Там они глотнули иного воздуха, посмотрели на художественную общность, и жаба москвичей
после этого наконец то задавила, все начали шевелиться. Появились Толик Журавлев с
Гошей Острецовым. Каждую ночь и день приходили новые люди. А продукта все не
было и не было. И только когда появился Ваня Суриков с женой Мариной, пробившие
площадку в кинотеатре «Ханой», начался реальный проект. На организованный
фестиваль, приехали питерские тусовщики, Тедди привез питерских рокобиллов
Ореха с Комаром.
М.Б.Здесь надо пояснить, что один матерый тусовщик- это
отдельный мир и отдельная история которых не было даже на сотню советских
граждан. А звезды тусовки и подавно. Поэтому сбор даже 5-ти подобных людей
заводил толпу под сотню.
Г.А.Да. И вот в Ханое состоялся московский аналог «Поп
Механики». Опять же при миксе из посольских представителей, неформалов и
художников, но в более скромных
масштабах. Тем более. Что люди участвовали одни и те же, но действие было
несколько иное.Упор ставился на работу с действием. Алексей Тегин записал первую индустриальную музыку, похожую на «Свонс», но
иную. Состоялась такая небывалая для Советского Союза вещь, как фуршет, где все
получили возможность перезнакомится и поесть(смеется). Всем конечно же
понравилось и действие и размах. Единственный момент который был не
организован- это съемки , а пересказать словами все действия, практически
невозможно. Не было видеокамер. Они появились позже.
И понеслась серия перформансов в «Валдае», был спонтанно поставлен бредовый балет «Три неразлучника». Появился и участвовал во всех акциях Сергей Ануфриев,
которого никто из культурологов почти не
упоминает. Потом было выступление в Большом Манеже, хотя я был против из за
того что помещение просто огромное, а аппаратуры качественной под рукой не
было. Это место требует особого отношения. А у нас было легкое короткое действие.
Забились мы в угол, окруженные толпой, приехали ребята из группы «Серебряный
Шар», пел Градский со Стасом Наминым, но сцену и пространство из за спешки
никто освоить не сумел. Отличился Гор,
со всего размаху врезавшийся головой в пол. Просто так, без подготовки, со
страшным треском. Кровь в стороны, вся
публика просто обомлела. Потом Марина Сурикова организовала действие в
концертном зале «Метелица» на Новом Арбате. Это было модное «фарцовое» место и
там уже была продумана сцена. Музыкальный фон озвучивала группа «Метро» и
Герман Виноградов со своими «диньками». На пустой сцене стоял Гор Чахал,
обмотанной бумагой, а этот непонятный
памятник охраняла НКВДешница с собакой. Тогда уже подтянулась новая модная неформальная молодежь которая со всех сторон
выползала на сцену, били бедную собаку и девушку. Валили статую «несвободы», которая начинала вращаться и
извиваться и все заканчивался танцем старого японца с Ломом( пришлось мне),
разбивал германовские конструкции, начинался полный хаос. А знаменательно это
событие тем что подтянулось новое поколение неформалов в лице Хирурга, Хенка,
Юли (жена Хирурга), Аварии, Тюши. Люди с мощным драйвом и ранее в подобных
событиях не задействованные. Потом появились и участвовали в музыкальной
программе Орлов, Шумов и Мамонов.
Процесс получил автономное название «Дом моделей Айда люли».
В основу названия легло смешение. «Люли»- это русские народные танцы, которые,
нередко заканчивались другими «люлЯми». Такой некий женский «инь» в названии, а «Айда»…
М.Б. Пацанское…(смеются)
Г.А.Да. Некий «Янь», а по татарски , вроде как «давай вместе», в совокупности с «ассой», на таких
кратких символических терминах, объяснялось все происходящее. Так же как и
«асса», часто фигурировала с приставкой «е-е», где обозначала идиотизм. К тому
же был кличем стиляг 60-х. по сути тот же микс горского боевого клича и
городского идиотизма. Концептуализм. Типа понеслась « суперянь» (смеется). Но,
вообще, эти «ассочки» пошли от питерских
некрореалистов и поэта Олега Григорьева, исполнявших безумные,
труднообъяснимые действия с самими
собой. Люди собирались, топтались, а потом что бы раскачать и себя и окружающих
устраивали такие действия. Именно такие действия были потом перенесены на
сцену, для демонстрации человеческого идиотического веселья, которое неизменно
заканчивалось забивкой друг друга и трупами. Арт мотивом послужили драки на
танцах, часто заканчивавшееся
втягиванием масс в потасовку.
Я поэтому и переключился с художников- моделей , на
настоящих неформалов, потому как нужен был не театральный , а брутальный искренний эффект. Исключение составляли Гор Чахал, и Сережа Ануфриев, делавших все по настоящему,
от души. А я участвовал в виде «духа Азии», наводивший в этом хаосе порядок
ломом. Часто разносил Германовские конструкции из железяк (смеется) При этом
начиналось действия либо со стихов Гора, или Герман потихоничку звенел своими
конструкциями. По доброму, складненько. Гармония. И тут появлялись люди и
устраивали хаос, а потом появлялись « духи» и наводили порядок. Котельников
иногда выступал в роли «русского духа», с балалайкой, а я «китайского» с ломом.
На «Поп механиках» представлялось тоже самое, но в более глобально. Выступления
происходили от индустриального блока. Потом это превратилось в настоящий
перебор с этими гусями, коровами, но свой положительный эффект был. А в Москве
все было более точечно, быстро и локальнее. Буквально за пять-десять минут,
публика вводилась в ступор. И из него же выводилась. Никто не планировал делать
из всего этого долгосрочную программу. Хотелось «Свонса».
А основным лозунгом стал девиз питерских некрореалистов- «Безумный род
людской- кривляйся и пляши». А Олег Евгеньевич Котельников подарил другой; «Одежда-
мой комплекс земной».(смеется) Кстати одежда была нехилой. Настоящие старинные вещи,
настоящие японские кимоно. Разных стилей винтаж. Был уже сформирован стиль
«мертвый разведчик», который был предназначен для прогулок. К тому же вещи с
Тишинки были не просто качественные, но
и настоящие. От жен бывших разведчиков и дипломатов. Центр города был заселен
потомками героев военных лет, а Тишинский рынок- центром циркуляции их аксессуаров. Сначала хотел собрать
коллекцию, но поскольку часто переезжал, быстро понял, что сам не потяну. И уже
тогда стал подыскивать человека, на которого можно было «дом моделей»
переложить. Это было уже в 86 году.
М.Б.В этом году, шло параллельное движение объединения
радикальних неформалов. И так совпало что те же будущие панки, металлисты,
рокеры, искали любые формы самовыражения, которые шли в разрез с обывательскими.
Г.А.Может быть по этому, за кратчайшее время создана
тусовка, объединившая в себе все передовые направления города. В двух городах происходили
будоражившие сознание населения артистические клубки. А я двинул такую моду
которой здесь даже и не пахло, используя в качестве моделей продвинутых
тусовщиков. Тогда уже появились статьи в иностранной прессе о детском саде и
московских концертах, а когда появился материал в «Актюэле», вся модная Европа
сразу же захотела посмотреть, что же там в России происходит. А процесс уже
кипел.
М.Б.Я вот о чем думаю, сейчас наверное трудно объяснить и
тем более представить современному обывателю огромную плотность событий
происходивших в течении двух трех лет. Но если представить то, что сейчас
происходит в двух городах(я имею все околокультурные еженедельные события в
течении года) и как бы поделить на два центра событий Москвы-Питера 80-х, то можно примерно
представить скорость происходящего.
А по значимости этих событий мы можем судить и сейчас.
Всплеск активности приходится как раз на период 85-88 года.
Г.А.Ну, приблизительно так. А если добавить ежедневные
тусовки с огромным количеством фактурнейших людей, обладающих передовой и моднейшей культурной
информацией, то ситуация станет еще более конкретной. В этих ежедневных
совместных прогулках и ковался общий дух, пропадал снобизм и двуличность. Люди
очищались. И все были на образах. Коля Филатов ходил как Байрон, Герман
держался как Маяковский. В тот же период опять появился Джонник, который сразу
же врубился в происходящее и собрал группу «Кепка». К «Поп Механике» подтянулись
Катя Филиппова и Катя Микульская и стали делать очень прикольные костюмы. А
началось все с простого совместного костюмированного гуляния по улице. Стали
подтягиваться бывшие утюги, свалившие заграницу. Бывший утюг Беня, уехавший в
Бельгию привез студентов из бельгийской академии дизайна. А у меня по большому
счету тогда еще показывать некого было. Я кидаюсь к Джоннику, мол, Серега горю!!
Нужны девки с головой, хоть проститутки, хоть дворники- нет никого.
И он мне привел Ирэн и Катю Рыжикова. А я самое смешное, их
уже знал- втюхивал какие то сапоги несколько лет назад(смеется). Умницы,
красавицы. Владеющие языками иностранными. Девушки они и в Африке девушки,
сразу врубились что можно замуж выгодно выйти за иностранцев и решили терпеть
мои издевательства.(смеется)А я стебался по черному. В ортопедические ботинки,
фуражки и все такое. Собирается огромная толпа иностранцев и московских
неформалов прямо в детском саду. Модельеры, по началу державшиеся на пафосе,
как только увидели моих моделей владеющих французским и итальянцев, сразу же
сдулись и показали свои нормальные человеческие лица. А в «детском саду» уже висели Катрины
Котельникова, Филатова, нового образца. Герман-Маяковский со своими железяками.
Иностранные модельеры ехавшие в
Советский Союз и думавшие что мода это они, быстро передумали и влились в
шумное веселье. И вся эта толпа начала бродить по Москве. По всем культурным
местам столицы. Девушки наши крепились из последних сил, чтоб не прижать кого-нибудь
из иностранцев в уголке, но марку выдержали и позднее стали настоящими
авангардными модельерами сами(смеется). Потом проезжал Миша Кучеренко с
челябинской музыкальной тусовкой,
который сделал для движения не меньше
Тимура, выполняя коммуникативные функции. Миха потом привез в «детский сад» целый автобус английских актеров. Появился в
детском саду Чичерюкин. Который потом был незаменимым элементом группы
Манго-Манго.
А апогеем внимания к «детскому саду» я считаю приезд «Дойче банка».После
приезда Том Джонса , после совместного с питерскими художниками рисования, наши
концептуалисты вышли по продукции на достойный уровень и картины эти стали
продаваться. И тут мы узнаем, что респонденты и менеджеры «Дойче банка»,
скупающие по миру все проявления авангардной культуры, собираются в «детский сад». По большому счету, Энди Уорхлу можно памятник
на российской земле поставить, небольшой(смеется) , за особый вклад и поддержку
русского авангарда советского периода. Именно он в своем интервью упомянул всех людей и
впервые показал работы художников. До этого иностранцы могли судить о искусстве
только по эмигрантам типа Шемякина, или благодаря тому что им предлагали
корыстные советские кураторы. То есть понятно что. А здесь случился информационный
прорыв. После приезда мы узнали от менеджеров банка о том как их прихватывали
на корню новые кураторы, поили кормили и
возвращали обратно , приговаривая в дорогу , мол приезжайте еще может к тому
времени у нас что-нибудь появится. А
пока есть иконы, матрешки, бабы. То есть откровенно вредили. Когда в Советский Союз приехал умирающий от рака
простаты, но отказавшийся оперироваться, Фрэнк Заппа, готовый помочь любым
авангардным музыкантам и аппаратурой и деньгами, так как считал себя обязанным
идеям именно русскому авангарду и России.. то был перехвачен Стасом Наминым. И, как тут часто и
бывало, втюхал Заппе все что было под рукой, и отправил Френка спокойно умирать
на родину. Должны быть такие фотографии. Но славу богу подписался помогать и
Дэвид Боуи и Брайн Ино, и хотя бы питерским музыкантам они успели помочь.
М.Б.А сейчас думаешь, по другому? Помоему так было всегда,
каждый певец своего болота, к тому же художники с музыкантами и остальными не
особо пересекаемы. Примерно такая же ситуация была во время приезда «Ирвин» в
Москву в конце 80-х, когда многие мечтали чтоб «Лайбах» выступил здесь. Их
привезли , сделали квартирные выставки и они укатили с кем-то в мировой тур, не
успев пересечься с местными музыкальными
кластерами. В результате «Лайбах» прозвучал здесь гораздо позднее.
Г.А Д а это было и
сейчас продолжается. И будет продолжаться из местечковой ущербности и зависти
что где- то что- то есть, а у под рукой не хватает. И большинство художников вместо
того что бы спокойно самореализовываться, заискивают- раньше перед иностранцами а теперь перед богатыми
жлобами. И тогда когда приехала чуть ли
не директор немецкого банка, которая в толк не могла
взять. Как это так, кураторы говорят ,что ничего нет, а пресса пишет что есть? И
вот однажды к «Детскому саду» подрулило восемь волг, я таких в Москве не видел.
Прямо с завода и шофера не меньше полковника. Все фотографы все под шестьдесят.
И супер бабуся, чем то похожая на гоголевского Вия. Ведут. Глаза- лазеры,
команды шепотом. А мы уже знали что они к нам собираются. Пошли с Тимуром
накупили тряпок и нафигачили картин. Совместные работы делались быстро и весело,
сделали внутри помещения граффити и
стали ждать. А кто-то там наделал
псевдоканапе из хлеба и селедки, которые скреплялись спичками. Я тогда еще
долго над этим нюансом потешался. Вот. А перед бабусей все на цирлах бегают,
так смешно. Все делалось по щелчку. Бабушка ходила, ходила. Пальцами щелк, и
тут же люди полусогнутые прибежали и поставили на стол сумку. А там расчески и
мыло щетки!!!(хохочет) Бабка крутая, на самом деле. Нагнула местных чуханов
круто. Стало мне сначала смешно, а потом обидно, за отечественное
подобострастие. Прямо так подошел к бабушке раздающей расчески, и открытым
текстом.
-Значит, так Санта Клаус в юбке. Если люди здесь бедные, то
это не значит, что их можно и должно унижать.-
Бабка зырк на меня. Народ притих. Раз, сумка исчезла. Тимур
падает в ноги с криком, Отец, ни губи!Это наша судьба!
Какая судьба? Нас унижают!
И тут раз, вся делегация в момент собирается и сливается. На
меня кричат, мол ты чего наделал. Горе-то какое! (смеется)
Прочитал я лекцию про достоинство и гордость за
державу. Про то, что гнуться не надо -все равно все купят. А так оно и
произошло. Приехали представители банка и уже через Сотбис купили все работы.
Коля Филатов и Ройтер продавались на Сотбисе от «Дойче Банка». После этого
детсадовские художники устроили собрание и попросили больше не водить к ним
иностранцев. Я опешил и объяснил, что без поддержки иностранных культурных
кругов- они никто. Они уже стали художниками с мировыми именами, но просто не
осознавали этого. Все статьи хвалебные иностранные, все работали на них. Именно
этот факт помог им в будущем, и уехать
за границу и поправить свое нищенское материальное положение. Не понимали, и
сейчас возможно не понимают. Как настоящие эгоисты.(смеется) Так или иначе «Детский
сад» прозвучал в истории московского уже не концептуализма. Ну и конечно, сквот
этот был прикрыт комитетчиками, не за то, что иностранцев водили. А за то, что
они стали покупать картины за нормальные деньги, в обход государственных структур. Почему- то
этим аспектом все художники, вроде как, не возмущались.
При этом, все художники вмиг стали известны на западе. Коля Филатов поехал в
Америку, Никита Алексеев и Никола Овчинников в начале 90-х стали
колесить по Франции, а Наумец, который всегда был сам по себе, осел в Германии.
Но я, славу богу, уже переключился на неформальную среду
уличных модников. И вот когда вся эта толпа
уже стала зрелой, обалденно одетой, шумной, ведущей себя как будто они прилетели как минимум с Марса…Я собрал всех и привез в
Питер на «Поп Механику». Тогда же появился Гор Чахал, делавший замечательные перформансы с огнем, и
рисовавший картины. Питер вздрогнул, там не было такого поведения и такой
человеческой фактуры, и я, ( к сожалению), первый раз увидел как людей с
которыми мы вместе начинали, давит жаба. Даже Курехин погрустнел, но когда
устроили «ассу-драку» в вестибюле, как то переборол в себе это чувство, или мне
так показалось. Тогда мы всем клубком прокатились по всем местным артистическим
кругам. Юхананов, Антон Адосинский, участвовавшие у Курехина, привели нас к Полунину, которого
давила жаба на «Поп Механику» и он в ней не участвовал. Антона после этого Полунин приревновал окончательно. Но это
вылилось в то что был создан замечательный проект «Авиа», по настоящему парадный пробивной
проект, который прокатился с шумом по всей Европе. Вот.И мы тогда устроили с Гором Чахалом импровизацию в шекспировской
манере, закончившуюся потасовкой,
поскольку к диалогу привлекались простые посетители. Курехин, наблюдавший всю
сцену со стороны, потом подошел ко мне и сказал.
Гарри где ты берешь таких людей?
На что я ответил, что в общем то не беру, их господь сам
посылает.
И тогда он сказал. -Я понял тенденцию. Кадры решают все.
М.Б.Так было всегда. Какие бы идеи запредельными не были,
если нет людей- не будет и продукта.
Г.А.А мы тогда именно
эту проблему и обсудили. О том, что не надо насильно тянуть в процесс обсосов, которые сами же на нем
потом и повиснут. Нужно брать настоящих радикалов и просто
подсказывать, они сами все разнесут. А ущербных замученных людей, тем более
обучать и тратить свое время впустую, не нужно. Сергей по всем пунктам согласился. Но назревающую
конфронтацию предотвратить не смог. А я как то прощелкал этот момент. Поскольку
сам был в вихре событий. Был взлохмачен весь артистический Питер, и как
то стали потихоничку многие питерцы
дистанцироваться и сканировать
издалека. Цой стал сквозить, а Густав с «Африкой» оборзели и начали просто
обирать все свое окружение. Помню пришел ко мне Цой с Сологубом(Странные игры)
и со слезами стали рассказывать о том как «Африка» у них гитары отнял, которые
им Стингрей подарила. Подарок был на самом деле от фирмы «Сони», но это сути не
меняет. Отнял и закрыл в шкаф на ключ. Я офигел.
Витя, ты же кунфуист и не можешь пендаля Сереже дать?
Говорит- могу.
Но не дал. Пришлось пойти самому музыкантов выручать. Просто
Цой с Сологубом были простыми парнями из ПТУ, которые так хотели стать
интеллигентами, что получалось у них быть более интеллигентными, чем сами интеллигенты. Поэтому «Африка» делал с ними что хотел, безответно. Менял
картины друзей художников на плеер. Приходил к Шутову, который был единственным
настоящим авангардистом среди тех художников которых я для себя открыл. А
Сергей считал для себя возможным прийти
к нему, привести каких то левых
американок, снять картину со стены и поменять на плеер, только потому, что у них не было денег.
Иналовские менял, Котельниковские.(смеется)
Я тогда сказал Паскалю, ну что ты творишь? А он вроде как
первый секретарь французского посольства и ему не пристало менять картины
авангардистов на «гаму». Паскаль честно ответил, что он- то может эту картину
не покупать. Но это шоу, нацеленное на то, что бы у «Африки» сознание росло. И
он был прав, хотя все это было не смешно. Хотя Сережа сделал не так уж мало
полезного, в смысле переноски духа свободы, к тому же у него было множество
современной информации и музыки которыми он умело распоряжался. Но такая неразвитость
сознания погубила многие авангардные начинания, когда дело ставилось на широкую
ногу, а разбазаривалось по частям за копейку. А с художником Сергеем Шутовым
меня познакомил Тимур Новиков, который с Шутовым дружил, и мы часто заходили к нему в
мастерскую на Малой Бронной. Сергей тоже активно включился в процесс, привел
Катю Филиппову. Везде участвовал, появившись на определенном этапе развитии Поп Механики и Детского сада. Потом он куда то «сквозанул», заниматься
медийным искусством.
После возвращения из Питера, и закрытия «детского сада» и серии московских
показов, я уже подумывал, как поставить точку, потому что уже мне поднадоели
все эти локальные шоу, хотелось выйти на
улицу. Начался прессинг со стороны властей на рокеров. И как реакция, из всех
подворотен полезли радикалы. Ирэн взяла на себя ответственность за выступления,
подтянули дует модельеров «Ла –Ре», Лешу Блинова, которого я
знал еще раньше и стали выступать самостоятельно. При этом на тусовке было два
Леши Блинова. Один был Белым, который выступал в акциях и мастерил лазерные
проекторы и терминвокс. Второй был Черным, и участвовал в организации Рок клуба «Витязь» и я мечтал их как то
вместе свести, но не получилось. Я помогал советами, но сам не лез, в надежде,
что все эти группы пойдут самостоятельно дальше распочкуются, и зацветут.
Понеслись одна за другой выставки, но мне это уже было не нужно. Клоунада уже
вылилась на улицу. И вот случай с окончательной, бравурной нотой подвернулся
сам собой.
|