Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Японская живопись


Китагава Утамаро: Цветная гравюра из серии: Шесть Знаменитых красавиц Судзуки Харунобу: Тамагано в Такано Вместе с буддизмом в Японию пришла и китайская живопись(канга), наряду с которой стала развиваться и самобытная японская (школа Ямато-э). В противоположность красочному, изобилующему деталями искусству Китая, она концентрировалась на линиях как основном элементе изобразительного искусства. В живописи тушью, сведенной к воспроизведению только главного, этот стиль достиг подлинного совершенства; пустоты и теряющиеся на изобразительном фоне линии побуждают зрителя завершить картину силой собственного воображения.

Судзуки Харунобу: Тамагано в Такано Часто такие картины снабжены подписями, которые сами по себе, являясь образцом художественной каллиграфии, становятся своеобразными произведениями искусства. Китайскую тенденцию развития искусства демонстрируют Судзуки Харунобу: Тамагано в Такано эмаки — рассказывающие картинки (часто иллюстрации к поэтическим творениям], отмеченные элегантно-строгим рисунком линий, нежными пастельными красками и гармоничным вкраплением искусно написанного текста. Из Китая переняли и форму картины - длинный горизонтальный свиток, который можно развернуть, к примеру, во время чайной церемонии.

В конце XVII в. в Японии появилась цветная гравюра на дереве. Первоначально она как бы выполняла роль газеты, поскольку отображала повседневную жизнь горожан. Благодаря таким мастерам, как Харунобу (1727-1770), Утамаро (1753-1806), Хокусай (1760-1849) иХиросигэ (1797-1858), прикладная графика приобрела черты высокого искусства и с тех пор оказывала постоянное влияние на европейских мастеров, например импрессионистов.

Период Асука
Ботхисаттва. Роспись Золотого зала (Кондо) Хорюдзи Будда Амида. Роспись Золотого Зала (Кондо) Хорюдзи
Период Хэйан
Сутра Хокэ-кё в форме веера Роспись храма Феникса Сцена из Повести О Гэндзи Роспись храма Феникса. Сюжет - Сошествие Амиды-Нёрай на Землю
Период Камакура
Фудзивара Таканобу: Портрет Минамото Ёримото Рюэн: Карта святилища Ясака Повесть о войне времен Хэйдзи Аноним: Женский придворный костюм.
Жизнеописание святого Хоннэна Аноним: Мужской костюм
Период Муромати
Кано Хидэёри: Любование клёнами на горе Такао Соами: Пейзаж Сюбун: Пейзаж Гэйами: Созерцание водопада
Период Мамояма
Школа Хасэгава: Сосна и Цветы Кайхо Юсё: Пионы Таварая Сотацу: Мацусима Прибытие европейцев в Японию
Кано Нагонобу: Развлечение под цветущими вишнями Прибытие европейского корабля
Период Эдо
Бумпэй: Журавли и Сосна (Деталь) Ватанабэ Сюбоку: Белый ястреб Гёкуган: Ойран
Бунсэн: Красавица у Ивы
Ганрэй: Две Утки  (Деталь)
Аодо Дэндзэн: В окрестностях замка Эдо
Гантай: Утки у берега
Ёса Бусон: Весенний пейзаж во время солнца и дождя
Период Мейдзи
Мидзуно Тосикато: Оиси Ёсио Ватанабэ Сэйтэй (Сётэй): Весна. Плакучая вишня и фазаны.
			Серия: Птицы и цветы четырех времен года. Ватанабэ Сэйтэй (Сётэй): Лето. Глицинии, Карпы и Золотые рыбки 
			Серия: Птицы и цветы четырех времен года. Ватанабэ Сэйтэй (Сётэй): Осень. Вороны в лунную ночь.
			Серия: Птицы и цветы четырех времен года. Ватанабэ Сэйтэй (Сётэй): Зима. Тростник и дикие утки.
			Серия: Птицы и цветы четырех времен года.
Хасэгава Канобу II: Железнодорожный вокзал в Осака Мисима Сёсо: Глупый план армии Чин использовать 
			тигров в качестве оружия (серия из 6 гравюр)

К начальному периоду истории изобразительного искусства Японии относятся несколько дошедших до наших дней буддийских алтарных и стенных росписей, датируемых VII — началом VIII в.

Алтарь Тамамуси Наиболее ранняя из них — роспись алтаря Тамамуси в монастыре Хорюдзи (VII в.). На боковых стенках алтаря, покрытых черным лаком, красными, желтыми, зелеными растительными красками художник изобразил эпизоды из жизни Будды, сцены религиозных обрядов, а также фигуры бодхисаттв и других персонажей.

В главном храме монастыря Хорюдзи — Кондо (Золотой зал) росписи на стенах выполнены как в большом размере (примерно три на два с половиной метра) — изображение сцен рая, так и в меньшем размере (примерно три на полтора метра) — изображение бодхисаттв, архатов, летящих апсар. Современная роспись — результат восстановительных работ после пожара 1949 г.

Росписи Хорюдзи обычно сравнивают с индийской живописью в пещерах Аджанты и отмечают их близость к китайскому искусству эпохи Тан (618–907).

В сокровищнице Сёсоин монастыря Тодайдзи хранится несколько живописных изображений, сделанных в эпоху Нара (710–794). В лучших традициях танской живописи выполнена роспись на знамени, известная как «Суми-э босацу дзо» («Бодхисаттва, сидящий на облаке»), а также на шестистворчатой ширме «Дзюка бидзин» («Красавица под деревом»).

Еще один вид живописного искусства эпохи Нара представляют свитки с текстами священных текстов буддизма, которые изготовлялись в монастырях «нарских школ». Прекрасный художественный образец этого искусства — иллюстрированная сутра «Э инга кё». Над китайским текстом Конгокай сутры изображены эпизоды из жизни будды Сакьямуни (хранится в коллекции Токийского университета изящных искусств и музыки).

С начала IX в. широкое распространение получили мандала (яп. мандара) — важнейший элемент обрядовой и культовой практики буддийских сект Сингон и Тэндай. Мандалы изображают сложную структуру буддийского мироздания. Два подобных изображения находятся в храме Тайдзокай Дзингодзи: «Мандала Мира Алмаза» («Конгокай») и «Мандала Мира Чрева» («Тайдзокай»), датируются 824–833 гг.

Второй тип буддийской живописи, получивший развитие в 1Х–Х вв., — это изображение божеств — защитников веры. С этими божествами были связаны многие обряды, и их изображения стали самостоятельным объектом поклонения. Божества-стражи изображались обычно в фантастическом и устрашающем облике полулюдей-получудовищ на фоне языков пламени. Они выступали как олицетворение потусторонних таинственных сил, во власти которых находится человек. Большинство из них при всей грозности облика и мистичности наделялись доброй властью. Наиболее известным в живописи этого времени является изображение божества Фудо Мё.

Будда Амида После X в. рост популярности амидаизма стал заметен в буддийском изобразительном искусстве. Появляется новый жанр храмовой живописи — изображения Будды Амиды. В окружении бодхисаттв Будда является верующим, чтобы спасти их после смерти и пригласить в свой рай. Сохранившиеся фрагменты подобной росписи «явления Амиды» можно увидеть в зале Хоодо (Феникса) монастыря БЁдоин (1053 г.). Важным памятником, объявленным национальным сокровищем, считается триптих под названием «Амида сёдзю райгодзю» («Сошествие Амиды и сопровождающих его бодхисаттв») — цветная роспись на шелке середины XII в., которая сейчас хранится в монастырском комплексе Коясан, префектура Вакаяма, а первоначально принадлежала монастырю Энрякудзи на г. Хиэй (Хиэйдзан).

Пример стиля Ямато-э В середине эпохи Хэйан китайский стиль живописи (кара-э) начинает уступать место совершенно другому, самобытному стилю, известному как ямато-э. Подлинных образцов японской светской живописи IХ–Х вв. не сохранилось, но имеются многочисленные свидетельства ее существования.

Самые ранние изображения в этом стиле — росписи на ширмах и раздвижных перегородках. На них, как правило, изображались картины четырех времен года, события по месяцам года и прославленные своей красотой места.

В это же время появляется новая форма изображения — раскрашенные горизонтальные свитки живописи (эмакимоно), длина которых иногда превышала десять метров. Они иллюстрировали литературные произведения, объединяя рисунки и текст.

веер со сценой из Повести о Гэндзи Самый ранний образец свитка эмакимоно — «Гэндзи-моногатари эмаки» (раскрашенный свиток «Повести о Гэндзи») начала XII в., фрагменты которого дошли до наших дней. Свитки «Гэндзи-моногатари эмаки» приписывают художнику Фудзивара Такаёси, работавшему в первой половине ХII в. Изящный и уравновешенный стиль изображения получил название «онна-э», т.е. «живопись в женской манере». «Живопись в мужской манере» («отоко-э») процветала в конце XII в., отражая более популярный вид иллюстрированных ручных свитков. «Сигисан энги эмаки» («Легенды горы Сиги») — очень ценный образец подобного свитка. Стоит упомянуть еще «Бан дайнагон эмаки» («История придворного дайнагона Бан»), «Нэнтю гёдзи эмаки» («Ежегодные ритуалы и церемонии»), который приписывают Токива Мицунага (выполнен около 1173 г.). Появляются ручные свитки с религиозными сюжетами — «Дзигоку-дзоси» («Мир голодных духов») и др.

В конце XII в. возникла мода на портреты. Превосходные портреты вышли из-под кисти Фудзивара Таканобу. Наиболее известны портрет военного работа Фудзивара Таканобу деятеля и чиновника Тайра Сигэмори (ХII в.) и портрет сёгуна Минамото-НО Ёритомо (ХII в.). Наряду с портретной живописью самое яркое явление — повествовательные свитки эмакимоно, сюжеты которых связаны с героическими эпопеями — гунки. Самый выдающийся памятник — «Хэйдзи-моногатари эмаки» (иллюстрации к «Повести о войне годов Хэйдзи»). Известны также свитки «Сказания о монгольском вторжении», «Жизнеописание святого Иппэна», «Чудеса святилища Касуга» и другие.

В течение XIV в. живопись на свитках, так популярная в предыдущие столетия, постепенно угасает и уступает место новому виду изобразительного искусства — живописи тушью (суми-э, или суйбокуга). Суми-э (или монохромная живопись), культивируемая в крупных дзэнских монастырях Суми-э Камакура и Киото, была завезена из сунского (960–1279) и юаньского (1279–1368) Китая и очень ценилась дзэнскими художниками и их покровителями. Более всего почиталась живопись китайских мастеров Му-ци (яп. Моккэй, работал ок. 1250 г.) и Лянь Кая (1140?–1210?). Дзэнские монахи-художники рисовали также портреты т.н. тиндзо, например, портрет прославленного наставника Мусо Сосэки (1275–1351) выполнил его ученик Муто Сюи. Однако живопись тушью оставалась главнейшим занятием. В традиции суми-э важнейшими фигурами ранней дзэнской живописи были Као Нинга (начало XIV в.) и Мокуан Рэйэн (середина XIV в.).

К концу XIV в. монохромная пейзажная живопись стала основным и наиболее почитаемым в дзэнских монастырях (и в кругу их покровителей из клана Асикага в Киото) жанром изобразительного искусства. Минтё (1352–1431) и Дзёсэцу (начало XV в.) выработали основные формы пейзажного жанра. В XV в. Тэнсё Сюбун (?–ок. 1460) и Сэссю Тоё (1420–1506) довели китайский монохромный пейзаж до адекватного «японского формата». Сэссю Тойо: Пейзаж В этом отношении особо примечателен пейзаж Сэссю, изображающий прославленную своей природной красотой местность в Японии — Аманохасидатэ (написан ок. 1501 г., хранится в Национальном музее Киото).

Новый стиль живописи тушью возникает в последние годы правления сёгунов Асикага. Вне стен дзэнских монастырей создаются объединения живописцев — школы Ами и Кано. У истоков последней стояли художники Кано Масанобу (1434–1530) и его сын Кано Мотонобу (1476–1559). Работа Кано Мотонобу Хотя китайские сюжеты и живописная техника остаются в их арсенале, представители школы Кано вводят в свои работы и другие декоративные и пластические элементы. В итоге школа Кано стала определять основную линию развития пейзажной живописи в последующие столетия.

Школа Кано, которой оказывали покровительство Ода Нобунага, ТоЁтоми ХидэЁси и другие могущественные патроны, к концу XVI в. доминировала в японском изобразительном искусстве, разработав грандиозный многоцветный стиль настенной живописи и росписи ширм.

Кано Эйтоку (1543–1590) выполнял заказы Нобунага по внутреннему декору замка Адзути около озера Бива (сооружался в 1576–1579 гг., разрушен в 1582 г.) и Хидэёси по росписи дворца Дзюракудай в Киото (сооружен в 1587 г., разрушен в 1595 г.). Эйтоку считается первым среди живописцев, применившим значительное количество тонкого листового золота для декора больших стеновых плоскостей. В начале эпохи Эдо (1600–1868) его ученик и приемный сын Кано Санраку (1559–1635) успешно продолжил работать в этом помпезном стиле. А к тому времени, когда внук Эйтоку Кано Танъю (1602–1674) смог стать достойным преемником деда и отца, школа Кано прочно утвердилась в роли официальной художественной школы сёгуната Токугава (1603–1868).

Таварая Сотацу: Utsu no yama В то же время некоторые художники, не принадлежащие к школе Кано, приспособили темы и стили китайской живописи для более декоративного и чувственного подхода к изображению. Среди них были Хасэгава Тохаку (1539–1610) и Кайхо Юсё (1533–1615). В другом жанре, восходящем к стилю ямато-э, работали художники школы Тоса. Небольшого размера работы часто иллюстрировали классические литературные произведения. Традиция ямато-э породила и декоративный стиль живописи группы художников, которую обычно называют школой Римпа. Ведущие мастера Одна из работ Огата Корин этой группы — ТавараЯ Сотацу (?–1643?) и Огата Корин (1658–1716) — брали классические сюжеты и приемы изображения, но претворяли их в совершенно новой, ярко декоративной манере. Их творчество явилось определенным символом изменившихся общественных вкусов в Эдо (совр. Токио) в XVII–XVIII вв.

Жанровая живопись, фудзокуга, к концу XVI в. обрела значительную популярность, вызвав к жизни стиль укиё-э, т.е. «картины бренного мира». Темой укиё-э стала жизнь «веселых кварталов» и чайных домов в Эдо, а также других крупных центров городской культуры. Живопись укиё-э породила целую индустрию гравюры на дереве.

Конец эпохи Эдо отмечен эклектикой живописных стилей. Все заметней становилось влияние европейской живописи, что привело к появлению в конце XVI в. т.н. искусства намбан («южных варваров»). Китайские и европейские новации в живописи просачивались через портовый город Нагасаки, где возникли т.н. школа Нагасаки и живопись в европейском стиле. Ведущие художники этого периода — Маруяма Окё (1733–1795) и Мацумура Госюн (1752–1811), основатели школы МаруЯма-СидзЁ, а также Ито Дзякутю (1716–1810). Их творчество демонстрирует смешение японских, китайских и европейских элементов, сильно заметно возросшее внимание к натуралистическому изображению.

Другой значительной тенденцией в поздний период Эдо стала «живопись литераторов» — бундзинга. Принадлежащие к этому направлению мастера черпали вдохновение в творчестве художников-любителей интеллектуальной элиты Китая, которые, начиная с династии Юань, занимались живописью в т.н. стиле южной живописи (яп. нанга). Стиль нанга в XVIII в. через Нагасаки проник в Японию — художники-иммигранты из Китая ввезли определенную культурную традицию, описание которой ранее можно было найти в многочисленных ксилографических изданиях в традиционных терминах китайской эстетики.

YOSA BUSON:Travelers on Horseback on a Mountain in Spring, 1770s Известным мастером живописи нанга был Ватанабэ Кадзан (1793–1841), ученый и общественный деятель начала Х1Х в.

Первые художники бундзинга — Гион Нанкай (1677–1751), Сакаи Хякусэн (1697–1752) и Янагисава Кэн (1704–1758) — скорее имитировали, чем создавали новое. Второе поколение — Икэно Тайга (1723–1776), способный наполнять свои китайские и японские пейзажи целой гаммой Uragami Gyokudo: Clouds Shield the Layered Cliffs настроений, и Ёса Бусон (1716–1783), создававший удивительно проникновенные по своему лиризму работы. Среди значительных художников позднего периода бундзинга: Урагами Гёкудо (1745–1820), Окада Бэйсандзин (1744–1820), Таномура Тикудэн (1777–1835), Ямамото Байицу (1783–1856). Последним представителем школы бундзинга стал один из великих мастеров современной живописи Томиока Тэссай (1836–1924). Можно считать, что следующая эпоха Мэйдзи (1868–1912) стала завершением периода классической японской живописи и началом современного периода изобразительного искусства


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru