Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

АРХИВЫ СВАА, Сергей Шутов :"явно выраженная консервативная традиция традиционно авангардна"

 

Сергей Шутов

 

С этим именем можно встретиться с галерее Katia Granoff по адресу 92 rue Faubourg Saint Honoré, 75008 PARIS. Там, проходя мимо Министерства Внутренних дел (в переводе на русский... стиль понимания, скорее всего, ведь это именно требуется от оценки выставки с точки зрения, скажем, однокоренной с исследуемым явлением), можно увидеть уютную и по парижски богемно-респектабельную витрину с бросающимся в глаза, то есть по ходу и не поднимая головы, чтобы смотреть на вывеску галереи, плакатом с латинской интерпретацией имени художника: Sergueil Shutov.

 

При выходе из галереи и последнем взгляде, видна большая работа, пять к одному  к р а с н а я; в центре красно-красная звезда, такого же цвета, как картина, кроме одной шестой. Посередине звезды видна чёрная смазанная д ы р к а, которую можно принять за голову девочки, стоящей к нам спиной на губке; спиной в четверть оборота, с бантом Снегурочкиного костюма и ножками в голубых чулочках в некоторой балетной позиции. Странно, что её левая ручка, где можно разглядеть ладонь со скрюченными кончиками пальцев и поджатым большим пальцем, дает как бы проекцию на вторую слева складку расширяющейся к низу юбочки – в виде розового символа, можно принять его и за младенца, лежащего на животике и уже держащего головку, с подтянутыми к попке пяточками, или за силуэт большого океанского научного корабля с огромным телескопом-радаром на борту, – блузка с подобием жабо, рукав открытой нам руки закатан до локтя; вместе с поясом, завязанным бантом, они составляют центральную позицию силуэта, одновременно бант изогнут в форме буквы "Ро"; пространство между ладонью и концом закатанного рукава – той же фактуры, что и голова, которая отсутствует, или вроде просто черная: или палочка, за которую привязали звезду к ёлочной верхушке, потом всё возгорается и пылает раскалёнными проводами, лишь черенок потемнел и самый центр, который как заклёпка, и плавится постепенно, хотя уже исчез из бытия, цвет черной бездны. Пламя красной звезды. Белое пастельно-голубоватое с переливами бледно-зеленого и еле-еле желтоватого платьице девочки. "Одна шестая" смотрит на неё сверху, жирной черной линией отгородившись от пламени. Такой же линией ограничена плоскость  к р а с н о с т и  с другой стороны, "на земле" которой стоит постаментом упоминавшаяся губка; и не падает с картины! На одной шестой – по-моему, это праздничные демонстрации идут одна навстречу другой.

 

Шутов по матери – Протасов. Он родился в Поттсдаме; в каталоге – еще ГДР, но – не сейчас,  у ж е. Военные, родители, сумели родить его 16 октября 1955 года, и тут же вернуться в Москву.

 

Перечисление выставок и работ художника есть в его каталоге. То, что он упомянул в разговоре сам и что является важным отправным моментом – успех на аукционе Сотбис в Москве, где впервые стал виден реальный уровень и ценность нищих и прозябающих в нереализации и неизвестности художников из оппозиции, нонконформистов последних лет. Три или четыре работы проданы на аукционе за несколько десятков тысяч английских фунтов. То, что на руки выплатили менее десяти тысяч, уже ни играет никакой роли, так как после Сотбис Шутов становится популярен, приглашаем и покупаем. В начале периода внезапного и резкого подъема я лично помню его некоторую неуверенность и перемену менталитета. Живопись становится все более персонифицированная и отточенная с технической стороны. Думаю, что в этот период Сергей становится классиком; отмечу его, как единственного из художников, всегда помогающего другим конфессиям искусства и стоящего у истоков движения, именуемого теперь СВАА (Свободная Академия). Сегодня гордостью является поручение оформить пластинку его друга, Bryan Eno.

 

О связи содержания и тематики: "можно сказать, что нет ничего догматизированного, названная картина – иногда воплощенная в визуальном образе фраза, инода образ приходит раньше его определения". Интерес к современному искусству выражен, например, в покупке подлинника Хермана Херинга в Финляндии: образовывается коллекция современной живописи. Выставка 10+10 с участием Сергея и девяти лучших из Союза в компании с Десятью американскими художниками ездит до настоящего времени по США, начавшись в Техасе и Нью-Йорке.

 

Художник не согласен с точкой зрения Юккерта о том, что "музей – это место, пригодное для жилья – скорей, можно считать наоборот, дом художника становится музеем: Родченко, Эндрю Лессинг.– Ленин?– Может, и он."

 

Живопись, по-прежнему, в прямой зависимости от материала. Очень удачным материалом для приложения усилий явился фильм АССА, известный в позапрошлом году шедевр Сергея Соловьева, подсмотревшего в камеру поверхностные экивоки ленинградской субкультуры, в том числе Б.Гребенщикова или "уже родившегося" и продолжающего на семейном уровни лучшие традиции первых советских авангардистов "председателя земного шара" (термин и титул со своим символом перешел от вдовы Малевича или Кандинского, или племянницы – это сведения не доносятся в точном виде в оппозиционную Москву, но так или иначе): Сергей "Африка" Бугаев был героем молодежи в течение всего самопроката фильма, сопровождаемого шоу по сценарию, макетам и декорациям Шутова, бывшего художником фильма, напару с М.Гаухман-Свердловым.

 

Выставка художника ярко выраженной новой московской школы; не как учебного процесса и его результатов, но как метафизической связи со временем, определяемой независящим, уже самому автору присущим возрожденческим мировоззрением; получившей обобщение в названии Свободная Академия. Достаточно детерминированная художественная лексика жизнетворчества, Vita Εργοω. Сергей лично говорит, что "в стране авангардного эксперимента, в России, вместо искусства существуют консервативные традиции". Это парадоксально, по его мнению, сравнивая факты истории: "Крещение, Пётр I, чёрт лысый, Ленин, Сталин, Горбачёв, – явно выраженная консервативная традиция традиционно авангардна." Переживание и осознание парадокса как постоянного желания все иметь сейчас, сразу, утопизм. Рисовал Сергей с детства; тут же был упомянут "век психоделики" (1968), хотя сам считает, что четкого перехода от учения к свету не имел. Довольно важное самосознание художника – не примыкает ни к какой группировке. На всякий случай спросил его про (СВ)Академию, и ответ был, что это "понятие, но не художественное направление".

 

Живопись, которая не является иллюстрацией, но путешествием в каждую картину, expérience. Никакого официального образования Шутов не имеет, кроме московской общеобразовательной школы. Жизнь в столице "одной шестой" – это творческое самообучение на спиритуальном уровне, тем более корни семьи в московской почве. Постоянная оппозиция самой жизни, по мнению много ездящего по западным странам художника, существует везде, но невозможно даже догадаться, живя на западе и творя, как отличается от него творческая сфера и жизненная среда на востоке, воплощенном, по мнению любого москвича, именно в этом мегаполисе, третьем Риме, совершенно обезличенном и в то же время персональном до эгоизма, самодостаточном ориентальном городе-государстве Москве. Не думаю, что эти явления – трансформация славянофильства, скорее болезненное ощущение малой родины, иногда выраженное в любви к очень малому и ограниченному, с исторической и глобалистско-космополитической точки зрения.

 

У Сергея много переездов, последние три месяца он за границей, и везде, где выставки, "приходится организовывать – я не турист! – с нуля мастерскую со всем утилем, – Лондон, Глазго, теперь Париж." Ничего не делать он не может. Смешение технологий и использование в одной картине большого количества разных красок и манер; лессировки, аппликации и трафареты; каждый слой сохнет не меньше недели, поэтому за один раз пишется несколько деталей на нескольких картинах; чаще всего результат – картина – готова через месяц.

 

Необходимо констатировать, что рок-парад, сопровождавший АССу в разных ее гастролях по самым развитым в рок отношении городам явился действительно достаточно серьезным культурным событием в жизни страны, так как там сумели себя показать почти все представители бывшей, еще недавно так развитой, подпольной культуры. Шутов, кроме его дара писать всегда разные и порой неожиданные для него вещи, но всегда отличимые от других, проявил свои оформительско-стилистские способности, и его надпись красовалась на майках половины советской молодежи (кто мог достать) – это вхождение в сферу бизнеса дало ему хорошее чутье и возможность продавать в Париже свои картины по ценам, о которых никто и не мог подозревать еще несколько лет назад, в периоды андерграунда. Пишет только на холсте, "на доме на стал бы".

 

Уникальность, сказал на прощание Шутов, ему дороже всего в каждом человеке. Спиритуальный опыт нельзя купить или придумать, это – тайна. В 18 лет Сергей крестился сам, но пока остерегается назвать себя православным, боясь потерять дар сопереживания со всеми возможными духовными дорогами и путями. Старание молитвы поможет моему экстраординарному коллеге по СВАА прожить чистую и нужную жизнь, чего и всем хотелось бы пожелать.

 

Студент первого курса института православного богословия, президент Свободной Академии, композитор Камиль Чалаев, 23 ноября 1989 года, Париж.


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru