и должно унижать.-

Бабка зырк на меня. Народ притих. Раз, сумка исчезла. Тимур падает в ноги с криком, Отец, ни губи!Это наша судьба!

Какая судьба? Нас унижают!

И тут раз, вся делегация в момент собирается и сливается. На меня кричат, мол ты чего наделал. Горе-то какое! (смеется)

Прочитал я лекцию про  достоинство  и гордость за державу. Про то, что гнуться не надо -все равно все купят. А так оно и произошло. Приехали представители банка и уже через Сотбис купили все работы. Коля Филатов и Ройтер продавались на Сотбисе от «Дойче Банка». После этого детсадовские художники устроили собрание и попросили больше не водить к ним иностранцев. Я опешил и объяснил, что без поддержки иностранных культурных кругов- они никто. Они уже стали художниками с мировыми именами, но просто не осознавали этого. Все статьи хвалебные иностранные, все работали на них. Именно этот факт  помог им в будущем, и уехать за границу и поправить свое нищенское материальное положение. Не понимали, и сейчас возможно не понимают. Как настоящие эгоисты.(смеется) Так или иначе «Детский сад» прозвучал в истории московского уже не концептуализма. Ну и конечно, сквот этот был прикрыт комитетчиками, не за то, что иностранцев водили. А за то, что они стали покупать картины за нормальные деньги,  в обход государственных структур. Почему- то этим аспектом все художники, вроде как, не возмущались.

При этом, все художники вмиг стали  известны на западе. Коля Филатов поехал в Америку,  Никита Алексеев  и Никола Овчинников в начале 90-х стали колесить по Франции, а Наумец, который всегда был сам по себе, осел в Германии.

Но я, славу богу, уже переключился на неформальную среду уличных модников. И вот когда вся  эта толпа уже стала зрелой, обалденно одетой,  шумной, ведущей себя как будто они прилетели  как минимум с Марса…Я собрал всех и привез в Питер на «Поп Механику». Тогда же появился Гор Чахал,  делавший замечательные перформансы с огнем, и рисовавший картины. Питер вздрогнул, там не было такого поведения и такой человеческой фактуры, и я, ( к сожалению), первый раз увидел как людей с которыми мы вместе начинали, давит жаба. Даже Курехин погрустнел, но когда устроили «ассу-драку» в вестибюле, как то переборол в себе это чувство, или мне так показалось. Тогда мы всем клубком прокатились по всем местным артистическим кругам. Юхананов, Антон Адосинский,  участвовавшие  у Курехина, привели нас к Полунину, которого давила жаба на «Поп Механику» и он в ней не участвовал. Антона после этого  Полунин приревновал окончательно. Но это вылилось в то что был создан замечательный проект  «Авиа», по настоящему парадный пробивной проект, который прокатился с шумом по всей Европе. Вот.И  мы тогда устроили  с Гором Чахалом импровизацию в шекспировской манере, закончившуюся  потасовкой, поскольку к диалогу привлекались простые посетители. Курехин, наблюдавший всю сцену со стороны, потом подошел ко мне и сказал.

Гарри где ты берешь таких людей?

На что я ответил, что в общем то не беру, их господь сам посылает.

И тогда он сказал. -Я понял тенденцию. Кадры решают все.

М.Б.Так было всегда. Какие бы идеи запредельными не были, если нет людей- не будет и продукта.

 Г.А.А мы тогда именно эту проблему и обсудили. О том, что не надо насильно тянуть  в процесс обсосов, которые сами же на нем потом и  повиснут. Нужно  брать настоящих радикалов и просто подсказывать, они сами все разнесут. А ущербных замученных людей, тем более обучать и тратить свое время впустую, не нужно. Сергей  по всем пунктам согласился. Но назревающую конфронтацию предотвратить не смог. А я как то прощелкал этот момент. Поскольку сам был в вихре событий. Был взлохмачен весь артистический Питер,  и  как то стали потихоничку многие  питерцы дистанцироваться   и сканировать издалека. Цой стал сквозить, а Густав с «Африкой» оборзели и начали просто обирать все свое окружение. Помню пришел ко мне Цой с Сологубом(Странные игры) и со слезами стали рассказывать о том как «Африка» у них гитары отнял, которые им Стингрей подарила. Подарок был на самом деле от фирмы «Сони», но это сути не меняет. Отнял и закрыл в шкаф на ключ. Я офигел.

Витя, ты же кунфуист и не можешь пендаля Сереже дать?

Говорит- могу.

Но не дал. Пришлось пойти самому музыкантов выручать. Просто Цой с Сологубом были простыми парнями из ПТУ, которые так хотели стать интеллигентами, что получалось у них быть более  интеллигентными, чем сами интеллигенты. Поэтому «Африка»  делал с ними что хотел, безответно. Менял картины друзей художников на плеер. Приходил к Шутову, который был единственным настоящим авангардистом среди тех художников которых я для себя открыл. А Сергей  считал для себя возможным прийти к нему,  привести каких то левых американок, снять картину со стены и поменять на  плеер, только потому, что у них не было денег.  Иналовские менял, Котельниковские.(смеется)

Я тогда сказал Паскалю, ну что ты творишь? А он вроде как первый секретарь французского посольства и ему не пристало менять картины авангардистов на «гаму». Паскаль честно ответил, что он- то может эту картину не покупать. Но это шоу, нацеленное на то, что бы у «Африки» сознание росло. И он был прав, хотя все это было не смешно. Хотя Сережа сделал не так уж мало полезного, в смысле переноски духа свободы, к тому же у него было множество современной информации и музыки которыми он умело распоряжался. Но такая неразвитость сознания погубила многие авангардные начинания, когда дело ставилось на широкую ногу, а разбазаривалось по частям за копейку. А с художником Сергеем Шутовым меня познакомил Тимур Новиков, который с Шутовым  дружил, и мы часто заходили к нему в мастерскую на Малой Бронной. Сергей тоже активно включился в процесс, привел Катю Филиппову. Везде участвовал, появившись  на определенном этапе развитии  Поп Механики и Детского сада. Потом он куда то «сквозанул», заниматься медийным искусством.

После возвращения из Питера,  и закрытия «детского сада» и серии московских показов, я уже подумывал, как поставить точку, потому что уже мне поднадоели все эти локальные шоу,  хотелось выйти на улицу. Начался прессинг со стороны властей на рокеров. И как реакция, из всех подворотен полезли радикалы. Ирэн взяла на себя ответственность за выступления, подтянули  дует  модельеров «Ла –Ре», Лешу Блинова, которого я знал еще раньше и стали выступать самостоятельно. При этом на тусовке было два Леши Блинова. Один был Белым, который выступал в акциях и мастерил лазерные проекторы и терминвокс. Второй был Черным, и участвовал в организации   Рок клуба «Витязь» и я мечтал их как то вместе свести, но не получилось. Я помогал советами, но сам не лез, в надежде, что все эти группы пойдут самостоятельно дальше распочкуются, и зацветут. Понеслись одна за другой выставки, но мне это уже было не нужно. Клоунада уже вылилась на улицу. И вот случай с окончательной, бравурной нотой подвернулся сам собой.


  1  2  3  следующая страница →
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru