— Прессинг за несоветский образ
жизни и внешний вид был и в 70-х. Но в 80-е система столкнулась с новым
феноменом меломанского бунтарства и с революцией модников. Молодежь,
насмотревшись иностранных журналов, придумав увиденному собственные
легенды, конструировала модели поведения, кроила атрибутику из
обрывочной информации.
В середине 80-х неформальные коллективы
практически не выпускались на сцену по причине их скандальности и
радикальности. А собственный рейтинг определяли по количеству
возмущенной публики в зале. “Автоматические удовлетворители”,
“Бригадный подряд”, “Народное ополчение”, московские “Чудо-Юдо”, “Уксус
бэнд”, русский аналог Sex Pistols (всего 5 или 6 выступлений, как и у
самих Sex Pistols, но резонанс!). А вот “Сиелун Вильет” в Измайлове —
первая зарубежная панк-команда, выступившая в СССР. Позднее она
называлась La Murder, а их продюсер занимается группой HIM и Rasmus. На
их концертах группы неформалов перезнакомились.
До 1985 года у подростка часто не было
иной возможности, кроме как влиться в ряды гопников или спортивных
фанатов. Молодежь спальных районов развлекалась драками на цепях,
одетая в телогрейки и кирзачи на подковках, — уличное поколение с ярко
выраженным мужским началом, воспитавшее себя само.
Когда неизбежность перемен стала
очевидна всем, одержимые политическими лозунгами люди ринулись менять
не себя, а разрушать все, что было вокруг. Неформалам это было не
нужно. Они хотели жить и развиваться через свою протестную музыку,
искусство, моду — внутри себя. И обогнали соплеменников лет на 20.
Поэтому им многое легко удавалось без надлома сознания и в 90-х, когда
социальные связи поменялись на криминальные.
В годы перестройки бывшие ВИА пошли на
сенокос подростковых нетрудовых доходов, надев напульсники и поменяв
названия, как группа “Ария” и “Круиз”. “Волновикам”, стилягам,
брейкерам, собиравшимся на улицах, на первых дискотеках, до этого не
было дела. Они существовали вне: поначалу в тусовки неформалов входили
по десять человек, с 1985 года счет пошел на сотни.
Но до них было дело милиции, которой
помогали подмосковные любера в кепочках “Речфлот”. Позакрывались
подмосковные “качалки” и дискотеки, хлынувшие в столицу подростковые
массы взяли под опеку милиционеры и кинули на неформалов. Вот Андрей
Ганс и любер сделали памятную фотографию в советском фотоателье. У
люберов второй волны, тех, кто после хвалебных статей в “Комсомольце” и
“Собеседнике” рядился под люберов (которых было не более 500 человек),
изменился стиль. Вместо шапок-таблеток и кепок — ондатровые шапки, их
воровали в туалетах у мужчин.
Олимпийками сборной СССР с
термонашлепкой “Рэмбо” поверх был одно время полон Рижский
кооперативный рынок. Неизменные атрибуты любера — комсомольский значок
и шитые в ателье клетчатые брюки. Уникальность фотографии — в
демонстрации того, что на личном уровне общения у двоих хулиганов
особых жизненных противоречий не было.
…Но милиция кинула люберов на неформалов.
Грабить было чего: модники-неформалы,
проявляя чудеса смекалки, зарабатывали на порядок больше рядового
инженера. Был налажен рынок мерчендайза, и валютой были вещи,
пластинки, аудиозаписи. Денег не было, как при коммунизме, —
существовал товарообмен внутри самодостаточного параллельного мира с
подпольными цехами, в который вовлекалось все больше граждан.
Сергей Окуляр — основатель загородной “толпы”. С
него начались трехгранные клепки и по большому счету термин “хеви
металл”. Что такое толпа? В начале 80-х филофонистов начали гонять за
нетрудовые доходы и распространение иностранной музыки. Они стали
собираться в подмосковных лесах и там устраивали стихийный рынок. Уже в
1987 году каждую субботу в такой рынок в Новоподрезкове или Малине
вовлекались несколько тысяч человек. Там стали устраивать облавы,
крупнейшая была в Новоподрезкове — милиция задержала несколько тысяч
человек.
Облава до смешного походила на фильм про
фашистов и партизан: прочесывание лесов с собаками, сползающие по
железнодорожным насыпям меломаны, прижимающие к груди пластинки,
подростки, прячущиеся у бабушек в домах, их оттуда выковыривали и под
конвоем вели на учет.
Прессинг сплотил и отфильтровал
неформальные ряды. Наряженные по-своему, неформалы выходили на улицы и…
ничего не делали. Им достаточно было выйти и жить так, как им хочется.
Вот из вредности, понимая резонанс от
собственного перформанса, ребята подсмотрели в иностранных журналах,
как должны выглядеть самые страшные хулиганы, побрили головы и пришли
на Красную площадь. Так же поступали подростки в школах, когда им
запрещали носить волосы ниже воротника: стриглись налысо всем классом.
Филофонисты стояли у магазина “Мелодия”,
после того как загородные “толпы” прекратили гонять и выдали место для
торговли на легендарной ныне “Горбушке”. Стоит отметить, что о
наркотиках и алкоголизме тогда в радикальной среде и не помышляли.
Пиво, дешевое вино или сухой закон. С 88-го по 93-й год центр был
практически зачищен от гопников и расцвел в своем неподконтрольном
субкультурном действии. В уличных боях неформалы закалились,
накачались, лица покрылись шрамами, народ накупил мотоциклов,
объединился и в течение двух лет забил в асфальт всех люберов и заодно
комсомольцев.
Неформалы взяли на флаг модернистские
выходки. Вот картина “Больница” Олега Котельникова. Под наблюдением
медиков находились многие. “Пациенты” старались выдать нечто, отчего
наблюдатели потекли бы головой. (Это и в названиях групп: “Клиника”,
“Электросудорожная терапия”, “Изолятор”.) В Питере неформалы
захватывали огромные квартиры и делали самочинные выставки, как у
Кирилла Миллера. Приехала “Новороссийская группа” — Крисанов, Африка,
Савченко.
Будущий знаменитый некрореалист Евгений
Юфит взял уже на флаг черно-белую кинопленку, что определялось
дешевизной пленки 16 мм, начал совместно с Олегом Котельниковым
экспериментировать с кино. Захаживал к нему Андрей Панов, и вместе они
“идиотничали”, так это называлось.
Легендарный ленинградский поэт Олег
Григорьев, наблюдая однажды их идиотничество, бросил кепку на пол и
давай играть ею в футбол с криком “Асса!”. Так родился термин “асса” —
быстрое, яркое, публичное столкновение. Хорошая “асса” будит сознание.
Тимур Новиков начал режиссировать в
театре Эдуарда Горошевского. Питерский сценарист Заверняев умел
сублимировать любое произведение до сухого остатка размером с абзац.
Так была поставлена “Анна Асса”, где Анна Каренина с криком “Асса!”
кидалась под паровоз.
А Константин Эрнст состоял в группе “Чапаев”.
В Москве появился сквот в детском саду,
куда устроились сторожами Герман Виноградов, Андрей Ройтер и Николай
Филатов. Легендарный сквот “Детский сад”, что был напротив школы КГБ в
Подколокольном переулке, связал андеграундную Москву. Все держалось на
личностях. Гарри Асса, легендарный человек, приехал в Москву из
Хабаровска, откуда его изгнали в 1978 году за то, что в Хабаровске и во
Владивостоке он устроил культурную революцию.
Гарри АССА — “…И курили гашиш “маньчжурочка”:
— Еще в Хабаровске я находил
волшебные вещи разведчиков и аристократов Харбина. Дело прошлое; но я
одел город и привил стиль общения — бескорыстный, княжеский. Клановая
Москва меня шокировала, конечно. Уже в питерский и московский период
Жанна Агузарова, Витя Цой, Сергей Курехин, Тимур Новиков, Африка
проходили у меня экспресс-курс стиля.
Ехали мы как-то большой компанией в
метро — в широкополых пальто, папахах, перстнях, с тростями, на понтах,
с усами. Сам факт поездки в таком виде в метро в те годы — шоу. На
люберов это подействовало как красная тряпка. С нами была девчонка с
ирокезом и в кожаной куртке, любера — на нее. Весь наш ряд встает,
скидывает пальто, а там косухи, печатки.
Один удар: пять человек лежат. А мы
молча сели. Зрители — пассажиры — очень довольные, едут рядом, а на
полу бездыханные тела люберов.
В Хабаровске наши поклонники ходили
по городу и курили гашиш “маньчжурочка”. В 72-м году в местной газете
на нас начались гонения. Всех пересажали, я один остался на свободе —
хитрый я. Потом улеглось, но ненадолго.
В 1969 году у СССР вышел конфликт с
Китаем по поводу острова Даманский. В Хабаровск понагнали
комитетчиков-интеллектуалов со знанием Востока, молодых джеймсов бондов
с университетским образованием. Они столько пластинок притащили —
конечно, я стал с ними контачить. Ведь 100—200 рублей пластинка стоила,
если из Лондона в Хабаровск ее заказывать.
Но живым после общения с ними я
остался чудом, ведь “общались” мы не только в дружеской обстановке по
поводу пластинок. Ну а в 1991 году они получили негласный указ гасить
неформалов на корню — нужно было все разрыть и перемешать, устроить
беспорядок, чтобы потом по-своему убраться и собрать империю заново.
А выставка наша — что… собрались и немножко пошумели.
В Москве Гарик нашел тогда только
модников, утюгов-фарцовщиков. Это неинтересные люди, но фарцовочные
круги были завязаны с посольствами. Культурные атташе скучали в
советском обществе, тусовались на флэтах и искали приключений.
На московском Тишинском рынке Гарик
собрал винтажную коллекцию одежды — настоящие костюмы разведчиков и
бывших консульских работников. Так был рожден стиль dead spy — “мертвый
шпион”; в костюмах бывших шпионов щеголяли сам неформальный денди Гарик
и его последователи.
Нагулявшись по Москве, Гарик вместе с
посольскими работниками поехал в Питер, где отлично вписался в
компанию. Приезжала Джоан Стингрей, жена бас-гитариста “Кино” Сергея
Каспаряна, нью-йоркская соседка Энди Уорхола. Благодаря ей питерские
работы попали в известные частные коллекции (Уорхола, Вайсмана) и в
1986-м году уже продавались на британском “Сотбисе”.
После приезда Гарика в “Детском саду”
случился настоящий прорыв. Начались показы перформансов, аналогичные
модернистским ленинградским выходкам, подключились уличные неформалы и
любопытствующие иностранцы. Появились первые статьи в иностранной
прессе, а в “Актюэле” — целый разворот с Германом Виноградовым,
серьезные статьи о советских неформалах.
В результате в “Детский сад” приехал
лично вице-президент “Дойче Банка” (конечно, в сопровождении
искусствоведов в штатском), но многие работы были выкуплены за
фантастические для нонконформистов того периода суммы. Художники
поверили в себя, а “Детский сад” через месяц после визита был закрыт и
стал легендой.
Гарри АССА — “Повара детского сада приносили кашку”:
— Сквот “Детский сад” располагался в
старом графском особняке с чугунной оградой, художники работали там
сторожами, там же жили и творили, еще и получали зарплату. Детский сад,
который они охраняли, был на капремонте, а рядом работал его филиал, и
повара кухни приносили сторожам кашку с детсадовской кухни, картошечку,
жалели их. Они же все красавцы были: Герман Виноградов был, как юный
Маяковский, а Коля Филатов — блондин с голубыми глазами — Джеймс Бонд.
Социум того периода был так устроен: если живешь не высовываясь, то делай что хочешь.
Только после того, как пошла пресса,
случился переполох — и сквот прикрыли. Но уже было сделано многое.
Гарик создал дом моделей “Ай да люли”, где “ай да” обозначало мужскую
энергетику, а “люли” — женскую. Этакий русский “инь — ян”. Из этого
дизайнерского сообщества вышли Катя Рыжикова, Ирэн Бурмистрова, Катя
Филиппова, Катя Микульская, Александр Петлюра, дуэт “Ла-Рэ”, Андрей
Бартенев. Это было единственное альтернативное явление в мире советской
моды.
После закрытия “Детского сада” рядом, в
Фурманном переулке, открылся новый сквот, который дал новую плеяду
имен: “Чемпионы мира”, “Медгерменевты”. В 87-м в Москве провели первый
московский “Сотбис” — и снова купили нонконформистов, а не соцартовскую
живопись. Потом московская группа “Ассы”, обросшая новыми именами,
продолжила свою деятельность в сквоте на Петровском бульваре, ставшем
уже легендой 90-х.
С легкой руки столичных чиновников
здание снесли в 1995 году, несмотря на многотысячные протесты. Потом
снесли Тишинский рынок. Воздвигли торговый центр, спекулирующий на
былой славе первого “блошиного” рынка Москвы.
Снова спрашиваю Бастера: — Есть сегодня параллельное государство неформалов?
— Нет, конечно. Связки “улица —
концертная площадка — сквот” сегодня нет. Сильнейшая пропаганда
гламурной, сытой и благополучной жизни отвлекает от действительно
серьезных процессов, происходящих под пленкой идеологии процветания и
успешности. Ведь все, что связано с экспериментом того периода — те же
“Звуки Му”, например, — получалось ярким идейным продуктом именно
потому, что техническое оснащение было минимальным. Люди своими
деяниями компенсировали отсутствие… всего.
Рисовали чем попало — на скатертях,
стенах. Не относились трепетно к продуктам творчества, гораздо
серьезнее — к саморазвитию. Пытались вбрызнуть в серый мир свои образы
— не на продажу, а чтобы выжить.
Отсутствие информации по-своему питало людей. А сейчас — избыток необточенной информации, выводы из которой не делаются.
Американский и европейский бунт 60-х
стал доходным мейнстримом, субкультуры вписались в индустрию
шоу-бизнеса и моды. А у нас как было “лоховское” отношение людей,
пытавшихся по-быстрому сколотить капиталец на контркультурных идеях,
так все и осталось.
Сегодняшние сетевые сообщества, “аськи”,
— слабая замена уличным тусовкам. Андеграунд как тип социальной
коммуникации развит сейчас на уровне 1981—1983 годов: по квартирам. У
новых неформалов нет среды, а бездельников прикручивают хитроватые
политики для своих целей.
— Что осталось от движения неформалов?
— Наследие и легенды. Для субкультур
ценность представляют прежде всего люди как носители и проводники идей,
их опыт выживания в аномальных условиях и достижения серьезных
результатов.
Опыт уникальный и поучительный. Его мы
сейчас собираем на сайте www.kompost.ru, структурируем архивную
информацию. Остальное — дело заинтересованных лиц.
Пиаром мы не занимаемся. Легендам это не нужно.
Как сложилась их жизнь? Кто-то стал
миллионером, кто-то милиционером, кто-то известным музыкантом,
известным художником, крупным начальником в налоговых службах. Кто-то,
по молодости занявшись для заработка охраной музыкантов от люберов,
возглавил первые мотоклубы, кто-то занимался перевозкой аппаратуры, а
стал главой звукозаписывающей студии.
…Но многие бабушки, напуганные видом неформалов, пережили их. До наших дней дожила, дай бог, половина “Ассы” 1980- х.
Екатерина Васенина
22.02.2007
|